Модель воспитательной системы класса


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №128»
Модель воспитательной системы класса
«ОТ КЛАССНОГО СОДРУЖЕСТВА К ГРАЖДАНСКОМУ ОБЩЕСТВУ»
Разработала:
учитель физики, классный руководитель 6 «б» класса
Чудина Анастасия Андреевна
г. Нижний Новгород
2015 год
Введение
Дети - это наше будущее! Правильное воспитание - наше счастливое будущее. Воспитывая детей, мы вершим судьбу нашей страны. С чего же это воспитание начать? Безусловно, с любви к Родине!
В народе говорят, что человек впитывает любовь к Родине с молоком матери. Но сегодня патриотизм каждого из нас подвергается серьезным испытаниям. Современная ситуация в России характеризуется социальной дифференциацией общества, снижением общего уровня нравственности и пренебрежением духовных ценностей. Глубокое патриотическое чувство россиян сменилось на вандализм и циничный отказ от своего Отечества. Нередко можно услышать или прочесть в социальных сетях нелицеприятные высказывания в сторону нашей Родины со стороны молодых граждан, которую они, насмехаясь, называют "рашка","роисся".
Повсеместно наблюдается недостаток принципов и правил жизни, которые сознательно принимались бы большинством граждан, корректного и конструктивного социального поведения, а так же отсутствие ориентиров смысла жизни. Чем юному россиянину, растущему в такой среде, питать свою любовь к Родине? Как вырасти Человеком?
В связи с этой проблемой, в Концепции модернизации образования обозначен заказ государства: "развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за её социально - экономическое процветание".
Для воспитания гражданина с высоким самосознанием, обладающим активной нравственностью, государство определило главного педагога, который определяет направления воспитательного процесса в соответствии с государственной Стратегией развития воспитания. Это - классный руководитель. Успешность формирования гражданина российского государства находится в прямой зависимости от его умений прогнозировать развитие личности. Поэтому первостепенной задачей классного руководителя является диагностика данных проблем и возможных путей их решения.
Анализ диагностических работ, проведённых в 5 «б» классе показал, что у коллектива эти проблемы есть. И они требуют безотлагательного решения. Так возникла потребность в создании воспитательной системы, позволяющей сформировать нравственные и ценностные ориентиры, чувство патриотизма и любви к Родине, чувство ответственности за себя и своего товарища.
Воспитание гражданственности является одним из основных принципов государственной политики в области образования. Поэтому данная воспитательная система класса строится на основе «Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 г.» — документа, отражающего совокупность официально принятых взглядов на государственную политику в области патриотического воспитания, закона «Об образовании в РФ», Указа Президента «О национальной стратегии действий в отношении детей РФ до 2017 года».
Все вышеперечисленные государственные акты направлены на учёт интересов детей, а так же на учёт потребностей интересов российского общества в условиях глобальных вызовов. Возрождение гражданственности и патриотизма в современных исторических условиях является гарантом существования и продуктивного функционирования общества, усиления его культурно-созидательного потенциала, духовного развития составляющих его личностей.
Однако всё великое начинается с малого! И любовь к Родине начинается с любви к матери, семье, учителю, школе… Ребёнку предстоит долгий путь от осознания и принятия того, что он является членом семьи, выполняющим обязанности, частью классного коллектива, несущей ответственность за свои поступки и поступки своего товарища, до формирования устойчивой гражданской позиции. По эти причинам воспитательная система класса, опирающаяся на важнейшие государственные акты, разработанная с учётом диагностированных проблем, получила название «От классного содружества к гражданскому обществу».

1. Аналитические основы
Работа над созданием модели воспитательной системы класса «От классного содружества к гражданскому обществу» была начата в 2014 году. Началась она с изучения материалов, предоставленных учителем начальных классов детей, с которыми предстояла работа. Проанализировав предоставленные данные, я уже пришла к выводу, что работа мне предстоит с ребятами активными, целеустремлёнными и требовательными к своему учителю(!). При всём том, для определения приоритетного направления в своей деятельности этих данных было недостаточно.
Для того чтобы воспитательная работа в классе была качественной, а работа с классом шла продуктивно, необходимо получить ряд достоверных сведений о коллективе, с которым предстоит работа, об индивидуальных особенностях детей и конечно дальнейшей эффективности работы. Следовательно, первоочерёдной задачей являлось овладение арсеналом диагностических средств. Объектами для первичной педагогической диагностики выступили:
первичный детский коллектив;
индивидуальные особенности каждого;
система отношений;
семья.
Социальный паспорт класса
Количество учеников – 28
Количество мальчиков – 13
Количество девочек – 15
В классе практически равное количество мальчиков и девочек. Это позволит создать атмосферу воспитывающего содружества, взаимоуважения как основы отношений между учащимися противоположного пола. Представляется возможным расширение круга интересов и увлечений мальчиков и девочек.
Всего семей – 28
Полных семей – 23
Неполных семей – 5
Состав семьи играет большую роль в её воспитательной функции. Родительский состав класса – 82 % полных семей. Согласно концепции В.А. Сухомлинского, любые нравственные, гражданские идеи ребенок должен соотносить, прежде всего, с атмосферой, образом жизни семьи, с социально-нравственными взглядами и убеждениями родителей. Поэтому такое число позволяет говорить о гармоничном сочетании семейного и общественного воспитания. Полная семья в сотрудничестве с классным руководителем способствует самоутверждению ребёнка, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.
Кол-во родителей, имеющих среднее образование – 2
Кол-во родителей, имеющих средне-техническое образование – 8
Кол-во родителей, имеющих средне-специальное образование – 21
Кол-во родителей, имеющих высшее образование – 20
Большинство учащихся класса воспитывается в семьях, где хотя бы один из родителей имеет высшее образование. Это предполагает успешное сотрудничество с классным руководителем и высокий потенциал семьи в образовательных и воспитательных процессах, продуктивное просвещение родителей по педагогическим и психологическим направлениям. Но всё же большая часть родителей имеет средне – техническое или средне – специальное образование, поэтому необходимо создание условий для консультирования родителей по проблемам воспитания.
На первом родительском собрании родителям была предложена анкета, в которой они, отвечали на один из нескольких вопросов: «В каких делах класса Вы могли бы помочь?»

Родители принимают активное участие в жизни школы и класса, посещают родительские собрания и ведут контроль над учебной деятельностью ребёнка. Большая часть родительского коллектива открыта для сотрудничества с классным руководителем.
Внеурочная деятельность учащихся
Изучение круга интересов учащихся класса позволит определить сферу деятельности каждого ученика в жизни класса и школы и использовать потенциал каждого учащегося для успешного функционирования воспитательной системы.
Увлечения детей достаточно разнообразны, между тем, предпочтение отдаётся спортивным секциям: лёгкая атлетика, флорбол, хоккей, спортивная и художественная гимнастика. В связи с этим, ребята систематически занимают первые места на школьных и районных соревнованиях. В 2015 году стали призёрами «Президентских спортивных игр».

Беспокоит, что 25 % ученического коллектива не посещает никаких дополнительных занятий, поэтому необходимо их вовлечение в жизнедеятельность класса, проведение вечера интересов, чтобы ребята смогли узнать о возможностях дополнительного образования.
Психолого – педагогическая диагностика
Безусловно, нелегко оценить сложный мир личности, специфику взаимодействий между детьми, процессы, происходящие в детском коллективе. Необходимо пользоваться специальными методами педагогической диагностики.
Метод педагогической диагностики Цель Результат
Социометрия Дж.МореноВыявление межличностных отношений в классе

Вывод: Диагностика позволила выявить лидеров класса, группировки, которых в классе имеется три, а так же межличностные отношения в классе. Критерием социометрического выбора послужил вопрос: "С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?" По расчётам коэффициент взаимности = 52%. Такой результат свидетельствует о высоком уровне сформированности коммуникативных навыков и достаточно высокой сплочённости детского коллектива. Однако, 20% учащихся за годы обучения в начальной школе не смогли найти точек соприкосновения с коллективом.
Уровень сформированности классного коллектива
"Какой у нас коллектив?" Лукошкин А.Н. Выявить степень удовлетворённости учащихся своим коллективом, определить, насколько они считают его единым и крепким

Вывод: Большая часть класса считает, что коллектив находится на третьей ступени развития под названием "Мерцающий маяк". Такая позиция детей говорит о неуверенности в настоящем коллективе, некоторой неудовлетворённости деятельностью коллектива. Дети нуждаются в лидере, как формальном, так и неформальном.
На низком уровне находится уровень самоуправления в классе. 11% учащихся определили коллектив на на первую ступень развития, что говоритт об их неудовлетворённости в жизни класса, 14 % учащихся, напротив, переоценили возможности своего класса, позиционируя не столько коллектив, сколько себя самого, с "Горящим факелом".
Уровень воспитанности
Капустин Н.П., Шилова М.И. Изучения уровня воспитанности каждого учащегося и класса в целом, определить западающие качества личности
Вывод: Среднее значение уровня воспитанности рассчитывалось, исходя из данных, полученных в ходе анкетирования учащихся, их родителей и классного руководителя. Значение 4, 3 балла говорит о хорошем уровне воспитанности в классе и предполагает положительную самостоятельность в деятельности и поведении, но общественная позиция ситуативна.
Построение линейной диаграммы по полученным данным позволило определить западающие качества личности учащихся класса, такие как "долг и ответственность", «коллективизм» и "честность и справедливость", и преобладающие – «культурный уровень» и «ответственное отношение к учёбе»
Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе. М.И.РожковОпределить уровень развития ученического самоуправления
Вывод: Значение коэффициента по 2 компоненту говорит о среднем уровне организованности классного коллектива. Однако значения по 1 и 3 компонентам свидетельствуют о том, что коллектив не включён в самоуправленческую деятельность. Наблюдается низкий уровень ответственности членов коллектива за его дела. Таким образом, в коллективе низкий уровень ученического самоуправления.
Диагностика личностного роста школьников
П.В.Степанов, Д.В.Григорьев,И.В.Степанова
Оценка статичного состояния ценностных отношений школьника к миру, к другим людям, к самому себе. Выявление динамики развития личности школьника (его личностного роста или личностного регресса).
Вывод: К объектам нравственных ценностей, представленных в опроснике методики, у детей складывается в равных долях устойчиво – позитивное или ситуативно – позитивное отношение. Устойчиво негативное вовсе отсутствует.
Наиболее высокие показатели ситуативно – негативных ситуаций отмечается по отношению:
к труду - 34%: Отношение ребят к труду безразличное, они не прочь переложить работу на другого. Очень сложно организовывается процесс уборки кабинета;
к человеку как таковому - 36%: Детям свойственно делить людей на нормальных и ненормальных, здесь можно столкнуться с формированием группировок, конфликтных ситуаций;
к душевному «Я» - 30%: В силу своего возраста дети не уверены в своем внешнем и моральном облике, приложить стараний к своему самосовершенствованию у них не хватает духа.
Наиболее высокие показатели устойчиво - позитивных ситуаций фиксируются по отношению:
к семье - 89%: Дети дорожат семейными традициями, внутрисемейными отношениями, любят делиться историями, делают акцент на мелочах;
к природе -57%: Ребята ощущают потребность гармонии мира, в котором живут, способны к состраданию и жалости к живому существу. Ребята пристраивают брошенных домашних животных, подкармливают их.
к миру - 71%: В поведении детей отсутствует жестокость, в классе нет драк. Отсутствуют ребята, чьи права были бы ущемлены.
к телесному «Я» - 87%: Учащиеся класса выступают за ЗОЖ. Вредным привычкам предпочитают занятия спортом. Переживают за плохое физическое состояние своих друзей.
Анкета «Я – патриот» выявить наличие знаний и представлений у учащихся о традициях, культуре и истории своего народа; отношение учащихся к такому качеству как патриотизм
Вывод: Результаты анкетирования позволяют сделать о том, что большая часть коллектива не понимает сущности важнейших сторон патриотизма, не придаёт существенного значения обязанностям, вытекающим из определения этого понятия. Патриотизм не рассматривается как источник трудовых и ратных подвигов. Понимание ребят ограничивается любовью, к Родине. Но это в свою очередь является критерием положительного отношения к такому качеству как патриотизм.
Анализ полученных результатов педагогической диагностики (см.Приложение 1) позволяет обозначить проблемы, существующие в первичном классном коллективе, среди которых:
отсутствие навыков самоуправленческой деятельности;
низкий уровень осознания понятия патриотизма;
несформированность нравственных качеств, таких как ответственность, честность, справедливость, чувство долга;
негативное отношение к труду.
Выделенные проблемы определяют направления воспитательной работы с классом, которые призваны реализовать принципы воспитательной системы:
гражданско – патриотическое;
духовно – нравственное;
культурное;
интеллектуально – познавательное;
спортивно - оздоровительное;
экологическое.
семья.
3. Концептуальные основы
«Воспитание гражданина ради славы Отечества должно быть во главе воспитания».М.В.ЛомоносовПриоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В. В. Путиным: «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».
Именно поэтому патриотическое и гражданское становление личности школьников выходит на первый план в современной системе воспитания. Поскольку, образованию отводится ключевая роль в духовно - нравственной консолидации российского общества, именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника.
Дети – это не только демографическая категория, контингент учащихся, но и социально активная часть общества, участвующая в меру сил и возможностей в общественной жизни. Большие возможности для содействия развитию социальной активности детей должны быть заложены в деятельности детского объединения на базе школьного класса. Между учащимися класса должно сложиться содружество, которое позволит не только создать сплочённый коллектив, но и повысит его активность, а так же поможет детям в учёбе.
Главным фактором развития личности в таких условиях является не только содружество детей, но и содружество педагога с классным коллективом, что содействует становлению статуса и позиции ребёнка как субъекта деятельности и отношений. Учащиеся класса – полноправные члены содружества, активно сотрудничающие с педагогом, а не только подчиняющиеся ему. В такой деятельности ребята реализуют важнейшие в детском и юношеском возрасте потребности общения, самоопределения, самореализации. Участвуя в делах классного содружества, ребята формируют свои взгляды, поведение и характер.
Стоя на позиции деятельностного подхода, хотелось бы особо подчеркнуть субъектную сущность воспитания: ребенок развивается только в самостоятельной активной деятельности. Необходимо проводить ребенка через систему конкретных действий, “вложения душевных сил”, “создания радости для других”, говоря словами В.А. Сухомлинского. Важно создать условия для саморазвития и самовоспитания личности ребёнка.
Над проблемой гражданского воспитания работали многие философы, государственные деятели на разных этапах развития общества и государства.Известно, что в России активным сторонником воспитания «во славу Отечества» был Петр I. Призывал воспитывать гражданскую честь и готовность служить Отечеству М.В.Ломоносов. Проблема качеств гражданина в России изучалась такими известными мыслителями, как: В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.А.Добролюбов, А.Н.Радищев.Разрабатывали теорию и практику образования и воспитания граждан многие известные педагоги советского периода: Н.К.Крупская, П.Н. Лепешинский, А.В.Луначарский, А.С.Макаренко, М.Н.Покровский, В.А.Сухомлинский. Внесли существенный вклад в дело исследования теории и практики гражданского воспитания известные педагоги современности Б.Т.Лихачев и В.А.Сластенин.
В концептупальные основы программы были заложены труды таких авторов, как В. А. Сухомлинский, А.С. Макаренско, И.П. Иванов, Ш.А. Амоншвили, Е.Н. Степанов и др.
Основополагающие принципы воспитательной системы класса:
Принцип гуманистической направленности;
Принцип патриотизма;
Принцип социального партнёрства;
Принцип коллективно – творческой деятельности;
Принцип системности; преемственности и непрерывности в развитии школьников, с учетом особенностей ее различных категорий;
Принцип единства слова и дела.
Реализация этих принципов осуществляется через разнообразные формы и методы работы с классом, которые выбираются в соответствии с возрастом учеников, местом встречи классного коллектива, дидактико – воспитательными целями.
Формы:
Методы:
конкурсы рисунков, песен, стихов, сочинений;
поисково-исследовательская работа;
акции;
инсценировки;
уроки мужества;
классные часы
тренинги;
проекты;
игры;
олимпиады.
деловая игра;
«путешествие»;
ролевая игра;
экспериментальный журнал;
коллективно – творческое дело;
устный журнал;
беседа;
просмотр видеофильмов, спектаклей;
экскурсия;
дискуссия;
игровые методы;
соревнования;
дежурство;


Цель и задачи воспитательной системы
«От классного содружества к гражданскому обществу»
Цель: создание условий на основе социального партнёрства с семьёй для формирования гармоничной, самосовершенствующейся, интеллектуально – развитой личности, способной правильно оценить смысл и последствия своих действий.
Задачи:
Развивать чувство повышенной ответственности к учению, способствовать развитию интеллектуальных способностей;
Формировать патриотические и гражданские качества личности;
Вырабатывать навыки самоуправленческой деятельности, создать условия для успешного личностного роста через самоуправление;
Воспитывать уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народа;
Формировать ответственное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни, мотивацию в детской и семейной среде к развитию физической культуры;
Развивать навыки совместной работы, умение работать самостоятельно;
Воспитывать чувство ответственности за состояние природных ресурсов, умения и навыки природопользования;
Организовать социальное партнерство с семьёй, воспитывать ценностное отношение к семье и качествам семьянина;
Повышать педагогическую культуру родителей, способствуя раскрытию их творческого потенциала.

Механизм реализации
Этапы реализации:
1 этап: 5 класс
Проектирование воспитательной системы класса
Воспитательная система рассчитана на пять лет и реализуется в 4 этапа:
изучение интересов, потребностей членов классного коллектива;
изучение учащихся, их семей; выбор методик для мониторинга воспитательной деятельности;
формирование традиций класса;
создание совместно с родителями единого воспитательного пространства для формирования личности ребёнка, определения перспектив жизнедеятельности класса и образа класса,
формирование ученического самоуправления в классе.

Определение целей и задач, направлений системы;
Формирование поведенческих норм в коллективе, рождение традиций;
Проявление внутренних позиций ученика;
Активное включение родителей в деятельность класса.

укрепление межличностных отношений;
формирование чувства «мы»;
апробация форм и методов совместной деятельности;
взращивание традиций классного коллектива;
2 этап: 6 класс
Становление воспитательной системы класса

Укрепление межличностных отношений в семье и в классе;
Совместная деятельность по организации детей и родителей;
Сложившаяся система моральных и поведенческих норм

поддержание воспитательной системы, функционирующей по проектному замыслу;
создание условий для активного развития самоуправленческих начал;
организация совместной деятельности, формирующей индивидуальность классного коллектива.
3 этап: 7 -8 класс
Функционирование воспитательной системы класса

Формирование нравственных позиций учащихся;
Применение навыков самоуправления, самостоятельная организация дел класса;
Тесное сотрудничество с семьёй.

4 этап: 9 класс
Совершенствование воспитательной системы

анализ проделанной работы;
подведение итогов;
поиск новых идей, форм и способов обновления жизнедеятельности в классе.

Повышение уровня интеллектуального развития;
Привитие нравственных норм;
Совершенствование навыков самопостроения, самореализации;
Повышение культурного уровня;
Развитое чувство гражданственности и патриотизма.
Крепкое содружество «учитель – ребёнок – родитель».

Направления деятельности:
Направления воспитательной работы с классом выбраны на основе приоритетных областей воспитания государственной политики, отраженные в Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года.
Направления деятельности:
Задачи:
Гражданско – патриотическое
создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;
развитие культуры межнационального общения;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;
формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
формирование российской идентичности;
формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России;
развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества;
Духовно – нравственное:
развитие у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра;
развитие сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;
оказание помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.
Спортивно - оздоровительное формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;
формирование в детской и семейной среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания;
развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек;
использование потенциала спортивной деятельности для профилактики асоциального поведения;
содействие проведению массовых общественно-спортивных мероприятий и привлечение к участию в них детей.
Интеллектуальное создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
повышение заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества.
Культурное эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и кинематографического;
создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;
Экологическое
развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;
воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии.
Трудовое воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;
развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.

Управление жизнедеятельностью классного содружества
Управление классным коллективом строится на взаимозависимости различных сфер активности, взаимодополняющие воспитательные техники и, самое главное, учёт особой роли личности как сложной самоорганизующейся системы. Таким образом, управление системой, в которой формируется содружество, можно изобразить с помощью схемы:
Связи в коллективе
Общество
Семья
Игры
Общение
Саморазвитие
Деятельность
Нормы
Правила
Дела
ЦЕЛЬ
САМОУПРАВЛЕНИЕ
АКЦИИ

Структура ученического самоуправления
Ученическое самоуправление является эффективным средством воспитания, позволяющего оказать влияние на формирование коллектива и удовлетворение его потребностей. Удовлетворение той или иной потребности происходит в процессе деятельности. Потребность определяет и направляет эту деятельную активность, побуждает искать возможности. В школьном возрасте ребёнок испытывает потребность в принадлежности к коллективу, потребность к объединению. Формированию чувства принадлежности к коллективу способствуют формы сотрудничества. Совместная работа формирует интерес участников коллектива друг к другу. Поэтому очень важно создать условия, в которых ученик смог бы ощутить себя значимой частью коллектива, несущего ответственность за его развитие.
В школе созданы все условия для развития детского самоуправления. Одним из них является функционирование детского объединения под названием "СНГ", что означает "Содружество независимых губерний", где каждый класс, во главе с губернатором, выстраивает свою деятельность как независимая губерния по основным направлениям. (См. Приложение 2).
Структура ученического самоуправления в классе предполагает включение всех её участников в непосредственное взаимодействие, а не в пассивное созерцание и наблюдение за процессом воспитания. Можно сказать, что класс, предстающий в виде губернии, является моделью микрогосударства, которое развивается, соблюдает законы, создаёт реформы. И самое главное, осознаёт степень своей ответственности перед своей губернией в том или ином направлении деятельности "СНГ", ощущает себя неотъемлемой частью своей губернии, а так же всего содружества губерний.
Основные направлениями деятельности классного содружества являются:
Знание: оказание помощи в учебном процессе, проведение интеллектуальных мероприятий, контроль над успеваемостью в классе.
Дисциплина и порядок: соблюдение санитарных норм, контроль выполнения графика дежурств, инспектирование нарушителей дисциплины.
Культура: участие в конкурсах, КТД, праздниках, концертах, мониторинг культурно – массовых мероприятий.
Здоровье и спорт: проведение физкультминуток на уроках и разминки для глаз, организация спортивных мероприятий, ответственность за набор команд для соревнований.
Пресс – центр: выпуск стенгазет, оформление классного уголка, распространение в классе положений о конкурсах и мероприятиях.
За каждое направление назначается ответственный – министр.
Во главе содружества стоит губернатор, избираемый классом. 1
2
3


В данной структуре самоуправления можно выделить три группы ролей, которые выполняют ребята в коллективе:
потребители – они участвуют в мероприятиях, являются зрителями концерта, наблюдатели в игре;
исполнители – участвуют в подготовке и проведении встречи, концерта, участники игры;
организаторы – участвуют в принятии всех управленческих решений и во всех этапах деятельности.
1
3
2

Тем не менее, формат содружества позволяет ребятам в равной степени проявлять активность на всех стадиях деятельности, а именно при:
планировании;
принятии решений;
выполнении работы;
подведении итогов, получении наград.
2
1
3
4
5
6
Ребята всем коллективом проходят этапы развития детского содружества:

Социальное партнёрство с семьёй. Родительское самоуправление
В условиях школы воспитание напрямую зависит от соотношения трёх переменных:
Лишь гармония в этом триумвирате позволит создать для ребёнка «атмосферу воспитывающего содружества, гарантирующую каждому ребёнку равные стартовые возможности в образовании себя как человеческой личности».
Одновременно с развитием общества изменяется и семья. Сегодня она не в состоянии полностью реализовать свой воспитательный потенциал. Связано это как с существующей политической и экономической ситуацией, так и с желанием родителей по старой привычке переложить функцию воспитания на государство(школу). Но школа лишь создаёт условия для творчества и развития, формирования гражданственности. Всё остальное – дело семьи.
Однако родительское общество не всегда сориентировано на активное участие в жизнедеятельности класса, на взаимопонимание и взаимопомощь. Поэтому классному руководителю необходимо организовать долговременное сотрудничество, основанное на взаимоуважении и согласованности деятельности, направленной на создание условий для развития творческой, нравственно – полноценной, эмоционально, социально и физически здоровой личности. Лишь при таком взаимодействии воспитание будет успешным.
Способом достижения взаимодействия педагога с родителями является работа по следующим направлениям:
изучение семьи;
психолого – педагогическое просвещение родителей;
индивидуальная работа с родителями;
привлечение к учебно - воспитательному процессу.
Для построения сотрудничества необходим учёт запросов родительского коллектива и уровня их просвещённости, в связи с которыми определяются формы работы с семьёй:
Форма работы Цели и задачи
Беседа Установление контакта между учителями и родителями
Телефонный звонок Получение информации от родителей, оповещение родителей
Опросники, анкеты Изучение различных сторон воспитательных действий родителей, отношения к ребёнку
Посещение занятий Знакомство родителей с особенностями работы класса, отдельного ученика, учителя
Родительские собрания Повышение педагогической культуры родителей, организация участия родителей в жизни класса
Помощь в организации деятельности Заинтересованность, организация взаимодействия всех сторон воспитательно – педагогического процесса
Досуговые мероприятия Эмоциональный контакт ребёнка, родителя и педагога, формирование культуры досуга, инициативы родителей.
Совместное творчество Организация совместной деятельности, сплочение родительского коллектива
Индивидуальное консультирование Помощь в решении проблем ребёнка и родителя
Посещение детей на дому Контроль, поддержка, получение информации
Благодарственные письма Поощрение, стимуляция родительской инициативы
Родительский мастер – класс Поддержка родительского авторитета, заинтересованность, сотрудничество
СМИ Презентация в социуме
Гостиные, лектории Просвещение родителей, обсуждение и решение проблем, сплочение родительского коллектива
Информационный стенд Информирование о достижениях, деятельности в кружке, секции
Совместные занятия Заинтересованность, выработка единой позиции родителей и педагогов во взаимодействии с ребёнком, передача опыта, принятие детей и родителей
КТД Сплочение детско – родительского общества, улучшение взаимопонимания
Наиболее актуальной и значимой в родительском самоуправлении формой работы классного руководителя с родителями учащихся является родительское собрание. На первом родительском собрании в сентября утверждается план родительских собраний на год.
Планирование родительских собраний
Сроки Тема собрания
5 класс
сентябрь Давайте познакомимся!
октябрь Особенности адаптации пятиклассников
ноябрь Домашние задания: помощь или контроль?
декабрь Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнка
февраль Знаете ли вы своего ребёнка?
март Культурные ценности семьи и их значение для ребёнка
апрель Здоровый образ жизни на примере родителей
май Вот мы и стали на год взрослей!
6 класс
сентябрь «За» и «против» подросткового возраста
октябрь Успешность обучения: от чего она зависит?
ноябрь С чего начинать воспитание воли у подростков?
декабрь Роль книги в развитии интеллектуальных и личностных качеств человека
февраль Физическое развитие школьника и пути его совершенствования
март Влияние благополучия семьи на личностное развитие подростка
апрель Карманные деньги: «за» и «против»
май Достижения года
Таким образом, создаются условия для расширения участия семьи в воспитательной деятельности школы, для просвещения и консультирования родителей по психолого – педагогическим вопросам. Взаимодействие «учитель – ученик – родитель» способствует достижению положительных результатов. Классное содружество выходит за рамки «классного», включая в свою деятельность родительский состав, что содействует укреплению семьи и возрождению семейных и нравственных ценностей. И такое содружество сможет смело сделать шаг в гражданское общество.

Мониторинг эффективности воспитательной системы класса «От класного содружества к гражданскому обществу»
Цель: оценка эффективности реализации воспитательной системы, коррекция задач.
В течение 2014 – 2015 года воспитательная система класса функционировала в ключе совместной деятельности классного руководителя, учащихся и их родителей. Именно такое сотрудничество в конце года принесло определённые результаты, которые стали видны из повторной диагностики, проведённой в конце учебного года.
Метод педагогической диагностики Результат
В начале года В конце года
Уровень сформированности классного коллектива
"Какой у нас коллектив?" Лукошкин А.Н.
Вывод: Большая часть класса по прежнему считает, что коллектив находится на третьей ступени развития под названием "Мерцающий маяк". Однако 25 % учащихся сделали шаг на следующую ступень, что говорит о росте степени удовлетворенности учащихся своим коллективом.
Уровень воспитанности
Капустин Н.П., Шилова М.И.
Вывод: Уровень воспитанности в среднем вырос на 0, 2 балла. Заметный рост произошёл по качеству «Честность и справедливость».
Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе. М.И.Рожков
Вывод: Учащиеся постепенно включаются в самоуправленческую деятельность, начинают проявлять интерес в организации классных и школьных мероприятий. Особенно ощутимо возросли показатели по 3 группе компонентов уровня развития самоуправления в коллективе: ребята начинают чувствовать ответственность за членов коллектива.
Диагностика личностного роста школьников
П.В.Степанов, Д.В.Григорьев,И.В.Степанова

Вывод: Наблюдается положительная динамика личностного роста. Формируется устойчиво – позитивное отношение к Отечеству, к труду. Ребята стали ответственнее относиться к своим трудовым обязанностям. Показатель ситуативно – негативного отношения к человеку как таковому, Отечеству и труду снижается. Ребята начинают чувствовать ответственность за судьбу страны.
Сочинение
«Патриотизм и как я его понимаю»
Вывод: Положительная динамика по данным направлениям, безусловно, отразилась на осознании учащимися своей гражданской значимости. При поддержке учителя русского языка и школьного психолога было проведено сочинение и дальнейшая его интерпретация, которая дала возможность оценить уровень патриотизма ребят – 54 % коллектива имеют средний уровень патриотизма.
Анкета «Дом моей души»
Ш.А. АмонашвилиАнкета позволяет определить степень духовного развития каждого ребёнка в классе. Наибольшее затруднение в ответе у ребят вызвал вопрос «Более всего меня огорчает» и «Моя миссия на Земле». Среди ответов ребят можно найти ответы, что их миссия на Земле:
«Очищать природу»;
«Лечить животных»;
«Помогать и спасать людей»;
«Делать этот мир добрее»
«Для защиты родителей, когда они состарятся»;
«Спасти мир»;
«Лечить людей»;
«Сделать крепче Россию, её оборону укрепят мои изобретения»;
Такие ответы позволяют говорить о формировании духовно – нравственной и гражданско – патриотической составляющей личности. Выявить и укрепить потенциал такой личности.
Образовательная деятельность учащихся так же показала положительные результаты: в классе 2 отличницы, 15 хорошистов, остальные имеют удовлетворительные результаты. Однако 2 учащихся всё же имеют определённые трудности в обучении. На последнем классном часе по итогам года было решено закрепить за ребятами шефство.
Вывод: по итогам 2014 – 2015 года года на заключительном родительском собрании приянто решение продолжить работу по ранее определённым направлениям.

Ожидаемые результаты
Совместная целенаправленная деятельность всех участников реализации воспитательной системы предполагает, что к окончанию 9 класса нами будут достигнуты ожидаемые результаты воспитательной системы:
Развитие интеллектуальных способностей, устойчивый интерес в научных познаниях и готовность продолжать образование;
Сформированность гражданственности и патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России;
Сформированность гражданской идентичности;
Уважительное отношение к культуре, языкам, обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;
Интерес родителей к учебно – воспитательному процессу, повышение престижа семьи, педагогическая просвещённость родителей;
Ответственное отношение к своему здоровью, принятие норм здорового образа жизни;
Стремление к самопознанию, самопостроению, самоуправлению, самосовершенствованию;
Конечным результатом реализации воспитательной системы должна стать модель личности выпускника – гражданина России.

Заключение
Будущее России можно построить, только следуя за нашими святынями, которые даны нам историей и определяют общность нашей судьбы. Россия не возродится, если духовно-нравственные ценности не будут поставлены в основу современной системы образования и воспитания подрастающего поколения. Без обращения к традициям невозможно дальнейшее развитие страны. Патриотизм должен стать источником существования и развития общества, а так же основой для формирования гражданской позиции человека, его готовности к активным действиям на благо России, ее возрождение как великой державы, воспитания личности, для которой принадлежность к Родине является высшим принципом, смыслом жизни, исполненным беззаветному служению Отечеству.
Каким должен быть учитель, воспитывающий патриотов своей страны? Безусловно, он должен отвечать определёнными личностными качествами. На мой взгляд, воспитывая граждан своего Отечества, учитель сам должен быть таковым!
Патриотическое воспитание немыслимо без возникновения особых отношений между детьми и взрослыми, между различными общностями, в которые вовлечены дети и молодые люди. В этом проявляется общая закономерность воспитательного процесса, стержнем которого является целенаправленное формирование личности в коллективе и через коллектив.
Успешность и результативность  патриотического воспитания во многом зависит от  профессионально-личностных особенностей деятельности педагогов в области патриотического воспитания,  эмоциональной  отзывчивости, нравственной чуткости,  творческого стиля мышления, находчивости, способность к эмпатии, ориентации на интересы  и запросы молодых людей.
Будущее - в ваших руках! Счастливое будущее ваших детей - в руках учителя...
Приложение 1
Методы педагогической диагностики
Какой у нас коллектив? по А.Н. ЛутошкинуХод проведения. Школьникам предлагаются характеристики различных уровней развития коллектива по А.Н. Лутошкину: «Песчаная россыпь», «Мягкая глина», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горящий факел».
«Песчаная россыпь»
Присмотритесь к песчаной россыпи - сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет по площадке. Дунет ветер посильнее и не станет россыпи.
Бывает так и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, что «сцепляло» бы, соединяло людей. Здесь люди или еще мало знают друг друга, или просто не решаются, а может быть, и не желают пойти навстречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к рыхлости, рассыпчатости группы.
Группа эта существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в нее входит.
«Мягкая глина»
Известно, что мягкая глина - материал, который сравнительно легко поддается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера, а таким в группе, классе, ученическом коллективе может быть командир или организатор дела, этот материал превращается в искусный сосуд, в прекрасное изделие. Но он может остаться простым куском глины, если к нему не приложить усилий. Когда мягкая глина оказывается в руках неспособного человека, она может принять самые неопределенные формы.
В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робки, не все получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы.
Скрепляющим звеном здесь могут стать нормальная дисциплина и требование старших. Отношения разные - доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Подлинного мастера - хорошего организатора пока нет или ему трудно проявить себя, так как по-настоящему его некому поддержать.
«Мерцающий маяк»
В штормовом море маяк и опытному и начинающему мореходу приносит уверенность: курс выбран правильно, «так держать!». Заметьте, маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я готов прийти на помощь».
Формирующийся коллектив озабочен тем, чтобы каждый шел верным путем. В таком ученическом коллективе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание - это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требует постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В группе есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители» маяка, те, кто не даст погаснуть огню, организаторы, актив.Группа заметно отличается среди других групп своей индивидуальностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не всегда хватает сил у некоторых членов группы подчиниться коллективным требованиям. Недостаточно проявляется инициатива, не столь часто вносятся предложения по улучшению дел не только в своем коллективе, но и в том более значительном коллективе, в который он, как часть, входит. Мы видим проявление активности всплесками, да и то не у всех.
«Алый парус»
Алый парус - это символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, преданности своему долгу. Здесь действуют по принципу: «Один за всех, и все за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника - знающие и надежные организаторы, авторитетные товарищи. К ним обращаются за советом, помощью, и они бескорыстно оказывают ее. У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за свой коллектив; все переживают горечь, когда их постигают неудачи. Коллектив живо интересуется, как обстоят дела в других коллективах, например в соседних. Бывает, что приходят на помощь, когда их об этом попросят.
Хотя коллектив и сплочен, но бывают моменты, когда он не готов идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу, но постепенно положение может быть исправлено.
«Горящий факел»
Горящий факел - это живое пламя, горючим материалом которого являются тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Да, здесь хорошо проявляются все качества коллектива, которые мы видели на ступени «Алый парус». Но это не все.
Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, подымаясь на скалы, спускаясь в ущелья, проторяя первые тропы. Но разве можно чувствовать себя счастливым, если рядом кому-то трудно, если позади тебя коллективы, группы, которым нужна твоя помощь и твоя крепкая рука. Настоящий коллектив - тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего сердца дорогу другим.
Учащиеся оценивают уровень развития своего коллектива. На основании ответов педагог может определить по пятибалльной шкале степень их удовлетворенности своим классом, узнать, как оценивают школьники его сплоченность, единство. Вместе с тем удается определить тех учащихся, которые недооценивают или переоценивают (по сравнению со средней оценкой) уровень развития коллективистских отношений, довольных и недовольных ими.
Возможен и другой вариант использования этой методики. Школьники обсуждают, разбившись на группы, следующие вопросы: на каком этапе развития коллектива находится наше классное сообщество и почему; что мешает подняться на более высокий уровень развития коллектива; что поможет стать более сплоченным коллективом. В этом случае педагог может получить более развернутую информацию о состоянии взаимоотношений в коллективе, удовлетворенности детей своим коллективом, видении школьниками перспектив его развития.
 Социометрия
Ход выполнения. Эксперимент может протекать в двух формах: путем выбора товарища по парте и «выбора в действии». В первом случае учащимся предлагается подписать свой листок и написать на нем фамилии выбранных им одноклассников. Количество выборов может быть определенным (3—5 учащихся) и неопределенным (предлагается указать несколько фамилий школьников своего класса). В любом случае желательно соблюдать последовательность предпочтений (в первую (1), во вторую (2) и в третью (3) очередь). В зависимости от характера выявляемых отношений вопросы могут быть различными: «С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?», «С кем бы ты хотел жить в одной походной палатке?», «Назови трех учеников вашего класса, которых ты рекомендовал бы для участия в дискуссии с членами молодежных организаций других стран», «С кем из учеников вашего класса ты хотел бы готовиться к контрольной работе по математике?». Одни вопросы (критерии, выбора) направлены на выявление эмоциональных связей, другие - деловых.
4759960124079000Обработка полученных данных. На основании результатов составляется матрица, куда записывается список класса, а в верхнюю строку — номера, под которыми значатся фамилии школьников. В каждой строке против номеров учащихся, выбранных данным школьником, ставятся номера выборов (1,2 или 3). Например, поскольку Леонов выбрал 1) Васильева, 2) Углова, 3) Климова, то ставятся соответствующие выборы на пересечении седьмой строки со столбцами 3,5 и 6.
Если ученики выбрали друг друга (например, по данным приведенной матрицы Антонова выбрала № 4 Дятлову, а Дятлова выбрала №1—Антонову), то эти два выбора (с координатами (1,4) и (4,1) обводятся в кружочек (взаимный выбор). В таблице они показаны курсивом» Номера мальчиков обычно обводятся треугольниками, девочек — кружочками. Затем на отдельном листе вычерчивается социограмма.
Социограмма представляет собой четыре концентрические окружности, в которые помещают все номера учащихся класса. В первый круг (центральный) помещают тех, кто набрал наибольшее количество положительных выборов (так называемые «социометрические звезды», которые имеют в два раза больше среднего количества выборов), во второй круг -«предпочитаемых» (имеющих среднее количество выборов), в третий — «пренебрегаемых» (число выборов меньше среднего), в четвертый—«изолированных» (не получивших ни одного выбора). Взаимный выбор обозначают сплошной линией между двумя соответствующими номерами, невзаимный—сплошной линией со стрелкой (от того, кто выбирал, к тому, кого он выбрал). Для большей наглядности или при большом количестве учащихся в классе указанные линии целесообразно вычерчивать различными цветами. Номера формальных лидеров заштриховывают.
3. Уровень воспитанности учащихся (методика Н.П. Капустина) (5 - 11 классы)
Учащиеся получают таблицу
Качество Долг и ответственность Бережливость Дисциплинированность Ответственное отношение к учебе Отношение к труду Коллективизм Доброта и отзывчивость Честность и справедливость Доброта и скромность Культурный уровень
Оценка Затем складываются показатели каждого ученика и делятся на количество учащихся, получаем уровень воспитанности класса. (от учеников).
Учителя предметники оценивают учеников класса без вспомогательных вопросов по 9 пунктам по 5-балльной шкале.
Так же оценивают родители.
Затем показатели сравниваются и делаются выводы.
Низкий уровень: слабое, неустойчивое положительное поведение, которое регулируется в основном требованиями взрослых и другими внешними стимулами и побудителями, самоорганизации и саморегуляции ситуативны.
Средний уровень: свойственна самостоятельность, проявление самоорганизации и саморегуляции, отсутствует общественная позиция.
Хороший уровень: положительная самостоятельность в деятельности и поведении, общественная позиция ситуативна.
Высокий уровень : устойчивая и положительная самостоятельность в деятельности и поведении, проявляется активная общественная и гражданская позиция.
4. Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе (разработана М.И. Рожковым)
Ход проведения.
На доске дано смысловое значение цифровых кодов:
4 - «Да»,
3 - «Скорее да, чем нет»,
2 - «Трудно сказать»,
1- «Скорее нет, чем да»,
0 - «Нет».
Каждый учащийся заполняет бланк со следующими цифровыми кодами и предложениями:
1. Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше._____________________________________ 4 3 2 1 0
2. Вношу предложения по совершенствованию работы класса. 4 3 2 1 0
3. Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе. 4 3 2 1 0
4. Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач. 4 3 2 1 0
5. Считаю, что класс способен к дружным самостоятельным действиям. 4 3 2 1 0
6. У нас в классе обязанности четко и равномерно распределяются между учащимися.________________________________________ 4 3 2 1 0
7. Выборный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди всех членов коллектива. 4 3 2 1 0
8. Считаю, что актив в нашем классе хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями.________________________ 4 3 2 1 0
9. Считаю, что учащиеся нашего класса добросовестно относятся к выполнению своих общественных обязанностей. 4 3 2 1 0
10. Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом класса. 4 3 2 1 0
11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед коллективом, были выполнены.________________________ 4 3 2 1 0
12. Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей._____________________________________ 4 3 2 1 0
Обработка результатов.
При обработке результатов 12 предложений разбиваются на 3 группы компонентов.
1) включенность учащихся в самоуправленческую деятельность (предложения 1-4);
2) организованность классного коллектива (5-8);
3) ответственность членов первичного коллектива за его дела (9-12).
По каждой группе подсчитывается сумма баллов, выставленных всеми участниками опроса. Затем она делится на число участников опроса и на 16 -максимальное количество баллов, которое может указать опрашиваемый в каждой группе.
Полученный коэффициент соотносится с интервальной шкалой:
Таблица
Низкий уровень развития ученического самоуправления в детском коллективе (по компоненту 1) 0-0,5
Средний уровень развития ученического самоуправления в детском коллективе (по компоненту 1) 0,51-0,8
Высокий уровень развития ученического самоуправления в детском коллективе (по компоненту 1) 0,81-1
Аналогично высчитываются показатели для оставшихся двух групп. Если хотя бы один из коэффициентов меньше 0,5, то уровень самоуправления в классе низкий.
Диагностика личностного роста учащихся П.В.Степанов, Д.В.Григорьев, И.В.Степанова
Обработка результатов
Ответы школьников распределяются по 13 шкалам: им соответствуют 13 строк в заполняемом респондентом бланке для ответов. Результаты получаются путем сложения баллов по каждой шкале.
1. Характер отношений школьника к семье показывают его оценки высказываний №№ 1, 14, 27, 40, 53, 66, 79. При этом в ответах на вопросы №№ 1, 40, 79 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 14, 27, 53, 66 знак меняется на противоположный.
2. Характер отношений школьника к отечеству показывают его оценки высказываний №№ 2, 15, 28, 41, 54, 67, 80. При этом в ответах на вопросы №№ 15, 28, 67, 80 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 2, 41, 54 знак меняется на противоположный.
3. Характер отношений школьника к Земле показывают его оценки высказываний №№ 3, 16, 29, 42, 55, 68, 81. При этом в ответах на вопросы №№ 29, 81 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 3, 16, 42, 55, 68 знак меняется на противоположный.
4. Характер отношений школьника к миру показывают его оценки высказываний №№ 4, 17, 30, 43, 56, 69, 82. При этом в ответах на вопросы №№ 4, 82 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 17, 30, 43, 56, 69 знак меняется на противоположный.
5. Характер отношений школьника к труду показывают его оценки высказываний №№ 5, 18, 31, 44, 57, 70, 83. При этом в ответах на вопросы №№ 5, 31, 44, 57, 83 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 18, 70 знак меняется на противоположный.
6. Характер отношений школьника к культуре показывают его оценки высказываний №№ 6, 19, 32, 45, 58, 71, 84. При этом в ответах на вопросы №№ 19, 32 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 6, 45, 58, 71, 84 знак меняется на противоположный.
7. Характер отношений школьника к знаниям показывают его оценки высказываний №№ 7, 20, 33, 46, 59, 72, 85. При этом в ответах на вопросы №№ 20, 59 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 7, 33, 46, 72, 85 знак меняется на противоположный.
8. Характер отношений школьника к человеку как таковому показывают его оценки высказываний №№ 8, 21, 34, 47, 60, 73, 86. При этом в ответах на вопросы №№ 47, 60, 73 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 8, 21, 34, 86 знак меняется на противоположный.
9. Характер отношений школьника к человеку как Другому показывают его оценки высказываний №№ 9, 22, 35, 48, 61, 74, 87. При этом в ответах на вопросы №№ 22, 35, 61 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 9, 48, 74, 87 знак меняется на противоположный.
10. Характер отношений школьника к человеку как Иному, как к представителю иной национальности, иной веры, иной культуры показывают его оценки высказываний №№ 10, 23, 36, 49, 62, 75, 88. При этом в ответе на вопрос №10 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 23, 36, 49, 62, 75, 88 знак меняется на противоположный.
11. Характер отношений школьника к своему телесному Я показывают его оценки высказываний №№ 11, 24, 37, 50, 63, 76, 89. При этом в ответах на вопросы №№ 11, 50, 63 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 24, 37, 76, 89 знак меняется на противоположный.
12. Характер отношений школьника к своему внутреннему миру, своему душевному Я показывают его оценки высказываний №№ 12, 25, 38, 51, 64, 77, 90. При этом в ответе на вопрос № 77 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 12, 25, 38, 51, 64, 90 знак меняется на противоположный.
13. Характер отношений школьника к своему духовному Я показывают его оценки высказываний №№ 13, 26, 39, 52, 65, 78, 91. При этом в ответах на вопросы №№ 13, 26, 39, 52, 91 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 65, 78 знак меняется на противоположный.
Интерпретация результатов
Предлагаемое описание уровней развития отношения ребенка к той или иной ценности дает приблизительную, типизированную картину того, что стоит за ответами школьника на соответствующую группу вопросов. Это не точный диагноз, это – тенденция, повод для вашего педагогического размышления.
В случае групповой диагностики при обобщении результатов не ограничивайтесь констатацией процентного распределения ответов по четырем уровням. Сделайте общую картину многогранной и многоцветной, отметьте для себя особо выдающиеся результаты.
В случае индивидуальной диагностики будьте предельно внимательны к ответам подростка. Осуществляя факторный анализ, обращайте внимание на то, какие его ответы «выпадают» из его же индивидуальной «нормы». Возможно, именно здесь – точка его личностного роста (или регресса).
И в том, и в другом варианте проведения диагностики, даже при наличии отрицательной тенденции, старайтесь подчеркнуть все имеющиеся положительные моменты.
Если вам необходимо сделать результаты опроса достоянием гласности, будьте, пожалуйста, предельно тактичны. Помните: вы не судите, вы размышляете!
От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение).
От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение)
От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение)
От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение)
Анкета «Я - патриот» Быков Д.В.,Клименко Е.И., педагог-психолог
Вам необходимо сейчас выполнить следующие задания. Ответьте, пожалуйста, на вопросы или оцените следующие предложенные вопросы и задания.
1. Считаете ли вы себя патриотом?
ДА
НЕТ
ЧАСТИЧНО
НЕ ЗНАЮ
II. Кто на Ваш взгляд в большей степени повлиял на формирование ваших патриотических чувств:
1. школа 3. окружающие люди, друзья 5. органы власти
2. родители 4. СМИ 6. другое____________________
III. Как Вы для себя определяете понятие «патриотизм»?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
III.1. По каким признакам или высказываниям Вы определяете для себя понятие «патриотизм»?национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу;
непримиримость к представителям других наций и народов;
интернационализм, готовность к сотрудничеству с представителями других наций и народов в интересах своей Родины – России;
бескорыстная любовь и служение Родине, готовность к самопожертвованию ради ее благо или спасения.
любовь к родному дому, городу, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни;
стремление трудится для процветания Родины, для того, чтобы государство, в котором ты живешь, было самым авторитетным, самым мощным и уважаемым в мире;
Патриотизм сегодня не актуален, не современен, не для сегодняшней молодежи;
Патриотизм это лишь романтический образ, литературная выдумка.
Другое_____________________________________________
III. 2. Если Вы не смогли определить для себя понятие «патриотизм», в чем причина Вашего непонимания?
нет желания;
нет возможности;
считаю это не актуальным.
IV. Перед вами список индивидуально – психологических характеристик и жизненных ценностей человека.
Определите для себя те качества и ценности, которыми должен обладать патриот (нужное подчеркните) Определите по 10 бальной шкале, на сколько эти качества и ценности сформированы у Вас.
- активная деятельная жизнь_____________
- жизненная мудрость___________________
- здоровье(физическое и психическое)_____
- интересная работа_____________________
- красота природы и искусства____________
- любовь(духовная и физическая)_________
- материальное обеспечение жизни________
- наличие хороших и верных друзей_______
- общественное признание_______________
- познание(образование, кругозор) ________
- продуктивная жизнь ___________________
-развитие (постоянное духовное и физическое совершенствование)________________________
- развлечения _________________________
- свобода(самостоятельность, независимость
в суждениях и поступках)_______________
- счастливая семейная жизнь_____________
-счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечество в целом)___________________
- творчество (возможность творческой деятельности)__________________________
- уверенность в себе(внутренняя гармония,
свобода от внутренних противоречий)_____
- аккуратность(чистоплотность)____________
- воспитанность (хорошие манеры)_________________
- высокие запросы(высокие требования к жизни и высокие притязания) ____________
-жизнерадостность_______________________
- исполнительность______________________
- независимость_________________________
- непримиримость к недостатком в себе и других_____
- образованность_________________________
-ответственность (чувство долго, умение держать слово)___________
- рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)__________________
-самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)____________
-смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов____
-твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) _____________
- терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) _______
-широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)_____
- честность (правдивость, искренность) _____
-эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)_______________
- чуткость (заботливость)_____________
V.Отметьте что в вашей компании, коллективе, кругу ваших друзей ценится выше всего?
умение ценить настоящую дружбу;
готовность помочь другу в трудную минуту;
взаимопонимание;
честность, порядочность, принципиальность;
приятная внешность;
хорошие манеры;
умение модно одеваться;
сила воли;
смелость;
решительность;
интерес, знание литературы, искусство, музыка
интерес к политике;
наличие фирменных вещей, дисков и т.п.
наличие денег на всякие расходы;
способности.
VI. Из предложенных вариантов ответов, выберите тот, который в наибольшей степени выражает Вашу точку зрения:
Я люблю, когда другие люди меня ценят;
Я испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы;
Я люблю приятно проводить время с друзьями.
VII. Закончите предложения.
Каждый из нас верит...
Каждый из нас имеет…
3. Каждый из нас готов…
4. Подвиги героев заставили нас задуматься…
Защищать свою Родину можно не только с автоматом в руках, но и…
Когда я задумываюсь о будущем своей страны, то…
Быть достойным гражданином своей страны значит быть…
7. Сочинение на тему: «Патриотизм и как я его понимаю».
Обработка данных: ответы анализируются по следующим сторонам патриотизма:
– любовь к Родине;
– осознание трудностей, недостатков в обществе;
– готовность к самоотдаче;
– патриотизм как источник трудовых и ратных подвигов;
– чувство национальной гордости;
– отсутствие национализма и космополитизма;
– интернациональный характер русского патриотизма.
 
Каждый из перечисленных показателей может быть оценен в 1,2,3 или 4 балла в соответствии со шкалой.
1 балл – низкий уровень, непонимание сущности важнейших сторон патриотизма или отрицательное отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают;
2 балла – средний уровень: неглубокое, частичное понимание сущности соответствующих признаков, неустойчивое, индифферентное, пассивное отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают.
3 балла – правильное понимание сути патриотизма, отношение к соответствующим обязанностям хотя и активное, но неустойчивое.
4 балла – высокий уровень, полное понимание сущности ведущих признаков тех или иных сторон патриотизма.
Анкета «Дом моей души» ( Ш.А. Амонашвили)
В окружающей жизни меня более всего радует…
В окружающей жизни меня более всего огорчает…
В людях более всего ценю…
В людях не приемлю…
Моя любимая книга…
Мой любимый фильм…
Мои любимые писатели…
Моё любимое занятие…
Моя миссия на Земле…
Приложение 2
Структуру ДО "СНГ" можно изобразить следующим образом:
Основные направления деятельности детского объединения:
Знание;
Дисциплина и порядок;
Культура;
Здоровье и спорт;
Пресс - центр.
Основными законами ДО "СНГ", а так же каждой губернии (класса), входящей в содружество, являются:
Единство слова и дела;
Пунктуальность;
Закон поднятой руки : умей слушать других;
Закон добра: добро всегда возвращается добром;
Закон уважения: хочешь, чтобы тебя уважали, уважай сам;
Закон заботы : Прежде, чем требовать внимания от других, позаботься о них сам.
Список литературы:
Амонашвили, Ш.А. Дичностно – гуманная основа педагогического процесса. – Минск: Изд – во Университетсвкое,1990
Билык, Н.И. Спутник классного руководителя. 5- 9 классы \ авт. – сост. Н.И. Билык. – Волгоград: Учитель, 2007. -139 с.
Давыдова, А.В. Классные часы. 5 класс / Авт –сост. А.В. Давыдова. – М.: ВАКО, 2014. -272 с. – (Учебный год)
Давыдова, А.В. Классные часы. 6 класс / Авт –сост. А.В. Давыдова. – М.: ВАКО, 2014. -320 с. – (Учебный год)
Дергунов В.А., Секреты дружного класса. Настольная книга классного руководителя.
Дюкина, О.В. Родительские собрания. 5 класс / Авт –сост. О.В. Дюкина. – М.: ВАКО, 2014. -256 с. – (Учебный год)
Дюкина, О.В. Родительские собрания. 6 класс / Авт –сост. О.В. Дюкина. – М.: ВАКО, 2014. -160 с. – (Учебный год)
Караковский, В.А. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем / В.А.Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова. –М.: Новая школа, 1996.
Конституция Российской Федерации
Макаренко, А.С. Книга для родителей. Лекции о воспитании детей. –М.: Правда, 1985. -449 с.
Научно – методический сборник «Классный руководитель в школе» разработан в городской научно – практической лаборатории по проблемам воспитания и семьи авторским коллективом в составе: Павшедная Ф.В. – д.п.н., Гришина М.С, Белик Н.Н.
Научно – методический сборник «Классный руководитель и Федеральный государственный образовательный стандарт» разработан в городской научно – практической лаборатории по проблемам воспитания и семьи авторским коллективом в составе: Повшедная Ф.В. – д.п.н., Белик Н.Н., Жаркова М.В, Елагина Г.А.
Павлова, М.А. Моделирование воспитательной системы в 5 – 9 классах: планирование, диагностика, досуговая деятельность / авт. – сост. М.А. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 238 с.
Попова, Г.Г.,Грицаева Н.В. Календарные праздники. 5- 7 классы / авт. сотс. Г.П. Попова, Н.В. Грицаева. – Волгоград: Учитель, 2007. -109с.
Программа развития образования до 2017 года
Степанов, Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М.: 2006
Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 г.»
Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека. – М., 1999.
Указа Президента «О национальной стратегии действий в отношении детей РФ до 2017 года.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – Москва: Проспект, 2013. -160 с.
Фридман, Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя/ Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я Каплунович. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.: - (Психология. Наука – школе).