Научно-исследовательская работа по этнографии на тему Куклы-обереги


Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение ДОД ЦДТ
Номинация «Этнография»
Тема работы
«Куклы-оберёги »
Подготовил:
Попова Виктория Олеговна
учащаяся 10 класса
МБОУ Соузгинская СОШ
649115, Майминский р-н, с. Соузга
ул. Центральная 24
649115, Майминский р-н
с.Соузга, ул.Центральная 76
souzga_04@mail.ruРуководитель:
Бугакова Валентина Степановна
Педагог дополнительного образования обьединения «Этнография»
МБОУ Соузгинская СОШ649115, Майминский р-н, с. Соузга
ул. Центральная 24
т. 8 388 44 27 6 75
souzga_04@mail.ruСоузга – 2014 г
Содержание
1. Введение
2. Цель, задачи
3. Актуальность
4. Обзор литературы
5. Кукла из бабушкиного сундука
5.1 Подорожница.
5.2. Масленица
5.3. Пеленашка5.4. День и ночь
5.5. Веснянка
5.6.Кукла на счастье
6. Заключение
7. Новизна
8. Терминология
Приложение
Фотографии кукол
Список литературы
Информаторы: жители села Соузга
Чувакова Оксинья Константиновна -78 лет.
Форманская Екатерина Николаевна- 80
1. Введение
Еще в середине XX века почти в каждой семье в деревне и городе дети играли тряпичными куклами. И только с 1960-х годов, когда промышленные предприятия начали выпускать миллионные партии игрушек из пластмассы, традиция изготовления домашней куклы почти угасла. Однако не исчезла совсем, глубоко отложившись в народной памяти.
Кукла — знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие. К этому благодатному источнику духовности и обращаются те, кто изучает народную культуру, кто стремится донести до потомков драгоценные ее крупицы.
Кукла — способ познания жизни и для тех, кто ее создает, и для тех, кто с нею общается. Кукла — не иллюзия, а претворенный материал, ощутимая вещь, иногда произведение искусства. Вместе с человеком она освоила многие материалы и разные технологии, от древних до новейших.
В исследовательской работе «Народная кукла» говорится об обрядовой народной кукле, которая наряду с фольклором, обрядовыми праздниками, ритуальными оберегами, предметами прикладного искусства занимает особое место в традиционной русской культуре. Служила оберегом для детей и взрослых. Самые вдохновенные творцы кукол - дети. Кукла - зримый посредник между миром детства и миром взрослых.
Рукотворная игрушка служила для наших предков своеобразным родовым этническим кодом, который указывал ориентиры жизненного пути. Рассматривая старые куклы, мы заметим, как проступает в них цепочка скрытых символов, характерных для мифологического сознания крестьянина, для русской народной культуры. Поэтому в изготовлении традиционных тряпичных кукол не было случайностей — во всем усматривался определенный смысл.
Чаще всего кукольные костюмы шили из лоскутков покупных тканей — ситца и сатина, кумача и коленкора. Особо ценили красные тряпочки, они шли на самые красивые куклы. Красный цвет издавна служил оберегом, символом жизни и производительной силы природы.
Считалось, что при изготовлении кукол обережных недопустимо использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. В этой научно- исследовательской работе я описала 6 кукол- оберегов, которые, на мой взгляд, являются в данное время актуальными. Некоторые из них, например: «Ангел» и «Мартинички» мы уже несколько лет изготовляем и дарим на обрядовых праздниках: «Рождество», «Сороки, Встреча Весны» и др.
2. Цель:
Знакомство с духовными ценностями русского народа.
Знакомство с уникальными приёмами изготовления обрядовых кукол.
Способствование развитию чувства патриотизма и гордости за свою страну и народ.
Задачи.
Сформировать представление о народной культуре, которая является одним из типов исторической памяти человечества и формой народного самосознания.
Способствовать возрождению утраченных традиций.
Знакомство с древними идеями и образами на основе анализа произведений народного творчества.
3. Актуальность
Меняется наша жизнь, а вместе с ней изменяются и наши представления об окружающем мире. Возрождается интерес к богатому культурно-историческому наследию нашей Родины. Русская кукла – только малая часть этого наследия, в ней угадываются древние истоки верований наших далеких предков. Сложность восстановления традиционных кукол заключается в том, что большинство из них уничтожилось во время ритуалов и обрядов.
Сегодня по воспоминаниям, по легендам и сказаниям, по отдельным экземплярам, сохранившихся чудом кукол, мы стараемся восстановить то, что когда-то нас оберегало, охраняло, радовало.
4. Обзор литературы
Мною было изучено 10 источников: книги, журналы, газеты, энциклопедии, иллюстрации.
В книгах Галины Дайи «Русская тряпичная кукла» и А.Н.Котова «Народная кукла» говорится о истории куклы, а также о их значении в жизни человека.
В журналах «Миша» подробно рассказывается о том как выглядели куклы наших прабабушек и как выглядела самая-самая первая кукла.
Из журнала №2,2009г «Девочки и мальчики» я узнала на какие группы делятся куклы по своему значению и т.д.
5. Кукла из бабушкиного сундука
Кукла - первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Её история прослеживается со времён строительства египетских пирамид до наших дней. На неё не влияет время, она по - прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.
Всюду, где селится и живёт человек, от суровых заснеженных арктических просторов до знойных безводных песков пустынь, кукла - неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка.
Кукла не рождается сама: её создаёт человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём образе самобытность и характерные черты создающего её народа.
В этом главная ценность традиционной народной куклы. Сегодня, к сожалению, утеряны древние корни возникновения куклы. Изначально она служила и тотемом, и обрядовым символом, ее приносили в жертву языческим богам. Вместо человеческих жертв стали дарить кукол Морену, Купалу, Кострому, Русалку, Кострубоньку. Мрачные обряды жертвоприношения превратились в веселые праздники.
Кукол-берегинь одевали в яркие платочки и расшитые узорами сарафаны, но — оставляли без лица. Славяне считали, что если куклу сделать уж очень похожей на человека, в неё., может вселиться злой дух и навлечь на хозяина беду.
Обереги никогда не выбрасывали, а передавали по наследству. Ими любовались, брали в руки, носили с собой и наконец они превратились в игрушки.
Самые вдохновенные творцы кукол - дети. Кукла - зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества, а для взрослых - это единственная возможность вернуться в мир детства.
Полки магазинов радуют взор нескончаемым совершенством разнообразной кукольной продукции. Не секрет, что около трети покупок в магазинах игрушек взрослые делают для себя. Такими куклами любуются, украшают интерьеры квартир, их коллекционируют. Но самой любимой куклой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживлена собственной вдохновенной фантазией. Пусть в ней не будет безукоризненно симметричных линий и чётко вырисованных черт многократно тиражированного лица, но зато в ней будет что-то такое, от чего теплеет взгляд и нежной волной наполняется сердце. В этом творении рук человеческих чувствуется то, что мы называем душой
Они не требуют каких- либо сложных приёмов и инструментов для изготовления, они имеют элементы, отличающие их от других игрушек. В первую очередь кукла - это изображение человека. Именно узнаваемость человеческих черт характеризует русские традиционные куклы.
В русской кукле уживаются сакральная и игровая направленность. Простые художественно- выразительные средства куклы позволяют в детских играх с достаточной достоверностью отображать мир взрослых, в котором таинство рождения играло главенствующую роль. В игре воспроизводились наиболее значимые события жизни: рождение и смерть, свадьба, праздники, связанные с сезонными изменениями в природе, и т.д.
Мы уже упоминали о том, что куклы в древности служили обрядовым символом, они участвовали в магических заклинаниях и мистериях. Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Поэтому тряпочки и нитки для будущих кукол нужно было не резать, а рвать. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Дети делали их сами, они начинали «вертеть» куклу лет с пяти. Играя в куклы, девочки учились шить, вышивать, прясть.
По своему назначению к.уклы делятся на три большие группы: обереговые, обрядовые и игровые. В этой работе мы продолжим знакомится с куклами из бабушкиного сундука
5.1. ПодорожницаОбрядовая кукла, которую давали в дорогу страннику, чтобы тому сопутствовала удача В руках у подорожницы кулёк с зерном, чтобы путник всегда мог найти ед, или с землёй из- под родного порога, чтобы путни к всегда мог найти дорогу домой.(Приложение 1)
5.2. Масленица
«Домашняя Масленица» символизировала крепкий досаток и здоровое потомство молодой семьи Она считалась сильным оберёгом жилища, выолняя заветы хозяев дома. Хранили эту куклу в красном углу или у входа в жилище..(Приложение 2)
5.3. ПеленашкаЧтобы сбить злых духов с толку, спеленатую куклу подкладывали в колыбель, где она находилась до крещения ребёнка, чтобы ринимать на себя все напасти, угрожающие не защищённому крестом чаду. Куклу хранили наравне с крестильной рубахой ребёнка.(приложение 3)
5.4. День и ночь
Кукла – оберёг символизирует дуальность нашего мира. Светлая сторона куколки заряжает бодрой энергией в дневное время, а чёрная сторонадаёт спокойствие и умиротворение ночи.(Приложение 4)
5.5. Веснянка
Это весёлая, задорная кукла, которую делали молодые девушки на приход весны. (Приложение 5)
5.6. Кукла на счастье
Это маленькая девочка с очень длинной косой и поднятыми к Солнцу ручками. Коса, как символ женского начала и женской силы, символизирует здоровье, достаток, красоту и долгую жизнь.(Приложение 6)
.
6. Заключение
Меняется наша жизнь, а вместе с ней изменяются и наши представления об окружающем мире. Возрождается интерес к богатому культурно- историческому наследию нашей Родины. Русская кукла - только малая часть этого наследия, в ней угадываются древние истоки верований наших далёких предков.
Восстанавливая и развивая традиционные приёмы, современные мастера привносят все большую долю творческого поиска в изготовлении кукол, превращая каждую из них вавторскую работу. Традиционные куклы наполняются новым содержанием, это неизбежный и закономерный процесс творчества, связывающий в неразрывную цепь уникальный исторический опыт.
Обереги защищали в древние времена монастыри и целые города от набегов врагов. В домах хранили предметы- обереги. Оберегом могло быть всё, что угодно, главное, чтобы обладатель предмета поверил в его силу. И всё - таки оберег необходим в каждом доме, но это должен быть особенный предмет, не какой - нибудь ширпотреб, нужна вещь, которая помнит тепло человеческих рук. сделана с любовью и добрыми помыслами.
В результате работы над этой темой, я многое узнала об обрядовых куклах. Научилась приёмам их изготовления, одну и; них мы сейчас с вами сделаем.
7. Новизна
Создаются музеи кукол. В сегодняшней России она переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту. Это великолепный образец для занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству. Народная кукла дает сегодня блестящие уроки техники и технологии, формообразование и художественного конструирования из ткани.
8. Терминология
Оберег – талисман, игрушка – защита человека от различных неприятностей.
Литература
Галина Дайн «Русская тряпичная кукла» Москва, Культура и традиции, 2008г
Дьяконова В.Г. «Культура семейных охранителей», Горно-Алтайск, «Юч-Сюмер», 2001г
Некрылова А. «Игрушки в жизни ребенка», Москва, 2003г
Котов И.Н. «Русская народная кукла», Санкт - Петербург 2003г
Журналы: «Девочки и мальчики»
«Чудеса и приключения»
«Наука и религия»
«Ведическая культура»
Шептуля А. «Обереги нашего дома», Москва, 2007г