Тема: «Тайна великого Моцарта». Цель: знакомство с музыкой В.А. Моцарта Задачи: • Познакомить с произведениями К.Г. Паустовского «Старый повар» и Г. Цыферова «Тайна запечного сверчка» • Формирование умения следить за развитием образа на основе произве

МБОУ СОШ № 30 города Южно-Сахалинска
Учителя музыки высшей квалификационной категории
Шимко Елены Ивановны
4 класс
Тема: «Тайна великого Моцарта».

Цель: знакомство с музыкой В.А. Моцарта

Задачи:
Познакомить с произведениями К.Г. Паустовского «Старый повар» и Г. Цыферова «Тайна запечного сверчка»
Формирование умения следить за развитием образа на основе произведений: рассказа «Старый повар» Паустовского и музыкальной пьесы «Фантазия» В. Моцарта;
Активизация эмоционального отклика на музыку, развитие творческих способностей;
Воспитание эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам, настроениям, преданным в музыке;

Тип урока: изучение нового материала.
Музыкальный материал:
В.А. Моцарт «Фантазия», колыбельная песня «Спи, моя радость, усни».
Б. Окуджава «Песня о Моцарте».
Дополнительный материал: произведения К. Паустовского «Старый повар», Г. Цыферова «Тайна запечного сверчка».



Ход урока.
Организационный момент.

Вход в класс под музыку (слайд 1)
Музыкальное приветствие.

Тысячи лет на земле существует музыка, и тысячи лет люди снова и снова пытаются ответить на вопрос: Почему музыка волнует и трогает? Почему к ней, как к солнечному свету, тянутся не только люди, но и животные, и даже растения? И почему именно с музыкой связывает человек свои представления о прекрасном.
И в самом деле, музыка образует целый мир человеческой жизни, который рождается вместе с человеком, растет, становится богаче, оказывает влияние на его характер, поступки.
"Без музыки земля - пустой, недостроенный дом, в котором никто не живет ",- сказал немецкий поэт Л. Тик.
Прежде чем обратиться к сегодняшней теме нашего урока, я хочу напомнить вам об одном замечательном писателе, с которым вы, наверное, знакомились на уроках литературы. Этого писателя по праву называют САМЫМ МУЗЫКАЛЬНЫМ СОВЕТСКИМ ПИСАТЕЛЕМ – КОНСТАНИТИН ГЕОРГИЕВИЧ ПАУСТОВСКИЙ.
(Слайд 2-портрет Паустовского)
Константин Георгиевич Паустовский в своей жизни встречал много удивительных, интересных и добрых людей, все они оставили неизгладимый след в памяти и прозе писателя. И сегодня вы послушаете рассказ Константина Паустовского «СТАРЫЙ ПОВАР».
Старый повар
Отрывок из рассказа (чтение)
В один из зимних вечеров 1786 года (более 200 лет тому назад) на окраине Вены (столицы Австрии) в маленьком деревянном доме умирал слепой старик – бывший повар графини Тун.
Вместе с поваром жила его дочь Мария, девушка лет 18. Всё убранство сторожки составляли кровать, хромые скамейки, грубый стол и клавесин – единственное богатство Марии.
Когда Мария умыла умирающего и надела на него холодную чистую рубаху, старик сказал:
- Мне нужно перед смертью очистить свою совесть. Выйди на улицу, попроси первого встречного зайти в наш дом, чтобы исповедать умирающего. Тебе никто не откажет.
Улица была пуста. Мария долго ждала и прислушивалась. Наконец ей показалось, что вдоль ограды идет и напевает человек. Она сделала несколько шагов ему навстречу, столкнулась с ним и вскрикнула. Человек остановился и спросил:
-Кто здесь?
Мария схватила его за руку и дрожащим голосом передала просьбу отца.
-Хорошо, - сказал человек спокойно. - Хотя я не священник, но это все равно. Пойдемте.
Они вошли в дом. При свече Мария увидела худого маленького человечка. Он был очень молод, этот незнакомец. Совсем по-мальчишески он тряхнул головой, поправил напудренный парик, быстро придвинул к кровати табурет, сел и весело посмотрел в лицо умирающему.
-Говорите! – сказал он. – Может быть, властью, данной мне не от бога, а от искусства, которому я служу, я облегчу ваши последние минуты и сниму тяжесть с вашей души.
Я работал всю жизнь, пока не ослеп, прошептал старик и притянул незнакомца за руку поближе к себе. А кто работает, у того нет времени грешить. Когда заболела чахоткой моя жена ее звали Мартой и лекарь прописал ей разные дорогие лекарства, и приказал кормить ее сливками и винными ягодами и поить горячим красным вином, я украл из сервиза графини Тун маленькое золотое блюдо, разбил его на куски и продал. И мне тяжело теперь вспоминать об этом и скрывать от дочери: я ее научил не трогать ни пылинки с чужого стола.
Если бы я знал, что золото не поможет моей Марте, разве я мог бы украсть!
Так вот, сказал незнакомец и положил ладонь на слепые глаза старика, вы невинны перед людьми. То, что вы совершили, не есть грех и не является кражей, а, наоборот, может быть зачтено вам, как подвиг любви. А теперь скажите мне вашу последнюю волю.
Я хочу, чтобы кто-нибудь позаботился о Марии.
Я сделаю это. А еще чего вы хотите?
Тогда умирающий неожиданно улыбнулся и громко сказал:
Я хотел бы еще раз увидеть Марту такой, какой встретил ее в молодости. Увидеть солнце и этот старый сад, когда он зацветет весной. Но это невозможно сударь. Не сердитесь на меня за эти глупые слова. Болезнь, должно быть, совсем сбила меня с толку.
- Хорошо, сказал незнакомец и встал. Хорошо, повторил он, подошел к клавесину и сел перед ним на табурет. Хорошо! громко сказал он в третий раз, и внезапно быстрый звон рассыпался по сторожке, как будто на пол бросили сотни хрустальных шариков.
Слушайте, сказал незнакомец. Слушайте и смотрите.
Он заиграл. Звучит «Фантазия» В. Моцарта
Клавесин пел полным голосом впервые за многие годы. Он наполнял своими звуками не только сторожку, но и весь сад. Старый пес вылез из будки, сидел, склонив голову набок, и насторожившись, тихонько помахивал хвостом. Начал идти мокрый снег, но пес только потряхивал ушами.
Я вижу, сударь! сказал старик и приподнялся на кровати. Я вижу день, когда я встретился с Мартой и она от смущения разбила кувшин с молоком. Марта смеялась. Смеялась, повторил он, прислушиваясь к звучанию струн.
Открой окно, Мария, попросил старик.
Мария открыла окно. Холодный воздух ворвался в комнату. Старик упал на подушки, жадно дышал и шарил по одеялу руками. Мария бросилась к нему. Незнакомец сидел у клавесина, не двигаясь, как будто заколдованный собственной музыкой.
Мария вскрикнула. Незнакомец встал и подошел к кровати. Старик сказал, задыхаясь:
Я видел все так ясно, как много лет назад. Но я не хотел бы умереть и не узнать... имя. Имя!
Меня зовут Вольфганг Амадей Моцарт, ответил незнакомец.
Мария отступила от кровати и низко, почти касаясь коленом пола, склонилась перед великим музыкантом.
Когда она выпрямилась, старик был уже мертв. Заря разгоралась за окнами, и в ее свете стоял сад, засыпанный цветами мокрого снега.
Учитель: Какова роль музыки в этом рассказе, что сотворила музыка, в чем ее сила?
Ответы: роль музыки в рассказе Паустовского главная, потому что музыка помогла старому повару увидеть в своем воображении то, чего он не смог бы увидеть наяву.
Она волшебным образом перенесла старика в другое время, предоставила возможность вновь ощутить себя молодым, влюбленным, встретиться со своей Мартой.
Музыка сняла тяжесть с его души.
Константин Паустовский своим рассказом показал прекрасный пример того, как может музыка принести человеку «опору и утешение».
Итак, мы прослушали рассказ, главным героем которого является музыка. Музыка гениального австрийского композитора:
Вольфганг Амадей Моцарт (слайд 3 - портрет композитора) - тема урока: «Тайна великого Моцарта».
Сказать про этого композитора, что он замечательный, все равно, что ничего не сказать. «ТАКОГО ГЕНИЯ БОЛЬШЕ НЕ РОДИТ ЗЕМЛЯ» - говорили про него при его жизни, говорят сейчас и, наверное, будут говорить всегда. Это композитор, дарование которого проявились ярко, мощно и очень рано.
Задание: дайте название музыкальному произведению, услышанному в рассказе К. Паустовского «Старый повар». Можете воспользоваться подсказкой. Слайд 4 – предложены несколько вариантов названия произведения: «Мелодия», «Счастье», «Фантазия», «Пробуждение чувств». Ребята доказывают, почему выбрали данное название.

Перенесемся в Австрию, в город Зальцбург. Великолепный город (показ 5,6,7,8 слайдов). В самой Австрии о нем говорили так: «Да разве это город? Это настоящая музыкальная шкатулка». И в самом деле, как ни сказочно это, но в славном Зальцбурге каждый второй житель плясал, каждый третий – пел и каждый четвертый – играл на музыкальном инструменте. И все кругом танцевало. Вот в один из таких танцующих дней и родился Вольфганг Амадей Моцарт. Моцарта называли чудо-ребенком, вундеркиндом.
Слайд 9.
3 года – проявились музыкальные способности.

4 года – играл на клавесине. Написал свой первый концерт для клавира.
В четыре года малыш написал свой первый концерт для клавира, причем такой сложный, что вряд ли кто-либо из европейских виртуозов мог бы его исполнить. Когда любящий отец отнял у малыша неоконченную нотную запись, он изумленно воскликнул: «Но этот концерт так труден, что его никто не сможет сыграть!». «Какие глупости, папа! – возразил Моцарт, - его может сыграть даже ребенок. Например, я.»

Слайд 10.
5-6 лет - Гастроли в Германии, Австрии, Франции, Англии, Швейцарии. Всюду Моцарт вызывал удивление и восторг.
8-9 лет – создал первые симфонии
10-11 лет – произведения для музыкального театра
Слайд 11.
Все детство Моцарта было непрерывной чередой выступлений и музыкальных занятий. Наряду с музыкой Моцарт занимался историей, географией, рисованием. Большой интерес вызывала у Вольфганга математика. С увлечением расписывал он цифрами столы, стулья, стены комнат. Изучал иностранные языки – французский, английский, латинский, итальянский.

О ПОЕЗДКЕ МОЦАРТА В ПРЕКРАСНЫЙ ПАРИЖ
(книга Г. Цыферова «Тайна запечного сверчка»)

Париж! Наверно, это самый удивительный, самый сказочный город на свете! Возьмите хотя бы названия парижских улиц!
Улица СТАРОЙ ГОЛУБЯТНИ! Улица КОШКИ, ИГРАЮЩЕЙ В МЯЧ!
Парижане уверяют, что на этой самой улице родился знаменитый Кот в сапогах! Он и теперь приходит ночью на эту узкую улочку, чтобы поиграть в золотой мячик. А люди открывают окна и ждут. Куда влетит мячик, к тому придет счастье. Ну не сказочно ли это?! Когда Моцарт приехал в Париж, они его тоже восприняли как очаровательную шутку музыки. «Такой младенец и талантливее многих старых! Ну, разве это не забавно?!» - смеялись парижане. И, желая угодить добрым французам, Моцарт писал им сонаты, менуэты и, надев свой серебряный паричок, играл и играл свои бесконечные концерты, и вскоре о нем заговорил весь Париж. На улицах люди снимали шляпы и с восхищением глядели на маленького музыканта, шептали: «Смотрите, смотрите! Это Вольфганг Моцарт!» Вольфганг шел и от счастья тихо напевал. И вдруг он увидел на набережной Сены, возле моста, стоял нищий мальчуган и, кутаясь в лохмотья, протягивал к нему посиневшую от холода руку. Вольфганг стал торопливо шарить по карманам, хотя прекрасно знал, что не найдет там ничего. И тогда, решительно сдернув с себя бархатный пажеский плащ, накинул его на плечи нищего мальчугана и бросился бежать! Ему было нестерпимо стыдно! Что стоили его успех, когда на свете столько горя! Много позже, вспоминая о Париже, о маленьком нищем, Моцарт сочинил колыбельную песню. В ней были радость и грусть, печаль и надежда.

Слушаем песню «Спи, моя радость, усни». СЛАЙД 12.
- Известна вам эта песня? Где вы могли ее слышать?
Исполнение песни.
О поездке Моцарта в Париж нам рассказал другой писатель Г. Цыферов. Цыферов любил музыку Моцарта. Он сам часто говорил, что музыка Моцарта – это маленькая сказка. Вот и решил писатель сочинить маленькие сказки о детстве В.А. Моцарта. И назвал свою книгу «Тайна запечного сверчка» (показ книги – слайд 13)

Отчего же маленький Моцарт стал так рано музицировать. Может здесь есть какая-то сказочная тайна. Хотите узнать эту тайну? Это будет вашим домашним заданием.

Домашнее задание: прочитать 2 часть «О сказочной тайне маленького Моцарта».



И в наши дни музыка Моцарта звучит в концертах, в театрах, по радио, телевизору. О Моцарте, как вы убедились, пишут книги, статьи и песни.


Слушание песни Б. Окуджавы «Песня о Моцарте» (Слайд 14)
(Словарь: камзол – часть одежды, длинный жилет)

Итог урока.

2 урок.

Тема: «Тайна великого Моцарта»

Цель: знакомство с творчеством Моцарта.
Задачи:
Формирование умений следить за развитием образа, сопереживать, сочувствовать музыкальному образу;
Проверка усвоения пройденного материала;
Развитие познавательного интереса и творческой активности;
Воспитание интереса и любви к классической музыке, воспитание чувства гармонии;
Тип урока: комбинированный, повторение изученного и расширения знаний.
Музыкальный материал: «Маленькая ночная серенада», «Лакримоза». «Колыбельная песня» Моцарт. Б. Окуджава «Песня о Моцарте».

Слайд 15
Тема урока: «Тайна великого Моцарта»
Вход в класс под музыку Моцарта. Музыкальное приветствие.

Представьте, что вы пришли на концерт. Я хочу, чтоб вы очень внимательно послушали музыку и ответили мне на некоторые вопросы.
Слайд 16.
Слушание «Маленькая ночная серенада»
- Что вы можете сказать о музыке, какие чувства вызвала она у вас? Дайте характеристику, не употребляя слово «веселая».
Ответы детей: светлая, радостная, счастливая, танцевальная, величественная.
Мы попали на концерт современной танцевальной музыки? (музыка старинная, кажется, что танцуют на балу)
Как вы думаете, в какое время суток устраивались балы? (вечером, ночью)
Это произведение называется «Маленькая ночная серенада» австрийского композитора В.А. Моцарта. Маленькая, понятно, почему? Ночная – звучит ночью. «Маленькая ночная серенада» относится к типу сочинений, которые раньше писались специально для ночных праздников.

В течение нескольких столетий говорят об этом композиторе и исполняют его музыку, потому что музыка этого композитора красива.
Сейчас мы насладимся «Маленькой ночной серенадой» в исполнении женского квартета, их наряды соответствуют тому времени, когда жил этот замечательный человек.
Слайд 17. (видеофрагмент «Маленькая ночная серенада»)


Отчего же маленький Моцарт стал так рано музицировать. Может здесь есть какая-то сказочная тайна. Хотите узнать эту тайну? Ребята вашего класса приготовили сценку из книги Г. Цыферова «Тайна маленького Моцарта». Смотрим выступления ребят. Слайд 18.

Хотя жизнь Моцарта была нелегкой, он много занимался. Но человек он был добрый. Какую песню написал Моцарт, в которой передал радость и грусть, печаль и надежду. («Колыбельная песня»)
Под впечатлением какой истории была написана эта песня? (под впечатлением поездки в Париж)

«Колыбельная песня» В. Моцарт
Работа над песней.
Исполнение
Слайд 19.


НАСЛЕДИЕ МОЦАРТА:
Жизнь Моцарта удивительна и необычна. Яркий талант, постоянное творчество дали такие результаты:
68 духовных произведений, 23 произведения для театра, 22 сонаты для клавесина, 45 сонат и вариаций для скрипки и клавесина, 32 струнных квартета, около 50 симфоний, 55 концертов, и прочие. В общей сложности 626 произведений.


Музыка Моцарта нужна людям сегодня и будет нужна всегда.
Слайд 20.
Русский композитор А. Рубинштейн говорил о музыке Моцарта: «Вечный солнечный свет в музыке. Имя тебе – МОЦАРТ». Соприкасаясь с красивой музыкой Моцарта, человек сам будет красивее, и красивее будет его жизнь.


Но, к сожалению, жизнь никогда не бывает только светлой, ясной, в ней неизбежны утраты и разочарования. Послушайте.
Слайд 21.
(звучит небольшой фрагмент «Лакримозы»).
А об этой музыке можно сказать, что это солнечный свет?
Ответы детей: нет, это грусть, скорбь, будто увядает цветок, уходит из жизни что-то красивое. Слайд 22.

Я хочу рассказать вам еще одну историю.
«Реквием» Моцарта.
Однажды вечером к Моцарту явился незнакомец, одетый во все черное, и сказал, что желает сделать музыкальный заказ. Ничего удивительного в этом не было. Состоятельные вельможи и даже короли часто обращались к известным музыкантам с предложением сочинить музыку для их собственного оркестра. Удивило Моцарта то, что неизвестный не назвал ни свое имя, ни имя заказчика, а также то, что заказ был не совсем обычным. Незнакомец в черном заказал траурную музыку, хотя Моцарт прославился на весь мир своими жизнелюбивыми, искрящимися светом и радостью сочинениями.
«Черный человек» был немногословен. Безмолвно отсчитал крупную сумму, которую запросил Моцарт и удалился.
Никому и в голову не приходило, что Моцарт работает над своим последним в жизни сочинением и, подтачиваемый болезнью, грустно размышляет о том, что сочиняет заупокойную мессу по самому себе.
Вечером 4 декабря 1791 года к больному и ослабевшему Моцарту пришли друзья. Моцарт попросил, чтобы ему принесли неоконченную партитуру «Реквиема». Он хотел услышать эту музыку в живом исполнении. И вот, окружив лежащего в постели Моцарта, вместе с ним поют, они поют заупокойную мессу. Внезапно голос Моцарта дрогнул, он разрыдался и отложил партитуру в сторону
Тихо, чтобы дать покой больному, все разошлись. Моцарт неподвижно лежал, устремив взгляд в пространство, рядом с ним лежала партитура «Реквиема».
За окном была полночь, когда Моцарт приподнялся, оглядел странным взглядом комнату, будто кого-то искал. Потом повернулся лицом к стене и умер.
А тайна «черного человека», доставившего столько волнений великому композитору, раскрылась, между тем, очень просто. Оказывается, к Моцарту в тот памятный вечер приходил всего-навсего слуга, которого послал один граф. Этот сиятельный господин был большим меломаном и хотел прославиться как сочинитель. Он уже неоднократно покупал у разных композиторов небольшие произведения и, собственноручно переписывая их, выдавал за свои. А тут у графа умерла жена. Потрясенный, он решил увековечить ее память реквиемом собственного сочинения, для чего и заказал втайне это «собственное сочинение» Моцарту. Заплатив за «Реквием» деньги, граф полагал, что этот «товар» становится его собственностью.

В моем рассказе прозвучало слово «Реквием». Кто знает, что означает это слово? («ПЛАЧ»)
Моцарт задумал написать «Реквием» из 12 частей. Но не успел. Мы с вами будем слушать последнюю и прекрасную часть, которая называется «ЛАКРИМОЗА» (слезная, рыдающая, скорбная). Сопровождение скрипок передает плач и слезы.
Слайд 23.
Слушание и просмотр седьмой части «Лакримоза».

Ранняя кончина Моцарта до сих пор остается загадкой. Умер Моцарт 5 декабря 1791 года в 36 лет от неустановленной болезни. Тело его нашли вздутым, мягким и эластичным, как это бывает при отравлениях. Этот факт, а также некоторые другие обстоятельства, связанные с последними днями жизни великого композитора, дали основание исследователям отстаивать именно эту версию причины его смерти. Похоронен Моцарт был в Вене, на кладбище Святого Марка в общей могиле, так что само место захоронения осталось неизвестным. В память о композиторе на девятый день после его смерти в Праге при огромном стечении народа 120 музыкантами исполнялся «Реквием».

Сила музыки Моцарта не только в ее музыкальной красоте, но и глубокой жизненной правде. Сегодня на уроке мы прослушали два произведения В.А. Моцарта. Назовите их.
Слайд 24.
«МАЛЕНЬКАЯ НОЧНАЯ СЕРЕНАДА» - соответствует настроению ночного праздника.
«ЛАКРИМОЗА» - глубоко передает настроение человеческой скорби.
Так музыка одного композитора может заставить нас улыбнуться и испытать печаль.

В заключение урока давайте пропоем «Песню о Моцарте»
Слайд 25.

Б. Окуджавы «Песня о Моцарте»
1. Исполнение песни вместе с учителем.

Домашнее задание: прочитать в словаре значение слов «Реквием», «Лакримоза».
Рисунок 11