Конспект урока по русскому языку на тему Род имен существительных: мужской, женский, средний


Урок русского языка для 3 – А класса
Тема урока: «Род имён существительных: мужской, женский, средний»
Педагогические цели: формировать умение определять род имён существительных, классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода, способствовать развитию памяти, внимания, мышления, наблюдательности, умения делать выводы и обобщать, воспитывать любовь к предмету, взаимопомощь.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Планируемые результаты (предметные): осваивают первоначальные представления о роде имен существительных, учатся различать мужской, женский, средний род.
Личностные результаты: устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; выражают положительное отношение к процессу познания.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: овладевают способностью принимать и сохранять учебную задачу.
Познавательные: общеучебные овладевают базовыми предметными понятиями; логические осуществляют сравнение, анализ, синтез, классификацию, делают выводы.
Коммуникативные: проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Основное содержание темы, понятия и термины: род имен существительных: мужской, женский, средний.
Оборудование: учебник, с. 25–26. Схема «Род имен существительных»
Ход урока
I. Организационный момент.
Каждый день – всегда, везде,На занятиях, в игре –Смело, чётко говоримИ тихохонько сидим.
II. Чистописание.
Я тетрадь свою откроюИ наклонно положу.Я, друзья, от вас не скрою -Ручку я вот так держу.Сяду прямо не согнусь.За работу я возьмусь.
- Итак, ребята, откройте, пожалуйста, свои тетради и аккуратно, каллиграфическим почерком, красиво запишите:
Двадцать шестое января
Классная работа
- Сегодня мы с вами повторим написание одной из букв русского языка. А какой буквы, догадайтесь сами.– Буква, которую вы будете писать, встречается во всех именах существительных, записанных на доске. Прочитайте их. Земля, язык, пятнистый, якорь, яркая, ягода  (Во всех словах встретилась буква я.) – Расскажите про букву я. (Буква я  обозначает два звука, если стоит в начале слова, после гласного, после букв ь и ъ. Обозначает мягкость согласного звука, если стоит после согласного.) - Будем писать заглавную письменную букву Я  в соединении со строчной письменной буквой я.
III. Проверка домашнего задания
— Прочитайте пары слов.
- Назовите пропущенные буквы и объясните их написание.
IV. Словарная работа.
- А сейчас я предлагаю вам очень интересное задание: я буду загадывать загадки, а отгадки вы будете записывать в свою тетрадь в строчку через запятую.
- Вспомните, как пишется первое слово? (Пишется с заглавной буквы.)
1. Бежит по узенькой дорожке.Его следы - твои труды. (Карандаш)
2. Ручка есть, а не грабли,
Землю роет, а не плуг. (Лопата)
3. Закутан ребенок В сорок пеленок. (Капуста)
4. Русская красавица стоит на поляне, В зеленой кофточке, в белом сарафане. (Береза)
5. Благоухает и манит, Цветами нежными дарит, Протянешь руку за плетень - И в ней окажется … (сирень)
6. Листы у неё белые-белые, Они не падают с веток. На них я ошибки делаю Среди полосок и клеток. (Тетрадь)
- Скажите, что объединяет эти слова? (отвечают на вопрос что?, обозначают конкретные предметы, неодушевлённые, нарицательные, стоят в ед.ч.)
- Какой частью речи они являются?
- Что такое имя существительное?
V. Постановка учебной задачи.
Род мужской, конечно, мой:
Мой сад, мой брат, стул мой.
Женский род, помню я,
То, про что скажу, - моя:
Моя ручка, моя тучка
И тетрадь моя.
Средний род – оно моё:
Моё окно, село моё.
Женский род запомню я
И скажу: «Она – моя».
И запомню род мужской
И опять скажу: «Он – мой».
Средний род: «Оно – моё».
Это правило твоё.
-Как вы думаете, о чём будем говорить на уроке?  - Какая тема нашего урока?- Подумайте, какие цели можете перед собой поставить?- Сформулируйте цели урока с помощью опорных слов:1. Узнать больше … (об имени существительном).2. Учиться определять…( род имён существительных).3. Работать … (активно, быстро, внимательно, творчески и т.д.).
Усвоение новых знаний и способов действий.
Разделите слова улица, царь, село, озеро, река, писатель на три группы (дети делят слова на группы, объясняют свой выбор)
Проблемный вопрос.
-К каким из этих слов можно поставить слова он, мой? (Царь, писатель )
Это существительные мужского рода.
К каким – слова она, моя? (Улица, река)
Это существительные женского рода. К каким – оно, моё? (Озеро, село)
Это существительные среднего рода.
-Запишите эти слова в тетрадь по образцу на экране.
-Что вы узнали об имени существительном? (Они бывают м.р., ж.р., с.р.)
Женский род запомню яИ скажу: «Она – моя».И запомню род мужскойИ опять скажу: «Он – мой».Средний род – оно, мое!Это правило твое!
- Какой вывод мы можем сделать? Вывод:   Имена существительные бывают: мужского рода , женского рода, среднего рода.
Работа по учебнику (с. 25)
- Ребята, прочитайте правило на стр. 25 в учебнике и скажите, совпадает ли наш вывод с правилом и что нового вы из него узнали. Наша задача: выучить слова-помощники и научиться определять род имён существительных.
- Прочитайте стихотворение.
Штормы и ветры нам не страшны.Ждут берега нас далекой страны. - Ребята, назовите имена существительные.- Какое число имен существительных в первой строке? (Множественное число)- Можно ли определить род имени существительного во множественном числе?– Как узнать род существительного, если оно стоит во множественном числе?Вывод: Чтобы узнать род имени существительного, которое стоит во множественном числе, надо поставить его в единственное число.- Молодцы, ребята. Потрудиться нам пришлось очень много. Давайте теперь отдохнём.
Физкультминутка.
- Я называю вам слова, если имя существительное мужского рода, то хлопают в ладоши мальчики, если женского рода – девочки, а если среднего рода – то все поднимаете руки вверх.
Мама, дерево, портфель, окно, ястреб, береза, книга, ветер, лето, девочка, картофель, море, арбуз, тыква.Закрепление знаний и способов действий.
1. Работа со словом из словаря
— Отгадайте загадку.
Днём спит на ней подушка, А по ночам — Андрюшка. (Кровать.)
— Найдите слово кровать в орфографическом словаре.
— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
— Составьте предложение со словом кровать, запишите. Запомните написание этого слова.
2. Работа по учебнику. Работа по группам.
- Найдите в учебнике на стр. 26 упражнение 42. Прочитайте.
- Выпишите существительные.
1 ряд – мужской род
ряд – женский род
3 ряд – средний род.
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
Картинный диктант.
- А сейчас, ребята, я показываю вам картинку, вы должны назвать имя существительное, записать его в тетрадь и определить род имени существительного.
- Обменяйтесь с соседом по парте тетрадями.
- Поднимите руку, кто доволен своей работой на уроке (активностью, правильностью ответов, письменной работой).
- Кто не доволен? Чем? Почему?
— Какого рода бывают имена существительные?
— Каким словом можно заменить слова мужского рода?
— Каким словом можно заменить слова женского рода?
— Каким словом можно заменить слова среднего рода?
IX. Домашнее задание
- Мы хорошо поработали и я могу предложить творческое домашнее задание — выписать из словаря по 5 слов мужского, среднего и женского рода.