Разучивание хорового произведения на первоначальном этапе


Презентация педагогического опыта.
« Разучивание хорового произведения на первоначальном этапе».
Хоровое пение всегда было, есть и будет неотъемлемой частью отечественной и мировой культуры, незаменимым, веками проверенным фактором формирования духовного, творческого потенциала общества. Хоровая музыка - наиболее демократичный вид искусства. Огромная сила воздействия на широкий круг слушателей определяет её значительную роль в жизни. Хоровое пение с её многовековыми традициями, глубоким духовным содержанием, огромным воздействием на эмоциональный, нравственный строй как исполнителей, так и слушателей остаётся испытанным средством не только музыкального, но, прежде всего эстетического воспитания.
Основные направления вокально-хоровой работы:
Выработка правильной певческой установки, которая обеспечивает правильное положение звукообразующего и дыхательного аппарата.
Артикуляция, дикция, звукообразование и звуковедение. Правильное формирование различных гласных, лёгкость в произношении создаёт условия для естественной координации звукообразовательной и дыхательной функций.
Ансамбль и строй. Работа над интонационной слаженностью, единообразием манеры звукообразования, ритмической и темповой слитностью, динамической одноплановостью в каждый данный момент. Воспитание навыка анализа характера пения.
Активизация слухового восприятия детей, становление гармонического слуха. Пение без сопровождения.
Проблема вокально-хорового обучения чрезвычайно важна для руководителя хорового коллектива, потому что именно хормейстер передаёт молодому поколению сложившиеся на протяжении веков традиции русской певческой школы.
Начинать хоровое занятие следует с распевания хора:
Распевание хора преследует три основные задачи: разогревание голосового аппарата, психологический настрой для вокально-хоровой работы и совершенствование певческих приёмов и навыков.
Главная цель, которую я преследую на своих репетициях это урок развития и укрепления голоса, с помощью применения современных обучающих технологий. Взятый за основу фонопедический метод развития голоса (ФМРГ) В.В Емельянова, а так же авторский опыт Н.Г.Булановой и В.Г.Буланова «Интенсивная работа хора», преобразил звучание моего коллектива и значительно расширил педагогические и творческие горизонты. Реализация этих технологий позволяет добиться высоких результатов при коллективных формах работы.
Обычно на репетиции разучивается несколько произведений, каждое из которых находится, как правило, в разной стадии освоения, это определяется различной сложностью произведений, неодновременным включением их в репетиционный процесс. Поэтому на каждой репетиции решается широкий круг учебно-методических задач. Каждая рабочая репетиция должна быть насыщена творческими задачами и носить разнообразный характер их решения.
Рабочую репетицию хора целесообразно проводить, используя разнообразные формы её организации ( по партиям, группам, совместно, экспресс-опрос (хорист исполняет только ключевую фразу произведения). Группы хора могут состоять из различных партий. Разделения хора на группы определяется спецификой фактуры изучаемых произведений. Разнообразные формы оживляют содержание работы, вызывая меньшую утомляемость участников хора.
Разучивание произведения начинается с впевания всем хором нижней горизонтали партитуры – партия второго альта. Это способ изучения многих параметров произведения - метра, ритма, строя, тембра, характера, стиля, эпохи. Произведение проходится целиком или крупными эпизодами, частями, но не фрагментами. Точно так же выучивается следующая «горизонталь» - партия первого альта, потом партия второго сопрано и сопрано первого. При такой схеме разучивания в несколько раз увеличивается время вокальной тренировки, что позволяет «ускорить время», исчислять этапы технологического и художественного роста хора. Совершенствуется интонация. Улучшению интонации способствует то, что значительную часть репетиции хор занят исполнением унисонов.
Работая над произведением, необходимо привести хористов в определённое эмоциональное состояние, «нахождение в образе». И тогда работа идёт на высоком художественном качестве и технология становится точной.