Конспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие по городам России»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №16»
Конспект
непосредственно – образовательной деятельности
в подготовительной к школе группе
Тема: «Путешествие по городам России»

                                                                                            Выполнила:воспитатель
МБДОУ «Детский сад №16»
Зебрина О.А.
Мухтолово
Конспект
непосредственно – образовательной деятельности
в подготовительной к школе группе
Тема: «Путешествие по городам России»
Цель: Обогащать знания детей о городах России.
Задачи:
Обучающие:
объяснить, что герб города – это отражение важных событий, особенностей природы или географического положения города, особенности профессионального труда людей, которые в нем живут.
Познакомить детей с гербами некоторых российских городов.
Развивающие:
Расширять кругозор, расширять эмоционально-ценностное восприятие исторических событий.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к Родине, понимание огромности нашей страны, богатства ее традиций.
Предварительная работа: рассматривание карты России, рассматривание фотоиллюстраций, беседы «В каких городах ты побывал?», «В каких городах живут твои родные (друзья)?»
Материал: карта России, ноутбук, интерактивная доска, презентация «Путешествие по городам России»
Ход НОД:
В: Ребята, вы любите путешествовать?
Д: Да!
В: Сегодня я приглашаю вас отправится в путешествие по городам России. На каком транспорте мы поедем?
Д: На поезде.
В: Первый город на пути нашего следования – это город Арзамас.
Дети встают паровозиком и передвигаются по группе.
В: Вот мы и приехали в город Арзамас. Арзамас – старинный город , красивый с интересной историей и богат культурными традициями.
В: Ребята, посмотрите на герб г. Арзамаса. Какой он? (слайд 3)
(ответы детей)
В: Да, правильно, золотой щит, на котором изображены стропила. Золото щита, на котором изображен герб, в геральдике символизирует справедливость, великодушие, богатство, а так же ценность города для государства. Стропила, изображенные на щите, соприкасаются друг с другом и означают военную схватку, закончившуюся победой одного из противников (того, что сверху). Стропило, означающее победителя, окрашено в красный цвет – цвет гербового щита Москвы. Стропило, означающее побежденного, имеет зеленый цвет – цвет ислама.
Арзамас был заложен в 1552 году по приказу царя Ивана Грозного. В городе много исторических зданий: старинные купеческие дома, храмы, торговые ряды. На Соборной площади расположен Воскресенский собор, он производит сильное впечатление своей красотой и величием, здесь же находится здание Магистрата, построенное в стиле барокко в середине 18 в.
В: Продолжаем наше путешествие, садимся в поезд.
Вот мы прибыли в г. Великий Новгород. (слайд ) А старину его называли «Господин Великий Новгород». В старину этот город славился князьями и богатыми купцами. История города отражена на его гербе (слайд 4 )Давайте рассмотрим его: центральное место занимает царский трон – он означает сильную власть, в прошлом княжескую, а сейчас в Российской Федерации – верховной власти. Трон поддерживают два медведя.
Медведи – животные, водившиеся в старину в новгородских лесах, их считали магическими животными, которые приносят здоровье и благополучие людям и плодородие земле.
Нижняя часть герба – сине-голубого цвета, он обозначает воду. Новгород расположен на берегу реки Волхов. В ней водилось много рыбы, новгородцы с древних времен занимались рыболовством. Поэтому и на гербе есть рыбы.
В городе сохранилось очень много древних построек, например Софийский собор. Этому собору почти тысяча лет.
В Новгороде сохранились берестяные грамоты, на которых писали древние новгородцы. Понравилось вам в Новгороде? (Да)
А нам пора отправляться дальше. Наше путешествие продолжится на самолете. Дети имитируют полет на самолете.
В: Мы прилетели на северное побережье России – г. Мурманск. Рассмотрим герб Мурманска (слайд 5 ) Что вы видите на гербе Мурманска?
Д: корабль, рыба, северное сияние.
В: Голубой цвет на гербе обозначает море, город расположен на берегу моря и полярную ночь. Золотой цвет на гербе символ полярного дня и богатство моря и земли. Силуэты корабля и рыбы означают профессии жителей Мурманска – моряка и рыбака. Северное сияние показывает его географическое положение.
В: Мы отправляемся с вами на северный Урал, в г. Ханты – Мансийск (слайд 6 ).
Он расположен на семи холмах, на берегу реки Иртыш. Река Иртыш встречается с другой многоводной рекой - Обь. Посмотрите на герб г. Ханты – Мансийска, что изображено на гербе?
(ответы детей)
В: Ярко-голубой фон это символ воды и ярко голубого неба над городом, золотой полукруг обозначает и солнце и холмы, на которых стоит город. Как вы думаете, что обозначают снежинки?
(ответы детей)
В: Да правильно, снежинки это снежные зимы и его принадлежность к северным городам. В центре герба расположены три ели – символ тайги окружающей город. Левая и правая ели изображены в виде треугольников, они символизируют чумы, в которых живут ханты и манси. Это коренные северные жители. Еще на гербе вы заметили белого журавля, его называют стерх, он крыльями как будто обнимает все изображение на гербе. Стерх обозначает чистоту, чистоту экологическую и чистоту и щедрость души местных жителей. В Ханты-Мансийске много достопримечательностей: есть археопарк – это парк скульптур древних животных. Скульптуры мамонтов, первобытных бизонов, полярных волков, большерогого оленя, пещерных льва и медведя, шерстистых носорогов – эти животные в древние времена населяли эту местность. Еще в городе есть памятник создателям славянской азбуки Кириллу и Мефодию, он находится в парке славянской письменности и культуры.
В: Ребята, а мы продолжаем наше путешествие.
Физкультминутка:
Руки в стороны - в полет (Стойка ноги врозь, руки в стороны)
Отправляем самолет,
Правое крыло вперед, (поворот вправо)
Левое крыло вперед. (поворот влево)
Раз, два, три, четыре –
Полетел наш самолет.
В: Наш самолет приземлился в городе Екатеринбурге. Через город Екатеринбург проходит граница между Европой и Азией. Рассмотрите герб города. Какой фон герба, что на нем изображено? (слайд 7)
(ответы детей)
В: Да, фон герба зеленый, малахитовый – это цвет леса и знаменитого уральского поделочного камня - малахита. Верхняя часть герба изображает крепость, которой Екатеринбург был в первые годы своего основания. Волнистая синяя полоса в нижней части герба обозначает реку Исеть, на которой стоит город. Считается, что Исеть соединяет Европу и Азию. За пределами щита стоят высунув языки и оскалив зубы животные – медведь и соболь, они охраняют город. Считается, что медведь – европейский символ, а соболь - символ азиатский. Золотая лента в самом низу герба – это символ столичности города. Екатеринбург является центром свердловской области. Известный сказитель Павел Петрович Бажов родился и вырос под Екатеринбургом. Какие сказы Павла Бажова вы знаете?
Д: «Хозяйка медной горы», «Серебряное копытце» и т.д.
В: Молодцы, правильно ответили.
А, мы отправляемся еще в один город нашей большой страны – это город Иркутск. Рассмотрите герб Иркутска, что вы видите на гербе? (слайд 8)
(ответы детей)
В: На гербе города Иркутска изображено мифическое животное бабр. У него лапы и хвост бобра, голова и туловище тигра, а в зубах он держит соболя. Животное мифическое, а название настоящее, так в старину, в районах прилегающих к Байкалу называли тигра.
В городе много достопримечательностей: скульптура мифического зверя бабра, много памятников знаменитым людям, много храмов и монастырей, очень красив храм Иконы Казанской Божьей Матери.
Понравилось вам в Иркутске? А нам пора возвращаться домой.
Рефлексия.
В: Понравилась вам экскурсия? В каких городах мы побывали, какие достопримечательности запомнились вам ?(ответы детей) 
В:  Наша страна огромна, в России много красивых и интересных мест, наше знакомство с городами и их достопримечательностями на этом не закончено. Мы узнаем еще много нового и интересного о других городах Российской Федерации.