Программа эмоционально-личностного развития старших дошкольников с зпр



Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 69 «Дюймовочка» комбинированного вида
города Северодвинска













ПРОГРАММА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР










Составила: педагог-психолог
Рубцова Анна Сергеевна







Пояснительная записка

Возможности обновления педагогической практики связаны с обеспечением полноценных условий реализации индивидуальности формирующейся личности (А.Г. Асмолов, В.В. Рубцов, Н.И. Непомнящая, К.Н. Поливанова, и др.) Самосознание – осознание человеком себя как индивидуальности, начинает формироваться в дошкольном возрасте. В этот период складываются важные элементы, составляющие структуру самосознания: половозрастная идентификация, притязания на признание, психологическое время личности. От своевременности развития указанных структурных элементов зависят возможности социализированного поведения (становление представлений о моральной норме) и качество саморегуляции, недостатки которой у детей с ЗПР доказаны (Н.В. Бабкиной, Г.И. Ефремовой, В.В. Кисовой и др.). Развитие самосознания, осознание себя как индивидуальности, у детей с задержкой психического развития (ЗПР) протекает замедленно и своеобразно (Н.Л. Белопольская, И.Ю. Кулагина, Е.С. Слепович и др.). Структурные элементы самосознания (когнитивный и аффективный компоненты образа «Я», потребность в социальном признании взрослого, психологическое время личности, социальное пространство личности) у дошкольников с ЗПР дифференцируются позже, чем у сверстников с нормальным интеллектуальным развитием. В связи с этим необходимо своевременно обратить внимание на создание психолого-педагогических условий, способствующих развитию самосознания. Данная проблема актуальна, однако на уровне практической помощи таким детям ее решение затруднено в связи с тем, что подходы и конкретные методы личностно-ориентированной диагностики и коррекции разработаны недостаточно. Дети с ЗПР представляют собой разнородную группу, с широким диапазоном проблем, поэтому весьма непросто выработать единую программу помощи, которая удовлетворяла бы нуждам всех дошкольников с такими проблемами. Задержка психического развития - сложное нарушение, при котором у разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности. Однако, необходимо выделить особенности, характерные для большинства детей с ЗПР: эмоционально-волевая незрелость, слабовыраженные нарушения познавательной деятельности, слабость произвольной регуляции деятельности.
В ходе исследований на базе нашего дошкольного учреждения было выявлено, что представление о себе, о своем прошлом и будущем, а также отношение к себе у детей с ЗПР преимущественно слабо дифференцировано и неустойчиво. У большинства дошкольников с ЗПР отмечается отрицательное отношение к взрослению, отсутствие позитивного интереса к себе, трудности в дифференциации эмоциональных состояний, несформированность эмоциональной децентрации.
Недоразвитие личностной, эмоциональной сферы дошкольников, несформированность произвольности невозможно преодолеть без системы целенаправленной помощи и специально организованных мероприятий. Отмечено, что несформированность саморегуляции обсуждаемой категории детей обнаруживаются и в школьном возрасте (Э.И. Кякинен, И.А. Конева, И.Ю. Кулагина, З.И. Калмыкова, Р.Д. Тригер и др.).
Совокупность обозначенных проблем, запросы практики определили выбор создания коррекционно-развивающей программы. Поэтому данная программа, направленная на развитие эмоционально-личностной сферы, является актуальной.
Цель программы: эмоционально-личностное развитие детей 5-7 лет с ЗПР.
В соответствии с целью определялись задачи программы:
- способствовать осознанию себя как личности;
- способствовать формированию адекватной самооценки;
- развивать навыки совместной деятельности в коллективе;
- развивать способность понимать и выражать эмоциональные состояния;
- развивать самоконтроль


Методологической основой программы являются:
общая концепция становления личности ребенка с задержкой психического развития, обоснованная в трудах отечественных ученых (Н.Л. Белопольская, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, Е.С. Слепович);
положения отечественных психологов об обусловленности онтогенеза самосознания деятельностью и общением ребенка (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин);
теоретические подходы к пониманию роли эмоциональной сферы в формировании отношений личности (Г.М. Бреслав, А.В. Запорожец, К. Изард, С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон);
модель самосознания, предложенная Мухиной В.С., которая включает в себя пять основных звеньев: имя, идентифицированное с телесной и духовной индивидуальностью, притязание на признание, возникающее благодаря оценочному отношению взрослого к поступкам и проявлениям ребенка, половую идентификацию, психологическое время и социальное пространство личности, т.е. условия бытия, которые вводят ребенка в сферу прав и обязанностей, заставляя контролировать поведение и соблюдать правила социального взаимодействия. Все эти звенья, которые можно условно обозначить как элементы, составляющие структуру самосознания дошкольника, тесно связаны друг с другом.
Данная программа предусматривает проведение специальных упражнений, игр, способствующих развитию личностной, эмоциональной сферы дошкольника с ЗПР, оптимизации процесса общения в группе сверстников. К ожидаемым результатам реализации программы можно отнести формирование следующих знаний и умений:
уметь рассказывать о себе и своем социальном окружении;
знать о существовании собственных индивидуальных особенностей и особенностей своих сверстников;
понимать и описывать свои желания и чувства;
выражать определённые эмоциональные состояния различными способами;
устанавливать связь между эмоциональным состоянием и событием;
контролировать свои эмоциональные реакции;
умение соблюдать очередность в совместной деятельности
Специалист, применяющий данную программу, реализует принципы организации формирующей работы:
индивидуальный и дифференцированный подход;
принципы личностно-ориентированной педагогики (безусловное принятие любого ребенка, предоставление ему возможности свободного выбора в рамках регламентированной деятельности);
принцип доступности (опора на уровень развития ребенка);
принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр, помощь ребёнку в выполнении заданий;
принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы;
принцип научности лежит в основе применения технологий, способствующих развитию эмоциональной и личностной сферы детей с задержкой психического развития;
максимальное использование организации жизнедеятельности детей для формирования элементов самосознания (режимные моменты, прогулка, свободная игра, занятия и т.д.).
Стиль ведения занятий должен быть эмоциональным и непринуждённым. К каждому ребёнку необходимо находить индивидуальный подход, и учитывать его личностные особенности. Специалист должен обладать профессиональными качествами, и в случае необходимости, всегда суметь выправить психологически неблагоприятную ситуацию.
Данная программа включает в себя способы, которые обеспечивают гарантию прав и обязанностей ее участников: специалистов, детей, родителей и педагогов. (Приложение 1)
Программа не предполагает участие детей с такими нарушениями психического здоровья как психоорганический синдром, ранний детский аутизм; с такими речевыми нарушениями как сенсомоторная алалия вследствие трудностей понимания речевых инструкций, задаваемых вопросов.
Для реализации программы необходимы следующие учебно-методические материалы:
картинки с изображением людей в различных эмоциональных состояниях;
игра «Азбука эмоций» (Н.Л. Белопольская);
альбомы;
цветные карандаши;
фломастеры;
маркеры;
ватман;
пальчиковые краски.
Занятия проводятся в просторном помещении, в котором все участники могут свободно располагаться и передвигаться. Во время занятий детям предлагается сидеть на ковре или на стульчиках (в зависимости от вида упражнения). Дети располагаются полукругом, что создаёт ощущение целостности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей. Такое расположение дает возможность специалисту держать всех детей в поле зрения. На занятиях регулярно используется музыкальное сопровождение танцевальной и релаксационной направленности, которое эффективно помогает снять психоэмоциональное напряжение. При проведении рисования необходимы удобные стулья и столы.




Сроки и этапы реализации программы
Этап №
Название этапа
Сроки проведения

1
Диагностический
2 недели

2
Установочный
1 неделя

2
Коррекционно-развивающий
15 недель

4
Контрольно-диагностический
2 недели

5
Этап повторной диагностики
2 недели


На первом этапе проводится ряд диагностических мероприятий, которые позволят выявить уровень развития самосознания, эмоциональной сферы, особенностей личности дошкольников. Этот этап реализуется с 1 – 15 сентября. Полученная информация обрабатывается, осуществляется подбор приемов и средств работы с детьми (третья неделя сентября). Коррекционно – развивающий этап подразумевает проведение практических занятий с детьми. Количество занятий – 15. Занятия проводятся с сентября по декабрь. В январе проводится первичная контрольная диагностика. Повторная диагностика проводится в мае.







Структура и содержание программы:
Данная программа предполагает проведение цикла из 15 занятий. Ведущая форма проведения – тренинги. Дети располагаются в форме полукруга на полу или на стульчиках (в зависимости от предложенных упражнений). Занятия проводятся по подгруппам. Количество человек на занятии: 3. Продолжительность каждого занятия 25 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Программа включает в себя два раздела, которые направлены на:
1) развитие личностной сферы (раздел 1: «Это Я» - 8 занятий)
2) развитие эмоциональной сферы (раздел 2: «Мои чувства» - 7 занятий)
Учебно-тематический план


Тема занятия
Цели занятия
Оборудование

Раздел 1 «Это Я!»

1
Это Я!

-развивать представления детей о себе
- содействовать развитию положительного образа «Я»
- стимулировать интерес к другому человеку
- создать положительный эмоциональный фон
-клубок шерстяных ниток
- ватман
- маркеры или фломастеры
- зеркало


2
Это Я! Какой Я?
- содействовать развитию положительного образа «Я»
- способствовать самовыражению детей
- содействовать улучшению общения со сверстниками
- содействовать развитию самоконтроля
- фотоаппарат
- мячик
- альбом
- цветные карандаши (фломастеры)



3
Мое имя
- способствовать принятию своего имени
- способствовать самовыражению детей
- способствовать улучшению общения со сверстниками



- зеркало
- магнитофон
- аудиокассета
- альбом
- цветные карандаши (фломастеры)


4
Мальчики и девочки
- способствовать осознанию себя как представителя определенного пола
- способствовать самовыражению детей
- способствовать снижению эмоционального напряжения
- мячик
- альбом
- цветные карандаши
- магнитофон
- аудиокассета со спокойной музыкой


5
Линия жизни
- способствовать осознанию себя во времени
- способствовать самовыражению детей
- набор картинок с изображением детей разного возраста
- волшебная палочка


6
Моя семья
-развивать представления детей о своей семье
- способствовать самовыражению детей
- способствовать формированию у детей умения любить окружающих
- магнитофон
- аудиокассета «Звуки природы»
- альбом
- карандаши / фломастеры


7
Мои друзья
-развивать представления детей о дружбе
- формировать взаимопонимание
- содействовать формированию доброжелательных отношений в группе
- свечка в безопасном подсвечнике
- низкий стульчик


8
Что такое дружба
-развивать представления детей о дружбе
- развивать у детей умение сотрудничать
- содействовать формированию доброжелательных отношений в группе
- ватман
- пальчиковые краски
- крупные игрушки
- большой платок


Раздел 2 «Мои чувства»

9
Мое настроение похоже на
- развивать представления детей об эмоциональных состояниях (радость, грусть)
- развивать способность выражать эмоциональное состояние с помощью мимики, позы, жестов, походки
- развивать способность понимать эмоциональное состояние другого
- мокрые листы бумаги
- краски
- картинки с изображением радостных или грустных персонажей (можно использовать игру «Азбука эмоций»)
- мелко нарезанная цветная бумага


10
Мои чувства: страх
развивать представления детей об эмоциональных состояниях (страх)
- предоставить ребенку возможность для актуализации своего страха
- свечка в безопасном подсвечнике


11
Мои страхи
- способствовать осознанию страха как нормального человеческого чувства
- учить детей выражать чувство страха в рисунке
- дать детям возможность поработать с предметом своего страха
- бумага
- цветные карандаши


12
В гостях у Бабы Яги
-способствовать преодолению стереотипного восприятия агрессивных персонажей сказок
- снизить степень страха через придание объектам страха нетипичных для них характеристик
- большой лист бумаги или ватман
- цветные карандаши
- кукла Бабы Яги, одевающаяся на руку
- набор для игры в больницу (халат врача, стетоскоп, градусник, шприц)

13
Мои чувства: гнев
-развивать представления об эмоции «гнев»
- развивать у детей рефлексию своего агрессивного поведения
- формирование доверия к окружающим
- картинки с изображением сердитых персонажей (можно использовать игру «Азбука эмоций»)
- мячик
- картинки с изображением детей, которые ссорятся

14
Учусь управлять
собой
- развивать самоконтроль
- познакомить со способами саморегуляции
- картинки с изображением различных предметов (машина, стол, книга, лошадь, самолет и т.д.).
- твердый шарик
- мягкий шарик из ваты
- обруч



15
Итоговое занятие
- закрепить полученные знания об эмоциональных состояниях
- развивать самоконтроль
- способствовать положительному самоотношению
- альбом
- цветные карандаши
- мячик
- картинки с изображением разных предметов
- магнитофон
- аудиокассета с записью детских песен
- игра «Азбука эмоций»




Перед проведением коррекционно-развивающих занятий проводится диагностика с целью определения уровня развития самосознания и эмоциональной сферы. Это позволит специалисту подобрать приемы и техники работы, возможно, видоизменить некоторые упражнения из данной программы в соответствии с потребностями детей. Грамотно подобранные и реализованные диагностические процедуры – залог успешной реализации данной программы. Диагностические методы подобраны в соответствии с возрастом детей, учетом особенностей развития. (Приложение 2)


Название методики
Цель использования
Источник


1

Беседа «Расскажи о себе»
Изучение уровня и характера оценки, сформированности образа «Я», степени осознания своих особенностей
А. М. Щетинина «Диагностика социального развития ребенка»
В.Новгород, 2000


Внеситуативно-личностная беседа
Изучение уровня самосознания



Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М., 1995.


2
Половозрастная идентификация
Осознание половой принадлежности, отношение к взрослению
Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. М.: УРАО, 1999.

3
Рисунок человека

выявление тревожности, агрессивности
А. М. Щетинина «Диагностика социального развития ребенка»
В.Новгород, 2000

4
Методика изучения особенностей восприятия и понимания дошкольниками эмоционального состояния изображенного человека
Изучение понимания дошкольниками эмоциональных состояний
А. М. Щетинина «Диагностика социального развития ребенка»
В.Новгород, 2000

5
Эмоциональная идентификация
Изучение понимания дошкольниками эмоциональных состояний
Е.И. Изотова / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова «Эмоциональная сфера ребенка» М., 2004

6
Лесенка Щур (диагностика уровня самооценки)
Изучение самооценки
А. М. Щетинина «Диагностика социального развития ребенка»
В.Новгород, 2000


Каждое занятие состоит из 3 этапов:
1). В подготовительную часть включаются несложные ритуальные упражнения, которые помогают детям позитивно настроиться на работу в группе, установить контакт.
2). В основную часть входят специальные упражнения, соответствующие цели и тематике занятия:
развивающие игры-драматизации;
сюжетно-ролевые игры;
коммуникативные игры;
упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера;
психогимнастические этюды;
сказки;
игры, направленные на развитие произвольности;
рисование (совместное или индивидуальное)
3). Упражнения, направленные на снижение эмоционального напряжения, а также ритуальные прощальные упражнения.
Ролевые игры предполагают принятие ребенком ролей, разных по статусу и содержанию, направлены на развитие способности к сопереживанию, воспитание умения дружить и помогать друг другу. Дети учатся принимать на себя различные роли. Психогимнастические игры направлены на принятие своего имени, осознание себя во времени, принятие своих особенностей. Коммуникативные игры способствуют налаживанию отношений в группе, учат детей сотрудничать. В играх, направленных на развитие произвольности происходит формирование самоконтроля. Занятия часто завершаются созданием детьми какого-либо рисунка в индивидуальных альбомах. Детский рисунок - итог работы, который объединяет в себе все эмоции, впечатления, знания и умения, полученные в ходе тренинга.


Для эффективной реализации программы используется система контроля:
Форма контроля
Время проведения
Сроки выполнения
Применяемые методики

Первичный контроль
январь
2 недели
Беседа «Расскажи о себе»
- Половозрастная идентификация
- Методика изучения особенностей восприятия и понимания дошкольниками эмоционального состояния изображенного человека

Вторичный контроль
май
2 недели
- Беседа «Расскажи о себе»
- Половозрастная идентификация
- Рисунок человека
- Эмоциональная идентификация
- Лесенка Щур (диагностика уровня самооценки)

Полученная информация обрабатывается, данные протоколируются.




Критериями эффективности программы являются:
Положительная динамика в развитии основных параметров личностной и эмоциональной сферы детей, сформированность определенных умений:

Объект оценки
Критерии оценки

1
умение рассказывать о себе и своем социальном окружении
«+» – навык сформирован
«–» – навык не сформирован
«+?» - навык в стадии формирования

2
знание о существовании собственных индивидуальных особенностей


3
умение выражать эмоциональные состояния вербально и невербально


4
умение сравнивать эмоции


5
умение устанавливать связь между эмоциональным состоянием и событием


6
умение контролировать свои эмоциональные реакции


7
умение соблюдать очередность в совместной деятельности







Использованная литература:
1. Авдеева Н. Н. и др. Развитие представления о самом себе у ребенка от рождения до 7 лет. // Воспитание, обучение и психическое развитие. – М., 1977, с. 29 – 37
2. Венгер А. Л. К вопросу об оценочных действиях в дошкольном возрасте. // Новые исследования в психологии, 1982, № 2(27), с. 80 – 93
3. Выготский Л. С. Детская психология. // Собрание сочинений: В 6-ти т.,т.4 -М.: Педагогика,1984, - 433с.
4. Лисина М. И., Силвестру А. И. Психология самопознания у дошкольника. -Кишинев: Штиинца, 1983, - 111с.
5. Мамайчук И.И. Ильина М.Н. Психологическая помощь детям с задержкой

психического развития. С.-П. 2006
6. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами

в развитии : учебное пособие для вузов. - Санкт-Петербург : Речь, 2006.

7. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Изд. центр «Академия», 1998, - 456с.
8. Князева О.Л. «Я-Ты-Мы» Программа эмоционально-личностного развития дошкольников. М. 2003

9.Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М., 1998, - с. 347
10. Погудкина И.С. Работа психолога с проблемными дошкольниками. М. 2007
11. Семаго Н.Я. Новые подходы к коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Инновации в российском образовании (специальное, коррекционное образование). М.: Минобразование РФ, 1999.
12. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: АРКТИ, 2000.
13. Стеркина Р. Б. Некоторые особенности самооценки детей дошкольного возраста. // Воспитание, обучение и психическое развитие.–М.,1977, с.62-69
14. Столин В. В. Самосознание личности. - М.: Изд – во МГУ, 1983, - 286с.
15. Особенности психического развития детей 6 – 7 летнего возраста. / Под ред. Венгера А. Л., Эльконина Д. Б. – М.: Педагогика, 1988, - 135с.
16. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: дошкольники. - М., 2008

17. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3 – 9 лет – М., 2002

18. Чистякова М.М. Психогимнастика – М., 1995














































ПРИЛОЖЕНИЕ
























ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Описание способов, которые определяют сферу ответственности,
обеспечивают права и обязанности участников программы

Гарантия прав и обязанностей, сфер ответственности участников программы обеспечивается нормативными правовыми документами, к которым относятся:
- Нормативно-законодательные акты Российской Федерации –
Закон РФ «Об образовании»
- Устав образовательного учреждения (ГОУ д/с № 1855)
- Конвенция о правах ребенка,
- Декларация прав человека.
Осуществляя работу по данной программе, психолог руководствуется следующими принципами:
добровольное участие ребенка: ребенок имеет право отказаться от выполнения каких-либо упражнений.
информирование родителей: родители имеют право получать информацию об особенностях проведения тренинговых занятий, поведения своего ребенка, особенностей взаимоотношений со сверстниками.
взаимосвязь педагогов и специалистов: коррекционно-развивающая работа с детьми с задержкой психического развития предполагает комплексный подход, взаимосвязь специалистов (психолога, логопеда, дефектолога, педагогов). Результаты, полученные на занятиях, поддерживают все специалисты, работающие с детьми, выполняют рекомендации психолога.



ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Описание используемых психодиагностических методик, технологий:


1. Внеситуативно-личностная беседа определяет:
знания о себе (когнитивный компонент образа «Я»);
отношение к себе (аффективный компонент образа «Я»)
психологическое время личности (наличие психологического прошлого и будущего, отношение к взрослению)
2. Методика «Половозрастная идентификация», разработанная Н.Л. Белопольской, характеризовала:
знания о себе как представителе определенного пола и возраста,
отношение ребенка к взрослению
Методика применяется при диагностике детей с задержкой психического развития, в коррекционной работе и консультировании. Методика позволяет исследовать степень сформированности половой и возрастной идентичности, скорректировать понимание социальной позиции и способствовать развитию самосознания ребенка. Оригинальность методики состоит в использовании стимульного материала, охватывающего все возрастные категории (от младенчества до старости), что позволяет наиболее эффективно проводить диагностическую и коррекционную работу.
3. Проективная методика «Рисунок человека» направлена на выявление:
личностных особенностей дошкольников (тревожности, агрессивности)
4. Методика изучения особенностей восприятия и понимания дошкольниками эмоционального состояния изображенного человека позволяет выявить особенности восприятия и понимания детьми эмоциональных состояний людей, изображенных на картинках, позволяет судить о сформированности умения вербально описать данное эмоциональное состояние. Детям предлагаются картинки с изображением взрослых людей и детей в различных эмоциональных состояниях: грусть, радость, гнев, страх. Испытуемым предоставлялась возможность высказать свободное суждение об изображенном персонаже с целью определения умения понимать эмоцию, различать выявлять наличие интереса к экспрессии персонажа. Далее ребенку предлагалось назвать эмоцию одним словом (фиксировалась потребность в помощи со стороны психолога), выявлялось наличие у ребенка словаря эмоциональных состояний (пассивного или активного). Ребенку также предлагалось вообразить ситуацию, соответствующую изображенному эмоциональному состоянию или выбрать из предложенных экспериментатором вариантов. Все ответы ребенка фиксировались в протоколе.
Методика «Эмоциональная идентификация» предполагает использование наряду с картинками детских фотографий и пиктограмм.
5. Притязания на социальное признание определялись путем экспериментального изучения самооценки (методика «Лесенка Щур» (модифицированный вариант). Ребенку предлагалась лесенка из 5 ступеней разного цвета, а также фигурка мальчика или девочки. Ребенку предлагалось поставить себя на ступеньку в зависимости от того, как он сам оценивает собственное поведение.



























































13PAGE 15


13PAGE 141215




Заголовок 1 Заголовок 215