ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС


ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
Одним из видов в педагогическом процессе по физической культуре в школе является внеклассная работа.
Задачи внеклассной работы:
содействовать выполнению стоящих перед школой учебно-воспитательных задач;
содействовать укреплению здоровья, закаливанию организма, разностороннему физическому развитию учащихся;
углублять и расширять знания, умения и навыки, полученные учащимися на уроках физической культуры;
воспитывать и развивать организаторские навыки у школьников;
организовывать здоровый отдых учащихся;
прививать учащимся любовь к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Основным содержанием внеклассных занятий с детьми является материал учебной программы по физической культуре, используемый с целью совершенствования умений и навыков учащихся в выполнении различных упражнений, как в обычных условиях, так и в усложненных, в частности на местности. Самое большое место во внеклассной работе занимают игры. При этом программный материал по играм значительно расширяется за счет дополнительных игр, близких по своему содержанию к программным. Особое внимание при проведении внеклассных занятий, в том числе и игр, уделяется соответствию учебному материалу, изучаемому на уроках, чтобы сочетание учебных и внеклассных занятий способствовало совершенствованию двигательных умений и навыков детей.
Зимой проводятся занятия на лыжах, а также катание на санках и коньках, хотя это и не предусмотрено школьной программой. Чтобы добиться массового охвата учащихся внеклассной работой, используются самые различные формы организации и проведения занятий с детьми с учетом их возраста, состояния здоровья и физической подготовленности. Основные формы - «часы игр», пешие и лыжные прогулки, походы, катание на санках, занятия в группах общей физической подготовки, спортивные соревнования, физкультурные праздники, занятия в спортивных секциях.
Одной из основных организационных форм проведения внеклассной работы по физическому воспитанию является кружок физической культуры.
Кружок физической культуры. В восьмилетней и средней школах создается коллектив физкультуры из учащихся III-IX и III-ХI классов. В начальной школе организуется кружок физической культуры, который проводит работу под непосредственным руководством одного из учителей, назначенного директором школы.
На общем собрании членов кружка избирается бюро из трех - пяти человек. Всю работу кружок проводит по плану, утвержденному директором школы. В каждом классе избирается физкультурный организатор, который вовлекает учеников в работу кружка физкультуры и организует их для участия в мероприятиях по физической культуре.
Для проведения практической работы с учащимися организуются секции. В первую очередь создается секция общей физической подготовки, занимающаяся весь учебный год: осенью - играми, легкой атлетикой и гимнастикой; зимой - лыжной подготовкой, играми; весной - играми, гимнастикой и легкой атлетикой.
В учебной группе секции состоит 15-20 человек. Комплектование групп производится с учетом возраста и физической подготовленности учащихся. В период подготовки к соревнованиям создаются команды. Количество участников зависит от условий соревнований. Занятия учебных групп проводятся один - два раза в неделю, в свободное от уроков время, по расписанию, утвержденному директором школы. Продолжительность каждого занятия должна быть не более 60 мин. В каждой учебной группе избирается староста, а в командах - капитаны. Старосты и капитаны напоминают учащимся о занятиях, учитывают посещаемость, помогают руководителям.
Кроме секции общей физической подготовки, в школе могут быть организованы секции по видам спорта. Основной направленностью любой спортивной секции является общая физическая подготовка учащихся. Около 80% времени на занятиях любой секции должно уделяться различным гимнастическим упражнениям, играм, легкой атлетике, а зимой - лыжной подготовке.
Занятиями в группах и командах могут руководить учителя или инструкторы-общественники, учащиеся старших классов (в средней школе), а также спортсмены и тренеры спортивных обществ.
Членов кружка, проявивших интерес к занятиям физкультурой и спортом и добившихся некоторых успехов, школа может направить в детскую спортивную школу.
ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ
Планирование внеклассной работы – одна из важнейших предпосылок воплощения в жизнь цели и задач физического воспитания школьников. Занятия в секции требуют у занимающихся мобилизации двигательных и морально - волевых качеств. Преподавателю необходимо знать и рационально использовать общие и специфические принципы обучения, а также умело применять их на практике. «Не навреди!» - гласит первая заповедь тренера – преподавателя.
Планирование – это первая ступень в построении тренировочных занятий. То, как бы хотел видеть преподаватель рабочий процесс. В планировании, нужно продумывать сразу на несколько ходов вперед. План составляется не на одну-две тренировки, а на весь процесс работы. Но чем на большее время рассчитан план, тем труднее точно предвидеть, какими будут конкретные черты планируемого процесса в действительности; вместе с тем, если вести планирование лишь в расчете на ближайшее время, исчезает перспектива. В этом и заключается основная сложность. То, что вычислено и проанализировано на бумаге, не обязательно воплотится на практике. Кроме того, в процессе планирования важно учитывать конкретно – предпосылочные данные. Исходные данные о конкретном состоянии контингента занимающихся и их подготовленности к реализации целевых установок; мотивационные и личностные установки.
Для того, чтобы успешно решать задачи физического воспитания необходимо, чтобы из занятия в занятие ученикам предлагалась достаточная нагрузка, которая, с одной стороны, несла бы кумулятивный эффект и, с другой стороны, не была бы чрезмерной. Дозировка тренировочных нагрузок сугубо индивидуальна. Она зависит от возраста, физического состояния и пр. Таким образом, кроме общих педагогических принципов, которые несут основополагающие требования к проведению занятий, крайне важную роль играет специфические принципы воспитания, выполнение которых ведет к решению главной цели физического воспитания, а игнорирование их ведет либо к деградации физических качеств спортсмена, либо, что гораздо страшнее, к ухудшению состояния здоровья и даже к патологиям.Перечислим специфические принципы физического воспитания и их характеристику:
1. Принцип сбалансированного повышения нагрузок.
Предписывает учитывать изменения параметров нагрузки, в соотношении с закономерностями адаптации к ней. Многократно повторяющаяся одинаковая нагрузка не ведет к развитию двигательных качеств. Поэтому параметры нагрузки должны постоянно повышаться;
2. Принцип соответствия педагогических воздействий возрасту занимающихся.
Является наиважнейшим, и формирует свои положения, исходя из закономерностей гетерохронности физического развития и предлагает выделять и учитывать сенситивные периоды развития физических качеств;
3. Принцип системного чередования нагрузок и отдыха.
Предусматривает рациональное чередование активности и отдыха (в случае, если превалирует активность, могут возникнуть процессы переутомления и, в случае многократно суммирующихся состояний переутомления - перетренированность; в том же случае, если преобладает процесс отдыха, то занятия не ведут к тренировочному эффекту; 4. Принцип постепенного наращивания нагрузок.
Предусматривает постепенное увеличение объема и интенсивности нагрузок, планомерное усложнение решаемых двигательных задач по мере роста функциональных возможностей организма.
В средней школе, как правило, много классов-комплектов с хорошей наполняемостью и параллелями в две-три и более. Учителей физической культуры редко бывает по одному, тоже два-три и более, плюс вожатые и организатор внеклассной работы, может быть и военрук. Эти люди по роду своей деятельности тоже заинтересованы во внеклассной работе и будут хорошими вашими помощниками.
План спортивно-массовой работы школы составляется в черновом варианте всеми заинтересованными лицами до начала нового учебного года с учетом возрастных групп учащихся и школьных традиций. При составлении плана необходимо взвесить ваши возможности:
наличие и состояние спортивной базы, спортинвентаря и погодные условия региона. Черновой вариант плана надо вывесить на доску объявлений для ознакомления с ним школьников. На первом же совете физоргов классов план обсуждается, дополняется или что-то изменяется и утверждается. Теперь в течение учебного года он будет осуществляться.
В каждой школе план спортивно-массовых мероприятий может быть сугубо своим с учетом состояния и наличия спортивной базы, спортинвентаря и квалификации преподавателей ФК.
РУКОВОДСТВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТОЙ В ШКОЛЕ
Непосредственное руководство секцией возлагается на педагога, который решает все проблемы, связанные с организацией занятий, а именно:
- самостоятельно выбирает и использует выбранную методику обучения;
- несет ответственность за безопасность занимающихся;
- проводит селекцию (может отказать ученику в занятиях в секции);
- назначает дату и время тренировок (при согласовании с дирекцией школы);
- принимает решение об участии (или не участии) в каком-либо соревновании;
- несет ответственность за результаты подопечных в соревнованиях перед лицом дирекции.
В права и обязанности руководства школы входит:
- создание условий для беспрепятственной работы секции;
- несение ответственности за создание и функционирование секции перед муниципальными органами;
- по необходимости прекратить работу секции.
Педагог дополнительного образования (в дальнейшем тренер), используя необходимую методику обучения, проводит занятия 4-5 раз в неделю по 1-2 часа.
Главная цель секции – повышение общего уровня здоровья. Стратегическими задачами являются: повышение спортивного мастерства и подготовка профессиональных спортсменов.
Каждому учителю физкультуры хочется иметь в школе много спортивных кружков (секций), ведь успех работы в массовости. Но, к великому сожалению, такой возможности у учителя нет. В первую очередь секции организуются и ведутся по тем видам спорта, по которым проводится первенство района, города, области среди общеобразовательных школ. Это футбол, баскетбол, волейбол, лыжи, хоккей, легкая атлетика, шашки, шахматы, настольный теннис, туризм. Если в каждой секции в среднем по 15 человек, то это уже 150 человек. Но эту цифру надо удвоить, так как приходится начинать раннюю специализацию с младшего школьного возраста. Шансов на успех больше. Отбор в спортивные секции детей в младшую или старшую группу должен проходить только по результатам игр на первенство школы. Высматривать надо способных, перспективных. Уж если заниматься с детьми, так чтоб отдача была. Вот с этими перспективными и занимайтесь совершенствованием физических качеств.
В объявлениях о проведении первенства школы можно сделать приписку: «по результатам игр будет формироваться сборная школы» А кому из детей не хочется быть в сборной?! Престижно и почетно. Опять же - разъезды на соревнования. Вот вам и серьезное отношение детей к урокам и соревнованиям. Дети поймут, что не каждый попадет в сборную, что это право еще надо доказать.
В секции обстановка должна быть доверительная, но жесткая дисциплина, поставьте условия: добросовестно учиться по всем предметам, вести себя всегда и везде скромно и дисциплинированно, занятий не пропускать. Обязательно выполнять индивидуальное домашнее задание тренера, строгий режим, никаких вредных привычек, самостоятельная работа, закаливание. И не показывайте, что он (игрок) для команды совершенно необходим. Иначе такой игрок «сядет на голову» и развалит всю дисциплину. Реакция на подобные взбрыкивания занимающихся должна быть невозмутимой: или - или. Не хочешь? Вон сколько желающих. Во время проведения первенств секция не работает. Все ваши «сектанты» уже там - и в первую очередь. Основным средством подготовки команды к предстоящим соревнованиям на первенство района, города, области являются товарищеские игры. Любое обучение только тогда чего-то стоит, когда оно дает какой-то положительный результат. Одним индивидуализмом ничего не добьешься. Нужна командная игра на основе индивидуальности. А где вы еще проверите сильные и слабые места команды? Только в игре с незнакомым противником, в товарищеских встречах. Сразу замахиваться на сильного противника нельзя. Пока ребятишки обвыкнутся на поле с незнакомым, сильным коллективом, им уже «накатают» полные ворота. У детей может пропасть уверенность в самих себя, многие могут бросить совсем занятия спортом, появится боязнь к любому противнику, даже заведомо более слабому. А потом попробуй, восстанови силы после психологической травмы. Да и авторитет тренера может зашататься (и чему учил?).
Идти надо от простого к сложному. Можно провести первую пробу - первую товарищескую встречу с какой-либо сборной класса вашей же школы. Поставьте конкретные задачи команде и требуйте беспрекословного исполнения. Например: забивать только из-за штрафной и только после нескольких «стенок».
Исправив ошибки индивидуальные и командные на тренировках, можно попробовать более сильный коллектив, например, чемпиона школы в их же возрастной группе, затем игра с более старшим коллективом, со сборной учителей, соседней школой. Вот такая лесенка товарищеских игр дает хорошие результаты. Постарайтесь так спланировать товарищеские игры, чтобы игровая практика своим апогеем пришлась на календарные игры первенства района, города, области.
КОНТРОЛЬ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ
Как уже отмечалось ранее, планирование лишь косвенно указывает на результат процесса воспитания, т.е. на то, как процесс должен разворачиваться в ходе тренировочной работы, в соответствии с закономерностями физического воспитания в теории. Но на практике, как часто бывает, получается не так, как планировалось ранее.
Педагог-практик постоянно должен сверять текущие результаты с запланированными и, если требуется, вводит корректировку планов. Призван помочь тренеру в этом, контроль занятий.
Процесс воспитания школьников (не только физического, а именно воспитания в целом) очень тонкий и сложный. Именно поэтому результаты планирования иногда расходятся с действительными результатами практической работы. Стоит только какому-либо звену (тренер, дирекция, ученик) снизить требования к своим обязанностям – все пойдет не так. Примеры: тренер выбрал средства, не применимые к данной методике занятий; директор нарушил договор и одобрил лишь три занятия в неделю; ученик потерял интерес к занятиям. Во всех случаях ответственность ложится на тренера и его задача решить данные проблемы: выбрать подходящие средства занятий; убедить директора, что лишь 5-разовые занятия несут положительный эффект внеклассной работе; заинтересовать ученика.
В современной литературе можно насчитать десятки наименований видов и разновидностей контроля: педагогический, врачебный, биологический, антропометрический, биохимических, биомеханических, психологический; предварительный, оперативный, текущий, этапный, итоговый, что свидетельствует о недостаточной упорядоченности связанных с ним представлений. Мы рассматриваем контроль как реально существующие отношения между субъектом и объектом воспитания, поэтому выделим два типа контроля: «педагогический контроль» и самоконтроль занимающихся, причем педагогический контроль играет, естественно, ведущую роль.
Термин «педагогический» в данном случае подчеркивает, что контроль осуществляется педагогом-специалистом соответственно его профессиональным функциям с использованием тех средств и методов, какие он может и должен квалифицированно применять на основе полученного специального образования и практического опыта по профилю специальности.
Основные аспекты педагогического контроля:
контроль направляющих начал и параметров воздействий;
контроль «объекта и эффекта воздействий» (должен выявлять и прослеживать соотношения педагогически направленных воздействий и их эффектов, оценивать их соответствие или несоответствие запланированных результатам);
контроль исходного уровня возможностей и готовности воспитываемых к реализации поставленных задач;
педагогический самоконтроль;
контроль внешне-средовых факторов;
контроль двигательной деятельности и непосредственно связанных с нею взаимодействий воспитываемых;
контроль динамики функциональных сдвигов в организме занимающихся, эффекта текущих воздействий и общих результатов физического воспитания;
контроль за формированием знаний, умений, навыков, развитие способностей, совершенствование личностных качеств воспитываемых.