«ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВ» В РАССКАЗЕ «УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО»


«ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВ» В РАССКАЗЕ «УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО»
Цели: раскрыть душевный мир героя рассказа; показать неординарность учительницы; обозначить нравственные проблемы, поднятые писателем в рассказе.
Хорошего сердца и правильной души так недостает нам,
что чем больше наши герои и мы будем жить, тем лучше для нас будет.
В. Г. Распутин
Ход урока
Беседа
Учитель. Перед обсуждением проблем, поставленных писателем в рассказе «Уроки французского», вспомним узловые моменты его содержания.
(Учащиеся фрагментарно воссоздают сюжет рассказа, пересказывая подготовленный дома эпизод произведения.)
Учитель. Сегодня на уроке нам предстоит обсудить три аспекта рассказа «Уроки французского». В первую очередь остановимся на образе главного героя, его душевном состоянии; далее речь пойдет о «необыкновенном человеке» — учительнице французского; завершим разговор о рассказе обсуждением основных его проблем.
Главный герой в рассказе
Учащиеся в качестве домашнего задания подготовили вопросы и цитатный план к рассказу о главном герое. В процессе обсуждения варианты системы вопросов и цитатного плана появляются на доске.
Вопросы к рассказу о герое
1. Почему мальчик оказался в райцентре?
2. Каковы были успехи героя рассказа в школе?
3. Каково было душевное состояние героя?
4. Что заставило мальчика играть в «чику» на деньги?
5. Как складывались отношения героя с окружающими его ребятами?
6. Каково было отношение мальчика к учительнице?
Цитатный план к рассказу о герое
1. «Чтобы учиться дальше... мне пришлось снаряжаться в райцентр».
2. «Учился я и тут хорошо... по всем предметам, кроме французского, у меня держались пятерки».3. «Так мне было плохо, так горько и постыло! — хуже всякой болезни».
4. «Получив его (рубль),... я покупал на базаре баночку молока».
5. «Они били меня по очереди ... не было в тот день ... человека несчастнее меня».
6. «Я пугался и терялся ... она представлялась мне человеком необыкновенным, не походила на всех остальных».
Выводы. Одиннадцатилетний мальчик впервые волею обстоятельств оторван от семьи, вырван из привычного окружения. Однако маленький герой понимает, что на него возложены надежды не только родных, но и всей деревни: ведь он, по единодушному мнению односельчан, призван быть «ученым человеком». Герой прилагает все усилия, преодолевая голод и тоску по дому, чтобы не подвести земляков.
Лидия Михайловна— «человек необыкновенный»
Учитель. Какой запомнилась мальчику учительница французского? Прочитайте описание портрета Лидии Михайловны. Что особенно отмечено в нем?
(«Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет двадцать пять или около того...» и далее по тексту: «В лице ее не было жестокости».)Учитель. Какие чувства вызывал у Лидии Михайловны мальчик?
(К мальчику Лидия Михайловна относилась с пониманием и сочувствием, она пенила его целеустремленность. В связи с этим учительница начала дополнительно заниматься с героем французским языком, рассчитывая дома подкормить его.)Учитель. Почему затея с посылкой ей не удалась?
(Учительница наполнила посылку «городскими» продуктами и тем самым выдала себя. Гордость не позволила мальчику принять «посылку».)Учитель. Удалось ли учительнице найти способ помочь мальчику, не ущемляя его гордости?
(Она предложила ему играть на деньги в «пристенок».)
Учитель. Почему Лидия Михайловна прислала вторую посылку?
(Досылка явилась подтверждением добрых чувств Лидии Михайловны к мальчику и уверенности в своей правоте.) Учитель. Прав ли герой, считая учительницу человеком необыкновенным?
(Лидия Михайловна наделена необыкновенной способностью к состраданию и добротой, за что и пострадала, лишившись работы.)
Выводы. Лидия Михайловна идет на рискованный шаг, играя с учеником на деньги, из человеческого сострадания: мальчик крайне истощен, а от помощи отказывается. Кроме того, она рассмотрела в своем ученике недюжинные способности и готова любыми способами помочь им развиваться.
«Воспитание чувств» в рассказе.
Учитель. В.Г. Распутин как-то сказал: «Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература, на мой взгляд, — это прежде всего воспитание чувств. И прежде всего доброты, чистоты, благородства». Какие чувства воспитывает рассказ «Уроки французского»?(Доброту, сострадание.)
Учитель. Воспитание чувств писатель проводит через об-раз учительницы, хотя ее игра с учеником на деньги воспринимается весьма неоднозначно. Как можно оценить поступок Лидии Михайловны? Выскажите свое мнение.
(С одной стороны, это непедагогично, с другой стороны, игра с учеником на деньги была единственной возможностью помочь ему.)
Учитель. Почему рассказ назван «Уроки французского»?
(Уроки французского, общение с Лидией Михайловной стали для героя уроками жизни, воспитанием чувств.)Учитель. Чему научились вы на этих уроках?
(Участию, пониманию окружающих людей, чуткости, самоотдаче и целеустремленности.)
Выводы. Игра на деньги учительницы со своим учеником, с точки зрения педагогики, — поступок безнравственный. Но что стоит за этим поступком? — спрашивает писатель. Видя, что школьник (в голодные послевоенные годы) недоедает, учительница французского языка под видом дополнительных занятий приглашает его к себе домой и пытается подкормить. Она присылает ему посылки, как будто от матери. Но мальчик от всего отказывается. Учительница предлагает играть на деньга и, естественно, «проигрывает», чтоб на эти копейки мальчик смог купить себе молока. И она счастлива, что ей удается этот обман.
Доброта — вот что привлекает в героях рассказа. Герой открывает для себя доброту и участие, понимание среди окружающих людей.
Домашнее задание
Написать сочинение-миниатюру на тему: «Над чем меня заставил задуматься рассказ В. Г. Распутина "Уроки французского"».