Статья на тему Развитие общекультурной компетенции через саморазвитие личности.

Развитие общекультурной компетенции через саморазвитие личности.

Подсекина Татьяна Николаевна
учитель начальных классов, I квалификационная категория

Формирование ключевых компетенций – одно из направлений модернизации общего образования. Концепция модернизации российского образования определила новую парадигму образования, ориентированную на развитие личности. Она предполагает формирование ключевых компетенций, овладение которым является необходимым условием социализации выпускников.
Понятие компетенции определяется, как «готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач».
Реалии нашей жизни таковы, что востребованными являются люди, способные активно откликаться на возникающие перед обществом проблемы, понимающие общую ситуацию, умеющие системно мыслить, анализировать, сравнивать, практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы.
А это значит, выпускник должен уметь принимать самостоятельные решения, работать в команде, быть инициативным, способным к новациям, готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям, уметь выходить из них, поэтому ученику следует научиться решать следующие задачи:
решать проблемы в сфере учебной деятельности;
ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения, т.е. решать аксиологические проблемы;
решать проблемы, связанные с реализацией определённых социальных ролей;
решать проблемы профессионального выбора;
Эти задачи могут быть решены не только при изучении учебных предметов, но и через всю организацию учебной жизни.
Для решения задач следует выделить следующие компетенции:
Информационная компетенция.
Обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией.
Коммуникативная компетенция
Включает знания необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
Учебно-познавательная компетенция.
Включает совокупность умений в сфере познавательной деятельности.
Общекультурная компетенция
В систему разработки основных положений компетенций положен принцип поэтапного овладения определёнными умениями, навыками и способами действия, которые совершенствуются от этапа к этапу.
На этапе начальной школы – это умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации.
Общекультурная компетенция направлена на освоение способов физического, духовного, интеллектуального саморазвития. Очень важным аспектом является самовыражение личности.
Самовыражение личности успешно реализуется в учебной деятельности по программе Д.В.Эльконина - В.В.Давыдова.
Учебная деятельность – это деятельность по самоизменению, её продукт – те изменения, которые произошли при её выполнении в самом субъекте. Такие изменения могут произойти при определённой организации УД.
Формы организации учебной деятельности:
Урок «Постановка учебной задачи».
Главное в уроке – поиск общего способа решения широкого класса практических задач.
Этапы урока:
Создание «ситуации успеха». Эту практическую задачу, направленную на демонстрацию «ситуации успеха», каждый ученик должен выполнять индивидуально.
Возникновение ситуации «интеллектуального конфликта» («разрыва»). На этом этапе возникает разрыв между тем, что дети знают и чего они не знают. Как правило, целесообразно проводить, используя разные формы сотрудничества на уроке. Результат работы учащихся на данном этапе – фиксация на доске разных вариантов решения одной и той же задачи.
Фиксация места «разрыва» в графико-знаковой форме. Этот этап является центральным в уроке.
Формулировка учебной зада
·чи учащимся и педагогом.
Урок моделирования.
Этапы урока:
Преобразование условия задачи. Учитель совместно с детьми преобразует условие задачи таким образом, чтобы можно было вычленить существенные данные.
Собственно моделирование. Дети в совместной деятельности пытаются зафиксировать в графической модели полученные данные.
Преобразование модели.
Результатом такого урока является фиксация в знаковой форме выявленных связей и отношений внутри данной задачи.
Урок конструирования способа (понятия).
Этот урок может быть, как составная часть урока моделирования.
Задача данного типа урока: на основе построения «содержательной абстракции и
содержательного обобщения» сконструировать новое понятие-способ. Тема урока формулируется в конце урока самими детьми в отличие от традиции. Урок заканчивается рефлексией, в результате которой дети формулируют «открытия», которые они сделали на уроке.
Решение частных задач.
На данном этапе основными задачами являются практическое овладение
учащимися уже установленным обобщённым способом действий (понятием) на уровне навыка, позволяющего решать конкретно частные задачи, и формирование действий контроля и оценки.
Урок конкретизации «открытого» способа (понятия).
Здесь решается определённый круг частных задач, которые должны помочь ребёнку освоить новый способ действия или понятия. Освоению и закреплению навыка способствует также постоянный пооперационный контроль.
Урок контроля.
- проведение тестовых диагностических работ, направленных на выявление освоения отдельных предметных операция с целью дальнейшей коррекции;
- самостоятельная работа учащихся; самостоятельность действий учащихся не сводится только к выполнению предложенных заданий, но и включает самостоятельный контроль и оценку детьми своих действий; выполняется индивидуально или в парах;
- проверочная работа по определению уровня познавательного интереса учащихся;
- контрольная работа, ставит своей задачей определить «зону ближайшего развития» учащихся, на этих уроках оценивается границы знаний учащихся;
- стартовые и итоговые административные проверочные работы, направленные на выявление уровня выполнения учащимися нормативов учебной деятельности.
7. Урок оценки.
- уроки работы с эталонами оценки, педагог специально совершает на таких уроках «ошибки», давая возможность детям уловить расхождения и вести оценочные суждения; вводятся специальные способы фиксации оценки;
- уроки выработки собственных эталонов детьми, дети вырабатывают собственные эталоны в виде точки зрения, позиции, вкуса; например, развивают в себе умение выразительного чтения произведения для общественной оценки;
- уроки социальной значимости, учащиеся могут выполнять творческие, познавательные задания, которые оцениваются взрослыми;
- уроки анализа и корректировки выполненных работ, детям предлагается выбрать какую-нибудь из ранее выполненных работ, сделать в ней правку и на листе переписать заново, дети «редактируют» свои прошлые работы.
В результате индивидуальной и совместной деятельности на таких уроках дети научились объективно оценивать и воспитывать в себе лучшие качества личности, могут проявлять настойчивость, инициативность, приобрели первичные навыки креативного системного мышления. Ученики умеют ладить с людьми, общительны, не боятся аудитории.
15