Статья на тему: Сущность помощи родителям воспитывающих детей с ОВЗ


Сущность помощи родителям воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья
В конце XX века в нашей стране начали создаваться, главным образом в крупных городах, специализированные центры по работе с различными категориями детей с ограниченными возможностями здоровья и их семьям. В таких центрах совместными усилиями специалистов-медиков, психологов, социальных работников, социальных педагогов и др. – клиентам оказывается комплексная медицинская, социальная, психологическая и педагогическая помощь. Однако ведущее место при этом отводится социально-педагогической деятельности. Социально-педагогическая деятельность помощи детям с ограниченными возможностями – непрерывный организованный процесс социального воспитания с учетом специфики развития личности человека с особыми потребностями на разных возрастных этапах, в различных слоях общества и при участии всех социальных институтов и всех субъектов воспитания и социальной помощи.
Значимость ее обусловлена тем, что помощь ребенку и его семье должна быть не столько психологически глубокой, сколько широкой по охвату проблем, а также участников событий, в число которых входят члены семьи, и их родственники, работники специализированных учреждений, чье внимание необходимо привлечь к проблемам семьи ребенка-инвалида и ее нуждам. В такой ситуации ребенок с ограниченными возможностями и семья, в которой он воспитывается, нуждаются в помощи специалиста, который смог бы активно войти в конкретную жизненную ситуации семьи, смягчить воздействие стресса, помочь мобилизовать имеющиеся внутренние и внешние ресурсы всех членов семьи. Таким специалистом, профессионалом подготовленным к решению такого рода социально-психолого-педагогических проблем, и является социальный педагог. Социальный педагог – сотрудник специального образовательного учреждения – взаимодействует с представителями всех социальных институтов (педагогами, психологами, врачами, социальными работниками, сотрудниками правоохранительных органов, трудовыми коллективами, родителями) и другими заинтересованными людьми. Главная цель социально-педагогической деятельности в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями – помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка-инвалида, способствовать ее оптимальному решению, несмотря на имеющиеся объективный фактор риска; воздействовать на семью с тем, чтобы мобилизовать ее возможности для решения задач реабилитационного процесса. Иными словами, цель социального педагога – способствовать социальной адаптации семьи в ситуации рождения ребенка-инвалида. Социальный педагог является связующим звеном между семьей ребенка, имеющего ограниченные возможности, и субъектами семейной политики (органы государственного управления, трудовые коллективы, общественные, необщественные, общественно-политические, религиозные организации, профсоюзы, общественные движения).
В функции социального педагога входят организация юридической, медицинской, психолого-педагогической, материальной и другой помощи, а также стимулирование усилий семьи по приобретению экономической независимости в условиях рыночной экономики.
В толковом словаре Ожегова «Помощь» описывается как «Содействие, приносящее облегчение. Просить о помощи. Позвать на помощь»[43]. «Социальная помощь» в юридическом и экономическом словаре определяется как «Забота государства, общества о гражданах, нуждающихся в помощи, содействии в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью средствами существования. С.п. (социальная защита, социальное обеспечение) проявляется в виде пенсий, пособий, предоставления материальной помощи, обслуживания больных и престарелых, заботы о детях»[49].
В настоящее время государство не оставляет без внимания проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Оно на законодательном уровне обеспечивает поддержку семьям. Юрист дает консультации по вопросам законодательства и права, правам семьи, льготам, нарушению прав, юридической защите, вопросам трудоустройства и организации семейных предприятий.
Благотворительные организации, включая общество Красного Креста — материальная, натуральная помощь, организация общения; торговые организации — снабжение продуктами питания, детскими товарами, мебелью, техникой, книгами и др.Городская и районная исполнительная власть занимается организацией семейных предприятий, семейного бизнеса, реабилитационных центров.
Соседи — частично решают проблемы общественного мнения, общения, оказывают помощь.
Профсоюзы, турагентства организуют отдых и оказывают материальную помощь.
Аналогичные семьи часто создают ассоциации с подобными семьями для совместного решения проблем.
Предприятия работающих родителей оказывают материальную поддержку, по возможности улучшают жилье, организуют неполный рабочий день, неполную рабочую неделю для работающей матери, надомную работу, защиту от увольнения, предоставляют льготы по отпуску.
Правовые документы, отражающие социальную поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья представлены в схеме 2.
Схема2.
Правовые документы, отражающие социальную поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья
Всеобщая декларация прав человека
Декларация прав инвалидов


Конвенция о правах ребенка
Декларация прав умственно-отсталых лиц

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ определяет основные льготы и преимущества инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов.
В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам до 18 лет — категория «ребенок-инвалид».
В законодательных документах прописаны основные льготы и преимущества:
-бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, отпускаемыми по рецептам врачей;
бесплатное санаторно-курортное лечение (вторая путевка предоставляется сопровождающему лицу);
дети-инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники, осуществляющие уход за ними, пользуются правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования, городского и пригородного сообщения.
согласно ст. 17 настоящего Закона инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями.
семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 30 % на квартирную плату (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилого фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению;
согласно ст. 18 настоящего Закона образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, школьное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение среднего и высшего профессионального образования в соответствии с программой реабилитации инвалида[38].
Как считают И. В. Рыженко, М. С. Карданова в первую очередь, всем семьям, воспитывающим ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, необходима психологическая поддержка. Она должна быть направлена на повышение самооценки самим родителям. Они должны преодолеть чувства страха, беспомощности, горя и отчаяния. Помощь необходимо направить на оптимизацию психологического климата в семье[36].
Очень часто родители неподготовлены к рождению ребёнка с ограниченными возможностями здоровья не только психологически, но и с материальной стороны. Для ребёнка с заболеванием необходимы особые условия и способы ухода. Зачастую родители испытывают жилищные проблемы, проблемы связанные с жизненным укладом семьи. Возможно, одному из родителей придётся уйти с работы, для ухода за ребёнком или нанимать сиделку или няню, что в свою очередь приведёт к дополнительным затратам. А также дополнительные медицинские услуги.
Родители с детьми с ограниченными возможностями здоровья нуждаются и в педагогической помощи. Ведь перед родителями остро встанет вопрос и с приобретением необходимыми знаниями и навыками по воспитанию ребёнка, а также в выборе формы и способа обучения. Ещё одна из трудностей, которую необходимо преодолеть это социальные трудности. Родители не должны замыкаться в себе, а иметь друзей, свои интересы. Посещать организованные клубы для родителей с детьми с ограниченными возможностями здоровья, чтобы обмениваться опытом, получать психологическую поддержку и где дети будут реализовывать потребность в общении со сверстниками[31].
Дети с ограниченными возможностями здоровья несомненно, особая группа детей, которым необходимо создать специальные условия обучения и воспитания. Поэтому этим детям нужно оказывать поддержку разных видов на постоянной основе, начиная от самой минимальной помощи такой как организация занятий в классе и разработки специальных учебных вспомогательных программ в рамках школы и до жизненной адаптации в целом. Анализ литературы показывает, что специфика обучения заключается в том, что дети с ограниченными возможностями здоровья, способны реализовать весь свой потенциал только при условии правильно организованного обучения и воспитания, которое учитывает особые образовательные потребности, вызванные характером нарушения их развития. Это дети с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.
Таким образом, помощь - это забота государства, общества о гражданах, нуждающихся в помощи, содействии в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью средствами существования. Социальная помощь проявляется в виде пенсий, пособий, предоставления материальной помощи, обслуживания больных и престарелых, заботы о детях. Важно оказывать такую помощь, в которой семья нуждается.