Методическая разработка родительского собрания на тему Особенности подросткового возраста


Краевое государственное казенное учреждение «Организация, осуществляющая обучение, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № 23» 
Родительское собрание на тему:
«Особенности подросткового возраста»
«Разработал» педагог-психолог О.В. Понасийская
2017 год
Основная часть.
Цель: повысить родительскую компетентность об особенностях подросткового возраста; научить некоторым правилам поведения с детьми данного возрастного периода, облегчающим общение с детьми.
Вступление.
Однажды к мудрецу пришел человек: «Ты мудрый. Помоги мне. Мне плохо. Моя дочь не понимает меня. Она не слышит меня. Она не говорит со мной. Зачем ей тогда голова, уши, язык. Она жестокая. Зачем ей сердце?» Мудрец сказал: « Когда ты вернешься домой, напиши, ее портрет, отнеси его дочери и молча отдай ей» На следующий день к мудрецу ворвался разгневанный человек и воскликнул: «Зачем ты посоветовал мне вчера совершить этот глупый поступок? Было плохо. А стало еще хуже. Она вернула мне рисунок, полная негодования» «Что же она сказала тебе?» - спросил мудрец. «Она сказала: «Зачем ты мне это принес? Разве тебе недостаточно зеркала?»
Тема нашего собрания «Особенности подросткового возраста.»Что такое подростковый возраст, какие проблемы могут возникать и как найти выход из разных трудных ситуаций? Эти вопросы рано или поздно задает себе каждый родитель, когда его ребенок вступает в период полового созревания.
Мини-лекция.
Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст. Это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение. 
Из психологического словаря: «Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь».
Психологические особенности подросткового возраста получили название "подросткового комплекса", которому свойственно:
-       чувствительность к оценке посторонних своей внешности;
-       крайняя самонадеянность и безаппеляционные суждения в отношении окружающих;
-       внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров.
Суть "подросткового комплекса" составляют свои, свойственные этому возрасту и определенным психологическим особенностям, поведенческие модели. Возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения. Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек - 13-15 лет.
Ученые убеждены, что «правильный» возраст, когда ребенок во всем слушается взрослых, продолжается до 10-11 лет. В 7-10 лет маленький человек во всем подражает старшим наставникам. Совсем иное дело – старший подросток, вступивший в период от 13 до 15 лет.
Подростковый возраст – это особенный и очень важный для дальнейшего становления личности возраст. В это время происходит существенная перестройка всего организма подростка. Это период бурного, и в то же время неравномерного физического развития: ускоренно растет тело и изменяются его пропорции, совершенствуется мускульный аппарат. Это вызывает и некоторые психологические проявления – подросток осознает и переживает  свою угловатость, нескладность.  В подростковом возрасте несоответствие в развитии сердечно-сосудистой системы, следствием чего являются наблюдающиеся у некоторых подростков головокружения, сердцебиение, головные боли, слабость, утомляемость и т.д.  Для подросткового возраста характерны раздражительность, вспыльчивость, повышенная возбудимость, которая в соединении с бурной энергией и активностью при недостаточной выдержке приводит, зачастую, к нежелательным поступкам, нарушениям дисциплины и даже правовым нарушениям и преступлениям.  Однако, подростковый возраст – это не какой-то «инвалидный» возраст. Напротив, это возраст кипучей энергии, активного образа жизни. Но именно в это время у подростков ярко  проявляется  импульсивность, которая является сигналом внутреннего неблагополучия.
Что такое импульсивность?
-          это особенность поведения человека
   (в устойчивых формах – черта характера), заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций. 
Одно из новообразований подросткового возраста – чувство взрослости.  Когда говорят, что ребёнок взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причём как равноправного участника этой жизни. С внешней стороны у подростка ничего не меняется: учится в той же школе, живет в той же семье. А в семье к ребенку продолжают относиться как к "маленькому". Одно он не делает сам, другое - не разрешают родители, которых все так же приходится слушаться.  Подросток объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные с взрослыми права. Изменить он пока ничего не может, но внешне подражает взрослым. Отсюда и появляются атрибуты "псевдовзрослости": курение сигарет, тусовки вечером на улице, поездки в город (внешнее проявление "я тоже имею свою личную жизнь") и т.д.
Внешний вид подростка - еще один источник конфликта.  Меняется походка, манеры, внешний облик. Ещё совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманы и сплёвывая через плечо. У него появляются новые выражения. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и причёску с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплёскивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений. Внешний вид подростка часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье. Родителей не устраивает ни молодёжная мода, ни цены на вещи, так нужные их ребёнку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников. Он может переживать отсутствие куртки – такой же, как у всех в его компании, - как трагедию.
Стремление к самостоятельности. У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и относится к себе как к взрослому, испытывая желание, чтобы все относились к нему, как к равному, взрослому. Но при этом его не смутит, что прав он требует больше, чем берет на себя обязанностей. И отвечать за что-то подросток вовсе не желает, разве что на словах.      Стремление к самостоятельности выражается в том, что контроль и помощь отвергаются. Все чаще от подростка можно слышать: "Я сам все знаю!". И родителям придется только смириться и постараться приучить своих чад отвечать за свои поступки. К сожалению, подобная "самостоятельность" - еще один из основных конфликтов между родителями и детьми в этом возрасте.
Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная. Общаясь, в первую очередь, со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни. Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит.  Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе.           Больше всего особенности личностного развития подростка проявляются в общении со сверстниками. Любой подросток мечтает о  друге. О таком, которому можно было бы доверять «на все 100», как самому себе, который будет предан и верен, несмотря ни на что. В друге ищут сходства, понимания, принятия. Друг удовлетворяет потребность в самопонимании.  Дружат чаще всего с подростком того же пола, социального статуса, таких же способностей (правда, иногда друзья подбираются по контрасту, как бы в дополнение своим недостающим чертам). Дружба носит избирательный характер, измена не прощается. А вкупе с подростковым максимализмом дружеские отношения носят своеобразный характер: с одной стороны – потребность в единственно-преданном друге, с другой – частая смена друзей.
Показ фильма «One minute Puberty» (Одна минута пубертата)
Практикум
Почему взрослым так трудно общаться с детьми?
Специалисты считают, что любое общение содержит в себе восемь разных смыслов: то, что мы хотели сказать, что сказали, что услышал собеседник, что он понял, что хотел сказать в ответ, что сказал, что мы услышали и как его поняли.
Даже у самого простого вопроса: “Как дела?”, который задают своим детям все родители без исключения чуть ли не каждый день, очень много смыслов. Кому-то по-настоящему интересно, как прошел день у сына в школе. Кто-то так мирится и извиняется за то, что утром впопыхах обидел дочь. А для кого-то этот вопрос вроде допроса.
Как мы слушаем детей и разговариваем с ними – целиком зависит от наших намерений, целей, настроения, усталости, желания действительно понять и принять их.
Трудности в общении родителей с детьми возникают обычно из-за того, что взрослые воспринимают информацию гораздо быстрее, чем ребенок успевает договорить. Вместо того чтобы сконцентрироваться, наше сознание свободно блуждает в ожидании новой порции информации.
А еще взрослые слышат только то, что хотят услышать. И это другой серьезный барьер, мешающий воспринимать слова детей. Как же преодолеть эти барьеры?
Вот несколько советов:
– Не надо стараться прочесть мысли ребенка.
– Думать, что ребенок способен понять нас без слов – ошибка.
– Не стоит подменять мысли детей своими.
– А еще нужно изо всех сил сопротивляться хронической занятости и усталости.
– И обращать внимание на свой язык, выбирать слова, понятные детям.
4.1 Упражнение «В чем ошибка?»
Инструкция: Родителям нужно определить, в чем ошибка, и написать более действенное высказывание.
1. «Обед готов. Когда ты собираешься накрывать на стол?»
2. «Я хочу, чтобы через пять минут ванная была убрана. Приступай!»
3. «Нет, я не разрешаю тебе идти на лыжах. Ты сломаешь ногу».
4. «Тебе нельзя идти играть на улицу, пока не уберешь в комнате».
Возможные варианты ответов:
1. Не надо задавать вопрос, необходимо поставить задачу. Лучше сказать: «Обед почти готов. Иди накрывать на стол».
2. Слишком большой объем работы за короткое время. Лучше сказать: «К нам приходят гости; помоги мне сейчас убраться в ванной».
3. Слишком критично. Предполагает неудачу. Лучше: «Ты сможешь пойти кататься на лыжах, когда научишься ездить как следует».
4. Неясно, какую работу нужно сделать. Лучше: «После того как ты уберешь кровать, повесишь в шкаф одежду и подметешь пол, можешь идти играть».
4.2 Упражнение «Я-высказывание»
Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о нем, не о его поведении. Высказывания такого рода называются «Я – сообщениями».
Схема Я – высказывания имеет следующий вид:
Я чувствую…(эмоция), когда ты…(поведение), и я хочу…(описание действия).
Пример: Я волнуюсь, когда ты приходишь домой поздно, и я хочу, чтобы ты предупреждал меня о том, что задержишься (В ситуации, когда подросток пришел домой позже, чем обещал вместо крика: «Где ты шлялся?»)Задание: заполните таблицу. Запишите Ваши чувства по каждой ситуации, а затем постройте «Я-сообщение»
№ Ситуация Ваше чувство Я-сообщение1. Сын-первокурсник ходит в институт в дырявых джинсах. Отказывается носить другие брюки. 2. Ваша взрослеющая дочь влюбилась в «шалопая». 3. В только что вымоли пол, сын пришел и наследил. Рекомендации по правилам воспитания подростков
Вот десять методов воспитания именно их, по мнению детей, пора выкинуть в мусорную корзину
1.Несправедливые наказания. Только справедливые наказания понятны детям.
2.Когда родители срывают на детях свое плохое настроение. У всех бывают тяжелые дни, и дети тут ни при чем. Скажите им об этом. А просто так, без слов, не каждый догадается, что вам сегодня не везет.
3.Подкуп. Конечно, дети любят получать деньги, но не так. К тому же сразу видна ваша слабость.
4.Разглашение детских тайн. Если родители делятся ими даже только со своими лучшими друзьями, они теряют доверие детей навсегда. Ведь секрет доверили только вам, а вы.
5.Подмена правил на ходу. Иногда случаются отдельные разночтения в зависимости от конкретной ситуации, но в целом все должно быть одинаково и понятно детям.
6.Неумение хранить собственные тайны. Раз уж вы решили о чем-то молчать, дети даже косвенно или случайно не должны ни о чем догадываться. Если вы ни с того ни с сего вдруг срываетесь, детям сразу становится ясно: что-то произошло. Тогда лучше сразу все рассказать, чем мучить детей.
7.Сравнения. Когда детям кого-то приводят в пример, они чувствуют себя брошенными. Лучше объясните, что именно они сделали не так. Дети поймут.
8.Обвинения. А знаете ли вы точно, кто виноват? И даже если знаете – иногда стоит поверить на слово.
9.Деление на любимчиков. Это нечестно, когда одного наказывают, а другому раз за разом все сходит с рук.
10.Молчание как обида. Детям в тишине страшно. Разговаривайте с ними обо всем на свете – и проблем будет меньше.
Родителям может показаться неожиданным тот факт, что детям нужны порядок и правила поведения в семье, они хотят и ждут их! Правила и разумный распорядок дают подростку чувство безопасности.
Правила поведения родителей с детьми-подростками, облегчающими общение с детьми:
1.    Каждый человек имеет право на личную жизнь, которая должна оставаться неприкосновенной.2.    Прислушиваться к точке зрения ребенка и, если он прав, признавать это.3.    Не указывать, а давать советы.4.    Проводить как можно больше времени с подростком.5.    В любом возрасте человеку необходимы ласка и тактильный контакт.6.    Уважать и любить своего ребенка.
Заключение.
Период, когда ребенок становится подростком, сложен не только для него, но и для нас – тех взрослых, которые с ним взаимодействуют. Неудивительно, что у нас тоже могут возникнуть те или иные трудности во взаимодействии с ним. В зависимости от индивидуальных особенностей у подростков могут возникнуть специфические трудности при прохождении подросткового возраста. Если у вас есть конкретные вопросы, мы можем обсудить их в рамках индивидуальной беседы
Притча о перевёрнутом камне
Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и читай». Он с трудом перевернул его и прочёл на обратной стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?
Эта притча как нельзя лучше подтверждает наш сегодняшний разговор о наших детях. Зачастую проблемы в поведении наших детей, их трудности – в нас самих: в нашем диктате и попустительстве, в нашей лжи и двурушничестве, в нашем эгоизме и себялюбии. Необходимо посмотреть на проблему глазами ребёнка и тогда военные действия, которые вы ведёте с ребёнком, перестанут быть необходимостью, а в душе воцарится мир и душевный комфорт. Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать своему ребёнку: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе и мы всё преодолеем».
Список использованных источников:
1.Психология и педагогика. Издат. «Центр».2009г.
2. Немов Р.С. « Психология развития». Москва, 1998 г.
3.Психология в вопросах и ответах. В.А.Орехов. М. Просвещение.2005.
4. Психология подростка. А.А.Реана. Издат. «прием-Еврознак».2007.
5.Интернет-ресурсы