Война ж совсем не фейерверк, а просто — трудная работа. Поэзия и проза о Великой Отечественной войне.


«Война ж совсем не фейерверк, а просто- трудная работа…»
Поэзия и проза Великой Отечественной войны
Оформление вечера: выпуск стенгазеты «Сороковые, роковые»; выставка книг о войне, рисунков; стенды с репродукциями картин «День Победы» Сидорова, «Осень 1941. Солдатки», «Май 1945» А. и С.Тютчевых, «Прощание Славянки»К.А.Васильева и др. портреты писателей; аудиозаписи песен В.Высоцкого, Б.Окуджавы, «Священная война» В. Лебедева-Кумача, «Аве Мария»»; аудиозаписи стихотворения К. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины», в исполнении автора.
Действующие лица; учитель, четыре ведущих, две девушки, чтецы.
Учитель: Каждый год мы отмечаем день святой народной памяти – День Победы.
Но этот год особенный – 70 лет со дня Победы. Сегодня мы хотим отдать дань уважения поэтам и писателям, защищавшим родную землю пером и автоматом, поднимавшим боевой дух соотечественников своим творчеством в трагические дни.
1 ведущий: В первый же день войны писатели и поэты Москвы собрались на митинг. А. Фадеев заявил: « Писатели советской страны знают своё место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером». Более тысячи поэтов и писателей ушли на фронт и свыше четырёхсот не вернулись назад
(Звучит песня на стихи В. Лебедева-Кумача «Священная война».)
2 ведущий: Поэзия Великой Отечественной войны – поэзия мужества. Война родила многих поэтов, ведь экстремальные условия создают такой душевный напор, который тот час смог реализоваться лишь в таком непосредственном жанре, как стихи. Поэзия сразу же выражала свою гамму чувств, которые переживали люди: боль, тревогу- надежду, горе. Поэзия прославляла дела ратные, звала на бой с врагом.
3 ведущий: «Николай Майоров, Павел Коган, Всеволод Багрицкий, Михаил Кульчицкий, Семён Гудзенко…. В 1941 году они были чуть старше нас, и не все из них вернулись с войны. Лейтенант Павел Коган, поэт, был убит под Новороссийском. Он был снят с воинского учёта по состоянию здоровья, но вначале войны поступил на курсы военных переводчиков. Павел Коган писал в 1942 году: «Только здесь, на фронте, я понял, какая ослепительная, какая обаятельная вещь жизнь. Рядом со смертью это очень хорошо понимаешь… я верю в историю, верю в наши силы… Я знаю, что мы победим»! Он писал:
Я патриот. Я воздух русский,
Я землю русскую люблю,
Я верю, что нигде на свете
Второй такой не отыскать!
4 ведущий: При выполнении боевого задания в 1942 году погиб двадцатилетний Всеволод Багрицкий. В его кармане была найдена тоненькая коричневая тетрадка фронтовых стихов, пробитая осколком, который убил юношу.
(Звучат куплеты из песни В. Высоцкого «А сыновья уходят в бой»)
1 ведущий: В боях под Сталинградом в январе 1943 года погиб Михаил Кульчицкий, автор известных строк:
Война ж совсем не фейерверк,
А просто – трудная работа,
Когда – черна от пота- вверх
Скользит по пахоте пехота.
2 ведущий: Командир стрелкового взвода Владимир Чугунов погиб на Курской дуге 5 июля 1943 года поднимая бойцов в атаку. Он умер так, как предрёк в своём стихотворении:
Если я на поле ратном,
Испустив предсмертный стон,
Упаду в огне закатном,
Вражьей пулей сражён.
Если ворон, словно в песне,
Надо мною круг замкнёт,-
Я хочу, чтоб мой ровесник
Через труп шагнул вперёд.
3 ведущий: Когда началась война, многие студенты Московского института философии, литературы и истории (ИФЛИ) ушли добровольцами на фронт. Среди них был молодой поэт Семён Гудзенко. В записных книжках солдата Гудзенко есть запись: «Ранен. В живот. На минуту теряю сознание. Больше всего боялся раны в живот. Пусть бы в руку, ногу, плечо. Ходить не могу. Везут на санях».
Из воспоминаний писателя Ильи Эренбурга: «Утром в дверь моей комнаты постучали. Я увидел высокого грустноглазого юношу в гимнастёрке. Я ему сказал: « Садитесь». Он сел и тотчас встал: «Я вам почитаю стихи». Я приготовился к очередному испытанию – кто тогда не сочинял стихов о войне! Молодой человек читал очень громко, а я слушал и повторял: «Ещё.. ещё». Потом мне говорили: «Вы открыли поэта». Нет, в то утро Семён Гудзенко открыл многое из того, что я смутно чувствовал. А ему было всего 20 лет, он не знал, куда деть длинные руки, и сконфуженно улыбался».
Одним из первых стихотворений, прочитанных Эренбургу, стало стихотворение «Когда на смерть идут – поют»:
1чтец: Когда на смерть идут-поют,
А перед этим можно плакать,-
Ведь самый страшный час в бою-
Час ожидания атаки.
Снег минами изрыт вокруг.
И почернел от пыли минной.
Разрыв-
И умирает друг
И значит, смерть проходит мимо
Сейчас настанет мой черед
За мной одним идет пехота
Будь проклят
Сорок первый год
Ты, вмерзшая в снег пехота!
Мне кажется , что я магнит,
Что я притягиваю мины.
Разрыв-
И лейтенант хрипит.
И смерть опять приходит мимо.
Но мы уже не в силах ждать
И нас ведет через траншеи
Окоченевшая , вражда,
Штыком дырявящая шеи.
Бой был коротким . А потом
Глушили водку ледяную,
И выковыривал ножом
Из-под ногтей я кровь чужую.
3 ведущий: Незадолго до победы Семен Гудзенко писал :»недавно попал сильную бомбежку у переправы через Морав… Лежал там долго и томительно. Умирать в 1945г. Очень не хочется» В 1946г. Появилась его следующие строки :»мы не от страсти умрем – от старых ран умрем «. Все произошло с ним именно так в феврале 1953г.
4 ведущий:.Мусе Джалилю было всего 35 лет, когда он уходил на войну. С женой Аминой они прожили только 7 лет. В книге “Муса Джалиль” Амина Джалилова пишет: “ В довоенные 7 лет, в самый творческий период Мусы мы жили очень дружно. Дочь Чулпан была самой большой радостью для нас обоих”. Уходя на войну, поэт, прощаясь с друзьями и близкими, пишет стихотворения “Разлука”, “Прощай, моя умница”. Война не заставила поэта растеряться. Муса был внутренне готов к ней и буквально с первых же дней, еще не взяв в руки боевого оружия, начал сражаться с врагом пером поэта. Поэт глубоко возмущен посягательством фашистов на мирный труд людей к борьбе до последнего дыхания. Летом 1942 года 2-я ударная армия, в рядах которой сражался поэт, была уже полностью окружена и отрезана от основных сил. В одной из битв, прорываясь к своим, тяжело раненный М. Джалиль попадает в плен.
В конце 1942 года его переводят в Польшу, в польскую крепость Демблин. Фашисты развернули формирование так называемых “национальных легионов”. М. Джалиль организовал легион “Идель-Урал” и был духовной опорой советских солдат через свои патриотические стихотворения, призывающие к мужеству и верности.
1 ведущий: Моабитская тюрьма. Стихи, созданные в Моабитской тюрьме, - не просто человеческий документ, но и самая высокая поэзия. Эту поэзию отличает подлинная внутренняя культура, уверенное владение стихом, глубокая национальная основа.
Моабитский цикл – это наивысшее достижение татарской поэзии периода Отечественной войны и одна из вершин всей многонациональной литературы.
Одно из главных достоинств моабитского цикла, обеспечивающих ему широчайшую популярность и всемирную известность, - это ощущения подлинности чувств. Мы верим буквально каждому слову поэта, ощущаем ледяное дыхание смерти, стоявшей за его спиной. И острая боль разлуки, и тоска по воле, и горечь, и сомнения, и гордое презрение к смерти, и ненависть к врагу – все это воссоздано с поразительной, потрясающий душу силой.
В 1946 году разными сложными путями, через тернии в Казань возвращается первый цикл стихотворений “Моабитская тетрадь”. Путь еще сложнее проходит второй цикл “Моабитской тетради”. В 1947 году Андре Тиммерманс передает его через советского посла в Москву. Только в 1953 году стихотворения поэта выходят в свет. 2 февраля 1956 года М. Джалилю присвоено звание Героя Советского Союза. 22 апреля 1957 года Мусе Джалилю присуждается Ленинская премия за цикл стихотворений “Моабитская тетрадь”.
2 чтец: Исполняет стихотворение М. Джалиля «Варварство»
2 ведущий: Если поэзия мгновенно реагировала на происходящие события, то прозе, а особенно таким крупным жанрам ,как роман, требовалось время. Сразу после войны появляются «Молодая гвардия» А.Фадеева, «Повесть о настоящем человеке» Б.Полевого, «Знаменосцы» О. Гончара и многие другие . Писатели воспевают в них о героические подвиг народа-победителя , а война воспринимается как противостояние добра –красоты и зла-уродства.
3 ведущий: Отечественной прозе голоса участников войны впервые мощно зазвучали в середине1950х и начале1960 гг. Юрий Бондарев характеризовал несколько затянувшееся молчания вчерашних солдат так «душевный опыт этих людей был насыщен до предела. все четыре года войны они прожили , не переводя дыхания, и, казалось, концентрация деталей и эпизодов, конфликтов, ощущения , потерь, образов солдат пейзажей, запахов, разговоров, ненависти и любви была настолько густа и сильна после возвращения с фронта, что просто невозможно была все это организовать, найти необходимый сюжет, композицию, ясно проявить главную мысль. Сотни сюжетов, судеб, коллизий, характеров теснились в неостывщей памяти каждого. Все было слишком горячо, слишком близко – детали вырастали до гигантских размеров, затмевали основное».
4 ведущий: Роль поверенных истории, хранителей памяти взяли на себя писатели фронтового поколения – от бывших военных журналистов: М.Шолохова, К. Симонова, В. Гроссмана, до тех, кто пришел солдатом или лейтенантом прямо на огненную черту окопов, вроде В.Астафьев, В.Быкова Е.Носова Ю.Бондарева, Г.Бакланова.
1-й ведущий: Безусловно, писателя изображают в своих произведениях военные действия – атаки , отступления, слезы , кровь, смерти, ранения. Но война – это также и испытание для человека, заставляющее делать нравственный выбор . 2-й ведущий: Для всего творчества Василия Быкова характерна проблема нравственного выбора на войне. Быков, сам прошедший войну, как бы отслеживает, как раскрываются, как раскрываются его герои под воздействием обстоятельств. В повести «сотников» главный герой с честью проходит через тяжелые испытания и с достоинством принимает смерть. Рыбак же, спасая собственную жизнь, предает Родину, партизанский отряд и собственноручно казнит Сотников. Физически более слабый Сотников оказывается более подготовленным к нравственному подвигу .
3-й чтец: «…Сотников вдруг понял, что истекает их последняя ночь на свете. Утро уже будет принадлежать не им.
Что ж, надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть. Разумеется, иного он не ждал от этих выродков. Оставить его они не могли – могли разве что замучить в том дьявольском закутке Будылы. А так, возможно, и неплохо: пуля мгновенно и без мук оборвёт жизнь – не самый худший из возможных , во всяком случае, обычный солдатский конец на войне.
А он, дурак, всё боялся погибнуть в бою. Теперь такая гибель, с оружием в руках казалась ему недостижимой роскошью, и он почти завидовал тысячам тех счастливцев, которые нашли свой честный конец на фронте великой войны….
И вот наступил конец.
На первый взгляд это казалось странным, но, примирившись с собственной смертью, Сотников на несколько кротких часов приобрел какую-то особую, почти абсолютную независимость от силы своих врагов. Он ничего не боялся, и это давало ему определённое преимущество перед другими, равно как и перед собой прежним тоже. Сотников легко и просто, как что-то элементарное и совершенно логическое в его положении, принял последнее теперь решение взять всё на себя. Завтра он скажет следователю, что он командир Красной Армии противник фашизма, пусть расстреляют его. Остальные здесь ни при чём.
По существу, он жертвовал собой ради спасения других, но не менее, чем другие, это самопожертвование было необходимо ему самому. Как и каждая смерть в борьбе, она должна что-то утверждать, что-то отрицать и по возможности завершить то, что, что не успела осуществить жизнь. Иначе зачем тогда жизнь? Слишком нелегко она даётся человеку, чтобы беззаботно относиться к её концу».
2 ведущий: Виктор Астафьев говорил: «Что бы мне хотелось видеть в прозе о войне? Правду! Всю жестокую, но необходимую правду для того, чтобы человечество, узнав её, было благоразумней».
В. Астафьев отображает в своих произведениях «окопную правду», чтобы подвести нас, читателей, к основной мысли – о противоестественной природе войны, заставляющей людей убивать друг друга. И, более того, о страстной надежде на то, что война станет историческим, нравственным уроком человечеству, и подобное никогда не повторится. Поэтому во всех фотографических подробностях В. Астафьев описывает геройскую гибель старшины Мохнакова в повести «Пастух и пастушка».
4-й чтец: «Он подпустил машину так близко, что водитель отшатнулся, увидев в открытый люк вынырнувшего из дыма и пыли человека. Старшина тоже увидел оплавленное лицо врага – голое, в детской розовой кожице, без бровей, без ресниц, с красно вывернутым веком, отчего глаза казались ошкуренными, косыми. Горел водитель и не раз.
Они смотрели друг на друга всего лишь мгновение, но по предсмертному ужасу, мелькнувшему в изуродованном глазу водителя, Мохнаков угадал – немец понял всё; опытные тем и отличаются от неопытных, что лучше умеют угадать меру опасности, грозящей им.Танк дёрнулся, затормозил, визжа железом. Но его несло, неумолимо тащило вперёд, и русский, загородив руками лицо, зажав глаза пальцами, что-то прошептав, упал под гусеницу. От взрыва противотанковой мины старая боевая машина треснула по недавно сделанному шву. Траки гусеницы забросило аж в траншею.
А там, где ложился под танк старшина Мохнаков, осталась воронка с опепелённой по крови землёю и чёрными стерженьками стерни. Тело старшины вместе с выгоревшим на войне сердцем разнесло по высотке, туманящейся с солнечного бока зеленью».
(Звучит песня В. Высоцкого « Он не вернулся из боя»).
3-й ведущий: Когда началась война, будущему писателю Юрию Бондареву было всего семнадцать лет. А в восемнадцать – в августе 1942 года – он уже на фронте. Дважды был ранен. Через четверть века после окончания войны он напишет: «Война была жесткой и грубой школой, мы сидели не за партами, а в мёрзлых окопах. Мы ещё не обладали жизненным опытом и вследствие этого не знали простых, элементарных вещей, которые приходят к человеку в будничной мирной жизни… Но наш душевный опыт был переполнен до предела».
Как и автор, юные герои Бондарева шагнули в войну прямо со школьной скамьи. Бондарев, изображая войну, старается придерживаться правды, «Предельной достоверности», наверное, поэтому, судьба его героев зачастую трагична. В романе «Батальоны просят огня» в живых по вине одного из начальников – полковника Иверзева – из нескольких сотен людей останутся только пятеро.
5-й чтец: (стихотворение Ю. Белаша «Неудачный бой»)
И на мокром лугу, там и сям, бугорочками серыми
Оставались лежать в посечённых шинелях тела…
Где-то кто-то ошибся. Что-то где-то не сделали.
А пехота все эти ошибки оплачивая кровью сполна !Мы идем и молчим . ни о чем говорить нам не хочется.
Да о чем говорить ,если мы четверть часа назад :
Положили у той – будь она трижды проклята !- рощицы
Половину ребят – каких, доложу вам , ребят.
4-й ведущий: В отечественной литературе немало произведений о войне 1941-1945 гг. Война раскрывается в них с различных точек зрения, в зависимости от авторской позиции. Но есть один фактор, объединяющий писателей-фронтовиков : каждый из них пропустил войну через себя ,каждый воочию видел весь ад войны.
А.Твардовский писал :Война – жесточе нету слова,
Война- печальней нету слова,
Война – святее нету слова,
В тоске и славе этих лет.
(Звучит песня Б.Окуджавы «До свидание, мальчики».)
1-й ведущий: Начало войны наложило отпечаток на все последующее
Творчество Константина Симонова. Симонов сразу же отправился на фронт ,и в течение всего военного времени работал корреспондентом газеты «Красная звезда». Ради нескольких строчек в газете Симонов переезжал с фронта на фронт. Все, что он опубликовал в годы войны, позже вошло в его книги: « От черного до Баренцева моря», «Югославская тетрадь». В военные годы Константин Симонов пишет пьесы «Жди меня», « С тобой и без тебя». О войне он знал с чьих –то рассказов –он бывал в окопах ,знакомился с солдатами и офицерами ,хорошо знал тех людей, которые командовали полками и дивизиями, составляли планы военных операций. В послевоенные годы появляется его трилогия «Живые и мертвые», которая повествует о героических событиях войны.
Перед смертью в 1979г. К. Симонова « Ты помнишь Алеша, дороги Смоленщины», посвященное Алексею Суркову, старшему товарищу.
2-й ведущий: Великий урок мужества, братства, любви, человечности, верности дает Константин Симонов в своей лирике. Его знаменитое «Жди меня» - гимн любви и преданности
6 чтец: исполяет стихотворение К. Симонова «Жди меня»
3-й ведущий: Говорят, у войны «не женское лицо», но на фронт уходили и женщины . Они были медсестрами – выносили раненых с поля боя, подносили снаряды , были снайперами и летчицами. Слово тоже было их оружием. Их стихи знала вся страна. Анна Ахматова, Ольга Берггольц, Вероника Тушнова ,Юлия Друнина …
2-й ведущий: 17- летняя выпускница одной из московских школ Юлия Друнина, как и многие ее сверстницы, в 1941г. Добровольно ушла на фронт бойцом санитарного поезда. Из воспоминаний поэта Николая Старшинова: « В ее характере наиболее яркими чертами были решительность и твёрдость. Если уж она что решила, ничем её не собьёшь. Никакой силой. Наверное, это особенно проявилось, когда она добровольцем ушла на фронт. Их семью тогда эвакуировали из Москвы в Заводоуковку Тюменской области, они едва успели кое – как там устроиться, и родители – школьные учителя – были категорически против этого ее шага. Тем более единственный ребенок в семье, да еще очень поздний: отцу было уже 60. Он там в Заводоуковке и умер…»
7-чтец :
Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привычный сорок первый год.
Я пришла из школы в блиндаже серые,От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемечать»,
Потому что имя ближе ,чем «Россия»,
Не могла сыскать.
3 ведущий: Эти строки Юлия Друнина написала в 1942г. И на протяжении всего ее творчества сквозным мотивом станет мотив ухода из детства в ужас войны, из которой она не смогла возвратиться даже спустя десятилетия . Из воспоминаний Н.Старшинова: « Надо еще подчеркнуть , кем на Юля была . Медсестрой, санитаркой в пехоте, самом передовой, в пекле, где под огнем приходилось некрепкими девичьими руками вытаскивать тяжеленных раненых. Смертельная опасность и тяжкий труд вместе. В общем, научилась и насмотрелось». Старшинов рассказывал, что ее фронтовые стихи произвели сильное впечатление в конце войны и сразу после ее завершения, ее «Зинку» знали наизусть.
«Зинка». Памяти однополчанки – героя Советского Союза Зины Самсоновой.
1-Я девушка: Мы легли у разбитой ели,
Ждем, когда же начнет светлеть .Под шинелью вдвоем теплее
На продрогшей , гнилой земле.
2-Я: девушка Знаешь, Юлька, я – против грусти,
Но сегодня она – не в счет.
Дома, в яблочном захолустье
Мамка, мамка моя живет.
У тебя есть друзья, любимый.
У меня –лишь она одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом шумит весна.
Старой кажется :каждый кустик
Беспокойную дочку ждет .Знаешь ,Юлька я- против грусти,
Но сегодня она –не в счет.
1-я девушка: Мы легли у разбитой ели,
Ждем, когда же начнет светлеть.
Под шинелью вдвоем теплее
На продрогшей, гнилой земле .2:девушка: Знаешь, Юлька ,я –против грусти ,
Но сегодня она –не в счет.
Дома, в яблочном захолустье
Мамка, Мамка моя живет.
У тебя есть друзья , любимый.
У меня – лишь она одна . Пахнет в хате квашней и дымом ,
За порогом бурлит весна .Старой кажется : каждый кустик
Беспокойную дочку ждет .Знаешь , Юлька , я – против грусти ,
Но сегодня она - не в счет.
1-Я девушка: Отогрелись мы еле – еле . Вдруг – нежданный приказ: «Вперед!»
Снова рядом в сырой шинели
Светлокосый солдат идет .С каждым днем становилось горше.
Шли без митингов и знамен
В окруженье попал пол Оршей
Нам потрепанный батальон
Зинка нас повела в атаку ,Мы пробились по черной ржи ,По воронкам и буеракам ,Мы не ждали посмертной славы .Мы хотели со славой жить .Почему же в бинтах кровавых
Светлокосый солдат лежит?
ЕЕ тело своей шинелью
Укрывала я ,губы сжав ,
Белорусские ветры пели
О рязанских глухих садах .Знаешь, Зинка, я- против грусти ,
Но сегодня она не- в счет
Где-то в яблочном захолустье
Мамка, мамка твоя живет.
У меня есть друзья, любимый,
У нее ты была одна
Пахнет в хате квашней и дымом
За порогом бурлит весна.
И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла .Я не знаю, как написать ей,
Чтоб тебя она не ждала?
(во время чтения последней строфы на заднем плане сцены появляется участница, одетая старушкой, и зажигает свечу у иконы. Звучит Аве Мария).4-й ведущий: Судьба Юлии Друниной трагичная и счастливая одновременно. Трагичная – потому что юность ее прошла в военные годы , счастливая – потому что выжила в этой войне и стала поэтом .
Так же, как и Юлия Друнина, Ольга Берггольц начала свой поэтический путь с горя. В 1937 году пропал во время репрессий её первый муж – талантливый поэт Борис Корнилов. После 1937 года о нём можно было лишь шептаться. Сама Ольга Берггольц также была арестована пор ложному доносу, и только в 1939 году реабилитирована. Две её дочери умерли ещё до её ареста, а третий ребёнок, которого ждала поэтесса, так и не родился, его убила тюрьма.
Во время войны Ольга Берггольц жила в своем любимом городе, Ленинграде. Ей, кого называют блокадной поэтессой, не с чужих слов известны все тяготы блокадной жизни. Ее второй муж, Николай Молчанов, умер от голода, а сама Ольга Федоровна, по свидетельству сестры, «умирала там ,в Ленинграде, от дистрофии». Но именно в эти годы рождаются лучшие
Стихи. Произведения Ольги Берггольц звучали по радио в осажденном городе, поднимая дух людей, вселяя веру в победу. Стихи Ольги Федоровны рассказывали и о пережитом ужасе страшных голодных дней.
В строчках поэтессы звучит уверенность в том, что даже в это ужасное
время человек остается человеком ,гуманность побеждает фашизм, а любовь к своей Родине заставляет людей жертвовать собственными жизнями.
8-й чтец:
Я говорю с тобой под свист снарядов,
Угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
Страна моя, печальная страна.
Кронштадтский злой, неукротимый ветер
В моё лицо закинутое бьёт.
В бомбоубежищах уснули дети,
Ночная стража встала у ворот.
Над Ленинградом – смертная угроза….
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слёзы,
Что называлось страхом и мольбой.
Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
Не поколеблет грохот канонад,
И если завтра будут баррикады,-
Мы не покинем наших баррикад.
Мы будем драться с беззаветной силой
Мы одолеем бешеных зверей,
Мы победим, клянусь тебе, Россия,
От имени российских матерей.
1-й ведущий: Анну Ахматову война застала в Ленинграде. В июле 1941 года она написала стихотворение, облетевшее всю страну:
И та, что сегодня прощается с милым,-
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянёмся, клянёмся могилам, Что нас покориться никто не заставит.
(Звучит песня В. Высоцкого «Так случилось, мужчины ушли»)
2-й ведущий: Далеко не все произведения о Великой Отечественной войне сразу доходили до читателя. Одни из них подвергались жестокой критике, другие, авторы которых пытались донести до людей трагическую правду о войне, рассказать об ошибках военных лет, запрещадись совсем. Была выпущена целая серия партийных постановлений, согласно которым военная литература должна была лакировать действительность и быть бесконфликтной. «Послушным» писателям, чьи творения часто были далеки от реальной жизни, присуждались Сталинские премии, «строптивых» же авторов ожидало забвение на долгие годы, вплоть до перестройки.
3-й ведущий: Ярким примером тому является творчество Василия Гроссмана и, в частности, его роман «Жизнь и судьба». В качестве корреспондента «Красной звезды» Гроссман в первые дни войны отправляется на фронт. В 1943 году он уже был подполковником . Его очерки о войне глубоки и вдумчивы. В. Гроссман – один из первых авторов художественных книг о войне, повести «Народ бессмертен» (1942). 10 лет спустя выходит его роман «За правое дело», успех которого у читателей был огромен. Однако некоторые критики признали роман как произведение «безыдейное, антинародное, не соответствующее принципам социалистического реализма». Гроссмана упрекали в том, что, он описал Гитлера, а вот образ Сталина отсутствует. А это – «идеологичская диверсия». Книгу и автора забыли. В 1961 году арестован другой его роман - «Жизнь и судьба». После этого прозы он больше не писал.
Что послужило причиной ареста романа? «Жизнь и судьба» - это синтез военной и лагерной прозы. Гроссман показал, что человек скован в рамках жестокой командно-административной системы. В романе раскрыты роль насилия в обществе, казармы, культ вождей… И в этом смысле сопоставлены фашистские концлагеря и лагеря ГУЛАГа. Несвобода и бессилие человека в них равнозначны. Культ насилия, равнения на одну личность превращают многих талантливых людей в «пасынков истории» и, наооборот, серых людей, бесталанных выдвигает на первый план. Разумеется, в 1960-е годы подобные произведения не имели право на существование. Роман «Жизнь и судьба» был опубликован лишь в 1988 году.
Гроссман беспощаден в изображении ужасов войны. Сцена казни евреев в газовой камере одного из фашистских лагерей описана автором с шокирующей достоверностью.
9-й чтец: «…Всё плотнее становилась толпа в камере, всё медленнее стали движения, всё короче шажки людей. И голый мальчик делал крошечные бессмысленные шажки. Кривая движения его лёгкого маленького тела перестала совпадать с кривой движения большого и тяжёлого тела Софьи Осиповны, и вот они разделились. Не за руку надо было держать его, а вот так, как эти две женщины, - мать и девушка, - судорожно, с угрюмым упорством любви, прижаться щека к щеке, грудь к груди, стать одним неразделимым телом.
Людей становилось всё больше, и молекулярное движение по мере сгущения и уплотнения отступало от закономерности Авогадро. Потеряв руку Софьи Осиповны, мальчик закричал. Но тут же Софья Осиповна сдвинулась в прошлое. Существовало только сейчас и теперь. И вдруг снова, по-новому возникшее движение произошло рядом с Давидом.
Шум тоже был новый, отличавшийся от шороха и бормотаний.
- Пустите с дороги! – и сквозь единую массу тел пробивался человек с могучими, напряжёнными руками, толстой шеей, наклонённой головой. Он хотел вырваться из гипнотического бетонного ритма, его тело бунтовалось, как рыбье тело на кухонном столе, слепо, без мысли. Он вскоре затих, задохнулся и стал семенить ногами, совершать то, что совершали все.
От нарушения, которое произвёл он, изменились кривые движения, и Давид оказался рядом с Софьей Осиповной. Она прижала мальчика к себе с той силой, которую открыли и измерили рабочие в лагерях уничтожения, - разгружая камеру, они никогда не пытались отделять тела обнявшихся близких людей.
Движение ребёнка наполняло её жалостью. Её чувство к мальчику было так просто – слова и глаза не стали ей нужны. Полумёртвый мальчик дышал, но воздух, данный ему, не продлевал жизнь, а угонял её. Голова его поворачивалась, ему всё ещё хотелось смотреть. Он видел тех, кто оседал на землю, видел открытые беззубые рты, рты с белыми и золотыми зубами, видел тоненькую струйку крови, бежавшую из ноздри…
Всё время сильные, горячие руки обнимали Давида, мальчик не понял, что стало темно и в глазах, гулко, пустынно в сердце, скучно, слепо в мозгу. Его убили, и он перестал быть.
Софья Осиповна ощутила, как осело в её руках тело мальчика. Она опять отстала от него.
В подземных выработках с отравленным воздухом и индикаторы газа – птицы и мыши – погибают сразу, у них маленькие тела: и мальчик с маленьким птичьим телом ушёл раньше, чем она…
А в её сердце ещё была жизнь: оно сжималось. Болело, жалело вас, живых и мёртвых людей….»
4 ведущий: Несправедливый и жестокой критике подверглись и те произведения, в которых говорилось о трагедии семьи в военные годы. Официальная пропаганда очень неодобрительно относилась к изображению в художественной литературе личной трагедии человека. Так, неоцененными стали поэма А.Твардовского «Дом у дороги» и рассказ А.Платонова «Возвращение». Суровой критики была подвергнута повесть Эм. Казакевича «Дом в степи». Та же судьба постигла и стихотворение М. Исаковского «Враги сожгли родную хату « , герой которого, вернувшись домой с войны , нашел лишь пепелище:
10- чтец : Враги сожгли родную хату,
Сгубили всю его семью.
Куда ж теперь идти солдату,
Кому нести печаль свою?
Пошел солдат в глубоком горе
На перекресток двух дорог,
Нашел солдат в широком поле
Травой заросший бугорок.
Стоит солдат – и словно комья
Застряли в горле у него.
Сказал солдат : «Встречай ,Прасковья , Героя – мужа своего.
Готовь для гостя угощения , Накрой в избе широкий стол ,-
Свой день ,свой праздник возвращенья
К тебе я праздновать пришел…»
Никто солдату не отвечал,
Никто его не повстречал,
И только теплый летний ветер
Траву могильную качал.
Хмелел солдат, слеза катилась,
Слеза несбывшихся надежд,
И на груди его светилась
Медаль за город Будапешт. (или песня на эти стихи)
1 ведущий: С каждым годом все меньше остается живых свидетелей Великой Отечественной войны. Как истинные патриоты, мы должны знать героическое прошлое нашей родины. И неоценимую помощь в этом наряду с документальными свидетельствами нам оказывает именно художественная литература. Сегодня мы имеем возможность ознакомиться с разными точками зрения, авторскими позициями в литературе о войне. Ведь наша святая обязанность –чтить память тех, кто защищал нашу Родину, тех, кто навеки остался молодым в этой войне ,тех, кто ценой собственной жизни приближал желанный миг победы.
10-чтец: «От имени ровесников»: М. Соболя. «Как грустно перебирать старые фотографии!
Лучше не прикасаться к ним. Пусть когда-нибудь мой правнук откроет их и увидит веселого, с буйной шевелюрой и чуть шалыми глазами прадеда .Пусть я останусь для него таким ,а не сегодняшним, со сверкающей лысиной, в параллелях и медианах морщин.
И все-таки есть захватывающая власть воспоминаний .И не оторвешься от старых фотографий ,возвращающих на миг в навсегда утраченную молодость .Наверное, потому что рядом были удивительной надежности друзья ,юность щедра на дружбу ,как бы распахнута навстречу ей. Вот они, будто на поверке. Петя Скоромников, Вилька Валентинов ,Мишка Кальваров ,Люся Канторович…
У них есть горькое преимущество передо мной – они остались навсегда молодыми, им не довелось постареть.
Сколько я слышал разговоров, догадок, сказочно завлекательных вымыслов о том, какая будет жизнь после Победы! Дожить бы только, скорей доконать врага! В этом был смысл всего нашего военного бытия со всеми его невзгодами. Мы готовы были все перетерпеть, лишь бы на планете наступило удивительное время всеобщего братства. Только, наверное, мы были тогда наивными, потому что верили, не могли не верить, что эта война – последняя на планете.
Не судите строго,- ставшие очень взрослыми, мы пришли к Победе всё-таки двадцатилетними или в двадцать с чем-то.
Всеобщий мир так и не наступил…»
Песня «Десятый наш десантный батальон»