Методическая разработка родительского собрания 2 класс Детская агрессия

муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 9 городского округа город Михайловка Волгоградской области»






Методическая разработка
родительского собрания во 2 классе
«Детская агрессия»















Разработала:
Азарова Е.Г.,
учитель начальных классов
МКОУ «СШ № 9»





г. Михайловка, 2017 г.

Родительское собрание «Детская агрессия»

Цели собрания:
1. обсудить с родителями причины детской агрессии, её влияние на поведение ребенка.
2. Формировать у родителей культуру понимания проблемы детской агрессии и пути её преодоления.

Участники: классный руководитель, родители детей класса
Форма проведения: круглый стол.
Организация родительского собрания:
подготовка приглашений для родителей;
анкетирование;
разработка сценария собрания;
подготовка памятки для родителей;


Человек обладает способностью любить,
и если он не может найти применения своей
способности любить, он способен ненавидеть,
проявляя агрессию и жестокость. Этим средством
он руководствуется как бегством от собственной
душевной боли.
Эрих Фромм
Вступительное слово классного руководителя:
- Уважаемые мамы и папы. Тема нашей новой встречи серьезна и трудна. Это тема проявления нашими детьми жестокости и агрессии. (Слайд 2)
Возраст проявления агрессии явно помолодел. Агрессию проявляют не только подростки и взрослые, но и малыши. С чем это связано?
Как бороться с проявлением детской агрессии? И как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть её. На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить.
Доклад на тему: Что такое агрессия?
Определение понятия «агрессия» и его характерные черты.
(Слайд 3) Агрессия – это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей. Агрессия может проявляться физически (драки), и вербально
( нарушение прав другого человека без физического вмешательства)
В психологии различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную. (Слайд 4)
Инструментальная агрессия – проявляется человеком для достижения определенной цели. Она очень часто выражается у маленьких детей (я хочу забрать игрушку, предмет) У старших, т.е. у наших с вами детей, больше проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы причинить человеку боль.
Очень часто агрессию путают с настойчивостью, напористостью.
Уровень агрессивности детей меняется в зависимости от ситуации в большей или меньшей степени, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: положение ребенка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителями.
Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное.
К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, культивируется в семье и средствах массовой информации. Очень частой причиной детской агрессии является семейная ситуация.
Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно, и она стала нормой его жизни.
Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. Эта методика воспитания детей отвратительна тем, что у детей не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, что вновь навязывается детям.
Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.
В воспитании можно выделить две пары важных признаков, которые позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессивности: расположение и неприятие. (Слайд 5)
Чем характеризуется и как влияет на преодоление агрессивности расположение? Семья помогает ребенку: (Слайд 6)
преодолеть трудности
использует в своем арсенале умение слушать ребенка
включает в общение тепло, доброе слово, ласковый взгляд.
Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессию. (Слайд 7) Оно характеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимостью и властностью, враждебностью к факту существования ребенка. Неприятие ребенка приводит к проявлению такого заболевания, как детский госпитализм. Что это такое? Одиночество, отсутствие желания общаться с родными людьми, отсутствие в семье традиций, обычаев, законов.
Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: словом, взглядом, жестом, действием. (Слайд 8)
Очень значимо для человека и наказание, если: (Слайд 9)
оно следует немедленно за проступком;
объяснено ребенку;
оно суровое, но не жестокое;
оно оценивает действия ребенка, а не человеческие качества. Наказывая ребенка, отец или мать проявляют терпение, спокойствие и выдержку.
Анализ исследований :
Анализ анкетирования.
Анкета для родителей.
Бывает ли ваш ребенок агрессивным?
В каких ситуациях он проявляет агрессию?
Против кого он проявляет агрессию?
Что вы предпринимаете в семье, чтобы преодолеть агрессивность ребенка?
Выступление классного руководителя:
Анализ анкет показывает, что причины проявления детской агрессии в первую очередь связаны с семьей. (Слайд 10)
Постоянные ссоры родителей, физическое насилие родителей по отношению друг к другу, грубость и хамство ежедневного общения, унижение, сарказм и ирония, желание постоянно видеть друг в друге плохое и подчеркивать это – ежедневная школа агрессии, в которой ребенок формируется и получает уроки мастерства в проявлении агрессии.
Одним из главных условий предотвращения агрессивного поведения детей является требовательность родителей по отношению к себе и по отношению к собственному ребенку. (Слайд 11) Требовательный по отношению к себе родитель никогда не позволит требовать от своего ребенка то, что им самим в его ребенке не заложено. Требовательный к себе родитель способен анализировать методы своего воспитания и корректировать их с учетом складывающейся ситуации.
Однако родители должны помнить, что требовательность – это не тирания. (Слайд 12) Тирания порождает тиранию. Требовательность должна быть разумной и доброжелательной.
Очень часто детская агрессивность связана именно с тем, что родители проявляют ничем не обоснованные и бессмысленные требования, абсолютно не проявляя при этом дружелюбия и поддержки. Не следует уступать капризам и делать поблажки без нужды.
Требовательность по отношению к ребенку должна быть разумной.
Проявляя требовательность, необходимо считаться с обстоятельствами, с физическим и душевным состоянием ребенка.
Требовательность оправдана тогда, когда перед ребенком выдвигаются посильные задачи и оказывается посильная помощь в их решении, иначе она просто лишена смысла. Даже самое справедливое и несложное требование, если оно не объяснено и выражено в деспотичной форме, вызовет сопротивление любого ребенка, даже самого покладистого.
Разница только в том, что покладистый ребенок будет выражать протест скрыто, а ребенок не очень покладистый будет выражать его открыто. Требования к младшим школьникам лучше выражать в увлекательной игровой форме.
В своих методах воспитания, в предъявлении требовательности к ребенку родители должны быть последовательны и едины. Как только в семье поселяются тайны друг от друга, уходит доверие родителей друг к другу в воспитании ребенка, это даст возможность ребенку лавировать между родителями, шантажировать их, врать им.
Если это удается длительное время, а затем налагается запрет, то, как правило, результат – проявление агрессивности со стороны ребенка.
Давайте обсудим результаты анкетирования детей.
-Каких людей ты считаешь агрессивными? (Слайд 13)
- Как бы ты поступил, если бы встретился с агрессивным ребенком? (Слайд 14)
- Считаешь ли ты себя агрессивным ? (Слайд 15)
Критерии агрессивности (Слайд 16)
Ребенок:
Часто теряет контроль над собой;
Часто спорит, ругается со взрослыми;
Часто отказывается выполнять правила;
Часто специально раздражает людей;
Часто винит других в своих ошибках;
Часто сердится и отказывается сделать что-либо;
- Часто завислив, мстителен.
Как помочь агрессивному ребенку ? (Слайд 17)
- Работа с гневом.
- Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.
- Формировании способности к доверию, сочувствию, сопереживанию.

IV.Выступление классного руководителя по теме:
«Коррекция агрессивности в поведении детей»
Понятие «агрессивность» воспринимается нами как нечто из ряда вон выходящее. На самом же деле – это, прежде всего обычный феномен взаимоотношений между людьми, составная часть этих отношений.
Если ребенок не приживается в классе, коллективе, плохо себя ведет, не подчиняется нормам или каким – нибудь образом отличается от других, то у него на это, конечно же, есть свои причины. И это еще не значит, что мы имеем дело с невротическим или каким – либо другим патологическим симптомом.
Один и тот же ребенок может прекрасно уживаться в одной группе и совершенно не прижиться в другой. Или в этом году он может хорошо себя чувствовать в коллективе, а в следующем – нет, потому что пять старых товарищей ушли из класса и им на смену пришли новые дети. Но это не значит, что данный ребенок стал вдруг невротиком. Изменилась всего лишь ситуация. Может быть, агрессивно настроенный ребенок переживает дома серьезные проблемы.
Рекомендации родителям: (Слайд 18)
сказкотерапия
психотехнические освобождающие игры
режиссерские игры
V. Подведение итогов.
- Наша встреча подходит к концу. Очень хочется, чтобы она оказалась для вас полезной, заставила задуматься.
Вот несколько советов: (Слайд 19)
Учитесь слышать своих детей.
Старайтесь делать так, чтобы только Вы, родители, снимали их эмоциональное напряжение.
Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
Умейте принять и любить их такими, какие они есть.
(Памятки для родителей)

- Уважаемые папы и мамы!
Внимательно прочтите эту памятку! Для этого вооружитесь карандашом и вычеркните те пункты, которые воспитательной системы вашей семьи не касаются. Мысленно представьте лицо вашего ребенка, будьте честны перед ним и перед собой! После анализа подумайте над тем, что можно еще изменить. Пока ваш ребенок во втором классе, еще не поздно!
Агрессивность ребенка проявляется если,
ребенка бьют;
над ребенком издеваются;
над ребенком зло шутят;
ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;
родители заведомо лгут;
родители пьют и устраивают дебоши;
родители воспитывают ребенка двойной моралью;
родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка;
родители не умеют любить одинаково своих детей;
родители ребенку не доверяют;
родители настраивают ребенка друг против друга;
родители не общаются со свом ребенком;
вход в дом закрыт для друзей ребенка;
родители проявляют к ребенку мелочную опеку и заботу;
родители живут своей жизнью, ребенок чувствует, что его не любят.

Для преодоления детской агрессии в педагогическом арсенале родители должны иметь: внимание, сочувствие, терпение, требовательность, честность, доверие, понимание, чувство юмора, ответственность, такт.
В заключении (Слайд 20)
Чтобы не раздражаться, когда ребенок необъяснимо дурно ведет себя, нужно поставить перед собою вопрос:
«Интересно, что с ним сейчас происходит?»

VI. Решение собрания. (Слайд 21)

Наблюдать за эмоциональным состоянием своего ребенка в различной обстановке.
Делать установку на положительные эмоции.
Следовать правилам семьи по преодолению детской агрессии.











Агрессивность ребенка проявляется если,

ребенка бьют;
над ребенком издеваются;
над ребенком зло шутят;
ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;
родители заведомо лгут;
родители пьют и устраивают дебоши;
родители воспитывают ребенка двойной моралью;
родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка;
родители не умеют любить одинаково своих детей;
родители ребенку не доверяют;
родители настраивают ребенка друг против друга;
родители не общаются со свом ребенком;
вход в дом закрыт для друзей ребенка;
родители проявляют к ребенку мелочную опеку и заботу;
родители живут своей жизнью, ребенок чувствует, что его не любят.












Памятка для родителей.Times New Roman