Классный час на тему: Агрессия, её причины и последствия


При подготовке классного часа я преследовала несколько целей:
Обсуждение  причин проявления агрессивности, её влияние на подростков и их  окружение.
Формирование культуры  понимания друг друга.
Рассмотрение  возможных путей преодоления агрессии.
Выработка оптимальных правил поведения в ситуациях, вызывающих агрессию.
В классе висят плакаты:
«Высшее счастье в том, что вас любят». В. Гюго.
«Источник счастья берет свое начало в самом человеке». А. Шопенгаур.
Классный час начинаю я:
- Пришла весна! Все изменилось кругом. И природа, и люди ждут обновления. А жизнь у нас в классе идет своим чередом. Шумные перемены, невыполненные упражнения, бег с препятстствиями, задиристые одноклассники. Тема нашего классного часа: «Агрессия, её причины и последствия».    
Сегодня мы будем работать группами. Раздаю детям жетоны двух цветов. Дети с жетонами одного цвета садятся вместе.
Предлагаю каждой группе подумать и записать в виде тезисов ответы на следующие вопросы.  (Время на обсуждение  - 30секунд.)
1.        Что такое агрессия? Что на эту тему говорится в словарях?
 Ребята пишут примерно такие ответы.  Слово агрессия  заимствовано из французского языка в начале ХХ века. Означает оно  «нападаю», «наступаю». (Школьный этимологический словарь русского языка под ред. Шанского.) А вот в толковом словаре Ожегова сказано.  Агрессия это: 1. Вооруженное нападение одного или нескольких государств на другие страны с целью захвата их территорий и насильственного подчинения своей власти. 2.(переносн.) Открытая неприязнь, вызывающая враждебность.)2.        В каких случаях проявляется агрессия?
3.        Когда вы бываете агрессивными, как вы себя чувствуете?
4.        К каким последствиям может привести агрессия?
Затем мы обыгрываем ситуации. Какая бывает обычная реакция на «экстремальный случай» и какая должна быть оптимальной, решаем  мы. 
1.        Ученик шел, нечаянно зацепился за пакет, столкнул учебники с парты.
2. Ребята играют, бегают по классу, не увидев входящего ученика, один из них сбил его с ног, толкнув.
2.        Ученик взял у одноклассника диск (с музыкой, игрой) и не вернул вовремя.                                                                                  
3.        Учитель дает очень трудное, практически невыполнимое задание.
4.        Учитель ставит ученику необъективную оценку.
 «А всякое ли проявление агрессии вредит человеку? Всегда ли оно плохо? – спрашиваю я. -  Не исчезнут ли вместе с ней активность личности, её интерес к жизни, настойчивость, целеустремленность? Ведь без определенной доли оборонительной агрессии человек не защитит себя от нападения; не преодолеет преграды, которые мешают достижению им социально значимой цели; не выполнит действий по сохранению своего здоровья. «Доброкачественная агрессивность» имеет взрывной характер и возникает спонтанно в ответ на угрозу, проявляется в спортивных и сюжетно-ролевых играх, способствует обретению ловкости, быстроты адекватной реакции на неожиданную ситуацию. В этом случае агрессивность не разрушительна, не определяется отрицательными мотивациями. Ну а «злокачественная агрессивность» является следствием условий воспитания и, следовательно, может быть педагогически управляемой.
Затем мы рассматриваем положительные и отрицательные качества человека.  Записываем  на листах правила оптимального поведения человека в ситуациях, вызывающих агрессию.
Потом пишем на заранее приготовленных «бумажных сердечках» добрые пожелания и вывешиваем их на доске.
В конце  классного часа – вывод. Резюме – по высказываниям детей
Один из учеников читает стихотворение  Зинаиды Юрчиковой.
Пройдя сквозь ад, останься человеком
И не утрать душевной доброты.
Не прикрывайся временем да веком
И светлые  не загуби мечты.
Все вытерпи: потери и разлуки,
Утраченную веру обрети,
Преодолей боль тела, сердца муки.
Идти по жизни надо, не ползти!
Когда вдруг слезы душу омывают
Ты слабости минутной не стыдись.
На свете судьбы разные бывают…
Твоя из трудных. Побеждай! Борись!
Неси ты гордо имя человека!
Не разучись надеяться, любить.
Живи мечтою будущего века
И верь, тогда ты сможешь победить!