ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Среди множества методик обследования психолого-педагогической готовности детей к школьному обучению нами были отобраны методики для фронтального изучения следующих компетенций:
-обследование пространственного восприятия;
-выявление уровня развития зрительного восприятия;
-проверка уровня представлений об арифметических операциях;
-выявление способа сравнивания двух множеств;
-выявление умения классифицировать и выделять признаки классификации;
-обследование овладения звуковым анализом и синтезом;
-обследование состояния моторики и зрительно-моторных координаций.
Материалы и оборудование для обследования:
-листы для выполнения заданий;
-чистые листы;
-простой карандаш;
-цветные карандаши;
Содержание инструкций и заданий для фронтальной работы
Задание 1(Приложение, 1-1)
Цель: выявить умение срисовывать фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры. Кроме того, задание позволяет судить о твердости руки ребенка, умении рисовать углы и прямые отрезки.
Задание: Посмотрите на этот лист. С левой стороны вы видите картинку – на ней изображен домик. Рассмотрите его на своих листах. Возьмите простой карандаш. Нарисуйте такой же домик с правой стороны листа.
Оценка выполнения задания:
0 баллов – не передана общая форма домика, отсутствуют детали.
1 балл – существенно изменены пропорции между элементами фигуры; общая форма домика передана плохо.
2 балла - изображен похожий домик, пропорции слегка изменены, не все углы прямые, не везде соблюдается параллельность линий. Этот же балл можно поставить, если общая форма домика передана хорошо, но пропорции между элементами фигуры существенно изменены, однако все углы прямые и параллельность соблюдена.
3 балла - изображена подобная или равная фигура, пропорции между элементами фигуры в основном сохранены.
В случае если фигура изображена «нетвердой» рукой, в дополнение к баллу ставится знак «минус».
\s
Задание 2 (Приложение, 1-2)
Цель: выявить умение ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз). Проверяется также умение пересчитывать клеточки.
Текст задания: Задание вы будете выполнять на клетчатой бумаге. Найдите на своих листах клеточку, закрашенную в черный цвет.
Возьмите красный карандаш, отсчитайте от черной клеточки вправо четыре клеточки и пятую закрасьте красным карандашом.
Возьмите синий карандаш. От красной клетки отступите вниз на две клеточки и третью закрасьте синим карандашом.
Возьмите зеленый карандаш и закрасьте зеленым цветом, клеточку, расположенную слева от синей ровно через одну клеточку от нее.
Возьмите желтый карандаш. Отсчитайте от зеленой клетки вверх пять клеток и шестую закрасьте желтым карандашом.
Оценка выполнения задания:
0 баллов - не приступил к выполнению задания; несколько клеток закрашены, но их расположение не соответствует инструкции.
1 балл - выполнен верно только один пункт задания, допущены ошибки в направлении, пересчете клеток, начале отсчета.
2 балла - выполнены верно два или три пункта задания.
3 балла - все пункты задания выполнены верно.
В случае, если клетки плохо раскрашены, в дополнение к баллу ставится знак «минус».
Задание 3
Цель: выявить умение выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания; при правильном понимании текста задачи перейти от числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов).
Текст задания: Здесь вы будете выполнять третье задание (показать чистый лист для выполнения задания 3). Послушайте задание.
1. В группе сегодня дежурят З девочки и 2 мальчика. Сколько детей дежурят сегодня в группе? Нарисуйте столько кружков, сколько детей дежурят сегодня в классе. (Текст задачи можно повторить.)
2. В маршрутном такси ехало 6 человек. Двое вышли из машины. Нарисуйте столько квадратов, сколько человек осталось машине. (Текст задачи можно повторить.)
Оценка выполнения задания:
0 баллов — есть попытка решить одну задачу, но число кружков или квадратов неверное.
1 балл — выполнена верно только одна задача, попыток выполнить вторую задачу нет.
2 балла — одна задача выполнена верно, есть попытка решить вторую задачу, но число кружков или квадратов неверное.
3 балла — обе задачи выполнены верно.
Задание 4 (Приложение, 1-3)
Цель: выявить умение сравнивать множества по числу элементов (вне зависимости от навыка счета).
Текст задания: Найдите у себя на столе лист, на котором изображены 2 множества кругов и треугольников: верхнее и нижнее. Если в верхнем множестве больше кругов, то нарисуйте рядом с множеством в квадрате круг. Если больше треугольников, то нарисуйте в квадрате треугольник. Не пересчитывать! Кто захочет, может сделать так, чтобы и тех и других фигур стало поровну в верхнем и нижнем множествах.
Оценка выполнения задания:
0 баллов – не понял задание, сравнение проведено неверно.
1 балл – сравнение проведено верно, но сделано только одно задание
2 балла – сравнение проведено верно, сделано оба задания.
3 балла – верно выполнены оба задания и сделано правильно дополнительное.
\s
Задание 5 (Приложение, 1-4)
Цель: выявить умение классифицировать, находить признаки, по которым проведена классификация и выбрать лишний предмет в каждом ряду.
Текст задания: Рассмотрите этот рисунок. Здесь изображено 4 ряда предметов. В каждом ряду есть 1 лишний предмет, его надо найти и зачеркнуть.
Примечание: если зачеркнут нехарактерный предмет, то нужно будет задать несколько вопросов ребенку, чтобы узнать причину его выбора.
Оценка выполнения задания:
0 баллов – задание не принято, ничего не сделано.
1 балл – сделано только одно задание.
2 балла – правильно выполнено половина задания.
3 балла – все задания выполнены правильно.
Задание 6 (Приложение, 1-5)
Цель: проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия в процессе отбора картинок с заданным звуком в их названиях.
Текст задания: Посмотрите на эти картинки, видите, под ними есть небольшие кружочки. Вам нужно самостоятельно назвать каждую картинку и, если в названии картинки есть звук [с], закрасить кружок под ней синим карандашом.
Например, первая картинка «солнце», в слове «солнце» есть звук [с], значит, нужно раскрасить вот этот кружок. А теперь приступайте к самостоятельному выполнению задания.
Оценка выполнения:
0 баллов – отсутствие дифференциации звуков [с] -[з], [с]- [ц], [с]- [ш] или полное неприятие задания.
1 балл – наличие ошибок (отсутствует дифференциация звуков [с]-[з]).
2 балла – выделен звук только из позиции начала слова, ошибочного выделения других звуков нет.
3 балла – правильное выполнение задания.

Задание 7 (Приложение 1-6)
Цель: выявить степень овладения звуковым анализом на уровне определения звуков в слове.
Текст задания: Вы видите лист с картинками. Каждая картинка обозначает слова, в которых есть звуки [в] и [ф]. Назовите тихо все слова и подумайте, в каких словах какие звуки. Картинки со звуком [в] раскрасьте зеленым цветом, картинки со звуком [ф] раскрасьте желтым цветом.

Оценка выполнения:
0 баллов - неприятие задачи, полное отсутствие желания искать нужный звук в словах.
2 балла – наличие ошибок в 1-2 картинки.
3 балла – правильное выполнение задания.
Задание 8 (Приложение 1-7)
Цель: выявить степень развития зрительного восприятия.
Текст задания: Перед вами лист с 2-мя рисунками. Ваша задача – найти между этими рисунками отличия.
баллов – непринятие задания.
1 балл – найдено только 2 отличия.
2 балла – найдено 4 отличия.
3 балла – найдены все отличия.

Задание 9 (Приложение 1-8)
Цель: выявить уровень общего развития.
Текст задания: Представьте, что вы собираетесь идти купаться. Что вы возьмете с собой? Обведите, пожалуйста, все необходимые предметы красным карандашом.
Оценка выполнения:
баллов – непринятие задания.
1 балл – отмечен только 1 предмет.
2 балла – отмечено 2 предмета.
3 балла – отмечены все необходимые предметы.

Задание 10 (Приложение 1-9)
Цель: определить развитие степень развития логического мышления, выявление последовательности событий.
Текст задания: Перед вами картинки, на которых художник перепутал последовательность. Посмотрите внимательно и расставьте цифры от 1 до 4 в правильной последовательности – что за чем происходит.
Оценка выполнения:
баллов – непринятие задания.
1 балл – правильно выявлено 2 последовательные картинки.
2 балла – правильно выявлено 3 последовательные картинки.
3 балла – правильно выявлены все последовательные картинки.
Задание 11 (Приложение 1-10)
Цель: выявить уровень целостного восприятия и сосредоточенности внимания.
Текст задания: Перед вами овечка, которую нарисовал утенок. Посмотрите, пожалуйста, на облака и найдите такое облако, которое точно похоже на овечку.
Оценка выполнения:
баллов – непринятие задания.
3 балла – правильно найдена соответствующая картинка.

Задание 12 (Приложение 1-11)
Цель: определить уровень развития произвольного внимания и произвольного поведения.
Текст задания: Перед вами лист с множеством картинок. Раскрасьте, пожалуйста, одинаковые рисунки одним цветом.
Оценка выполнения:
баллов – непринятие задания или выполнение работы меньше трети.
1 балл – раскрашено только треть задания или только картинки 1 элемента.
2 балла – раскрашено больше половины задания или только 2 элемента.
3 балла – все задание выполнено правильно.
После проведения групповой работы по предложенной программе у Вас появятся данные об уровне развития у каждого ребенка:
- пространственного восприятия (задание 2);
- зрительного восприятия (задание 1);
- представлений, лежащих в основе счета, представлений об операциях сложения и вычитания (задание 3);
- умения классифицировать предметы, выделять признак, по которому проведена классификация (задание 5);
- сформированности фонематического слуха и восприятия (задание 6);
- сформированности предпосылок к успешному овладению звуковым анализом (задания 6, 7);
- мелкой моторики и зрительно-моторных координаций (задания 1, 2).
Таким образом, в большей или меньшей степени представлены все 4 выделенные в начале беседы группы показателей готовности к обучению: уровень общего развития – задание 5;
степень развития ряда неречевых функций, лежащих в основе овладения грамотой (и математической, и лингвистической), - задания 1, 2;
наличие интуитивных дочисловых представлений - задания 3, 4;
уровень развития речи – задания 6, 7.