Урок химии «Ароматические углеводороды (арены). Бензол »


 Тема: «Ароматические углеводороды (арены). Бензол »Ребята, для того чтобы начать с вами новую тему, нам надо поставить цели:
(ребята называют сами цель)Цель:-  углубить знания об углеводородах; познакомить учащихся с новым типом химической связи, характерным для данной группы соединений, на примере бензола; дать понятие об ароматичности; Задачи1.Образовательные:- усвоение знаний о бензоле на основе имеющихся, самостоятельный поиск новых знаний из различных источников и закрепление практических умений и навыков;  2.Развивающие: - развивать у учащихся умение выделять главное, сравнивать, обобщать и систематизировать, устанавливать причинно-следственные связи; способствовать развитию волевых и эмоциональных качеств личности; особое внимание обратить на развитие интереса к предмету и речи учащихся. 3.Воспитательные: - формирование взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу, умения выслушать других при работе в классе, в группах; воспитывать чувство сопричастности общему делу, умение работать коллективно, содействовать формированию мировоззренческих идей:оборудование: опорные конспекты, таблицы, презентация
Тип урока: урок изучения нового материалаХод урока Эпиграф к уроку: I. Создание учебной ситуации.    
На прошлом уроке я задала повторить все углеводороды
СН4С2 Н6
С 3Н8
С 4Н10
С 5Н12
С 6Н6
К какому же из известных классов углеводородов можно отнести это вещество?- Это вещество мы не можем отнести ни к одному из неизученных классов углеводородов.- Итак, проблема!, которую нам предстоит вместе решить. Сегодня мы познакомимся с новой группой углеводородов, которые называются ароматические.     
II. Поисково-экспериментальная деятельность учащихсяТЕМА УРОКА: Ароматические углеводороды (арены). Бензол. Строение молекулы.Наши главные задачи сегодня:  Углубить знания об углеводородах, расширить представления о многообразии органических соединений. учитель предлагает план оаботы на урок
Ароматические углеводороды
Арены
Строение бензола
Гомологи, изомерия
Орто -, мета - , пара- замещения.    
Правильно… Предыдущие классы углеводородов изучались на основе причинно – следственных связей: состав – строение – свойства – применение. Этот же логический принцип мы оставим и сейчас.
Сегодня на уроке мы познакомимся с новой группой углеводородов, которые называются ароматические или арены.-Почему их назвали ароматические?     ( Работа в групах с текстом)Ароматическими эти углеводороды были названы потому, что первые известные представители их обладали приятным запахом. Позднее оказалось, что большинство веществ, которые по хим. свойствам принадлежат к той же группе, не имеют ароматного запаха. Однако исторически сложившееся общее название этих соединений осталось за ними до наших дней.Простейший представитель ароматических углеводородов – бензол.
Исходя из текста дайте мне определение что же такое арены?
Арены – карбоциклические углеводороды с общей формулой С Н , в молекулах которых имеется бензольное кольцо.
А какие циклы вы еще знаете? (циклопропан, циклобутан, циклопропан, циклопентан.)
Давайте узнаем историю открытия бензола.
(Сообщения  2 учащихся, опережающие задание )1-й ученик.
В 1825 г. М. Фарадей выделил из светильного газа, производившегося в то время в Англии из каменного угля, жидкость, состоящую из углерода и водорода. Через несколько лет (в1834 г.) Э.Митчерлих при перегонке бензойной кислоты получил вещество, тождественное фарадеевскому, назвал его бензином, для того чтобы подчеркнуть генетическую связь с бензойной кислотой, и установил, что оно имеет элементарный состав С6Н6 (в англосаксонских странах и сейчас за бензолом сохранилось это название). 2-й ученик.Позднее Ю. Либих рекомендовал дать этому соединению укоренившееся название – бензол (окончание – ол указывает на его маслянистый характер от лат. оleim – масло). В 1845 г. А.В.Гофманн выделил впервые бензол из каменноугольной смолы. «Днем рождения» теории строения бензола как ароматического соединения является 27 янаря 1865 г. – день, когда была опубликована в Бюллетене Парижского химического общества информация о «Конституции ароматических веществ».
Мы возвращаемся с вами к плану и вам сейчас нужно будет найти гомологов и изомеры аренов. Написать по одному примеру у доски.
Закрепление, тренировка, отработка умений и навыков формирование компетентности ценностно-смысловых и социально-трудовых знаний.
Решение уравнений
Напишите молекулярную и структурную формулу : Бензола, метилбензола, 1.2 диметилбензол, 1.3 – диметилбензола.
Напишите структурные формулы нескольких изомеров аренов С9, назовите их.
Напишите структурные формулы следующих соединений: а. 1.3.5 – триметилбензола, б. 1 – метил – 2 – пропилбензол, в. п-
метилэтилбензол.
Получите от гексана бензол.
Выставление оценок
Дети сами оценивают себя на листах ответов. Оценки обсуждаются.
Домашнее задание. Стр 119 ответить на вопросы с 1-5
Оценивание результатов:
Лист самооценки
ФИ ученика
Вид работы Работа с тексом Опережающее задание Определение
ареновРешение уравнений Разное
самооценка Сегодня я узнал……..
Было трудно…….
Теперь я смогу……..
Вид работы Работа с тексом Опережающее задание Определение
ареновРешение уравнений Разное
самооценка Сегодня я узнал……..
Было трудно…….
Теперь я смогу……..
Вид работы Работа с тексом Опережающее задание Определение
ареновРешение уравнений Разное
самооценка Сегодня я узнал……..
Было трудно…….
Теперь я смогу……..
Вид работы Работа с тексом Опережающее задание Определение
ареновРешение уравнений Разное
самооценка Сегодня я узнал……..
Было трудно…….
Теперь я смогу……..
Вид работы Работа с тексом Опережающее задание Определение
ареновРешение уравнений Разное
самооценка Сегодня я узнал……..
Было трудно…….
Теперь я смогу……..
Вид работы Работа с тексом Опережающее задание Определение
ареновРешение уравнений Разное
самооценка Сегодня я узнал……..
Было трудно…….
Теперь я смогу……..
Вид работы Работа с тексом Опережающее задание Определение
ареновРешение уравнений Разное
самооценка Сегодня я узнал……..
Было трудно…….
Теперь я смогу……..
Вид работы Работа с тексом Опережающее задание Определение
ареновРешение уравнений Разное
самооценка Сегодня я узнал……..
Было трудно…….
Теперь я смогу……..
Вид работы Работа с тексом Опережающее задание Определение
ареновРешение уравнений Разное
самооценка Сегодня я узнал……..
Было трудно…….
Теперь я смогу……..
Вид работы Работа с тексом Опережающее задание Определение
ареновРешение уравнений Разное
самооценка Сегодня я узнал……..
Было трудно…….
Теперь я смогу……..
Вид работы Работа с тексом Опережающее задание Определение
ареновРешение уравнений Разное
самооценка Сегодня я узнал……..
Было трудно…….
Теперь я смогу……..