Конспект урока на тему Окислительные свойства серной и азотной кислот


Класс: 11 Предмет: химия Урок № 26 Дата_________
Тема урока: Окислительные свойства серной и азотной кислоты
Цель:
Образовательная: обобщить и систематизировать знания про окислительные свойства серной и азотной кислот; формировать умения составлять уравнения химических реакций, характеризующие окислительные свойства серной и азотной кислот в свете представлений об ОВП.
Развивающая: развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы; представлять информацию в виде схем; преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Продолжить развивать умения работать в группе.
Воспитательная: развитие интереса к предмету и формирование практических навыков к познанию химических понятий, формирование речевой культуры учащихся.
Оборудование: учебник, презентация, тестовые задания, листы самооценки
Тип урока: систематизации и обобщения знаний и умений
ХОД УРОКА
1) Организационный этап (1 мин.)
Здравствуйте! Сегодня на нашем уроке присутствуют уважаемые гости. Прошу вас, ребята, поприветствовать их.
Проверьте, всё ли готово к уроку? Садитесь, пожалуйста.
И в начале нашего урока я предлагаю посмотреть небольшую притчу.
2) Мотивация учебной деятельности учащихся (4 мин.)
1. Притча о достижении цели (психолого-эмоциональный настрой)
Как вы считаете, какова мораль данной притчи?
Я всем желаю, чтобы ваши мечты сбывались, и вы всегда достигали поставленных целей.
2. Ознакомление с оценочными листами (мотивация учебной деятельности)
Посмотрите, пожалуйста, у вас на партах лежат «Листы самооценки». Ознакомьтесь с критериями и не забывайте по ходу урока выставлять баллы за свою работу.
3) Актуализация опорных знаний. Постановка цели и задач урока. (5-7 мин.)
Сейчас нам надо сформулировать тему урока, я предлагаю вам определить ключевые слова. А для этого ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
1) Какая кислородсодержащая кислота входит в состав «царской водки»
2) Средневековые европейские алхимики называли её «купоросным маслом», позже - купоросной кислотой.  Назовите это вещество.
3) Определите степени окисления азота в азотной кислоте и серы в серной кислоте. Могут ли эти кислоты быть восстановителями? Почему?
Сформулируйте тему нашего урока, используя ключевые слова.
А теперь, используя материал учебника (стр. 180 – 183) и «Личный результат», сформулируйте цель нашего урока.
4) Восприятие и первичное осознание нового материала (7 - 10 мин)
Итак, цели сформулированы, начинаем работу.
Работа в группах:
Каждая группа, используя материал учебника (§ 39) и справочную литературу, выясните особенности взаимодействия серной (азотной) кислоты с металлами. Составьте опорные схемы, сформулируйте вывод.
1 группа: H2SO4 конц.2 группа: HNO3 конц.
3 группа: HNO3 разб.
Отчёт о работе в группах.
Давайте проверим, как ребята из других групп смогут составлять уравнения реакций, используя ваши схемы.
Физкультминутка для глаз
5) Применение знаний и умений в новой ситуации (10 мин)
1. Просмотр видеофрагмента «Взаимодействие азотной кислоты с металлами»
А теперь я предлагаю вам посмотреть демонстрационные опыты и по результатам наблюдений составить уравнения реакций, коэффициенты подобрать методом ЭБ.
Самопроверка:
9HNO3 с разб. + 4Zn → 4Zn(NO3)2 +NH3↑ + 3H2O
N+5 + 8e → N-3
Zn0 - 2e → Zn+2
8HNO3 разб. + 3Cu → 3Cu (NO3)2 +2NO + 4H2O
N+5 + 3e → N+2
Cu 0 - 2e → Cu +2
4HNO3 конц . + Zn → Zn (NO3)2 +2NO2 + 2H2O
N+5 + 1e → N+4
Zn0 - 2e → Zn+2
4HNO3 конц . +Cu → Cu (NO3)2 +2NO2 + 2H2O
N+5 + 1e → N+4
Cu0 - 2e → Cu+2
6) Первичный контроль усвоения знаний и умений, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция (7 мин)
А теперь настало время, выяснить, как вы усвоили сегодняшний материал.
Для этого я предлагаю вам выполнить одно задание на выбор.
Самостоятельная работа (выбор заданий на усмотрение учеников)
1. Тестовые задания
1. Взаимодействие медной стружки с концентрированной азотной кислотой приводит к образованию: 
 А) NO2 Б) NO В) N2 Г) NH3
2. Концентрированная серная кислота при обычных условиях взаимодействует со всеми металлами в ряду
А) Al Na Cu       Б) Ag    Zn Li     
В) Zn  Au    Mg Г) Cu Al Fe
3. В реакции магния с концентрированной азотной кислотой окислителем является
А) Mg2+ Б) H+ В) Mg0 Г) N5+
4. Определите, верны ли следующие суждения
А) Концентрированные серную и азотную кислоты транспортируют в алюминиевой таре
Б) Разбавленные серную и азотную кислоты транспортируют в стеклянной или полиэтиленовой таре.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 3) оба суждения неверны
2 .Составьте уравнение реакции:
HNO3(разб) + Ca → … + NH3↑ + …
3. При взаимодействии конц. серной кислоты с натрием, выделяется бесцветный газ с неприятным запахом тухлых яиц. Напишите соответствующее уравнение реакции.
Самопроверка
А теперь я предлагаю вам осуществить самопроверку и выяснить всё ли вы правильно выполнили.
1)
1 2 3 4
А Б Г 3
2) 9 HN+5O3 (разб) + 4 Ca0 = 4 Ca+2 (NO3)2 + N-3H3 + 3 H2O
N+5 + 8e → N-3
Ca0 – 2e → Ca+2
3) 8Na0 + 5H2S+6O4 (конц.)→ 4Na2+1SO4 + H2S-2 + 4H2O
Na0 – 1e → Na+
S+6  + 8e → S-2  
7) Закрепление
Презентации «Кислотные дожди»
К сегодняшнему уроку Бекир нам подготовил презентацию о кислотных дождях.
Давайте его послушаем.
8) Информация о домашнем задании (3 мин)
Откройте, пожалуйста, дневники и запищите домашнее задание.
Общее: проработать § 39; выучить опорные схемы
Дифференцированное: выполнить задания (на выбор) 2,3, 4 стр. 183;
Подготовка к ЕГЭ: составить кластеры «Серная кислота», «Азотная кислота»
Используя Интернет подготовьте презентацию на тему «Серная кислота и её применение» или «Азотная кислота и её применение»
Давайте посмотрим, что вам предстоит выполнить дома. Всё ли вам понятно?
Прочитайте, пожалуйста, задачу. Скажите на какой тип эта задача?
9) Рефлексия (подведение итогов занятия) (2 мин)
Вот и подходит к концу наш урок. И я предлагаю вам сформулировать вывод по изученной теме.
Приём «5 предложений»
Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке, и сдайте мне «Листы самооценки».
"Все уроки, как люди, похожи и разны,Если к ним приглядеться с различных сторон:Ведь бывают уроки, как радостный праздник,А бывают они, как мучительный сон".
В.Троицкий 
Самостоятельная работа (выбор заданий на усмотрение учеников)____________________________________
1. Тестовые задания
1. Взаимодействие медной стружки с концентрированной азотной кислотой приводит к образованию: 
 А) NO2 Б) NO В) N2 Г) NH3
2. Концентрированная серная кислота при обычных условиях взаимодействует со всеми металлами в ряду
А) Al Na Cu       Б) Ag    Zn Li     
В) Zn  Au    Mg Г) Cu Al Fe
3. В реакции магния с концентрированной азотной кислотой окислителем является
А) Mg2+ Б) H+ В) Mg0 Г) N5+
4. Определите, верны ли следующие суждения
А) Концентрированные серную и азотную кислоты транспортируют в алюминиевой таре
Б) Разбавленные серную и азотную кислоты транспортируют в стеклянной или полиэтиленовой таре.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 3) оба суждения неверны
1 2 3 4
2 .Составьте уравнение реакции:
HNO3(разб) + Ca → … + NH3↑ + …
3. При взаимодействии конц. серной кислоты с натрием, выделяется бесцветный газ с неприятным запахом тухлых яиц. Напишите соответствующее уравнение реакции.
Самостоятельная работа (выбор заданий на усмотрение учеников)____________________________________
1. Тестовые задания
1. Взаимодействие медной стружки с концентрированной азотной кислотой приводит к образованию: 
 А) NO2 Б) NO В) N2 Г) NH3
2. Концентрированная серная кислота при обычных условиях взаимодействует со всеми металлами в ряду
А) Al Na Cu       Б) Ag    Zn Li     
В) Zn  Au    Mg Г) Cu Al Fe
3. В реакции магния с концентрированной азотной кислотой окислителем является
А) Mg2+ Б) H+ В) Mg0 Г) N5+
4. Определите, верны ли следующие суждения
А) Концентрированные серную и азотную кислоты транспортируют в алюминиевой таре
Б) Разбавленные серную и азотную кислоты транспортируют в стеклянной или полиэтиленовой таре.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 3) оба суждения неверны
1 2 3 4
2 .Составьте уравнение реакции:
HNO3(разб) + Ca → … + NH3↑ + …
3. При взаимодействии конц. серной кислоты с натрием, выделяется бесцветный газ с неприятным запахом тухлых яиц. Напишите соответствующее уравнение реакции.
№ Вид деятельности Оценивание Самооценка Ф И
1 Формулирование темы, цели урока 1 - 3 б. 2 Работа в группе 1 – 3 б. 3 Самостоятельная работа ( задание на выбор)
1. Тестовые задания
2. Составление уравнения по схеме:
Записаны формулы всех продуктов реакции (1 б)
Определены степени окисления (1 б)
Электронный баланс (1 б)
Расстановка коэффициентов (2 б)
3. Составление уравнения по описанию реакции
Составлена схема уравнения (2 б)
Определены степени окисления (1 б)
Электронный баланс (1 б)
Расстановка коэффициентов (2 б) 0 – 4 б. 0 – 5 б. 0 – 6 б. 12 - 10 б. – результат отличный - «5»
9 – 7 б. – результат хороший – «4»
6 – 4 б. – результат неплохой, но вам необходимо более активно и внимательно работать на уроке – «3»
Итого:
Отметка:
№ Вид деятельности Оценивание Самооценка Ф И
1 Формулирование темы, цели урока 1 - 3 б. 2 Работа в группе 1 – 3 б. 3 Самостоятельная работа ( задание на выбор)
1. Тестовые задания
2. Составление уравнения по схеме:
Записаны формулы всех продуктов реакции (1 б)
Определены степени окисления (1 б)
Электронный баланс (1 б)
Расстановка коэффициентов (2 б)
3. Составление уравнения по описанию реакции
Составлена схема уравнения (2 б)
Определены степени окисления (1 б)
Электронный баланс (1 б)
Расстановка коэффициентов (2 б) 0 – 4 б. 0 – 5 б. 0 – 6 б. 12 - 10 б. – результат отличный - «5»
9 – 7 б. – результат хороший – «4»
6 – 4 б. – результат неплохой, но вам необходимо более активно и внимательно работать на уроке – «3»
Итого:
Отметка:
№ Вид деятельности Оценивание Самооценка Ф И
1 Формулирование темы, цели урока 1 - 3 б. 2 Работа в группе 1 – 3 б. 3 Самостоятельная работа ( задание на выбор)
1. Тестовые задания
2. Составление уравнения по схеме:
Записаны формулы всех продуктов реакции (1 б)
Определены степени окисления (1 б)
Электронный баланс (1 б)
Расстановка коэффициентов (2 б)
3. Составление уравнения по описанию реакции
Составлена схема уравнения (2 б)
Определены степени окисления (1 б)
Электронный баланс (1 б)
Расстановка коэффициентов (2 б) 0 – 4 б. 0 – 5 б. 0 – 6 б. 12 - 10 б. – результат отличный - «5»
9 – 7 б. – результат хороший – «4»
6 – 4 б. – результат неплохой, но вам необходимо более активно и внимательно работать на уроке – «3» Итого:
Отметка:
№ Вид деятельности Оценивание Самооценка Ф И
1 Формулирование темы, цели урока 1 - 3 б. 2 Работа в группе 1 – 3 б. 3 Самостоятельная работа ( задание на выбор)
1. Тестовые задания
2. Составление уравнения по схеме:
Записаны формулы всех продуктов реакции (1 б)
Определены степени окисления (1 б)
Электронный баланс (1 б)
Расстановка коэффициентов (2 б)
3. Составление уравнения по описанию реакции
Составлена схема уравнения (2 б)
Определены степени окисления (1 б)
Электронный баланс (1 б)
Расстановка коэффициентов (2 б) 0 – 4 б. 0 – 5 б. 0 – 6 б. 12 - 10 б. – результат отличный - «5»
9 – 7 б. – результат хороший – «4»
6 – 4 б. – результат неплохой, но вам необходимо более активно и внимательно работать на уроке – «3» Итого:
Отметка:
№ Вид деятельности Оценивание Самооценка Ф И
1 Формулирование темы, цели урока 1 - 3 б. 2 Работа в группе 1 – 3 б. 3 Самостоятельная работа ( задание на выбор)
1. Тестовые задания
2. Составление уравнения по схеме:
Записаны формулы всех продуктов реакции (1 б)
Определены степени окисления (1 б)
Электронный баланс (1 б)
Расстановка коэффициентов (2 б)
3. Составление уравнения по описанию реакции
Составлена схема уравнения (2 б)
Определены степени окисления (1 б)
Электронный баланс (1 б)
Расстановка коэффициентов (2 б) 0 – 4 б. 0 – 5 б. 0 – 6 б. 12 - 10 б. – результат отличный - «5»
9 – 7 б. – результат хороший – «4»
6 – 4 б. – результат неплохой, но вам необходимо более активно и внимательно работать на уроке – «3» Итого:
Отметка:
№ Вид деятельности Оценивание Самооценка Ф И
1 Формулирование темы, цели урока 1 - 3 б. 2 Работа в группе 1 – 3 б. 3 Самостоятельная работа ( задание на выбор)
1. Тестовые задания
2. Составление уравнения по схеме:
Записаны формулы всех продуктов реакции (1 б)
Определены степени окисления (1 б)
Электронный баланс (1 б)
Расстановка коэффициентов (2 б)
3. Составление уравнения по описанию реакции
Составлена схема уравнения (2 б)
Определены степени окисления (1 б)
Электронный баланс (1 б)
Расстановка коэффициентов (2 б) 0 – 4 б. 0 – 5 б. 0 – 6 б. 12 - 10 б. – результат отличный - «5»
9 – 7 б. – результат хороший – «4»
6 – 4 б. – результат неплохой, но вам необходимо более активно и внимательно работать на уроке – «3» Итого:
Отметка:
№ Вид деятельности Оценивание Самооценка Ф И
1 Формулирование темы, цели урока 1 - 3 б. 2 Работа в группе 1 – 3 б. 3 Самостоятельная работа ( задание на выбор)
1. Тестовые задания
2. Составление уравнения по схеме:
Записаны формулы всех продуктов реакции (1 б)
Определены степени окисления (1 б)
Электронный баланс (1 б)
Расстановка коэффициентов (2 б)
3. Составление уравнения по описанию реакции
Составлена схема уравнения (2 б)
Определены степени окисления (1 б)
Электронный баланс (1 б)
Расстановка коэффициентов (2 б) 0 – 4 б. 0 – 5 б. 0 – 6 б. 12 - 10 б. – результат отличный - «5»
9 – 7 б. – результат хороший – «4»
6 – 4 б. – результат неплохой, но вам необходимо более активно и внимательно работать на уроке – «3» Итого:
Отметка:
№ Вид деятельности Оценивание Самооценка Ф И
1 Формулирование темы, цели урока 1 - 3 б. 2 Работа в группе 1 – 3 б. 3 Самостоятельная работа ( задание на выбор)
1. Тестовые задания
2. Составление уравнения по схеме:
Записаны формулы всех продуктов реакции (1 б)
Определены степени окисления (1 б)
Электронный баланс (1 б)
Расстановка коэффициентов (2 б)
3. Составление уравнения по описанию реакции
Составлена схема уравнения (2 б)
Определены степени окисления (1 б)
Электронный баланс (1 б)
Расстановка коэффициентов (2 б) 0 – 4 б. 0 – 5 б. 0 – 6 б. 12 - 10 б. – результат отличный - «5»
9 – 7 б. – результат хороший – «4»
6 – 4 б. – результат неплохой, но вам необходимо более активно и внимательно работать на уроке – «3» Итого:
Отметка:
№ Вид деятельности Оценивание Самооценка Ф И
1 Формулирование темы, цели урока 1 - 3 б. 2 Работа в группе 1 – 3 б. 3 Самостоятельная работа ( задание на выбор)
1. Тестовые задания
2. Составление уравнения по схеме:
Записаны формулы всех продуктов реакции (1 б)
Определены степени окисления (1 б)
Электронный баланс (1 б)
Расстановка коэффициентов (2 б)
3. Составление уравнения по описанию реакции
Составлена схема уравнения (2 б)
Определены степени окисления (1 б)
Электронный баланс (1 б)
Расстановка коэффициентов (2 б) 0 – 4 б. 0 – 5 б. 0 – 6 б. 12 - 10 б. – результат отличный - «5»
9 – 7 б. – результат хороший – «4»
6 – 4 б. – результат неплохой, но вам необходимо более активно и внимательно работать на уроке – «3» Итого:
Отметка: