Конспект занятия по внеурочной деятельности по курсу театр на тему: «Техника речи. Темп и тембр речи»


МБОУДОД «Центр детского творчества» администрации Зубово - Полянского муниципального района
Конспект занятияпо внеурочной деятельностипо курсу театрво 2 классе на тему:
«Техника речи. Темп и тембр речи»
Педагог дополнительного образования: Малышева Наталья Константиновна
Зубово-Поляна2015

Тема: «Техника речи. Темп и тембр речи» Цель: отработка понятий «тембр речи», «темп речи»; Задачи: 1.Научить вырабатывать ровность, плавность и длительность выдоха со звуком.2. Совершенствовать умения варьировать тембр голоса в зависимости от речевой задачи. 3.Развивать ассоциативное, образное мышления. 4.Способствовать воспитанию художественно-эстетического вкуса, интереса к искусству План занятия.
I.Вводная часть.2.Упражнение 1.Сильно напрячь пальцы рук, кисти, плечи. Удерживать состояние напряжение 5-8 секунд. Потом все расслабить и сохранить ощущение  свободы мышц как можно дольше. Указанное повторить несколько раз.Упражнение 2.Пальцы рук переплести. Сложенные руки подложить под подбородок, локти отвести в стороны.  Голову стараться опустить вниз, в то время как руки стремятся поднять ее вверх. Возникает сильное  сопротивление (голова - вниз, руки - вверх). Через 5-10 секунд голову и руки расслабить. Ощущение свободы мышц (шеи, плеч, рук) сохранять как можно дольше. Указанное повторить несколько раз.
II.Основная часть.В каждом параграфе, В каждом рассказе,
В сказке и песне, Даже во фразе — Ты только вдумайся, Только всмотрись —
Кроется самая главная мысль.
Она не всегда открывается сразу. Строчка за строчкой, Фраза за фразой — Ты только вдумайся, Только всмотрись — Откроется самая главная мысль. (Б. Заходер)
1. Беседа. — Что такое текст? Какова структура текста? Назовите средства связи предложений и абзацев в тексте. Назовите виды речевой деятельности.
Прочитайте стихотворение, записанное на доске.
— Как оно связано с темой урока?
— Поискам смысла устной речи помогает наблюдение над ее интонацией. Что же мы понимаем под интонацией? (На доске запись: «Интонация (от латин. І — «громко произносить») — ритмико-мело-дическая сторона речи, служащая средством выражения смысла, эмоциональной окраски фразы».)Основными элементами интонации являются:
Мелодика речи (повышение и понижение голоса). Сравните, например, мелодику повествовательного предложения (Мы поедем сегодня в театр.) и вопросительного (Мы поедем сегодня в театр?). Определите их различие.
Ритм речи (чередование ударных и безударных слогов, размеренность речи).
— Приведите примеры стихотворных размеров (ямб, хорей, дактиль,Амфибрахий, анапест). (Выбрав одно из стихотворений, названных учащимися, учитель показывает значение ритма для понимания смысла, образного строя поэтического произведения.)
Тембр речи (звуковая окраска, придающая речи эмоциональный оттенок). Определите различие в значении выражений: мрачный голос, веселый голос, грустный голос.
Темп речи. Темп – это прежде всего скорость речи. Эта скорость может быть различной в зависимости от содержания выступления и характера самого выступающего. Чем важнее содержание, тем сдержаннее должна быть речь. Вспомните известные вам скороговорки, произнесите их, сравните их темп произношения с обычной речью и замедленной речью при диктовке.Интенсивность речи (сила или слабость звучания). Произнесите пословицу «Жить — Родине служить» так, как будто Вы а) беседуете друг с другом в небольшой комнате; б) произносите эти Слова со сцены театра и хотите быть услышанными всеми зрителями.Логическое ударение (выделение голосом слова, несущего основную смысловую нагрузку). Прочитайте вопросительное предложение Мы поедем сегодня в театр? 'так, чтобы слушающий вас должен быть ответить на вопросы: а) кто поедет сегодня в театр; б) как мы отправимся сегодня в театр; в) когда мы поедем в театр; г) куда мы сегодня поедем. Итак, какие важные интонационные признаки помогают нам точно передать смысл речи? 3.Работа со скороговорками. Произнесите скороговорки в быстром темпе и с определенной эмоциональной окраской (заданного тембра).Проворонила ворона вороненка (а) пожалев вороненка; б) поругав ворону).
От топота копыт пыль по полю летит (а) напугав, б) успокоив слушателей).
На дороге с утра тарахтят трактора (а) поругав; б) похвалив кого-то). Идут бобры в сыры боры. Бобры храбры, для бобрят добры (а) восхитившись бобрами; б) как бы рассказывая сказку). На дворе — трава, на траве — дрова. Не клади дрова посреди двора (а) сомневаясь в услышанном, дразнясь).
Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет (а) прочитав как «информационное сообщение»; б) выразив возмущение этой новостью).
— Какой вывод позволяет нам сделать проведенная работа? (ЧтобыВерно выразить свою мысль, надо иметь хорошее произношение, владеть
Дыханием, варьировать темп речи и тембр голоса.)4. выразительное чтение стихотворной строки с различной эмоциональной окраской.
— Прочитайте пушкинскую строку «Мороз и солнце; день чудесный!» так,
Будто вы: 1) рисуете большую картину, заполняющую весь класс; 2) рисуете
Миниатюру; 3) создаете плакат; 4) боитесь, что вас перебьют; 5) диктуете
Текст; 6) плохо выучили текст; 7) порицаете автора;  хвалите автора.
(Класс «подыгрывает» участникам: изображает посещающих картинную галерею, записывающих под диктовку текст, подсказывающих забывчивому ученику.)
— Кому из чтецов удалось наиболее точно передать эмоциональнуюОкраску строки? Какой вывод помогла вам сделать эта игра? (Чтобы передать нужную мысль, нужно хорошо знать читаемый, произносимый текст, а также уметь регулировать интенсивность речи, владеть тембром голоса.)
5. работа над выразительным чтением знаков препинания
1) Работа над текстом стихотворения Б. Заходера«Где поставить запятую?»
На каждой парте — отпечатанный заранее текст стихотворения.
— Прочитайте текст вслух. Объясните, почему возник комический эффект.
Где поставить запятую?
Очень-очень
Странный вид:
Речка за окном
Горит,
Чей-то дом
Хвостом виляет,
Песик
Из ружья стреляет,
Мальчик
Чуть не слопалМышку
Кот в очках
Читает книжку,
Старый дед
Влетел в окно,
Воробей
Схватил зерно,
Да как крикнет,
Улетая:
— Вот что значит
Запятая!
Задание. Как устранить смысловые нелепицы? Прочитайте вслух измененный текст. В результате чего произошло переосмысление текста? Какой вывод о роли знаков препинания в передаче авторской мысли вы можете сделать? (Знаки препинания помогают передать смысл текста, авторскую мысль, поэтому необходимо учиться правильно расставлять знаки препинания, читая их с соответствующей им интонацией.)
2) Работа над текстом стихотворения Д. Хармса «Бегал Петька»Бегал Петька по дороге, по дороге, по панели, бегал Петька по панели и кричал он: "Га-ра-рар! Я теперь уже не Петька, разойдитесь! разойдитесь! Я теперь уже не Петька, я теперь автомобиль". А за Петькой бегал Васька по дороге, по панели, бегал Васька по панели и кричал он: "Ду-ду-ду! Я теперь уже не Васька, сторонитесь! сторонитесь! Я теперь уже не Васька, я почтовый пароход". А за Васькой бегал Мишка по дороге, по панели, бегал Мишка по панели и кричал он: "Жу-жу-жу! Я теперь уже не Мишка, берегитесь! берегитесь! Я теперь уже не Мишка, я советский самолет". Шла корова по дороге, по дороге, по панели, шла корова по панели и мычала: "Му-му-му!" Настоящая корова с настоящими рогами шла навстречу по дороге, всю дорогу заняла. "Эй, корова, ты, корова, не ходи сюда, корова, не ходи ты по дороге, не ходи ты по пути". "Берегитесь!" — крикнул Мишка. "Сторонитесь!" — крикнул Васька. "Разойдитесь!" — крикнул Петька — и корова отошла. Добежали, добежали до скамейки у ворот пароход с автомобилем и советский самолет, самолет с автомобилем И почтовый пароход. Петька прыгнул на скамейку, Васька прыгнул на скамейку, Мишка прыгнул на скамейку, на скамейку у ворот. "Я приехал!" — крикнул Петька. "Стал на якорь!" — крикнул Васька. "Сел на землю" — крикнул Мишка,— и уселись отдохнуть. Посидели, посидели на скамейке у ворот самолет с автомобилем и почтовый пароход, пароход с автомобилем и советский самолет. "Кроем дальше!" — крикнул Петька. "Поплывем!" — ответил Васька. "Полетим!" — воскликнул Мишка,— и поехали опять. И поехали, помчались по дороге, по панели, только прыгали, скакали и кричали: "Жу-жу-жу!" Только прыгали, скакали по дороге, по панели, только пятками сверкали и кричали: "Ду-ду-ду!" Только пятками сверкали по дороге, по панели, только шапками кидали и кричали: "Га-ра-рар!" 
6. Ознакомление с памяткой «Как подготовится к выразительному чтению текста»
1) Внимательно прочитайте текст. Постарайтесь представить то, о чем в нем говорится (в тех случаях, когда это возможно).
2) Определите тему, основную мысль, основной тон высказывания.
3) Подумайте, с какой целью вы будете читать этот текст, в чем будете убеждать своих слушателей.
4) Подчеркните наиболее важные по смыслу слова, т. е. те, на которые падает логическое ударение.
5) Обозначьте паузы.
6) Подумайте, как вы можете использовать другие средства выразительности устной речи, например: темп речи, громкость голоса, жест, мимику.
III.Заключительная часть1.Итог занятия.