Урок музыки в 5 классе. Классический балет.


Отдел образования Ерейментауского района
Урок в 5 классе по теме «Классический балет»
Подготовила учитель музыки КГУ «Тайбайская СШ» Уажанова Гульзат Булатовна
Тайбайская СШ
2016 год
Цель и задачи урока:
1. Расширить представление учащихся о жанре «балет». Познакомить с балетом П.И. Чайковского «Щелкунчик»
2. Развивать умение учащихся исполнять песни с различными динамическими оттенками
3. Воспитывать слушательскую культуру, развивать интерес к классическому балету
Тип урока – комбинированный
Предметные результаты: Знать понятие музыкального жанра «Классический балет», уметь различать его среди основных музыкальных жанров, иметь навыки четкого и ясного произношения слов при исполнении песен
Личностные результаты: Показать способность чувствовать красоту окружающего мира, знать имя выдающегося композитора П.И. Чайковского, знать содержание балета «Щелкунчик»
Системно деятельностные результаты:
- уметь различать основные жанры музыки;
- Умение делать анализ музыкального произведения, передавать его характер, учить высказывать свое отношение к музыкальным произведениям
Материальное обеспечение урока
Для учителя: фортепиано, компьютер, экран, слайды по теме, таблица ручных знаков по абсолютной системе Долматова
Для учащихся: Учебник, тетрадь, ручка
Межпредметные связи: ИЗО, литература, ритмика в разделе урока физической культуры
Ход урока:
Музыкальное приветствие
Организационный момент
Проверка отсутствующих, наличие принадлежностей и готовность учеников к началу урока.
Актуализация опорных знаний: Сегодня на уроке мы закрепим с вами тему «Кюй – классическое искусство тюркских народов», проведем по ней музыкальную викторину, а так же познакомимся с новой темой «Классический балет» на примере балета П.И. Чайковского «Щелкунчик». Начнем наш урок с небольшой распевки и работой над певческим аппаратом.
Распевка учащихся в тональности До мажор, ля минор по таблице ручных знаков Абсолютной системы Долматова
Работа над певческим аппаратом по правильной артикуляции звука по методике Ю.К. Беседы, чередование слогов мягкого и твердого произношения /Да, Дэ, Ди, До, Ду/-/ Та, Тэ, Ти, То, Ту/
/Ба, Бэ, Би, Бо. Бу/ - /Па,Пэ,Пи,По,Пу/
/Га,Гэ.Ги,Го,Гу/-/ Ка,Кэ,Ки,Ко,Ку/
Хоровое исполнение песни, разученной на прошлом уроке «Мамин праздник» слова и музыка Г. Крайновой по аккомпонимент учителя /фортепиано/ с соблюдением всех динамических оттенков.
Повторение темы «Кюй – классическое искусство тюркского народа» по вопросам: Почему тюркские народы очень бережно относились к своим народным музыкальным инструментам?, как исполнялись кюи раньше?, какие есть различия и сходства в инструментальных традициях казахского, киргизского и туркменского народов?
Музыкальная викторина по прослушанной музыке,
Слушаем, называем композитора и название кюя:
Курмангазы кюй «Сарыарка»
Даулеткерей «Кероглы»
Таттимбет «Саржайляу»
Курмангазы «Балбырауын»
Дина Нурпеисова «Булбул».
Тема урока.
Запись учащимися названия темы урока в тетради. Краткое понятие, запись в тетрадях: Балет = музыка + танец + сценическое действие, т.е. это музыкально – театральный жанр. У учащихся есть возможность делать краткие записи в тетрадях после /или при/ просмотре слайдов.
Объяснение темы по слайдам «Классический балет»
Знакомство с творчеством П.И. Чайковского по слайдам.
Знакомство с либретто балета «Щелкунчик» и прослушивание отрывка из балета в ютубе. Слушание «Вальса снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик»
Закрепление темы урока по вопросам:
С каким жанром театрального искусства мы сегодня познакомились? Когда и где он возник? Как называется обувь балерины? Сольный танец балерины или солиста как называется? Что такое кордебалет? С творчеством какого композитора мы сегодня познакомились, с каким его балетом? И т.д.,
Оценивание учащихся по итогам музыкальной викторины.
Домашнее задание записать в дневники: читать тему в учебнике на страницах 79-81, использовать записи в конспектах. Смотреть и слушать через интернет балет «Щелкунчик».
Слайды по творчеству П.И. Чайковского, теме «Балет» и слайды балета «Щелкунчик» прилагаются