Комплексная организация проектной деятельности по воспитанию духовно-нравственной культуры учащихся на основе духовного краеведения Московского края.


Комплексная организация проектной деятельности по воспитанию духовно-нравственной культуры учащихся на основе духовного краеведения Московского края.
( Из опыта работы Соловьевой А.Н. (учитель начальных классов) и Тощевиковой Н.А. ( учитель истории, православной культуры, руководитель музея) с учащимися одного класса ( 1-4 Б класс ), Водлинщук Л.А. (учитель английского языка))
1. «Путешествие в родословную. Я между прошлым и будущим».
2.« Прикосновение к истокам. По маршрутам духовного краеведения Московского края – к храму в душе».
Постигая мир по частям в рамках школьных предметов, ребенок не успевает соединить все изученное в такую целостность, которая может быть основой мировоззрения человека. «Мир» - как творение Божие можно воспринимать только с учетом всех знаний, если образовательный и воспитательный процессы «пронизывают» духовно-нравственные идеалы, которые становятся своеобразным «каркасом», объединяющим в единое целое воспитательно - образовательный процесс.
С 2005-2006 учебного года, после введения в Ватутинской школе факультативного курса «Основы православной культуры» (преподаватель курса – учитель истории, руководитель школьного музея Тощевикова Н.А.), основой преподавания стал интегрированный подход к реализации программы «Прикосновение к истокам» (краеведческие программы «История вокруг нас» и «Духовное краеведение Московского края». Программы объединены идеей-девизом «От прикосновения к истокам – преображение души».
Благословение настоятеля храма Покрова Божией Матери на Десне о. Сергия Синицына, материальная помощь в оформлении экспозиции музея «Мир русской семьи», поддержка, проведение экскурсий, занятий по православной культуре… продолжается и сейчас настоятелем храма протоиереем Михаилом Зайцевым и священником Алексеем Дробышевым.
Программы по православной культуре в начальной школе и «Духовное краеведение Подмосковья» Л.Л.Шевченко(Людмила Леонидовна прихожанка нашего храма), лег в основу комплексной проектной деятельности учителей по духовно-нравственному воспитанию. Учителя ставили перед собой задачу изучения проблемы интеграции учебных дисциплин, включая биологию, математику, литературу, МХК, изо, технологию, историю, обществознание, английский язык не только как «согласующихся учебных дисциплин», но и через духовно – нравственное воспитание (творение детьми собственной личности). Точками соприкосновения всех педагогов стала система «урок – экскурсия – урок» (экскурсии по святым местам и не только…). Помимо единых воспитательных целей каждый учитель, входящий в данную творческую группу, ставил цель, связанную со своим предметом. Предварительно на уроках учителями проговаривались ситуации или проблемы, связанные с посещаемыми местами.
Работа строилась и на семейных ценностях. Многочисленные походы в ближайшие храмы и по Подмосковью, комплексное изучение нашего края вместе с родителями и учителями позволила научить детей удивляться и открывать новое, получать знания через личный практический опыт соприкосновения с духовной культурой Отечества, природой края, творчески использовать их на различных уроках, включая проектно-исследовательскую деятельность. Учащиеся вместе с родителями включились в изучение своих родословных и историй своих семей, восстанавливая утраченные традиции, возрождая память о своих предках, создавая творческие проекты.
Все вышеперечисленные направления легли в основу работы, представленной на Всероссийский конкурс в области педагогики на соискание премии «За нравственный подвиг учителя» в 2008 году. Работа: «Комплексная организация проектной деятельности по воспитанию духовно-нравственной культуры учащихся на основе духовного краеведения Подмосковья» была отмечена на региональном уровне.
В 2011-12 учебном году с согласия родителей в школе был создан 1 «Б» класс, в котором преподавалась православная культура 2 раза в неделю в рамках внеурочных занятий. Со 2-ого по 4-ый класс занятия кружка по Духовному краеведению Московского края проходили 1 раз в неделю. (Педагог Тощевикова Н.А.) Соловьева Анна Николаевна, учитель 1 Б класса и прихожанка храма Покрова Божией Матери на Десне, участвовала в 2007-08 учебном году в работе, представленной на конкурс как психолог, тот опыт пригодился. Анна Николаевна продолжала развивать темы занятий по православной культуре на своих уроках. В 2012 году на районном семинаре был показан опыт учителей нашей школы по комплексной организации проектной деятельности за прошедший период, в том числе и опыт 1 Б класса.
С первого класса эта работа велась в рамках внеурочной деятельности с интеграцией в основные предметы общеобразовательной программы. Результатами является выход на индивидуальные и коллективные проекты. Первым опытом стал проект «Собор ангелов». Учащиеся на уроках изобразительного искусства выполняли макеты ангелов, раскрашивали. Каждый ангел получил своё имя – имя ребёнка, выполнявшего работу. Я как классный руководитель и учитель изготовила большого ангела, так же со своим именем – Анна. «Собор ангелов» был помещен в классный уголок, и сопровождал и охранял каждого ребенка и весь класс.
Большое внимание на протяжении всего периода с первого по четвертый класс уделялось теме «Моя родословная». В первом классе учащимся совместно с родителями были предложены карты генеалогического древа, с помощью которых они должны были вспомнить ближайших родственников по линиям матери и отца. Данный вид деятельности интегрируется с основным общеобразовательным предметом – окружающий мир. По итогам этой работы была оформлена выставка работ учащихся в рамках школьной научно-практической конференции и представлены проекты «Наш род», «Библия – книга книг. Сотворение мира», «Собор ангелов».
Во втором классе ученицей Рябоконь Анастасией была выполнена работа «Семейный православный календарь». В каждом месяце ученица вместе с родителями вспомнила все православные праздники, дни рождения, и дни Ангела родственников. Большое внимание уделяется дням памяти. Эта работа была отмечена почетной грамотой Международного интернет-конкурса «Страницы семейной славы – 2013г.»
Ученицей 2-го класса, Лексиной Анастасией был выполнен проект «Моя родословная». Совместно с родителями они создали герб семьи – объяснили, что обозначает каждый элемент и символ. Представили род по линии матери, род по линии отца, уделили особое внимание значимой личности семьи, включили в проект старые фотографии из семейного архива. Под впечатлением от работы 1-2 классов по основам православной культуры родители этой же ученицы организовали экскурсионно-паломническую поездку по памятным местам нашей Родины. Они посетили музей - заповедник «Старая Ладога», «Кижи», «Покровскую церковь», музей старинных икон, о. Валаам, братские могилы, Долину героев (военно-исторического комплекса Крест скорби), Староладожский археологический музей, дом крестьянина, что имеет большое значение в познании уклада быта наших предков. Все эти проекты были представлены на школьной научно-практической конференции «Путешествие в родословную. Я между прошлым и будущим», на окружном конкурсе «История семьи в судьбе России».
Первоклассники начинали знакомиться с историей нашей Родины, её православными традициями, совершая путешествия в музей школы, учавствуя в интерактивных занятиях с использованием экспонатов в экспозиции музея «Мир русской семьи», совершая путешествия вокруг школы при изучении темы «Сотворение красивого мира – видимого и невидимого».

Маршруты духовного краеведения Московского края, разработанные в разное время активом школьного музея учащиеся изучают со 2 класса. Мы побывали в 6 храмах нашего Ильинского благочиния, в каждом храме обязательно учащиеся беседовали с батюшкой, знакомились с историей и особенностями не только храмов, но и рядом находящимися достопримечательностями.
Во 2-ом классе продолжались экскурсии в школьный музей «История родного края» по темам «За други своя», «Школа имени Д.В. Рябинкина», «Герои живут рядом», «Письма с фронта».
В октябре была совершена первая пешеходная экскурсия в храм Покрова БожиейМатери на Десне на тему: «Особенности деревянного храмостроения». Священник Алексей Дробышев провел беседу «Названия, символы храма. Крестильный храм Сергия Радонежского».
В марте состоялась экскурсия в Тихвинский храм в городе Троицке «История храма». Настоятель Николай Степанычев провел беседу «Зачем мы ходим в храм. Таинства».
В 3 классе в сентябре учащиеся посетили Троицкий храм в городе Троицке «Строительство храма всем миром». Беседа настоятеля Вадима Купцова «Праздник святой Троицы и икона праздника» была хорошей возможностью задать батюшке вопросы. В апреле состоялась экскурсионная поездка в храм Казанской иконы Пресвятой Богородицы в Сосенках, тема экскурсии: «История храма и прихода». Отец Илья побеседовал на тему: «Алтарь и его святыни». Учащиеся ознакомились с новой выставкой в творческой галерее «Переход» (размещается прихожанами храма в обычном переходе через Калужское шоссе) и побывали в музее ремесел.
В мае третьеклассники посетили храм в Кувекино и храм Покрова в Яковлево. Беседа с настоятелем отцом Прокопием «Литургия. Исповедь, причастие» помогла принять участие в службе.
В 2014-15 учебном году в 4 «Б» классе введен предмет «Основы православной культуры» и 1 час в неделю кружок «ДКМК».
В октябре была проведена экскурсия на дачи «Советский писатель». В гостях у детской писательницы Анны Масс дети увидели, как сохраняет эта удивительная женщина в своем доме память о своих близких и отце сценаристе Владимире Масс (сценарии к фильмам «Волга-Волга», «Веселые ребята»). Анна Владимировна провела экскурсию по дому, подарила учащимся свои книги.
В ноябре состоялась экскурсия в храм Новомучеников и Исповедников Российских, по спецобъекту «Коммунарка». Чаепитие и беседа настоятеля отца Ермогена «О послушании». В декабре побывали на концерте фольклорного клуба «Братчина» в православном центре храма Покрова Божией Матери на Десне. 19 января 2015 года о Крещении, Богоявлении учащиеся узнали в храме Покрова Божией Матери на Десне, экскурсию на русском и английском языках (преподаватель – Водлинщук Л.А.) для них в храме провели экскурсоводы школьного музея десятиклассницы.
В результате паломнических экскурсий на уроках изобразительного искусства учащиеся выполняли работы «Храмы России» в разных техниках: 3 класс – красками, 4 класс – графика.
В 4—м классе мы изучали тему «Деревня – деревянный мир. Жизнь русского народа». Изучение в музее детьми национальных костюмов, уклада и быта предков. А на уроках изобразительного искусства – создание образов русской семьи. Это нашло отражение в коллективном проекте «Село - Покровка». В котором учащиеся совместно «выстраивали» избы, распределяли их на общем фоне. Я, как классный руководитель, выполнила макет храма. В рамках предметов окружающего мира и литературного чтения учащимся было предложено подготовить сообщение «Моя семья в годы Великой Отечественной Войны». На уроках изобразительного искусства учащиеся выполняли работу «Герб моей семьи». Дети объясняли каждый элемент, символ, цвет, форму. Таким образом, в каждом доме жила конкретная семья, с её традициями, историями, радостями и бедами. Создавая этот проект, нам удалось осуществить переход от маршрутов духовного краеведения к храму в душе, а путешествуя в родословную, дети смогли почувствовать себя звеном в цепи «Я – между прошлым и будущим».
С первого класса нашими соработниками были родители. На каждом родительском собрании затрагивались темы семейных православных ценностей. Например: родительский лекторий «Лад» на тему в 3-ем классе - «Мир русской семьи. От рождения к вечности», в 4 классе - «Путешествие в родословную. Я между прошлым и будущим». На последнем собрании учащимися были представлены работы: гербы, сочинения, рисунки, проект «Село Покровка. Его жители». Перед присутствующими выступил настоятель храма Покрова Божией Матери Михаил Зайцев. В ходе чаепития каждая семья на лепестке Цветика-Семицветика написала слова любви, пожелания добра всему классу. Цветок Любви на доске завершил мероприятие.

Со 2-ого класса в рамках программы стал преподаваться английский язык. Учащиеся изучали тему – семья (My family). В каждом последующем классе к этой теме добавляются новые слова и грамматический материал, но уже в начальной школе дети могут рассказать о своей семье и составить родословную. Ребята составляют календарь знаменательных дат своей семьи и свой герб. В 3 и 4 классах высказывания на иностранном языке становятся более объемными, например, “ Сундучок моей бабушки”, “Ордена моего дедушки”, “Наши любимые блюда” и т.д.
Во 2 –ом и 3-ем классах изучая тему «Праздники» учащиеся знакомятся с понятиями: Christ, Christmas, Christmas tree, Santa Clausе (Рождество), Maslenitsa, a pancake, a pancake week, lent ( Масленица), Easter , coloured eggs, kulich, Christ is alive, Christ is truly alive (Пасха). Учащиеся запоминают лексику, учат стихи и песни на иностранном языке (про ангелов).
В четвёртом классе проводились интерактивные занятия: «Масленица. Прощеное воскресение. Пост.». Учащиеся, родители и учителя провожали Масленицу на русском и английском языках в игровой форме с блинами, чаепитием … Но самое главное, вступая в Великий пост, просили друг у друга прощение (- Forgive me. – God will Forgive you.), как это делали с первого класса , но на русском языке.
Также в 4 классе был проведён праздник «Пасха – Воскресение Христово». Учащиеся рассказывали о Пасхе, читали стихи, водили хороводы, играли в игры на русском и английском языках. Была осуществлена интеграция предметов: ОПК, окружающий мир, изобразительное искусство, литература, английский язык.
В мае проведено интерактивное экскурсионное занятие «Детский бал в усадьбе Валуево в 19 в.». Экскурсию по парку, Покровскому храму на русском, английском и французском языках провели учащиеся 4 «б» класса.

Таким образом, целью интегративной деятельности является построение целостного развивающего пространства, ориентированного на гармонизацию личности ребенка, ее культурологическое, духовно-нравственное развитие. В основе таких уроков, внеклассных мероприятий – синтез двух методов: общения и духовного контакта, в результате чего рождается уникальное творческое состояние внимания к иной мысли, происходит «взаимообучение искусству слышать и понимать друг друга в совместном труде постижения истины».
Наши предки издревле воспринимали образование не как получение багажа конкретных знаний, а как восстановление в себе образа и подобия Творца.
Участвуя в совместной работе, цель которой - творение детьми собственной личности, мы осознаём, что православная культура - солнечный свет, который освещает человека изнутри и наполняет его жизнь высшим духовным смыслом.