Развитие певческого дыхания — фундамент вокальных навыков


Отчет по самообразованию ПДО эстрадного вокала объединения «Радуга» МБОУЛ «МОК №2» Тертичной Натальи Аркадьевны за 2013 - 2014 уч. год.
Тема самообразования:
«Развитие певческого дыхания - фундамент вокальных навыков»
 Цели:
Изучение механизма работы певческого дыхания, для улучшения качества работы над звучанием голоса (полетность, плотность, яркость звучания тембра и т.д.)
Проблемы:
На первый взгляд функция дыхания и его роль в нашей жизни понятна и довольно проста. Но так ли это? Если заняться изучением этой темы более глубоко, то оказывается, что тип дыхания, ритм и скорость вдыхаемого и выдыхаемого воздуха может оказывать влияние на наше физическое и психологическое состояние! Известно, что в человеке дыхательные процессы - это путь к энергии. Не является исключением и певческое дыхание, учение о котором занимает значительную часть в вокальном исполнительстве. Певческое дыхание это - фундамент звукообразования и энергосистема, которая дает силу и длительность звуку, а также оказывает влияние на тембровую окраску голоса.
Чтобы разобраться с премудростями вокального дыхания необходимо:
Изучить физиологические и возрастные особенности дыхательной системы;
Изучит и внедрить в образовательный процесс приемы, способы обучения, формы работы, способствующие развитию певческого дыхания, которые как следствие приведут к исполнительскому росту и качеству пения;
Познакомиться со способами активизации певческого дыхания через эмоциональный психологический настрой поющего.
Литература, изученная в этом учебном году:
Сет Риггз. Пойте, как звезды. СПб.: «Питер», 2007 год.
Ермак Е.А. Пойте, как говорите! Или говорите, как поете! Статья для журнала Music Box.http://guitar-club.ru
Белоброва Ю.Е. Техника эстрадного вокала. Методические статьи. http://rockvocalist.ru
Изучала и использовала в работе:
Ресурсы Internet. Материалы различных сайтов по теме.
Материалы аудио-, видео-курсов на занятиях по вокалу.
DVD с концертными номерами звезд российской и зарубежной эстрады.
Результаты:
Изучив и проанализировав опыт передовых педагогов - вокалистов трансформировала навыки эффективной работы над дыханием с учетом своего личного опыта.
В работе над песнями большое внимание уделяется качеству вдоха и выдоха на фразах.
Повысилось качество звучания у некоторых учащихся. В ансамблевом пении улучшился навык цепного дыхания. Сложности, возникшие при работе в этом учебном году:
Поскольку невозможно увидеть на практике работу дыхательного аппарата, приходится ограничиваться наглядными картинками со строением голосообразующих органов. Объяснение правильного дыхания во время пения, строятся на уровне процессов воображения и ощущения путем сравнений и умозаключений.
Недостаточное количество соответствующей литературы у нас в городе. Перспективы работы в следующем году:
Подобрать приемы работы над певческим дыханием в соответствии с учетом возрастов обучаемых. Правильно внедрять их в учебный процесс.
Расширить объем новых вокальных упражнений, разнообразить дыхательные приемы при отработке их непосредственно на вокальном материале.