Открытый урок Формирование вокальных навыков

Конспект открытого занятия



Тема занятия: изучение народной музыки на примере русской народной песни, её претворение в творчестве М.П. Мусоргского и в джазовой композиции Генри Манчини.

Цель занятия: Формирование вокально-хоровых навыков на примере русской народной песни, произведения М.П. Мусоргского, а также на примере джазовой композиции Г. Манчини.

Задачи занятия.

Обучающие:
Развитие вокально-хоровых навыков: певческая осанка, певческое звукоизвлечение, дыхание, артикуляция; дикция, интонация, строй, певческий ансамбль; развитие навыков многоголосного пения a caрpella; расширение музыкально-художественного кругозора детей.

Развивающие:
Развитие звукового, динамического диапазонов, работа над подвижностью голоса; развитие музыкального слуха и музыкальной памяти;

Воспитывающие:
Умение работать в коллективе, способствовать воспитанию художественного вкуса, уважительного отношения к музыке и творчеству разных эпох и народов.

Ожидаемый результат занятия по данной теме:

Воспитанники:
разовьют вокально-хоровые навыки (певческая осанка, певческое звукоизвлечение, дыхание, артикуляция, дикция, интонация, строй, навыки пения в ансамбле, навык многоголосного пения);
разовьют музыкальный слух и музыкальную память;
познакомятся с жанрами русских народных песен и их символикой;
познакомятся с музыкальным жанром «Джаз»;
разовьют исполнительские навыки (умение выразительно исполнять выученное произведение и передавать его характер);
задумаются об уважительном отношении к музыке разных культур.

Методы диагностики, используемые на данном занятии:

Анализ и словесная оценка, промежуточные и итоговое пропевание освоенного музыкального материала.

III этап рефлексивный (контрольный)

Задача: мобилизация детей на самооценку.
Содержание:
оценка психологического состояния (насколько детям было интересно и комфортно на занятии);
оценка результативности работы (насколько дети овладели ЗУНами, и насколько они будут полезны в их дальнейшей музыкальной деятельности);
использование диагностических методик (на занятии я использую такие методы диагностики, как наблюдение, прослушивание).

IV этап эмоционально-оценочный

Задача: дать оценку работы каждого ребёнка и коллектива в целом.
Дать оценку по результатам каждого этапа занятия.
Содержание - педагог оценивает:
насколько целесообразно то, что он делает, как всё это находит отклик в душах детей (по итогам словесного опроса);
степень увлечённости и удовлетворённости детей занятием (по итогам наблюдений в процессе занятия);
эмоциональное состояние учащихся (по заинтересованности детей тем, что они делают, по радости совместного творчества);
подведение итогов занятия.

Развёрнутый план занятия.

I этап организационный

Задача: настрой воспитанников на деятельность.
Содержание:

пение учебно-тренировочного материала с целью настройки певческого аппарата учащихся, развитие вокально-хоровых навыков с целью достижения выразительного звучания детских голосов в процессе исполнения произведений хора;
работа над унисоном (в том числе октавном), звуковедением, диапазоном (звуковым и динамическим), подвижностью голоса, дикцией;
упражнение на развитие слуха, работа над многоголосием.

II этап основной (содержательный)

Содержание: I. Русская народная песня [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], слова и[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] которой сложились исторически в ходе развития [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. У народной песни нет определённого автора, или автор неизвестен Петь – природная потребность человека. Лирические и плясовые, колыбельные и хороводные песни, причитания и былины помогали русскому народу обрести и выразить свою душу. Столетия сопровождали они народ в его великом историческом пути.

Песней сопровождалась вся жизнь человека, в песне оценивалась и осмысливалась эта жизнь. Об этом, в частности, свидетельствуют пословицы:

Из песни слова не выкинешь.
Чьим умом живёшь, того и песню поёшь.
Не пой худой песни при добрых людях.
Беседа дорогу коротает, песня работу.

Вопрос: Как вы понимаете смысл этих пословиц?
Многие слова и выражения уже не осознаются нами как символы.
Как может догадаться современный человек, что трава символ девицы-женщины, а есть траву означает любить? Что горящая свеча символизирует страдание и болезнь, пыль печаль; дождь служит символом слёз; нить символизирует судьбу, а завивание кудрей символ домашнего счастья и счастья вообще Зелёный цвет означает молодость, красоту, веселье. Дерево покрывается листьями, как человек платьем. Зелёная одежда дубровы связана с весной, светом, весельем, обновлением жизни. Зелёное платье девицы имеет отношение к её близкому замужеству.
Солнце, месяц, звезда, виноград, олени, яблоки, голуби, вещие птицы, свет, блеск, расцветающие деревья, весёлые птицы, лазоревые цветы всё это символы счастья.
Тучи, дремучий лес, через который проезжает невеста, разрушенный дом, который она видит во сне, символика горя. С течением времени эта символика несколько менялась. Вопрос: какие вы знаете жанры народных песен? Приведите примеры.
Cреди основных жанров народной музыки можно выделить календарные обрядовые песни, свадебные, эпические, танцевальные и лирические песни. Народная музыка была больше песенной, чем инструментальной (возможно, под влиянием церковного запрета на музыкальные инструменты в храме). Народные инструменты в фольклоре используются обычно в быту пастухов или для некоторых видов танцев и песен. Наиболее распространены: струнные инструменты ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), духовые инструменты ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]/рожок). В летописях упоминаются: военные трубы, охотничьи рога, бубны.
Такие инструменты, иногда ассоциирующиеся с русской музыкой, как [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], являются инструментами западноевропейского происхождения, и распространились в России сравнительно поздно (XIXXX века). Жанры народной музыки

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] | [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) | [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] | [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] | [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] | [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] | [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] | [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] | [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) | [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] | [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] | [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] | [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Эпическое сказание
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] | [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] | [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] | [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Вопрос: Каков жанр песни «Ай да, у соловушки»? (обрядовая (свадебная) песня о семейной жизни).
Свадебный обряд был не однороден по настроению: трагические песни о женской неволе и тяжкой доле чередовались с хоровыми праздничными песнями. Шла как бы борьба между трагическим и оптимистическим началом в оценке свадьбы, и побеждало последнее.
Русская народная песня «Ай да, у соловушки»

Вопросы: кто символизирует соловушку, что значит «крылья примахалися», и т.д.
Разбор музыкального материала, работа над интонацией, текстом, ансамблем, характером песни.
Хотела бы посоветовать вам прочесть замечательную книгу «Жить припеваючи...» - история русской народной песни.
Заголовок 1 Заголовок 215