Содержание занятий первой недели ребенка в школе.


Первая неделя ребенка в школе.
Равилова А.И. учитель начальных классов
МБОУ СОШ №8, г.Бирск
1 неделя (15 часов)
Основные задачи:Учитель знакомится с учениками, а ученики друг с другом и учителем. Ученики осваивают школьное пространство (внутреннее пространство кабинета, столовой, коридоров, раздевалок и др.) и время (режим дня, звонки-перемены), главные правила школьной жизни (умение слушать, выполнять простые инструкции, здороваться и т.д.)Работа со школьными принадлежностями: ручкой, карандашом, кистью, листом бумаги.
Основная направленность практик: выделение признаков геометрических фигур и искусственных предметов, и их описание.
Продвижение в практиках:
Рисование и конструирование, инструменты и материалы.
Ученики знакомятся с карандашом, ручкой, кистью. Учатся ставить точки карандашом и ручкой, проводить линии ручкой и карандашом, различать прямые, кривые и ломаные линии, делать пятна на листе бумаги с помощью кисти.
Наблюдение предметов и предметные преобразования.
Ученики работают с предложенными им искусственными объектами (плоские геометрические фигуры, вырезанные из бумаги или картона), выделяют их признаки, учатся называть их словами, проводят сравнение по признакам (цвет, форма, размер).
Ориентирование в пространстве.
Дети знакомятся со школьным пространством (внутреннее пространство кабинета, туалет, столовая, коридоры, раздевалки), запоминают дорогу в туалет из кабинета, этаж, дорогу в раздевалку, дорогу в классный кабинет. Внутри кабинета учитель знакомит их с расположением учительского стола и парт, объясняет, как и куда они могут передвигаться во время отдыха, во время работы на уроке; что висит на стенах класса и т.д.
Для уяснения и проверки того, как дети запомнили устройство классной комнаты, можно поиграть с ними в игру «Покажите с закрытыми глазами...».
Дети осваивают «плоское пространство»: лист бумаги, плоскость доски. Они должны уяснить ограниченность этого пространствa, научиться распределять материал (картинки, фигурки) на плоскости листа или доски. Для этого можно предложить задание «Столики и тарелочки».
Счётные практики.
Дети выполняют простейшие задания, связанные с пересчётом предметов. Например, в задании «Столики и тарелочки» им предлагается посчитать все тарелочки, которых оказывается 10.
Ориентирование во времени.
Дети знакомятся со школьным временем (режим дня, звонки-перемены).
Слушание, анализ художественного текста, драматизация.
К началу школьной жизни дети имеют разный опыт слушания, чтения художественных текстов и игры. Это ставит их в неравные начальные условия в работе с художественными произведениями. Первые недели обучения в школе должны компенсировать для многих учеников отсутствие (недостаток) ролевых игр, сюжетных игр, игр-драматизаций и игр с правилами в дошкольном возрасте.
Первые тексты, которые ученики слушают и, отчасти, разыгрывают, направлены на получение (компенсацию) опыта связывания слова и движения, жеста, а также выражения с помощью слов и жестов определённых эмоциональных состояний. Кроме того, в первоначальном слушании и разборе текстов происходит накопление материала для последующего различения речи рассказчика и героев художественного произведения. Образцами заданий, позволяющих решить эти задачи, могут служить задания «Коза рогатая», «Пузырь, соломинка и лапоть».
Звуковые и речевые практики, словесные игры.
Ученики тренируются в произведении разнообразных звуков (звукоподражание животным, голосовые игры).
Подвижные игры.
Учитель организует различные (в том числе подвижные) игры, направленные на запоминание детьми имён учеников в классе.
Самообслуживание.
Ученики знакомятся с правилами сбора портфеля в школу, работе со школьными принадлежностями, правилами посадки за партой. Пример такой работы — задание «Собери портфель».
Этикет и коммуникация.
Учитель обучает детей этикетным формулам знакомства, учит вежливо, по имени, обращаться друг к другу в процессе общения.