Структура и содержание школьных курсов физики различных профилей


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 29
г.о. Химки
Структура и содержание школьных курсов физики различных профилей
Выполнила: Ермакова Е.Ю.
Учитель математики
г.о. Химки, 2016г.

Содержание
Введение
Классификации профилей
Группы профилей с разным количеством часов физики в учебном плане
Группа профилей, в которых физика является базовым предметом (2 часа в неделю)
естественнонаучный профиль
информационно-технологический профиль
агро-технический профиль
Группа профилей, в которых физика является профильным предметом (5 часов в неделю)
Физико-математический профиль
Индустриально-технологический профиль
Группа профилей, в которых проводится курс естествознания или физика является базовым предметом
Гуманитарный профиль
Оборонно-технический профиль
Художественно-эстетический профиль
Заключение
Список литературы

Введение
Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.
Профильное обучение преследует следующие основные цели:
-             обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;
-            создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
-            способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
-            расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Базовые общеобразовательные предметы являются обязательными для всех учащихся во всех профилях обучения. Предлагается следующий набор обязательных общеобразовательных предметов: математика, история, русский и иностранные языки, физическая культура, а также интегрированные курсы обществоведения (для естественно-математического, технологического и иных возможных профилей), естествознания (для гуманитарного, социально-экономического и иных возможных профилей).
Профильные общеобразовательные предметы – предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Например, физика, химия, биология – профильные предметы в естественнонаучном профиле; литература, русский и иностранные языки – в гуманитарном профиле; история, право, экономика и др. – в социально-экономическом профиле и т.д.Профильные учебные предметы являются обязательными для учащихся, выбравших данный профиль обучения.
Содержание указанных двух типов учебных предметов составляет федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
Достижение выпускниками уровня требований государственного образовательного стандарта по базовым общеобразовательным и профильным предметам определяется по результатам единого государственного экзамена.
Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана и выполняют две функции. Одни из них могут «поддерживать» изучение основных профильных предметов на заданном профильным стандартом уровне. Например, элективный курс «Математическая статистика» поддерживает изучение профильного предмета экономики. Другие элективные курсы служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий. Например, курсы «Информационный бизнес», «Основы менеджмента» и др. в социально-гуманитарном профиле; курсы «Химические технологии», «Экология» и др. в естественнонаучном профиле. Количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся. По элективным курсам единый государственный экзамен не проводится.
Набор профильных и элективных учебных предметов на основе базовых общеобразовательных предметов позволяет составить индивидуальную образовательную траекторию для каждого учащегося.
Элективные предметы реализуются за счет школьного компонента и могут выполнять несколько функций:
дополнять содержание профильного курса;
развивать содержание одного из базовых курсов;
удовлетворять разнообразные познавательные интересы школьников, выходящих за рамки выбранного ими профиля
В примерных учебных планах для некоторых возможных профилей на элективные учебные предметы, учебные практики, проекты, исследовательскую деятельность отводится от 8 до 12 недельных учебных часов на 2 года обучения
При этом примерное соотношение объемов базовых общеобразовательных, профильных общеобразовательных предметов и элективных курсов определяется пропорцией 50:30:20.

1.Классификации профилей
Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования предусматривает возможность введения пяти основных профилей:
1.         естественно-математический;
2.         социально-экономический;
3.         гуманитарный;
4.         технологический;
5.         универсальный / общеобразовательный.
Предлагается вариант введения более расширенной классификации профилей:
физико-математический;
естественнонаучный;
информационно-технологический;
гуманитарный;
филологический;
социально-экономический;
оборонно-спортивный;
художественно-эстетический;
агротехнологический;
индустриально-технологический.
На старшей ступени обучения вводятся два уровня изучения физики: базовый и профильный. На базовом уровне на изучение физики выделяется 2 часа в неделю (140 часов за 2 года, из них 16 часов- лабораторные работы). Изучение физики на базовом уровне предполагается в классах естественнонаучного,информационнотехнологического,агротехнологического профилей, а также в непрофильных классах или в так называемых классах универсального(общеобразовательного) профиля. Выбор базового уровня изучения физики не ориентирован на продолжение образования в высшей школе, поэтому в стандарте этого уровня не предусмотрены требования по решению задач, т.е. одного из основных умений, без которого невозможно освоение программ по общей физике высшей школы.
На профильном уровне на изучение физики выделяется 5 часов в неделю(350 часов за 2 года, из них 22 часа на лабораторные работы и 40 часов на физический практикум). Изучение физики на профильном уровне предполагается осуществлять в классах физико-математического, индустриально- технологического профилей. Профильный уровень изучения физики предполагает ответственность школы за стандарт профильного уровня и представляет учащимся полноценную возможность подготовиться к сдаче единого государственного экзамена с целью поступления в вузы, где физика необходима для продолжения образования.
В классах гуманитарного, филологического, социально-экономического, оборонно-спортивного, художественно-эстетического профилей учебными планами предусматривается изучение интегрированного предмета «Естествознание», рассчитанного на 3 часа в неделю(210 часов в 10-11 классах). Но за счет часов школьного компонента преподавание физики в классах приведенных выше профилей возможно преподавание физики. В этом случае 1 час в неделю берется из числа часов, отведенных учебным планом на курс естествознания и 1 час в неделю- из числа часов школьного компонента. Требования к подготовке учащихся определяются стандартом по физике для базового уровня.

2.1 Группа профилей, в которых физика является базовым предметом
(2 часа в неделю)
2.1.1 Естественнонаучный профиль
Обучение физики учащихся в естественнонаучном профиле осуществляется на основе планомерного и преемственного развития основных физических понятий, усвоения ведущих идей, теорий, научных фактов, составляющих практическую и теоретическую подготовку учащихся.
Содержание курса физики для естественнонаучного профиля может быть представлено в нескольких вариантах(химико-биологический, биолого-географический и т.д.), мы рассмотрим вариант химико-биологического класса. Специфика целей обучения физике учащихся классов химико-биологического профиля определяется главным образом их интересами и профессиональными намерениями. Свою будущую профессиональную деятельность учащиеся этих классов связывают, как правило, с работой в области биологии, химии, медицины. Необходимо сформировать у них представление о том, что в основе биологических и химических процессов лежат физические законы, что физические методы исследования широко применяются в этих науках, что физические, химические и биологические явления тесно связаны между собой. Учебно-познавательная деятельность учащихся химико-биологического определяет соответствующий уровень содержания физики. При его построении, помимо общих и специфических целей обучения физике, должны учитываться связи наук физики, химии и биологии. В соответствии с этим курс физики для классов химико-биологического профиля имеет следующие особенности.
В содержании курса представлены все элементы физической картины мира(ФКМ): исходные философские идеи; физические теории с присущей им структурой (основание, ядро, следствия, интерпретация), а также фундаментальные физические идеи, выражающие взаимосвязи между физическими теориями ( принципы соответствия, дополнительности, симметрии, связи между динамическими и статическими теориями).
У учащихся с самого начала формируются представления о современной естественнонаучной картине мира и ФКМ как ее части: полевые, релятивистские, квантовые, статические представления; представления о месте изучаемых теорий в современной картине мира и о границах их применимости.
Материал группируется вокруг фундаментальных физических теорий.
Теоретический уровень познания превалирует над прикладным. Учет межпредметных связей физики и химии, физики и биологии, физики и биофизики, приводит к необходимости изучения теорий в той же последовательности, что принято в действующем курсе физики.
Связи между теориями отражаются во вводных темах к каждому разделу и рассматриваются на обобщающих занятиях по разделу и курсу в целом, а также устанавливаются в ходе изучения учебного материала, в частности при обсуждении границ преемственности физических теорий и законов. Подготовка по химии и биологии позволяет формировать представления о принципах соответствия, дополнительности и симметрии как об общенаучных методологических принципах и о вероятностных законах как о более глубоких по сравнению с динамическими, действующих в биологических, химических и физических явлениях. Эти представления формируются как в процессе изучения учебного материала, так и на обобщающих занятиях.
Методологические занятия включены в содержание курса следующим образом: представления о таких элементарных знаниях, как понятие, гипотеза, закон, формируются в процессе изучения материала, о структуре физической теории - после изучения разделов; о структурах естественнонаучной и физической картин мира - в конце изучения курса. Знания о методах познания учащиеся получают во введении к курсу, в процессе изучения материала и на обобщающих. Учет подготовки учащихся по химии и биологии позволяет формировать у них общие представления о теоретическом и экспериментальном познании в естествознании, о соотношении теории и эксперимента в естественнонаучном познании и т.п. Поэтому, во введение к курсу включен вопрос: «Эксперимент и теория в физике и других естественных науках». В ряд тем включен материал, который условно можно назвать «Физические методы исследования в биологии и медицине».(Физические основы применения ультразвука в медицине, использование методов микроскопии в биологии и медицине и др.)
Осуществление содержательных межпредметных связей на уровне теорий, понятий, фактов в учебном процессе по физики с дисциплинами естественнонаучного профиля создает условия для целостного восприятия единой научной картины мира, обеспечивает формирование естественнонаучного мышления, способствует формированию направленности личности.
2.1.2 Информационно-технологический профиль
Целью обучения в классе информационно-технологического профиля является формирование высокого уровня информационной компетентности. Информационная компетенция обеспечивает навыки и опыт деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
Задачи:
освоение и систематизации знаний, относящихся к средствам моделирования, информационным процессам в различных системах (технологических, биологических, социальных );
овладение умениями при помощи реальных объектов (компьютер, модем, факс, принтер, копир и т.д.) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) самостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
овладение умениями строить математическую модель, алгоритм, создавать программы на языке программирования;
развитие алгоритмического мышления; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в информационной деятельности;
воспитание чувства ответственности за результаты своего труда; формирование установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимость действий, нарушающих правовые, этические нормы работы с информацией;
приобретение опыта проектной деятельности, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.
В соответствии с целями и задачами обучения в классе информационно-технологического профиля на профильном уровне изучаются предметы: информатика, математика, физика. Ведущим предметом является информатика.
При планировании уроков в профильной школе основной упор делается на практическую составляющую. Таким образом, соотношение теории и практики составляет примерно 1,3 : 2.
2.1.3 Агротехнический профиль
Гуманитарные предметы учебного плана наполнены техническим содержанием, так при изучении иностранного языка учащиеся работают с техническим текстом, при изучении курса истории рассматривают историю открытия в области техники, роль личности в научно-техническом прогрессе.
Естественные дисциплины (химия, физика, биология) интегрируются с основами сельскохозяйственного производства
В данном профиле определены следующие элективные дисциплины:
животноводство;
растениеводство ;
экономика ;
трактор и сельскохозяйственные машины;
практический курс химии
За счет школьного компонента усилен предмет Физика, Информатика и ИКТ изучается курс «Технология»:

2.2 Группа профилей, в которых физика является профильным предметом (5 часов в неделю)
2.2.1 Физико-математический профиль
Профильное обучение предполагает расширение и углубление знаний по предметам. Программа преподавания физики в профильном физико-математическом классе предполагает увеличение времени на решение задач.
Цель обучения по данному профилю углубить и расширить представления учащихся об экспериментальном методе познания в физике, о роли и месте фундаментального эксперимента в становлении физического знания, о взаимосвязи теории и эксперимента. Выполнение учащимися некоторых фундаментальных опытов с использованием физических приборов позволяет внести вклад в формирование у них экспериментальных умений.
Основным методом обучения в данном профиле является метод проектов. Проектная деятельность позволяет развить исследовательские и творческие способности учащихся. Роль учителя состоит в кратком по времени объяснении нового материала и постановке задачи, а затем консультировании учащихся в процессе подготовки рефератов и выполнения практического задания.
Разработка каждого проекта реализуется в форме выполнения реферата, а также практической работы на компьютере (создание презентации проекта)
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам подготовки реферата, а также выполнения учащимися практического задания на компьютере (создание презентации), подготовки защиты реферата в форме презентации.
Еще одна цель занятий данного профиля - расширить знания школьников по всем разделам курса физики, научить решать конкурсные и олимпиадные задачи, вооружить учащихся знаниями, необходимыми для их развития; готовить их к практической работе и продолжению образования, формировать научное мировоззрение. Задачи интересны, имеют широкое практическое значение. Изучение раздела поможет ученику с единых позиций взглянуть на многие задачи физики, успешно решать задачи (в том числе и в заданиях ЕГЭ), почувствовать связь с прикладной физикой.
Основным при этом является развитие интереса учащихся к решению задач, формирование определённой познавательной деятельности при решении задач. Повышение познавательного интереса школьников достигается как подбором вопросов и задач, так и методикой работы на занятиях. Для этого применяются коллективные и индивидуальные формы работы: постановка, решение и обсуждение решения задач, подготовка к олимпиаде, подбор и составление задач по теме. В итоге школьники выходят на теоретический уровень решения задач: решение по определённому плану, владение основными приёмами решения, осознание деятельности по решению задач, самоконтроль, самооценка, моделирование физических явлений и т.д.
2.2.2 Индустриально-технологический профиль
В индустриально-технологическом профиле физика – один из профильных предметов. Возникает повышенная потребность учащихся в более глубоком рассмотрении проблем электродинамики как основы электротехники и радиоэлектроники, физики полупроводников и лазеров.
Физика – наука экспериментальная. Многими учеными доказано о необходимости лабораторной практики. Усилив теоретическую часть курса физики в классах индустриально-технологического профиля, немало внимания уделяют физическому эксперименту. На уроках проводятся как демонстрационный эксперимент, так и лабораторно- практические занятия. Организация эксперимента предусматривает наблюдение и сравнение того, что было до и после, учит прогнозировать результаты. Эксперимент способствует формированию в сознании осмысленной физической картины мира. Одним из факторов, обеспечивающим качество подготовки учащихся, являются лабораторные работы. При их планировании необходимо руководствоваться принципами: фундаментальности, профильности, необходимости формирования ключевых компетенций. В ходе экспериментальной деятельности должны быть разработаны лабораторные работы, в которых использованы межпредметные связи с математикой и химией.
Учитывая, что учащиеся классов индустриально-технологического профиля – будущие инженеры, технологи, при преподавании должен быть усилен математический аппарат физики не только при разработке и проведении лабораторно-практических занятий, но и в процессе формирования умения решать задачи, которое является необходимым и для успешной сдачи ЕГЭ.

2.3 Группа профилей, в которых проводится курс естествознания или физика является базовым предметом
2.3.1 Гуманитарный профиль
Физика формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение и убеждения. Эта основная цель может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям.
Так как продолжение образования учащихся классов с гуманитарным профилем предлагается на гуманитарных факультетах педагогического ВУЗа, то программа по физике в таких классах должна существенно отличаться от программы для классов с физико-математическим профилем.
Какую же роль играет физика в образовании «гуманитариев»?
В чем специфика гуманитарного склада мышления?
Во-первых, как утверждает психология, в конкретном, образном, ассоциативном характере мышления в противовес абстрактно-логическому мышлению современной науки.
Во-вторых, в существенной роли субъективного, эмоционального в противовес объективному характеру естествознания.
В-третьих, в выраженном интересе к человеку и его роли в мире в противоположность естественной, т. е. от человека не зависящей и вместе с тем механической, ориентации естественных наук.
В-четвертых, в приоритете творческого, художественного начала в отличие от конструктивного, логически последовательного построения научных и технических объектов и понятий. Для «гуманитария» столь же естественным является объяснение происхождения какого-либо объекта, явления, исходя из целого, в которое он включен, или из чисто эстетической необходимости.
Исходя из вышесказанного, курс физики в общей концепции гуманитарного образования призван дополнить его естественнонаучным и техническим содержанием, чтобы, с одной стороны, скорректировать односторонность «чисто гуманитарного содержания», с другой - дать возможность гуманитарному образованию быть действительно общекультурным и современным.
Основными целями изучения физики для этой категории учащихся являются:
- сообщение им знаний о явлениях и законах неживой природы; раскрытие структурного многообразия материи, соотношение между опытом и теорией в развитии физики;
- обеспечение элементарного понимания основных принципов работы технических устройств, с которыми современный человек встречается на каждом шагу; ознакомление с правилами техники безопасности и умение их грамотно использовать;
- воспитание интереса к изучению физики на основе разъяснения роли этой науки в современной жизни;
- формирование разностороннего образа мира, в котором наряду с классической естественнонаучной картиной существуют элементы современного научного взгляда на природу как сложную, взаимосвязанную, не механическую, эволюционирующую целостность, а так же его художественного восприятия.
2.3.2 Оборонно-спортивный профиль
Оборонно-спортивный профиль-это один из вариантов в профильном обучении, основными задачами которого являются:
подготовка несовершеннолетних граждан к профессиональному служению Отечеству на гражданском и военном поприще,  к осознанному выбору профессии, к службе в рядах российской армии;
подготовка учащихся физически крепкими, выносливыми, дисциплинированными, психологически устойчивыми, способными стойко переносить тяготы и лишения воинской и государственной службы;
-формирование у учащихся общей ориентации на выбор профессии военнослужащего, сотрудника правоохранительных органов, государственного служащего при соблюдении условий добровольного выбора профессии по окончании школы;
-обеспечение получения учащимися многопрофильной подготовки по программам основного, среднего образования и основ профессиональных знаний и навыков;
-воспитание у учащихся гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине и её столице Москве, верности конституционному долгу;
-реализация идеи общего, интеллектуального, нравственного и культурного развития личности, обеспечение обоснованного сочетания обучения с военной подготовкой, трудом и отдыхом учащихся.
Обучение в данном профиле ведется в традиционной форме. Преподаются все общеобразовательные предметы согласно учебному плану. Профильными предметами считаются:
физическая культура;
основы безопасности жизнедеятельности;
основы воинской и государственной службы;
история.
2.3.3Художественно-эстетический профиль
В основе содержания специализированной подготовки, обучения в области искусства лежит триада  познание – вдохновение – прогресс.  Познание в этом ключе выступает как специально организованный процесс постижения художественных закономерностей объективно существующего мира в совокупности всех его эстетикообразующих взаимоотношений. Вдохновение, непосредственно связанное с творческим импульсом и озарением, художественным видением реальности и выразительностью, эстетическими эмоциями и отражением духовных сил человека, своеобразием применения художественного языка различных видов искусства, несет в себе не только определенное состояние и средоточие на каком-либо объекте творчества.

Заключение
Содержание школьного курса физики любого уровня должно быть ориентировано на формирование научного мировоззрения и ознакомление учащихся с методами научного познания окружающего мира, а также с физическими основами современного производства, техники и бытового окружения человека. Именно на уроках физики дети должны узнать о физических процессах, происходящих и в глобальных масштабах (на Земле и околоземном пространстве), и в быту. Основой для формирования в сознании учащихся современной научной картины мира являются знания о физических явлениях и физических законах. Эти знания учащиеся должны получать через физические опыты и лабораторные работы, помогающие наблюдать то или иное физическое явление.
От ознакомления с опытными фактами следует переходить к обобщениям с использованием теоретических моделей, проверке предсказаний теорий в экспериментах и рассмотрению основных применений изученных явлений и законов в человеческой практике. У учащихся должны сформироваться представления об объективности законов физики и их познаваемости методами науки, об относительной справедливости любых теоретических моделей, описывающих окружающий мир и законы его развития, а также о неизбежности их изменений в будущем и бесконечности процесса познания природы человеком.
Обязательными являются задачи на применение полученных знаний в повседневной жизни и экспериментальные задания для самостоятельного проведения учащимися опытов и физических измерений.

Список литературы
Алексеева Л. Л. К проблеме профильного обучения в современной российской школе // Сб. научных трудов: Актуальные проблемы художественного образования (по материалам диссертационных исследований). Выпуск II / Сост. Е. Ф. Командышко. – М.: Институт художественного образования РАО, 2006. – 0, 5 п.л.
Алексеева Л. Л. Теория и практика художественно-эстетического образования в профильной школе.  – М.: Издательство «Спутник+»,  2008. – 11, 5 п.л.
Андреева И.Д. Профильное обучение: вчера, сегодня, завтра / И.Д. Андреева // Биология в школе – 2004. – №5. – С. 21–24.
Артюхова И.С. Проблема выбора профиля обучения в старшей школе / И.С. Артюхова // Педагогика – 2004. – №2. – С. 28–34.
Болотов В. Перспективы перехода школы на профильное обучение /В. Болотов // Воспитание школьников – 2004. – №1. – С. 2–8.
Довжко Ф.Е. Исторический опыт реформирования профильного технического образования России / Под ред. Ф.Е. Довжко. – М., 1999.
Ермаков Д.С. Психолого-педагогические проблемы профильного обучения / Д.С. // Профильная школа – 2005. – №1. – с. 34–40.
Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования – М, 2002.
Ленер П.С. Роль элективных курсов в профильном обучении / П.С. Ленер // Профильная школа – 2004. – №3. – С. 12–15.
Никифорова О.А., Заруба Н.А., Навалихина В.И., Морозова Н.И. Психолого-педагогическое и медико-биологическое обеспечение профильного обучения / О.А. Никифорова, Н.А. Заруба, В.И. Навалихина, Н.И. Морозова // Валеология – 2004. – №4. – С. 45–48.
О мероприятиях по введению предпрофильного и профильного обучения в системе города. Приказ Главного управления от 10.06.2004 г. // Эффективная педагогика – 2004 г. – №5. – с. 76–103.
Петутин О. Профильное обучение: дидактическое обеспечение / О. Петутин // Учитель – 2004. – №4. – С. 12–20.
Попова Е.И. Первые шаги в будущее / Е.И. Попова // Эффективная педагогика – 2004. – №6. – С. 24–27.
Соболев А.Д. Химический лицей: принципы управления профильной школой / А.Д. Соболев // Эффективная педагогика – 2004. – №6. – С. 6–7.
Шаин Е.Г. Профильное обучение как педагогическое явление / Е.Г. Шаин // Эффективная педагогика – 2004. – №6. – С. 11–12.