Авторская работа для учителей физики Организация самостоятельной работы на уроках физики

МОУ Труслейская СОШ





ПРОЕКТ

«ОРГАНИЗАЦИЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
НА УРОКАХ ФИЗИКИ»





Выполнила:
Учитель физики Арапкина В.В.


2014 год


СОДЕРЖАНИЕ


Введение 2
2.Понятие самостоятельной работы 4
3. Виды самостоятельной работы учащегося 5
4. Дидактические принципы построения системы
самостоятельных работ учащихся и руководства ею. 15
5. Экспериментальное изучение проблемы
по организации самостоятельной деятельности
учащихся 21
6. Заключение 27
7.Список литературы 28
8. Приложения 30









Введение.
Развитие нашего общества зависит в большей степени от того, какое количество в нем творческих, незаурядных личностей. Творческое мышление, выраженное в правильной оценке возникшей ситуации, не рождается само по себе, его необходимо развивать.
В этом и состоит задача современной школы
- формирование гармонически развитой личности;
- создание оптимальных условий для обучения и воспитания обучающихся всех возрастов;
- реализация проектов и программ, разработанных в школе и обеспечивающих качественные изменения в организации и содержании педагогического процесса;
- обеспечение высокого качества образования за счет применения достижений психолого-педагогической науки.
В ФГОС ООО второго поколения заложены метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования :
Учащиеся должны:
1)  уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) уметь самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

Разнообразие форм урока диктуется необходимостью готовить обучающихся к самообразованию. Это предполагает постепенную и частичную передачу обучающимся функций учителя, связанных с организацией учебной работы. Необходимо, чтобы самообразование обучающихся было специально предусмотрено, включалось в процесс обучения как обязательный компонент, обеспечивая активную позицию обучающегося.
В современном учебном процессе центр тяжести переносится на работу обучающегося и его активную позицию на уроке.
Самостоятельная работа служит решению задач интеллектуального развития, формированию познавательных интересов, способствует всестороннему развитию личности, обеспечивает формирование необходимых умений для самостоятельного пополнения знаний в будущем, т.е . самостоятельная работа – это одна из форм организации учебной деятельности учащихся, которая способствует решению задач, поставленных обществом перед школой.
Урок необходимо совершенствовать в следующих направлениях: вырабатывать у обучающихся умение самостоятельно обновлять и углублять свои знания, развивать желание к самообразованию. В связи с этим нужны разнообразные интерактивные формы учебных занятий. Неслучайно в методической литературе указывается на необходимость широкого использования уроков с различными инновационными технологиями, где огромная роль отводится самостоятельной работе.
Перед учителями ставятся следующие задачи:
- активизация учебного процесса и учебной деятельности обучающихся, реализация системно-деятельностного подхода;
- эффективное использование приемов и методов обучения, направленных на закрепление и совершенствование знаний обучающихся;
- применение инновационных технологий на различных этапах урока.
Физика формирует творческие способности школьников, их мировоззрение и убеждение способствует воспитанию высоконравственной личности. Все это может быть достигнуто лишь при полном использовании всех форм самостоятельных работ при обучении физике.
Обучение сегодня нельзя представить без использования разнообразных путей и методов стимулирования учебной деятельности. Современный урок физики, благодаря использованию ИКТ, дает возможность самостоятельно обучающимся приобретать новые знания.
2.Понятие самостоятельной работы
Самостоятельная работа - это такой метод обучения, при котором обучающиеся по заданию учителя и под его руководством самостоятельно решают познавательную задачу, проявляя усилие и активность. При этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои умственные усилия и выражая в той или иной форме (устный ответ, графическое построение, описание опытов, расчеты и т. д.) результат умственных и физических действий.
Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия учащихся, связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения предложенных учителем заданий, с анализом результатов работы.
Конечно, механическое выполнение тех или иных операций, бездумное списывание текста с доски не является в полном смысле самостоятельной работой. Однако надо различать разные уровни самостоятельности, а также иметь в виду относительность самих уровней. То, что выполняет ученик 8 или 9 класса, не думая, не напрягая мысли, ученик 1 класса делает с трудом, затрачивая при этом значительное умственное усилие. Например, ученик 5,6 классов, овладевший техникой письма и беглого чтения, не думает над тем, как написать ту или иную букву или знакомое слово. Он выполняет эти действия автоматически. Без труда он также читает отдельные слова в фразе. И никто не считает такую его деятельность самостоятельной.
Но когда ученику, только что пришедшему в школу, после показа приемов написания отдельных букв учитель предлагает написать их у себя в тетради самостоятельно, нас не удивляет употребление этого слова. Здесь оно уместно. Чтобы написать первую палочку или первый кружочек, ученик должен подумать, как взять ручку или карандаш, с чего начать, куда вести линию - вниз или вверх, влево или вправо. Он должен вспомнить, из каких элементов складывается написание буквы, в какой последовательности их выполнять.
Для ученика, усвоившего условные обозначения схем электрических цепей, хорошо понимающего их смысл, научившегося свободно их читать и вычерчивать, не будет в полном смысле слова самостоятельной работой перенесение схемы с доски в тетрадь. Но если тот же самый ученик впервые встречается с условными обозначениями электрических цепей, чтение и перенесение схемы, вычерченной учителем на доске, в свою тетрадь потребует от него уже определенных умственных усилий. Если эта работа выполняется учеником механически, неизбежны ошибки даже при вычерчивании самых простых схем. Так что перечерчивание с доски таких схем при первоначальном с ними знакомстве требует от учащихся определенного умственного напряжения и может рассматриваться как элемент самостоятельной работы. На этом этапе, прежде чем перечертить схему с доски в тетрадь, ученик должен расчленить ее, проанализировать: определить все элементы цепи и для себя объяснить способ их соединения. Позднее перечерчивание подобных схем уже не будет самостоятельной работой, оно будет выполняться автоматически. Ученик, механически выполняющий операции, не производит анализа. Он запоминает: «в схеме две лампы и два ключа», а как они соединены между собой - на это внимания не обращает.
Таким образом, понятия «самостоятельность» и «уровни самостоятельности» являются относительными, и это нельзя не учитывать при решении вопроса об отнесении того или иного вида работы учащихся к самостоятельной работе. При этом непременно нужно учитывать и весь предшествующий опыт учащихся, уровень их предшествующей подготовки.
Чем шире круг знаний учащихся, тем богаче их практический опыт, тем более высокий уровень самостоятельности они могут проявить в работе, тем более сложные задания для самостоятельного выполнения им может предложить
В процессе обучения физике используются различные виды самостоятельной работы обучающихся, с помощью которых они самостоятельно приобретают знания, умения и навыки.

3. Виды самостоятельной работы учащегося
Все виды самостоятельной работы, используемые при обучении физики, классифицируются:
по дидактической цели;
по характеру учебной деятельности обучающегося;
по содержанию;
- по степени самостоятельности и элементу творчества обучающихся.
Признаки самостоятельной работы:
наличие задания учителя;
руководство учителя;
самостоятельность обучающихся;
активность обучающихся;
- выполнение задания обучающимися без участия учителя.
По дидактической цели все виды самостоятельной работы можно подразделить на пять групп:
приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания;
- закрепление и уточнение знаний;
выработка умения применять знания в решение учебных и практических задач;
формирование умений и навыков практического характера;
формирование умений применять знания в усложненной ситуации;
Каждая из перечисленных групп содержит несколько видов самостоятельной работы, поскольку одну и ту же дидактическую задачу можно решить, используя различные способы.
Рассмотрим подробнее содержание работ:
приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания
-работа с учебной литературой, таблицами, рисунками, интернет – ресурсами;
-наблюдения, опыты, фронтальный эксперимент, виртуальный эксперимент;
-анализ формул, графиков;
-работа с раздаточным материалом;
закрепление и уточнение знаний
-решение задач, построение схем электрических цепей;
-построение и анализ графиков, сборка электрических цепей;
-просмотр презентаций, видео-роликов, других образовательных ресурсов и их анализ.

совершенствование знаний (уточнение, углубление, применение знаний на практике)
- решение задач с различным содержанием;
-доказательство справедливости формул, законов, закономерностей в ходе экспериментов.
умение применять знания на практике
-выполнение лабораторных работ;
-решение задач (качественных, количественных, графических, задачи-рисунки);
- выполнение тестовых заданий с использованием ПК
развитие творческих способностей учащихся
- подготовка рефератов, презентаций по данной теме;
- составление задач на формулы и законы;
- выполнение опытов с элементами исследования;
-разработка новых конструкций приборов.
По способу деятельности учащихся самостоятельные работы подразделяются на семь групп:
1) работа с учебником , дополнительной (учебной и научно-популярной) литературой, ресурсами Интернет;
2) экспериментальные и практические работы;
3) аналитико-вычислительные;
4) графические;
5) проектно-конструкторские;
6) работы по классификации и систематизации;
7) применение знаний для объяснения или предсказания явлений и свойств тел.

№п/п
Способ деятельности
Применение (в%)

1
работа с учебником , дополнительной (учебной и научно-популярной) литературой, ресурсами Интернет;

13,7

2
экспериментальные и практические работы
21

3
графические
7,3

4
аналитико-вычислительные
24,4

5
проектно-конструкторские
5,2

6
работы по классификации и систематизации
3,1

7
применение знаний для объяснения или предсказания явлений и свойств тел
26,3



13EMBED Excel.Chart.81415


Проведенное в 7-9 классах исследование показало, что наибольший процент самостоятельных работ приходится на применение знаний для объяснения явлений и свойств тел (26,3% от общего количества работ по курсу) и работы аналитико-вычислительного характера (24,4%), третье место занимают экспериментально-практические работы, четвертое - самостоятельная работа с различными источниками информации, пятое - графические работы, шестое - проектно-конструкторские, седьмое - задания по классификации и систематизации.
Работы творческого характера при данной классификации в самостоятельную группу не выделены, так как они вошли в число экспериментальных, графических и аналитико-вычислительных работ.
К экспериментально-практическим работам отнесены все виды работ, связанные с выполнением наблюдений, опытов и изучением устройства приборов по моделям и натуральным образцам.
К проектно-конструкторским отнесены виды работ, связанные с конструированием, проектированием, моделированием. Сюда же включены работы по изучению устройства приборов по схемам и чертежам.
К графическим отнесены работы, связанные с анализом и построением графиков, работы со схемами, чертежами, рисунками.
К аналитико-вычислительным отнесены не только задачи с конкретными числовыми данными, но и задачи, решение которых может быть осуществлено лишь в общем виде; в эту группу включены также задания, в которые входит анализ формул или вывод формул, выражающих связь между физическими величинами. Иными словами, в группу аналитико-вычислительных работ отнесены все работы, основное содержание которых составляет анализ физических ситуаций, выполнение расчетов и операций с формулами.
Чаще всего на уроках выполняем решение задач, наблюдения и опыты. Еще сравнительно редко организуем самостоятельную работу с учебником или другими источниками информации при изучении нового материала, работу по моделированию и конструированию, моделированию опытов. Очень редко предлагаем задания по классификации изучаемых объектов.
Остановимся на работе с учебником. Это, прежде всего, один из важнейших источников знаний для учащихся. Учебник выступает как эффективное средство закрепления изложенного материала и активизации умственной деятельности школьников, ведь работа над учебником неизбежно связана с применением метода сравнения, с аналитической деятельностью мышления. Чтение учебника формирует правильную, грамотную речь, учит логическим рассуждениям.
При работе с учебником или другой учебной литературой необходимо формировать у учащихся следующие умения:
- извлечение наиболее значимой информации из текста, выделение главного,
- умение рассматривать рисунки и извлекать из них информацию,
- составление таблиц по изучаемому материалу,
- умение работать с графиками (построение и чтение графиков),
- составление обобщенного или тезисного плана текста,
- анализ текста,
- составление вопросов к прочитанному,
- использование учебника для организации работы по решению задач.
Для активизации знаний, при изучении новой темы, повторении и закреплении пройденного материала целесообразно использовать на уроках физики обобщенные планы описания физических явлений, законов, приборов, опытов (приложение).
Применение знаний неразрывно связано с овладением умениями и навыками. Это легко показать хотя бы на примере решения физических задач, которое осуществляется с целью уточнения и углубления знаний, закрепления знаний и выработки умения применять знания на практике. Разделить эти три стороны единого процесса невозможно. Их можно выделить, абстрагировать только теоретически. Это относится также к таким видам работы, как наблюдение и эксперимент. В процессе их выполнения учащиеся также уточняют имеющиеся у них знания, приобретают новые и совершенствуют ранее полученные умения практического характера (например, измерительные умения, умения обращения с различного рода приборами). В свою очередь, при выполнении некоторых практических работ осуществляется и приобретение новых знаний (например, о новых способах измерения физических величин), и закрепление ранее полученных знаний, и применение ранее полученных знаний к поискам решения поставленных учителем познавательных задач. Выделение в самостоятельную группу работ творческого характера также в значительной мере является условным, потому что элемент творчества может быть внесен в работы других групп. Тем не менее, оно необходимо, так как позволяет объективно оценить систему самостоятельных работ с точки зрения ее соответствия решению разнообразных дидактических задач, удовлетворения требованию формирования у учеников умений и навыков познавательного и практического характера. Такое сопоставление применяемой учителем совокупности самостоятельных работ с моделью системы позволяет ему своевременно вносить коррективы в учебный процесс.
Пояснение на конкретных примерах содержания каждого из указанных видов работ.
1. Первичное знакомство с понятием может осуществляться с помощью ряда самостоятельных работ. Это может быть работа с учебником, с презентацией по теме; наблюдение явления, понятие о котором формируется; эксперимент и другие виды работ, при выполнении которых учащиеся впервые встречаются с термином, обозначающим понятие.
Первичное знакомство с некоторыми понятиями может осуществляться на основе самостоятельной работы с учебником в сочетании с раздаточным материалом. Так, например, учащиеся получают понятие об электрической лампе накаливания и о плавких предохранителях .
2. Выявление существенных признаков понятия представляет второй этап в формировании понятий. Поэтому и самостоятельные работы этого вида предлагаются тотчас же после первичного знакомства с объектами, понятие о которых формируется. Так, например, после первичного знакомства с лампой накаливания по рисунку учебника и на основе наблюдения за «работой» лампы учитель может предложить детям выявить, что общего в устройстве и принципе действия ламп накаливания различного вида. В результате сравнения, сопоставления имеющихся на рабочем столе ламп различного вида ученики выделяют их общее, существенное, без чего лампа не может выполнять свои функции - излучать яркий свет.
Аналогично на основе наблюдения за различными видами пружинных динамометров, их сравнения и сопоставления учащиеся выявляют существенно общее для всех видов пружинных динамометров - наличие у них проградуированной пружины. Это и есть их существенный признак.
Вторым видом работ, целью которых является выявление существенных признаков понятия, служат эксперимент, опыты учащихся. Так, например, на основе фронтальных опытов учащиеся выявляют существенный признак наэлектризованных тел. Таким признаком является особый характер их взаимодействия друг с другом и с легкими предметами: все наэлектризованные тела притягивают легкие предметы.
3. Работы, основная цель которых - уточнение признаков нового понятия, отграничение его от других (ранее сформированных) понятий. Уточнению признаков понятий способствует выполнение работ следующего вида:
а) решение задач практического характера, например: определить середину стеклянной трубки, не измеряя ее длины. В процессе решения этой задачи уточняются признаки понятия «центр тяжести тела»;
б) решение задач-вопросов, например: почему вода в открытом стакане, стоящем в комнате, всегда бывает холоднее комнатного воздуха? Решение подобных задач требует от учащихся не формального перечисления признаков понятия, а их применения для объяснения явления. При этом и происходит уточнение признаков понятия. В процессе ответа на сформулированный выше вопрос ученик должен раскрыть сущность испарения (вырывание с поверхности жидкости молекул, энергия которых достаточна для совершения работы по преодолению сил взаимодействия с молекулами поверхностного слоя жидкости). А отсюда последует и само объяснение явления (охлаждение жидкости при испарении).
Если признаки понятия не усвоены или усвоены неверно, объяснение вопроса или решение задачи вызовет затруднения и ученик должен будет снова просмотреть соответствующие параграфы учебника (или записи в тетради) и после этого повторно вернуться к поискам ответа на поставленный вопрос или к решению задачи;
в) решение тренировочных задач с целью уточнения единиц измерения величин относится к особой группе самостоятельных работ, имеющих важное значение на начальном этапе формирования понятий о единицах измерения величин (до оперирования ими в решении сложных физических задач).
Примерами таких задач являются следующие задачи:
1) Амперметр, включенный последовательно с лампой, показывает 0,5А. Сколько кулонов электричества проходит через спираль в течение 1 с?
2) Напряжение на участке цепи 220В. Какая работа совершается на этом участке при прохождении по нему заряда 1 Кл?
Поиск ответа на поставленные вопросы побуждает ученика вспомнить определения единиц измерения «ампер» и «вольт», их связь с единицами измерения других величин. Ответ на поставленные вопросы может быть дан, если эти определения усвоены и находятся в «хранилище» логической памяти. Опираясь лишь на механическую память, ученик может вспомнить формальное определение понятия, но к решению задачи оно его не приведет, так как логические связи этого понятия с другими им не усвоены.
Варьирование несущественными признаками понятий обеспечивает правильное и прочное усвоение учащимися существенных признаков понятий, учит их легко находить данное понятие в любой ситуации по его существенным признакам. Варьирование несущественными признаками особенно эффективно осуществляется с помощью решения графических задач. Примером может служить задача с изображением силы давления, действующей в различных направлениях,
как показано на рисунках. Здесь несущественным признаком является, ориентация в пространстве поверхности, на которую производится давление, существенный признак - перпендикулярность направления действия силы к этой поверхности.
Многочисленны задачи по геометрической оптике, с помощью которых достигается усвоение основного признака углов падения и отражения. В этих задачах варьируются положение в пространстве отражающей плоскости и направление падающего луча
Вначале учащимся предлагают построить угол падения, а затем, когда это понятие будет безошибочно усвоено, по углу падения определить направление отраженного луча.

Для дифференцировки понятий используются следующие виды самостоятельных работ:
а) сравнение и сопоставление, их можно осуществлять с помощью таблиц: в одном столбце записывать признаки одного понятия, в другом - признаки другого. Так, например, осуществляется дифференцировка понятий «кипение» и «испарение», «давление» и «сила давления», которые очень часто путают учащиеся, «потенциальная энергия», «кинетическая энергия» и т.д.;
б) применение метода выборочных ответов, при котором ученик
из предлагаемого перечня признаков понятий должен выделить правильные признаки указанного понятия.
Пример подобной работы:
Внимательно прочитайте вопросы и варианты ответов к ним. Выберите варианты ответов, которые считаете верными. Результаты работы запишите на карточке шифром, указав в ней номер вопроса римской цифрой, а соответствующий ему вариант ответа - арабской, например:
I - 2;
II - 4;
III - 1;
IV - 3 и т. д.
Вопросы
I. Какие из перечисленных тел обладают только потенциальной энергией?
II. Какие из перечисленных тел обладают только кинетической энергией?
III. Какие из перечисленных тел обладают одновременно и потенциальной, и кинетической энергией?
IV. В каком из приведенных случаев происходит превращение потенциальной энергии в кинетическую?
Варианты ответов
Деформированная пружина.
Летящий самолет.
Лежащий на краю пропасти камень.
Движущийся по горизонтальному участку шоссе автомобиль.
Падающий поток воды.
Лежащий на футбольном поле мяч.
С помощью такой работы происходит от дифференцировка понятия «кинетическая энергия» от понятия «потенциальная энергия»;
в) решение вычислительных задач. Так, например, понятия «давление» и «сила давления» сравнительно легко отграничиваются учащимися в результате решения специально подобранной группы задач на определение давления по силе давления и площади опоры и обратных задач - на определение силы давления по давлению и площади опоры.
Иногда для уточнения понятий целесообразно использовать прием, получивший название «применение контр образа». Этот прием помогает учащимся более отчетливо осознать допускаемые ими ошибки в определениях понятий. Так, очень часто в определениях, которые дают учащиеся, отсутствуют некоторые из видовых отличий, хотя они и фиксируются сознанием учащегося. Например, на вопрос учителя: «Что представляет собой траектория прямолинейного движения?» - ученик отвечает: «Траектория прямолинейного движения - линия, по которой движется тело». Он не сказал, что это прямая линия. Однако, когда учитель предложил ему изобразить на доске траекторию этого вида движения, выяснилось, что у него имелось правильное представление: траекторию прямолинейного движения он представил как прямую линию. Но этот существенный признак не был отражен в определении.
4. Работы, основной целью выполнения которых является конкретизация понятий, расширение их объема (сбор коллекционного материала, выполнение заданий типа «пронаблюдать и привести примеры», работа с раздаточным материалом).
Конкретизация понятий в 7-9 классах в основном достигается с помощью самостоятельных работ четырех видов:
а) наблюдение за предметами и явлениями, понятие о которых формируется, в окружающей жизни;
б) работа с ресурсами Интернет с целью расширения круга знаний о проявлениях и применениях изучаемых свойств тел и явлений в технике, на производстве, в повседневной жизни;
в) работа со справочными таблицами с целью конкретизации значения величин в природе и технике, например значения длин, временных интервалов, массы, скорости и т. д.
Наряду с обычными справочными таблицами в данном случае особенно полезны таблицы, в которых значения величин откладываются по числовой оси.
г) работа с раздаточным материалом и коллекциями (если их нет, то с презентацией, представляющей их фотографии или рисунки) позволят конкретизировать представление о разнообразных проявлениях изучаемого понятия. Например, при формировании понятия «металлы» работа с коллекцией металлов позволяет учащимся убедиться в разнообразии и вместе с тем в единстве их свойств
Работая с коллекцией теплоизоляционных материалов, учащиеся получают представление о разнообразии естественных и искусственных теплоизоляторов, обращают внимание на то, что все они, несмотря на внешнее различие (цвет, форма), имеют пористое строение. Если работа еще сопровождается постановкой опытов, то они убеждаются, что, чем пористее материал, тем выше его теплоизоляционные свойства.
5. Работы, основная задача которых заключается в выработке у учащихся умения правильно соотносить данное понятие с другими понятиями. К этой группе относятся, прежде всего задания по классификации и систематизации понятий.
Выполнение заданий по классификации и отражение результатов ее в наглядной форме, как показали исследования, намного повышают прочность знаний учащихся, способствуют их систематизации и обобщению.
6. Работы, основная цель которых - формирование у учащихся умения применять понятия в решении задач творческого характера. Выполняя такие работы, ученики учатся оперировать данным понятием в комплексе с другими понятиями. В этой группе особенно ценны те работы, при выполнении которых устанавливаются не только внутрисистемные, но и межсистемные связи. Примером заданий такого вида являются задания по изучению связи биологических и физических явлений, например задание по изучению влияния длины светового дня на рост и развитие растений, задание по изучению влияния предпосевной обработки семян в электрическом поле на всхожесть семян и урожай растений.
4. Дидактические принципы построения системы самостоятельных работ учащихся и руководства ею.
На уроках физики, как и на уроках по другим предметам, с помощью различных самостоятельных работ учащиеся могут приобретать знания, умения и навыки. Все эти работы только тогда дают положительные результаты, когда они определенным образом организованы, т. е. представляют систему.
Под системой самостоятельных работ подразумевается, прежде всего совокупность взаимосвязанных, логически вытекающих один из другого и подчиненных общим задачам видов работ.
Всякая система должна удовлетворять определенным требованиям или принципам. В противном случае это будет не система, а случайный набор фактов, объектов, предметов или явлений.
При построении системы самостоятельных работ в качестве основных дидактических требований выдвинуты следующие:
Система самостоятельных работ должна способствовать решению основных дидактических задач - приобретению учащимися глубоких и прочных знаний, развитию у них познавательных способностей, формированию умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, применять их на практике.
Система должна удовлетворять основным принципам дидактики, и прежде всего принципам доступности и систематичности, связи теории с практикой, сознательности и творческой активности, принципу обучения на высоком научном уровне.
Входящие в систему работы должны быть разнообразны по учебной цели и содержанию, чтобы обеспечить формирование у учащихся разнообразных умений и навыков.
Последовательность выполнения домашних и классных самостоятельных работ должна быть такова, чтобы выполнение одних работ логически вытекало из предыдущих и готовило почву для выполнения последующих. В этом случае между отдельными работами обеспечиваются не только «ближние», но и «дальние» связи. Успех решения этой задачи зависит не только от педагогического мастерства учителя, но и от того, как он понимает значение и место каждой отдельной работы в системе работ, в развитии познавательных способностей учащихся, их мышления и других качеств.
Разработка системы самостоятельных работ является необходимым условием и необходимой предпосылкой для систематической, целенаправленной организации самостоятельной работы учащихся. Однако одна система не определяет успеха работы учителя по формированию у учеников знаний, умений и навыков. Для этого нужно еще знать основные принципы, руководствуясь которыми можно обеспечить эффективность самостоятельных работ, а также методику руководства отдельными видами самостоятельных работ.
Опыт работы учителей школ и специальные исследования показывают, что эффективность самостоятельной работы достигается, если она является одним из составных, органических элементов учебного процесса, и для нее предусматривается специальное время на каждом уроке, если она проводится планомерно и систематически, а не случайно и эпизодически. Только при этом условии вырабатываются устойчивые умения и навыки учащихся в выполнении различных видов самостоятельной работы и наращиваются темпы в ее выполнении.
При отборе видов самостоятельной работы, при определении ее объема и содержания следует руководствоваться, как и во всем процессе обучения, основными принципами дидактики. Важное значение в этом деле имеют:
принцип доступности и систематичности,
связь теории с практикой,
принцип постепенности в нарастании трудностей,
принцип творческой активности,
а также принцип дифференцированного подхода к учащимся.
Применение этих принципов к руководству самостоятельной работой имеет следующие особенности:
1. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это достигается четкой формулировкой цели работы. Задача учителя заключается в том, чтобы найти такую формулировку задания, которая вызывала бы у школьников интерес к работе и стремление выполнить ее как можно лучше. Учащиеся должны ясно представлять, в чем заключается их задача и каким образом, будет проверяться ее выполнение. Это придает работе учащихся осмысленный, целенаправленный характер и способствует более успешному ее выполнению.
Недооценка указанного требования приводит к тому, что учащиеся, не поняв цели работы, делают не то, что нужно, или вынуждены в процессе ее выполнения многократно обращаться за разъяснением к учителю. Все это приводит к нерациональной трате времени и снижению уровня самостоятельности учащихся в работе.
2.Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно. Однако здесь нельзя допускать крайностей: содержание и объем самостоятельной работы, предлагаемой на каждом этапе обучения, должны быть посильными для учащихся, а сами ученики - подготовлены к выполнению самостоятельной работы теоретически и практически.
3.На первых порах у учащихся нужно формировать простейшие навыки самостоятельной работы (выполнения схем и чертежей, простых измерений, решения несложных задач и т. п.). В этом случае самостоятельной работе учащихся должен предшествовать наглядный показ приемов работы учителем, сопровождаемый четкими объяснениями, записями на доске.
Самостоятельная работа, выполненная учащимися после показа приемов работы учителем, носит характер подражания. Она не развивает самостоятельности в подлинном смысле слова, но имеет большое значение для формирования более сложных навыков и умений, более высокой формы самостоятельности, при которой учащиеся оказываются способными разрабатывать и применять свои методы решения задач учебного или производственного характера.
4. Для самостоятельной работы нужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации. Только в этом случае самостоятельная работа способствует формированию инициативы и познавательных способностей учащихся.
К сожалению, еще нередко самостоятельную работу учащихся мы ограничиваем только тренировочными упражнениями по выработке и закреплению навыков. Например, предлагаем повторить опыт, который демонстрировали при объяснении нового материала, или собрать электрическую цепь, подобную собранной на демонстрационном столе, решить задачу, подобную решенной на доске, только с иными числовыми данными и т. д. Бесспорно, такого рода тренировочные упражнения нужны. Однако, если мы будем сводить всю самостоятельную работу только к подобным упражнениям, учащиеся не научатся самостоятельно думать и самостоятельно применять знания на практике.
Недопустима и другая крайность, заключающаяся в пренебрежительном отношении такого рода упражнениям, в ориентации только на самостоятельные работы повышенной степени трудности и работы творческого характера, так как без овладения простейшими умениями и навыками нельзя овладеть более сложными.
5. В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками различным учащимся требуется разное время. Осуществить это можно путем дифференцированного подхода к учащимся. Наблюдая за ходом работы класса в целом и отдельных учащихся, учитель должен вовремя переключать успешно справившихся с заданиями на выполнение более сложных. Некоторым учащимся количество тренировочных упражнений можно свести до минимума. Другим дать значительно больше таких упражнений в различных вариациях, чтобы они усвоили новое правило или новый закон и научились самостоятельно применять его к решению учебных задач. Перевод такой группы учащихся на выполнение более сложных заданий должен быть своевременен. Здесь вредна как излишняя торопливость, так и чрезмерно продолжительное «топтание на месте», не продвигающее учащихся вперед в познании нового, в овладении умениями и навыками.
6.Задания, предлагаемые для самостоятельной работы, должны вызывать интерес учащихся. Он достигается новизной выдвигаемых задач, необычностью их содержания, раскрытием перед учащимися практического значения предлагаемой задачи или метода, которым, нужно овладеть. Учащиеся всегда проявляют большой интерес к самостоятельным работам, в процессе выполнения которых они «исследуют» предметы и явления, «открывают» новые методы измерения физических величин.
Самостоятельные работы учащихся необходимо планомерно и систематически включать в учебный процесс. Только при этом условии у них будут вырабатываться твердые умения и навыки.
Результаты работы в этом деле оказываются более ощутимыми, когда привитием навыков самостоятельной работы у школьников занимается весь коллектив учителей, на занятиях по всем учебным предметам, в том числе на занятиях в. учебных мастерских.
При организации самостоятельной работы необходимо осуществлять разумное сочетание изложения материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению знаний, умений и навыков. В этом деле нельзя допускать крайностей: излишнее увлечение самостоятельной работой может замедлить темпы изучения программного материала, темпы продвижения учащихся вперед в познании нового.
При выполнении учащимися самостоятельных работ любого вида руководящая роль должна принадлежать учителю. Учитель продумывает систему самостоятельных работ, их планомерное включение в учебный процесс. Он определяет цель, содержание и объем каждой самостоятельной работы, ее место на уроке, методы обучения различным видам самостоятельной работы. Он обучает учащихся методам самоконтроля и осуществляет контроль качества выполнения ее, изучает индивидуальные особенности учащихся и учитывает их при организации самостоятельной работы.
Из изложенного выше следует, что организация самостоятельной работы учащихся по предмету не умаляет роли учителя в обучении и воспитании. Наоборот, правильная постановка этой работы предъявляет более высокие требования к теоретической и практической подготовке учителя, его педагогическому мастерству.
Деятельность учащихся при этом носит преимущественно творческий, исследовательский характер.
Исследования показали, что достижению более высокого уровня результатов рассматриваемых познавательных умений способствуют:
- осуществление единого подхода к их формированию в преподавании различных дисциплин естественного цикла;
- преемственность в деятельности учителей различных классов.

В процессе обучения учитель создает определенные эмоциональные отношения к знаниям. Чтобы дети любили физику и понимали ее, их нужно заинтересовать. Многие моменты самостоятельной работы можно обыграть. Игровые технологии выступают как средство побуждения, стимулирования учеников к учебной деятельности. Каждый игровой момент решает определенную задачу.
Например: проверку знаний обучающихся при обобщении материала можно организовать в форме игры: лапта, рыбалка, кубик, светофор, эстафета, яблоня, цветок и т.д. С учетом возрастных особенностей игровые моменты больше подходят для обучающихся 7-8 классов, но если в игру заложить материал более сложный, то старшие классы так, же будут работать активно, но с учетом следующих факторов:
-у старшеклассников более высокий уровень познавательных и практических умений;
-возрастные особенности психики и мыслительной деятельности старшеклассников;
- резко возрастающая сложность учебного материала, усиление в нем роли физической теории и математического аппарата.
Организация самостоятельной работы обучающихся старших классов отражается в изменении
форм проведения уроков:
-уроки-семинары по применению знаний;
-семинары-собеседования;
-семинары смешанного типа;
-семинары решения задач;
-семинары практикумы и т.д.
Как правило, классная самостоятельная деятельность учащихся находит логическое продолжение в домашней самостоятельной работе:
-домашние лабораторные работы (создание различных физических приборов, выращивание кристаллов, определение давления, массы воздуха в своей комнате);
- творческие работы (мини-сочинения, стихи, сказки, составление задач по данной теме, создание презентаций, которые находят широкое применение в учебном процессе).
Таким образом, прочные знания можно выработать только на основе большой самостоятельной работы учащихся на протяжении всего учебного процесса вообще и на конкретном уроке в частности. Самостоятельная работа - одна из основных форм работы обучающихся.
























5. Экспериментальное изучение проблемы по организации самостоятельной деятельности учащихся
Важность самостоятельной работы школьников, с точки зрения воспитательной и чисто дидактической, не подлежит никакому сомнению. Действительно, если ученик в учебно-воспитательном процессе пассивен и не проявляет самостоятельности, знания его будут формальны и, как правило, не получат выхода в жизнь. Самостоятельная работа школьников в реализации новых целей образования занимает одно из основных мест. Именно такой вид учебной деятельности составляет сегодня существенное условие развития познавательной активности и самостоятельности детей и подростков в обучении
Личность рассматривается как саморазвивающаяся. В младшем школьном возрасте развиваются элементы самопознания, самооценки, формируются основы самосознания и навыки самостоятельной деятельности, закрепление полученных навыков происходит в среднем звене под руководством учителя.
Я решила проверить, как влияет умение школьников работать самостоятельно на качество их знаний.
В январе 2013 года качество знаний и СОУ по физике учащихся 7 класса составило:

№ п/п
Фамилия, имя учащегося
Оценка за 2 четверть
Качество знаний
СОУ

1
Врясов Никита
4



57%



52%

2
Алексеева катя
3



3
Белов Сергей
3



4
Манохина Ольга
4



5
Марьина Ксения
4



6
Лаптев Максим
3



7
Шугаев Анатолий
4





Учащихся 8 класса:


№ п/п
Фамилия, имя учащегося
Оценка за 2 четверть
Качество знаний
СОУ

1
Караков Иван
4



40%



47,2%

2
Пахомчева Наталья
3



3
Цыкина Анна
3



4
Малышева Анна
3



5
Стахив Дарья
4





Мною был проведён констатирующий эксперимент, в котором я проверила умение учащихся 7 и 8 классов решать задачи, выполнять домашнее задание с учётом уровней самостоятельной деятельности:
простого воспроизведения,
вариативности,
частично-поискового,
творческого.
Результат эксперимента представлен в таблице.
На начало эксперимента (январь 2013 года)
№ п/п
Ф.И. ученика
7 класса
Решение задач
Домашнее задание



Уровни самостоятельной деятельности школьников
Уровни самостоятельной деятельности школьников



Простая воспроизводящая
Вариативная
Частично-поисковая
Творческая
Простая воспроизводящая
Вариативная
Частично-поисковая
Творческая


1
Врясов Никита
в
в
в
с
в
в
с
с

2
Алексеева катя
с
с
с
н
с
с
с
н

3
Белов Сергей
в
в
с
н
в
с
с
с

4
Манохина Ольга
в
с
с
с
в
с
с
н

5
Марьина Ксения
в
в
с
с
в
с
с
с

6
Лаптев Максим
с
с
с
н
с
с
н
н

7
Шугаев Анатолий
в
в
в
с
в
в
с
с


Уровни:
Н – низкий
С – средний
В – высокий
В – высокий - учащийся выполнил всё задание верно, не допустил ошибок.
С – средний - учащийся выполнил задание, но допустил 1-3 ошибки, 1 исправление.
Н - низкий - учащийся выполнил задание с 4 ошибками и более, имеется много исправлений, либо совсем не приступил к выполнению задания.

13EMBED Excel.Chart.81415

№ п/п
Ф.И. ученика
8 класса (выборочно)
Решение задач
Домашнее задание



Уровни самостоятельной деятельности школьников
Уровни самостоятельной деятельности школьников



Простая воспроизводящая
Вариативная
Частично-поисковая
Творческая
Простая воспроизводящая
Вариативная
Частично-поисковая
Творческая


1
Караков Иван
в
в
с
с
в
с
с
с

2
Пахомчева Наталья
в
с
с
н
в
с
с
н

3
Цыкина Анна
в
с
н
н
в
с
с
н

4
Малышева Анна
в
с
с
н
в
с
с
н

5
Стахив Дарья
в
в
в
с
в
в
в
с


Уровни: Н – низкий , С – средний , В – высокий


13EMBED Excel.Chart.81415
Н – низкий -17,5% ,С – средний -45% , В – высокий -37,5%



После работы по формированию навыков самостоятельной работы в 7, 8 классах в течение пяти месяцев результаты качества знаний, СОУ, сформированность навыков работать самостоятельно на высоком и среднем уровне выросли.
Качество знаний и СОУ учащихся 7 класса по итогам года:

№ п/п
Фамилия, имя учащегося
Оценка за год
Качество знаний
СОУ

1
Врясов Никита
5



71,4%



71,4%

2
Алексеева катя
3



3
Белов Сергей
4



4
Манохина Ольга
5



5
Марьина Ксения
4



6
Лаптев Максим
3



7
Шугаев Анатолий
5







Учащихся 8 класса:

№ п/п
Фамилия, имя учащегося
Оценка за год
Качество знаний
СОУ

1
Караков Иван
5


80%


72,8%

2
Пахомчева Наталья
4



3
Цыкина Анна
4



4
Малышева Анна
3



5
Стахив Дарья
5






Сравнительный анализ качества знаний и СОУ
13EMBED Excel.Chart.81415
Сравнительный анализ результатов самостоятельной деятельности в 7 классе (май 2013 года)
13EMBED Excel.Chart.81415
В – высокий -12,5%, С – средний -46,4% , Н – низкий -41,1%

В – высокий -32,1% , С – средний -55,4% , Н – низкий -12,5%

Сравнительный анализ результатов самостоятельной деятельности
В 8 классе (май 2013 года)
13EMBED Excel.Chart.81415


В – высокий -12,5%, С – средний -40%, Н – низкий -47,5%

В – высокий -37,5%, С – средний -45%, Н – низкий -17,5%

Вывод: В результате эксперимента выросло СОУ, качество знаний учащихся, возрос уровень сформированности самостоятельной деятельности 7,8 классов






6. Заключение
Без систематической организации самостоятельной деятельности школьников нельзя добиться прочного и глубокого усвоения ими понятий, закономерностей, нельзя воспитать желание и умение познать новое, обязательные для самообразования, самосовершенствования.
Самостоятельное познание возможно лишь в том случае, если человек знает, как познавать и владеет способами познания. Овладеть же ими без самостоятельной работы нельзя. Большое значение самостоятельные работы имеют и при повторении, закреплении и проверке знаний и умений.
Все авторы указывают на важную роль самостоятельных работ и самостоятельной деятельности учащихся в познавании эффективности урока, а также качества знаний, умений и навыков школьников.
Развитие самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу
· это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс
Поиски путей самостоятельной деятельности учащихся
· задача, которую признаны решить педагоги, психологи, методисты и учителя.
Большое значение организации самостоятельной деятельности отмечают все учёные, педагоги, психологи и практики в развитии самостоятельности мышления школьников.
Самостоятельность мышления учёные рассматривают как важнейшую составляющую в характеристике особенностей личности. Чем самостоятельнее в своих поступках и деятельности человек, тем в большей степени он зрелая личность.
Самостоятельность мышления характеризуется следующими умениями:

· выделять главное, видеть общую закономерность и делать обобщённые выводы;

· последовательно, логично обосновывать свои действия и контролировать их;

· применять знания в новых условиях, часто усложнённых, с элементами творческого нестандартного подхода к достижению цели;

· доходить до истины, не обращаясь за помощью.
Актуальность этой проблемы видят и учителя и учащиеся.
Считаю, что собранный мной материал, проведённая опытно-экспериментальная работа окажут большую помощь учителям в организации самостоятельной работы на уроках любого предмета.
В своём исследовании я не решила всех вопросов, следует продолжать начатую работу с тем, чтобы было эффективней и легче работать учителям, ученикам иметь прочные знания и ученики, научившись самостоятельно работать, могли бы в современных жизненных условиях легко усваивать и добывать знания. Я и в дальнейшем буду уделять огромное внимание вопросу организации самостоятельной деятельности на всех уроках, добиваться повышения качества и уровня самостоятельной деятельности учащихся.

7.Список литературы:
Л. И. Ерунова Планирование и структура современного урока физики. - Л. ЛГПИ,1985
Л. И. Пидкасистый Самостоятельная деятельность учащихся. – М. Просвещение,1972
А. В. Усова, В. В. Завьялов Самостоятельная работа учащихся в процессе изучения физики. - М. Высшая школа,1984
А.В.Усова, З.А.Вологодская Самостоятельная работа учащихся по физике в средней школе.- М.Просвещение ,1981
В.Г. Разумовский Развитие творческих способностей учащихся. - М.Просвещение ,1975
И.Я. Ланина 100 игр по физике.- М.Просвещение ,1995
С. С. Татарченкова Урок как педагогический феномен. – С-Пб. Каро 2005
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (2010 год)
Браверманн  Э.М. Развитие самостоятельности учащихся –требование нашего времени / Э.М. Браверманн // Физика в школе. –2006. № 2.C. 10–12
Рябинина Е.А. Некоторые принципы развития самостоятельности учащихся на уроках физики / Е.А. Рябинина // Физика в школе. 1990. № 2. C. 21–23.
Казакова Ю.В. Работа учащихся с учебником физики / Ю.В. Казакова // Образование в современной школе. 2006. № 6. C.44–52.



























8. Приложения

Разработка урока, в котором используются различные виды самостоятельной работы учащихся на уроках физики
Тема урока: “Электроскоп. Проводники и непроводники электричества”
Задачи:
Образовательные: ознакомить учащихся с устройством и принципом действия электроскопа, ввести понятия проводников и непроводников электрических зарядов.
Развивающие: развивать умение учащихся работать самостоятельно с учебником и по плану, грамотно излагать свои мысли.
Воспитательные: вырабатывать устойчивое внимание при объяснении нового материала.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: Эбонитовая и стеклянная палочки, шелк, шерсть, мелкие кусочки бумаги, электроскоп, электрометр, гильза из металлической фольги, подвешенная на нити к штативу.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Приветствие учащихся, объявление темы урока, постановка задач урока.
II. Повторение предыдущего материала (Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов).
1. Учитель демонстрирует опыт – эбонитовую палочку натирает о шерсть, затем подносит ее к мелко нарезанным листочкам бумаги. И предлагает учащимся самостоятельно проанализировать наблюдаемое явление по обобщенному плану анализа физического явления письменно (Приложение 2).
2. Учитель демонстрирует следующий опыт – натирает две эбонитовых палочки о шерсть, одну подвешивает на нитке, подносит к ней другую, наэлектризованные палочки отталкиваются друг от друга. Такой же опыт проделывает с двумя стеклянными палочками, потертыми о шелк. Затем подносит к наэлектризованной эбонитовой палочке заряженную стеклянную, они притягиваются. Предлагает учащимся объяснить наблюдаемое явление устно.
III. Изучение нового материала.
1. Электризация тел может осуществляться не только трением, но и при прикосновении заряженного тела к незаряженному. В этом можно убедиться на следующем опыте – наэлектризованную эбонитовую палочку подносят к гильзе, сделанной из фольги и висящей на нитке. Гильза сначала притягивается к палочке, затем отталкивается. Почему? Сначала учащиеся сами пытаются объяснить причину, затем разбираются вместе с учителем. С помощью подобных опытов можно обнаружить, что тело наэлектризовано. И именно на этом основано действие электроскопа и его разновидности – электрометра. Учитель показывает учащимся приборы, рассказывает и демонстрирует, как они работают.
2. По способности проводить электрические заряды вещества делятся на проводники и непроводники электричества. Далее учащиеся самостоятельно, прочитав параграф 27 (стр.62–63), заполняют таблицу:
Вещества
Проводники
Непроводники

Определение
 
 

Примеры веществ, относящиеся к этим группам
 
 

IV. Закрепление.
Учитель предлагает самостоятельно описать электроскоп или электрометр по обобщенному плану описания физического прибора (Приложение 2), чтобы проверить уровень усвоения нового материала. Все учащиеся разделяется на две группы: одни описывают электроскоп, другие – электрометр.
После самостоятельной работы по одному представителю от каждой группы рассказывают и показывают об устройстве приборов, выявляют сходство и различия двух приборов.
V. Подведение итогов.
VI. Домашнее задание.
Параграф 27.
Устно ответить на вопросы после параграфа.
Составить письменно тестовое задание к изученной теме, состоящее из трех вопросов.









13PAGE \* MERGEFORMAT14215




Диаграмма 1Root Entry