Урок обучения грамоты. Звук и буква Нн. Написание буквы Нн.


Урок грамоты  15.10.15Тема : «Звуки [нн,] и буквы Нн». Письмо букв Нн.Цель: обучающая – дать представление о звуках [нн,] и буквах Нн; развивающая – развивать фонетико-фонематический слух, лексико- грамматический строй речи, словесно- логическое мышление, навык письма буквы Нн; воспитательная – содействовать формированию мотивации интереса к изучаемому предмету. Тип урока: изучение нового материала. Технология: диалоговое обучение на уроках. Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, исследовательский, практический, разрешение проблемной ситуации. Оборудование: цветные карандаши, учебник Букварь, Пропись 1, цветные сигнальные карточки, индивидуальные листы. Ход урока: 1. Орг. момент.Психологический настрой. - Сообщение темы, цели урока. 2. Актуализация знаний. Побуждение «Мозговой штурм». - Что такое слово? (Слово обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?) - Слова делятся на…. (слоги) . - Что такое слоги? (Слог — это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком воздуха: го-ра, ре-ка, ма-ши-на) - Правила деления слов на слоги в русском языке? (В слове столько слогов, сколько гласных звуков. Гласные звуки образуют слоги). - Предложения состоят из ... (слов) - Продолжите правило … начало предложения пишется … - Составьте предложение со словом кукла (мама). - Мы слышим и произносим звуки или буквы? - Звуки записываются с помощью …(букв) - Назовите согласные звуки. Чем они отличаются от гласных звуков? - Сколько звуков в слове мама? Какой первый звук в слове? 3. Работа по теме. 
На листочке, на страничке –То ли точки, то ли птички.Все сидят на лесенкеИ щебечут песенки.
Верно, это ноты. Произнесите слово.
- Сколько гласных слышим? Значит сколько слогов в слове? Какой слог ударный?
Произнесите 1 слог. Какой звук слышим в начале? Какой он? 
А вы знаете ноты?
1) Фронтальный опрос. Слого-звуковой анализ слова ноты. - Произнесите слово ноты по слогам и соотнесите его со схемой. (В слове два слога, так как два гласных звука, они обозначены в схеме красным цветом; первый слог но-это слияние двух звуков, на схеме показано, что согласный и гласный слились; второй слог ты тоже слог- слияние. Вывод: Звук [н] выделяется в первом слоге слова ноты протяжным произнесением. Это звук согласный, так как при его произнесении выдыхаемый воздух встречает преграду. 
Наш урок посвящен звуку [н]. Мы выяснили, что согласный, глухой и твердый. Но, минуточку…Ещё одна загадка…
Словно царскую коронуНосит он свои рога.Ест лишайник, мох зелёныйЛюбит снежные луга. ( Олень )
Какой звук вы слышите на конце слова «олень»? Он гласный или согласный? Твёрдый или мягкий?
Значит встречаются два звука  [н], [н’]. О них мы и будем говорить дальше. 
1. Повтори слоги.
На — но — ну — ныАн — он — унНы — на — ну — но Ын — он — унНо — ны — ну — на Ун — ан — он
Ну — на — ны — но Он — ун — ынНа — на Ну — но
Но — на Ну — ныНо — ну Ны — ну
2.     Придумайте слова, которые начинаются на звуки [н], [н’].
А вот и носорог . Вы знаете почему так назвали животное? Зачем ему на носу рог?
3. Послушайте рассказ Г Юдина «Буратиний нос» и постарайтесь запомнить как можно больше слов на звук [н] или [н`]
 
БУРАТИНИЙ НОС
На Новый год ребята в детском саду должны были в кого-нибудь нарядиться. Никита решил сделать себе длинный нос и намазать щеки краской, ну как будто он – Буратино.
Сел Никита на пол, нарезал ножницами бумагу, намазал ее клеем и свернул трубочкой. Посмотрел, а это не нос, а целый носище получился.
– Надоело мне этот Буратиний нос делать, – бурчит Никита, – лучше привяжу его нитками к голове и буду носорогом.
Начал наматывать нитки. Наматывал, наматывал – ничего не получается! Надулся Никита.
– Наклею его прямо на голову. Намазал голову клеем и приложил нос. Волосы склеились, а нос набок свалился.
– Надоел мне этот носорог. Лучше приду после Нового года и скажу, что был одет невидимкой, потому они меня и не видели.
4. И г р а   «Назовите антонимы»
Налево – (направо), высоко – (низко), под – (над),  верхний – (нижний), высушить – (намочить).
5. И г р а  «Подбери слово»
Надеть – (платье, чулки, шубу, плащ, юбку).
Нарисовать – (картину, рисунок, кораблик).
6. И г р а  «Слоговой аукцион»
К слогу «на» прибавьте другие слоги так, чтобы получились новые слова: на…   (-сос, -род, -вес).
К слогу «но» прибавьте другие слоги так, чтобы получились новые слова: но…   (-чи, -жи, -ра).
7. И г р а   «Слоговое лото». Придумайте имена детей, в которых слог «на» был бы вторым в слове.
О т в е т : Нина, Лена, Лина, Гена, Тина, Рина, Зина, Дина.
ФИЗМИНУТКА. 
Твёрдый согласный звук [н] и мягкий согласный звук [н’] обозначаются на письме одной буквой. Её называют буква «эн». Встречайте букву Н в носке!
Письмо. Работа в Прописи. (стр.11) 1) Знакомство с формой буквы Нн. 2) Анализ формы буквы Нн. 3) Показ учителем процесса письма и объяснение способа написания буквы Нн. 4) Списывание учащимися букв Нн с готового образца – Прописей. Помни!! - Правила посадки во время письма, положения тетради. - Правила, связанные с процессом письма: • буквы в словах надо писать с одинаковым наклоном; • необходимо писать буквы в словах на одинаковом расстоянии друг от друга; • писать надо аккуратно, красиво. ФИЗМИНУТКА. 4. Закрепление изученного материала. Чтение. Работа по учебнику «Букварь». (стр.22) Цель: обучение чтению слияний согласного с гласным в слогах и словах. 1) Работа с иллюстрацией учебника. - Составление рассказа по иллюстрации. 2) Чтение слогов на, но, ни, ны, ан, на, уо. - Определи в каком слоге слышим [н] и [н,] 3) Чтение слов в столбиках (про себя, хоровое чтение). 4) Выборочное чтение (индивидуальное) - Прочитай слова, записанные с большой буквы. - Почему слова Анна, Антон, Ната, Нина пишутся с большой буквы. Работа по Презентации «Учимся читать слоги, слова с буквой Нн». Письмо. Работа в Прописи. (стр.11) 1) Показ учителем процесса письма и объяснение способа написания слогов ну, ун, ни, ин. 2) Воображаемое письмо и обведение над образцом, письмо в воздухе. 3) Пальчиковая гимнастика. По столу шёл петушок, Сверху красный гребешок, Снизу коготки на лапках, Не порви, дружок, тетрадку! 4) Списывание учащимися слогов с готового образца – Прописей. ФИЗМИНУТКА. Развитие речи. 1) Работа по учебнику «Букварь». (стр.22) - Рассматривание иллюстрации в верхней части страницы. - Составление рассказа по иллюстрации учебника. 2) Диалог «Я и другой» (взаимодействия двух интеллектуальных позиций- мнений). Это межличностный уровень. - Закончи предложение. Объяснительное чтение. У Антона ноты. Он …. И у Анны ноты. Она … Антон и Анна … Они … 5. Рефлексия.
Итог урока
3432810528955НнНн
Найди и обведи все буквы Н.

Повтори слоги.
На — но — ну — ныАн — он — унНы — на — ну — но Ын — он — унНо — ны — ну — на Ун — ан — он
Ну — на — ны — но Он — ун — ынНа — на Ну — но
Но — на Ну — ныНо — ну Ны — ну
3. Обведи и раскрась только те шарики, на которых написана буква Н. Соедини их ниточками с Незнайкой.

4.Соедини с буквой Н только те предметы, названия которых начинаются со звуков [н], [н`]

5.Раскрась большую букву синим, а маленькую — зелёным цветом с левой стороны рисунка. Заштрихуй букву по образцу. Найди и раскрась букву Н с правой стороны рисунка.

6. Дорисуй вторую половинку буквы Н слева. Обведи в кружок все буквы Н справа.

7. И г р а   «Назовите антонимы»
Налево – (направо), высоко – (низко), под – (над),  верхний – (нижний), высушить – (намочить).
8. И г р а  «Подбери слово»
Надеть – (платье, чулки, шубу, плащ, юбку).
Нарисовать – (картину, рисунок, кораблик).
9. Вставь буквы Н и прочти.

Учимся красиво писать здесь

Спиши
У Антона ноты. И у Анна ноты.

808355300355Прочти
и выучи на выбор.
00Прочти
и выучи на выбор.
3830955706755.