Урок письма в 1 классе УМК «Гармония» Тема: Правописание ударных сочетаний жи – ши


МОУ СОШ №1 с углубленным изучением отдельных предметов с.Александровского
Урок письма в 1 классе УМК «Гармония»
Тема: Правописание ударных сочетаний жи – шиТип урока: урок – путешествие
Подготовила и провела: Галкина Е.В.
2015 г.
Урок письма 1 класс УМК Гармония
Тема: Правописание ударных сочетаний «жи – ши»
(Пропись №3 (стр. 50-51)Цель:
- Создать условия для формирования понятия о правописании ударных сочетаний ЖИ – ШИ в словах, для закрепления умения учащихся в правописании слов с данными сочетаниями;
-Способствовать развитию орфографической зоркости, памяти, речи, мышления через выполнение занимательных упражнений, развитию навыка письменной речи путем выполнения письменных упражнений;
-Воспитывать мотивацию к урокам письма, чувство взаимовыручки, любознательность.
Планируемые результаты
Личностные результаты
Положительное отношение к урокам письма, интерес к работе по прописи, к выполняемым заданиям; желание научиться красиво и грамотно писать и готовность выполнять для этого учебные действия. Желание быть аккуратным, исполнительным, стремление к положительным результатам труда.
Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные
Регулятивные УУД
Осуществлять действия по образцу и заданному правилу.
Сохранять заданную цель.
Видеть ошибки и исправлять их.
Контролировать свою деятельность по результату.
Адекватно понимать оценку взрослых и сверстников.
Познавательные УУД
Читают название урока и предполагают наличие новых сведений. На основе модели воспроизводят правила чтения и письма прямых слогов. Сравнивают согласные звуки, произносимые при чтении перед буквами «а–я», «у–-ю»; осознают и формулируют правила чтения и письма таких слов. Наблюдают за выбором букв ударных гласных после букв мягких согласных [ж] и [ш], выявляют отклонения от общего правила. Формулируют особое правило написания ударных сочетаний «жи-ши», проверяют «открытое» правило по букварю, моделируют его и включают в сводную таблицу. Находят при чтении ударные сочетания «жи–ши» как «опасные места», объясняют в них выбор букв. Обобщают сведения об «опасностях письма», строят сообщения о них на основе моделей в сводной таблице; находят известные «опасные места» в отдельных словах, предложениях и текстах. Читают тексты, осмысливают их по вопросам; выполняют на их основе задания, представленные в словесной и модельной форме.
Коммуникативные УУД
Умение слушать и понимать речь других.
Оформлять свои мысли в устной речи.
Умение договариваться с одноклассниками о правилах поведения и общения.
Предметные
Знать правило написания сочетаний «жи-ши», уметь находить при чтении ударные сочетания «жи-ши» как «опасные места», объяснять в них выбор букв.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, мультимедиа, таблицы, схемы, карточки.
Тип урока: урок-путешествие.
Ход урока:
I. Организационно-мотивационный этап.
Учитель: Придумано кем-то просто и мудро.
При встрече здороваться: Доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
Доброе утро длится до вечера.
Доброе утро, девочки! Доброе утро, мальчики!
Пожелаем гостям доброго утра.
Дети: Доброе утро!
Слайд 2.
Звучит музыка: минусовка «Жил отважный капитан»
Я отважный капитан
Я объездил много стран
В плаванье отправлюсь я
Помогите мне, друзья
Знания для нас важны
В помощь юнги мне нужны.
Вы, согласны помогать?
Надо форму надевать.
Ребята, у вас на партах лежат морские головные уборы, которые называются бескозырки, я предлагаю вам надеть их.
Учитель: - Надеть головной убор!
Дети: - Есть надеть головной убор!
- Приглашаю вас в морское путешествие. Согласны? (Да).
- Положите перед собой Маршрутный лист
1658364244847- Отправляясь в путешествие, покажите своё настроение (Показывают свой значок настроения)
- Отправляемся в путешествие по океану Знаний. Мы посетим острова , рифы, а может даже попадём в шторм. Во время плавания вспомним некоторые опасности письма.
Слайд 3.
II. Актуализация опорных знаний
- Корабль не может подойти близко к берегу. Чтобы подняться на корабль, надо построить мостик.
- Для этого откройте свои карты путешествия (Пропись№3 на стр. 50-51)
Слайд 4
1. – Прочитайте название урока и посмотрите на схему. О каких «опасных местах» мы сегодня на уроке будем говорить? (Для гласных.) Какие места для гласных при письме «опасные»? (Безударные.)
– Объясните, почему безударным гласным звукам, когда пишешь, доверять нельзя, т. е. нельзя писать, как слышишь. Для этого посмотрите на рисунки и определите выделенные в схемах звуки. Охарактеризуйте их. (В словах салат и сосна одинаковый безударный гласный звук [а].)
– Найдите в рамке-подсказке, какой буквой обозначен безударный гласный звук [а] в слове салат. (Буквой а.) А в слове сосна? (Буквой о.)
– Можно ли доверять безударному гласному звуку [а] (Нет.)
Почему? (Может обозначаться разными буквами: то а, то о.)
– Впишите эти буквы в схему, поставьте под условным значком звука и под буквами безударного гласного точки как сигналы «опасности».
Обведите слова салат, сосна по серому цвету и впишите буквы безударных гласных с опорой на рамку-подсказку. (2,5 мин)
- Тот, кто выполнит задание правильно и аккуратно,не упадёт в море, а сядет на наш корабль
Дети выполняют задание (25 сек)
- Вот вы и построили мостик к своему кораблю
Слайд 5
- Оцените себя на этапе «как я помню предыдущий материал»
Учитель: - Поднять паруса!
Дети: - Есть поднять паруса!
Учитель: - Полный вперёд!
Дети: - Есть полный вперёд!
Слайд 6
III. Подведение к теме урока (создание проблемной ситуации)
Учитель: Наш корабль взял курс на остров. А, что это за остров? (в руках бинокль). Это остров Морского царя Нептуна
Слайд 7
Он просит поработать вас дружно в парах
Рассмотрите рисунки, какой звук вам нужно вычленить? (Второй звук.)
– Посоветуйтесь с соседом какой это звук? (Звук [ы]´)
- Охарактеризуйте его .(Гласный ударный)
– Есть ли «опасные места» в этих совах? (Нет.)
– Какой звук в словах вы посчитали «безопасным местом»?
(Ударный гласный звук [ы´].)
– Кто запомнил, как пишется ударное сочетание ши? (Ши´пишется с буквой и.)
– Что же получается? Звук один – ударный гласный [ы]´ , а буквы
на его месте – разные: в одних случаях ы, а в сочетании ши – и.
- Что о таком звуке можете сказать? (Что это «опасное место».)
- Так о каких опасностях письма мы будем говорить сегодня на уроке?
(Под ударением ши с буквой и пиши)
Слайд 8
IV.Работа над новым материалом
– Правильно, но «опасное место» есть только в одном из этих слов, в третьем. После какого звука находится в нём ударный гласный [ы´]? Охарактеризуйте его. (Согласный: твёрдый, глухой.)
Слайд 9
– Прочитайте слова и впишите в них нужные буквы. (сыр, дым, шип)
– Назовите сочетание звуков, которое является «опасным при письме» местом.
– Сочетание ши´ надо запомнить, в нём буква и пишется по особому правилу. Подчеркните это сочетание в слове шип.Работа по теме урока
– Впишите наш вывод в схему на с. 50 и подчеркните сочетание ши´.
(Один учащийся работает на доске) Схему начертить на доске
Оцените себя на третьем этапе нашего маршрута «как я понял цель урока
Как же надо действовать при письме слов с «опасным» сочетанием ши´? ( 1.Нужно узнать, ударный или безударный звук [ы] в сочетании ши. 2. Если безударный, то спросить, как пишется слово. А если ударный, то написать по правилу.)Слайд 10
Физминутка (Морская) Слайд 11-20
-На пути у нас грозное препятствие – РИФЫ
Слайд 21
- Кто знает значение слова РИФЫ (Подводные или выступающие из воды каменистые возвышенности опасные для судов)
-Чтобы наш корабль не сел на рифы, надо быть очень внимательными
– Послушайте слова и хлопните, когда услышите «опасное» сочетание звуков.
-В ходе работы над словами смеши, камыши, запиши, малыши, широкий дети уточняют второе действие: нужно узнать, ударный или безударный звук [ы] в сочетании ши´. Если безударный, то спросить, как пишется слово. А если ударный, то написать по правилу.
– Это и есть третье действие: вспомнить, какой буквой в ударном положении обозначается звук [ы].
– Кто его уже запомнил? Скажите. (ши´ пиши с буквой и.)
– Какое же четвёртое действие? (Нужно записать слово.)
– Попробуем. Прочитайте слова слева от схемы (смеши, ка-
мыши) и справа (запиши, малыши) и впишите ударное сочетание
ши´. Подчеркните его.
-Молодцы, хорошо работаете, шторм утих, а впереди у нас пираты,
Слайд24
-Чтобы спасти наш корабль от захвата пиратов нужно выполнить задание на стр 51
Аналогично строится работа над ударным сочетанием жи,´ вывод
о котором вписывается в схему на с. 51´. (Прочитав слова снежинки, дрожит, написанные чёрным цветом с пропуском сочетания жи,´ дети ставят в них ударение и, глядя на рамку-подсказку, узнают,что в словах пишется жи,´ после чего вписывают его в слова. Формулируется вывод о недоверии ударному сочетанию жи´, который вписывется в схему на с. 51.) Используемая схема требует пояснения. В ней дана лишь частичная характеристика согласного звука – не указано, что звук [ж] звонкий. Чтобы не перегружать все обобщающие таблицы отдельными схемами для слогов жи–´ ши,´ мы даём одну, отражая в ней, во-первых, общий, а во-вторых, существенный для данного орфографического правила признак – твёрдость согласного. Факт звонкости звука [ж] для правила написания ударного слога жи является несущественным. Если у детей возникнет вопрос о неточности схемы, им можно доступно объяснить решение авторов. Но при желании учащихся один раз под значком учёного в схеме звонкость звука [ж] можно обозначить.)– Вот мы и подтвердили правило, открытое на уроке чтения: Слайд 25
под ударением жи´–ши´ пиши с буквой и.– Проверим, показаны ли эти «опасные места» в нашей таблице
– Потренируемся в использовании нового правила, впишем нужное сочетание в слова закружились, закружился.
Оцените себя на 4 этапе путешествия «Как я понял основное правило урока»
- Впереди у нас необитаемый остров
Слайд 26
- Чтобы его посетить нужно выполнить задание самостоятельно
Самостоятельная работа(С.51)
Каллиграфическое упражнение: обведение по серому цвету
предложения Дети дружили.
Проверка с образца
Слайд 27
- Заметим: условные значки рядом с предложением напоминают, что надо найти опасные места» для гласных и согласных, парных по глухости-звонкости. Значок, указывающий на подчёркивание «опасных» мест, теперь распространяется и на ударные соче-
тания жи´–ши´
Списывание напечатанного предложения.
При записи под диктовку предложения (Выпал пушистыйснег.) учитель произношением подсказывает букву г, которую дети
вписывают в составленную ими слоговую схему.
Заметим, что сочетание ши´, а в дальнейшем и другие удар-
ные сочетания, в слоговую схему не вписываются, а только под-
чёркиваются, так как учащиеся знают, как оно пишется, и в под-
сказке не нуждаются.
V. Закрепление изученного
Это остров «Угадай-ка» Слайд 29
Ну-ка, юнга, поиграй-ка!
Мы всё быстро соберём
Много разных слов найдём!
Каждый здесь сейчас поймёт,
Кто на острове живёт.
-На одном из домов жителей острова висит спасательный круги. Посмотрите на него. Прочитайте слоги. (жи ши) составьте слова с этими сочетаниями.
ЖИШИлыемы Слайд 30-31
Прочитайте ещё раз эти слова.Что делала сейчас? (Составляли слова)
Беседа. Фронтальная работа.
– Какие шипящие согласные звуки вы встретили в этих словах?
Слайд 32
[ж], [ш],
– Что вы знаете об этих звуках? Произнесём. Сравним.
([ж], [ш] – всегда твёрдые звуки;
Нам пора отправляться дальше. Внимание! Наш радист получил тревожное сообщение. (сигнал sos) «Наших друзей захватили в плен гигантские осьминоги. Помогите»
Поможем ребята?
VI.. Обобщение и систематизация знаний.
– Назовите главные правила, которые мы используем в нашем путешествии.
(Ответы детей.)
жи-ши под ударением пиши с буквой и!
Физминутка «Юнги»
Слова спокойно жили в книжк Но книжку вдруг прогрызли мышки.Из слов буквы откусилиК себе в норку утащили.
Что же делать? Как же быть?
Буквы нужно возвратить!
Помогите мне мои юные друзья. Прочитайте слова. На ваших столах лежат страницы из моей книжки, вставьте пропущенные буквы.
(ерши, камыши. машина, кружи, дружи, стружи)
Взаимопроверка. Слайд 32
Поменяйтесь вашими работами со своим соседом. Проверьте правильность написания.
Прочитайте. Все слова вам понятны? Кто может объяснить те слова , которые непонятны?
А у кого , юнги, нет ошибок, поднимите руки! Молодцы! Прочитайте слова.
- Каким правилом пользовались? (Под ударением ши с буквой и пиши)
Подведение итогов урока: а) вписывание в схему значка
гласного и значка ударения над ним, а также на серую черту со-
четаний жи´–ши´ с последующим их подчёркиванием; б) оценка
детьми своей работы.
- А вы знаете почему Ж и Ш дружат с буквой И и не дружат с буквой Ы?
Послушайте сказку.
СКАЗКА О СОЧЕТАНИЯХ ЖИ И ШИ.
(Сказку может прочитать хорошо читающий ученик – Пчелинцева М.)
(Учитель прикрепляет рисунки по ходу чтения сказки)
Был жаркий летний день. Согласные буквы Ж и Ш пошли купаться на местное озеро. Доплыли они до середины, улеглись на мель, плещутся. Весело им. И вдруг, откуда ни возьмись, набежала тучка, потемнело небо, грянул гром, побежали легкие волны по озеру. Они накрыли Ж и Ш. Испугались бедные Ж и Ш, кричат: «Помогите!» А на берегу сидела важная и сытая буква Ы. Она поднялась, посмотрела на барахтающиеся в воде буквы и спокойно укрылась под грибком. Волна вот – вот накроет Ж и Ш с головой, но, к счастью, их крик услышала гласная И. Она смело кинулась в воду, подплыла к ним. Одну свою руку она протянула букве Ж, другую – букве Ш и вытащила их на берег. С тех пор согласные Ж и Ш дружат только с буквой И. Помните об этом, ребята!!!
Оцените себя на 5 пункте нашего путешествия.
Итог урока.
Юнги, вы, молодцы! Вы не только знаете и применяете правила, но и умеете сочинять стихи. Давайте попробуем с вами договорить правило!
Под ударением сочетания ЖИ-ШИ
Только с буквой и пиши
- Оцените свою работу на уроке. Красный – все запомнил и могу помочь другим;
Синий – было интересно, но надо еще потренироваться;
Жёлтый– было трудно, потому что …
Рефлексия.
– Молодцы! Наше путешествие закончилось. Вы были весёлыми, дисциплинированными и очень дружными. А кто отправится со мной в следующее путешествие, поднимите руки.
Мне очень понравилось у вас сегодня. Я желаю вам успехов!
Слайд35-36