Урок по русской грамоте на тему Правописание сочетаний ча-щав 1 классе

Урок русской грамоты в 1 классе

Кушербаева Д.К.
учитель начальных классов

Тема: «Правописание сочетаний ча -ща»
Цели:

закреплять правило написания слов с сочетаниями ча – ща в словах;
упражнять детей в написании слов со всеми изученными буквами;
повторять знания детей о звуках и буквах, правил оформления на письме предложений;
развивать наблюдательность, речь;
воспитывать положительное отношение к чувствам скромности и отрицательное - к хвастливости и зазнайству.
Оборудование:
рисунки-портреты Незнайки и Мальвины, демонстрационные карточки , плакаты с заданиями , д/игра “Поезд”, папка почёта “Красиво писать – красоту творить”.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
- Ребята, обозначим в тетрадях дату на середине строки.
(В это время должны поднять руки те дети, которые не получили тетради)
- Верно, ваши тетради очень понравились Мальвине. (Открывает её портрет) Она их положила в папочку почёта, которая называется “Красиво писать – красоту творить”.
- Писать нужно всегда аккуратно, красиво, а главное – разборчиво: выполняя верно написания букв и их соединений, соблюдая единое расстояние между буквами и словами. Писать всегда нужно с уважением к тем, кто будет читать ваше письмо.
- А кто читает то, что вы написали? (Мамы, папы, бабушки, учительница, товарищи по классу.)
- А главное: уважать нужно самих себя и свой труд. Значит, как будем писать? (Красиво, аккуратно и разборчиво.) И будем учиться писать грамотно, без ошибок.
- Спасибо вам, ребята, за красоту и порядок в ваших тетрадях. (Учитель вручает под аплодисменты товарищей лучшие тетради ученикам)
Все дети записывают в тетрадях дату.
2. Повторение знаний о звуках и буквах.
Задание 1. Нужно преобразовать буквы, написанные на доске мелом, в другие буквы с помощью:
а) цветного мелка; б) мокрой тряпочки.
У доски работают два ученика.

Задание 2. А в это время (фронтально) проводится игра “Угадайка”.
Дети узнают букву и её называют (например, “Это буква “А” прописная.”, “Это буква “в” строчная”). .

Задание 3. Что лишнее? (Запись на доске).
а) р ,с, А, ш, И, О; (Лишняя буква “ш” - она печатная.) б) е, ё, и, ю, я; (Лишняя буква “и” - она не обозначает 2 звука.) в) д, м, п, щ, х; (Лишняя буква “щ” - она обозначает всегда мягкий согласный звук.)
- А какие буквы ещё обозначают всегда мягкие согласные звуки? (Буквы “ч” и “й”.)
3. Сообщение цели урока. Жи-жи-жи – ползают ужи.
Жу-жу-жу -  в школу я хожу
Ши-ши-ши – какие малыши
Чу-чу-чу – мячиком стучу
Ча-ча-ча – дали стрекоча
Ща-ща-ща – поймали мы леща
Щу-щу-щу – рыбку отпущу
 Загадка.
Он не знает ничего! Вы все знаете его. Мне ответьте без утайки. Как зовут его?
Дети хором: Незнайка!
Учитель помещает на доску портрет Незнайки.
- Незнайка записал буквы: Ч, Щ, Й. Он говорит, что они обозначают всегда мягкие согласные звуки и глухие. Вы с ним согласны? В чём он ошибся? (Буква “й” обозначает не глухой согласный звук.)
Учитель стирает букву “й”.
- Сегодня на уроке мы будем упражняться в более красивом написании букв “ч” и “щ” в словах.. А также познакомимся с новым правилом написания трудных слов – значит, будем богаче в знаниях о русском языке.
4. Каллиграфическая минутка.


5. Физминутка.
-Произнесём звуки, которые обозначаются этими буквами: <ч-щ, ч-щ, ч-щ>.
-Чья это песенка? (Паровоза.)
Дети встают “паровозиком”, двигаются по классу и поют:
Вот поезд наш едет, Колёса стучат, А в поезде нашем Ребята сидят. Чу-чу-чу-чу-чу-чу - Бежит паровоз, Далёко, далёко Ребят он повёз.
6. Сообщение знаний о написании сочетаний ча-ща, чу-щу.
Сказка.
Жили-были на свете шипящие Ч и Щ, а неподалёку жили гласные У, Ю, А, Я. Жили дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат нашли уже некоторых. Вот только никак не могут найти гласные Ю и Я. Искали- искали, с ног сбились, - до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ю и Я, как ни в чём не бывало, сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие, с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а только так: чу-щу, ча-ща.
- Так об этом говорится в сказке. А вы, ребята, как думаете, почему не нужно после букв Ч и Щ ставить буквы Ю и Я? (Буквы Ч и Щ обозначают всегда мягкие согласные звуки. И нет необходимости их смягчать гласными Я и Ю.)
На наборное полотно выставляются пары слогов:
ЧА-ЩА. ЧУ-ЩУ
Дети проговаривается хором правило:
“ЧА-ЩА – пиши с буквой А. “ЧУ-ЩУ – пиши с буквой У.”
7. Закрепление правила. Выполнение упражнений.
Упражнение 1.
На доске слова с пропущенными буквами:
Ч..ща, чищ , щка, чдо.
Дети объясняют, какую букву нужно вставить, при этом проговаривается правило.
Учитель вписывает цветным мелом нужную букву.
- Проговорим слова ещё раз и спишем их в тетрадь. Подчеркнём сочетания ча-ща, чу-щу.
Упражнение 2. Работа над деформированным предложением.
Загадка.
Я захожу во все заливы, Ищу какой-нибудь поживы.
(Щука).
- Какое ошибкоопасное место встретилось в слове щука?


- Слово щука приехало к нам на поезде и просит составить с ним предложение.
(В пруду щука ловит леща.)
Учитель ставит вагончики в нужном порядке.
- Какие правила нужно вспомнить, прежде, чем записать это предложение?
(Дети повторяют правила заглавной буквы в начале предложения, раздельного написания слов друг от друга в предложении и правило написания щу и ща.)
- Проговорим предложение и запишем его на следующей строчке в тетрадь.
Упражнение 3. Д/ игра “Отремонтируй слово”.
Слова спокойно жили в книжке, Но книжку вдруг прогрызли мышки. Из слов буквы откусили К себе в норку утащили.
- Спишите, вставляя пропущенные буквы.
а) Работают с комментированием у доски. б) Индивидуальная проверка написанного в тетрадях.

Физминутка.
- Отгадайте, кто это?
В огороде Тит стоит, Ничего не говорит, Сам с грядок не берёт И воронам не даёт.
(Чучело)
- Встанем дружно, ребята, и изобразим огородное чучело – пугало.
(Дети импровизируют. Интересные образы чучел у ребят отметить.)
Упражнение 4.
- Ребята, тише-тише! Незнайка что-то нам хочет сказать.
Учитель за Незнайку говорит:
-О! Я всё запомнил! Я всё теперь знаю! Я грамотнее вас стал! Я вам написал записку:
Яхочуугоститьвасчаем.
(Ребята смеются.)
- Дети, какое правило не запомнил Незнайка? (Слова в предложении пишутся отдельно друг от друга.)
- Прочитаем. Сколько здесь слов? Произнесём это предложение, отхлопывая каждое произнесённое слово. Какое слово первое? Какое второе? Последнее?
- Составим схему этого предложения.
Один из учеников выполняет на доске схему: |____ ____ _____ ____ .
- Запишите предложение, сверяя его со схемой.
Упражнение 5.
- Незнайке очень стыдно за хвастовство и зазнайство. Он извиняется перед вами, пригласил нас на чаепитие.

- Какие слова приготовил он вам? Составим и запишем, проговаривая. О чём будем помнить, записывая эти слова? (ЧА пиши с буквой А.)
Упражнение 6 на внимание.
Учитель произносит предложение:
Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.
- Какие слова с ча услышали? Назовите их. Какое правило нужно употребить, чтобы грамотно написать эти слова?
Упражнение 7. Самостоятельная работа.

- Составьте по плакату слова и запишите их.
- Проверим друг друга в парах.
7. Итог урока.
- Что нового узнали сегодня на уроке? (Дети повторяют хором изученные правила.)
-А что, ребята, вы положили в сердце? (Стыдно хвастаться и зазнаваться. А также нужно быть благодарными за помощь)

15