Развитие связной речи старших дошкольников методом наглядного моделирования

Развитие связной речи старших дошкольников методом наглядного моделирования

2 слайд «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»
К. Д. Ушинский
В детской речи существуют множество проблем. На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.
У детей с общим недоразвитием речи существуют следующие проблемы: ограниченный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, неумение планировать речевое высказывание, нарушено внимание, несовершенно логическое мышление.

3 слайд Формирование связной речи – наиболее сложный и важный раздел коррекционного обучения. Наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик, является использование наглядного моделирования .
Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

4 слайд В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью.
В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:
геометрические фигуры;
символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
планы и условные обозначения, используемые в них;
контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.

5 слайд Моделирование состоит из следующих этапов:
- усвоение и анализ сенсорного материала;
- перевод его на знаково-символический язык;
- работа с моделью.

6 слайд При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие дидактические задачи: -
знакомство с графическим способом представления информации; - развитие умения дешифровки модели; - формирование навыка самостоятельного моделирования.

7 слайд
В своей работе на подготовительном этапе использую иллюстрацию –как заместитель предмета . Далее знакомлю с условно-реальным изображением предмета, когда в нём сохраняются ещё детали и яркие признаки, но они представлены уже схематично.
И на последнем этапе используются изображения с высокой степенью обобщения и абстрагирования.


8 слайд Одним из самых сложных заданий для детей дошкольного возраста является составление предложений.
Простая схема, состоящая из двух предметных картинок и стрелки, во-первых, заменяющая слово-действие, а во-вторых, указывающая на объектно-субъектные отношения во фразе, позволяет смоделировать много различных предложений.



9 слайд ПЕРЕСКАЗ
Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ.
Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель.

( Работа по развитию навыка пересказа предполагает формирование следующих умений:
усвоение принципа замещения, то есть умения обозначать персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями;
формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование);
передача последовательности эпизодов в соответствие с расположением заместителей, )

10 слайд Рассказывание начинается со знакомых коротких сказок, типа “Репка”, “Колобок” и т.п.
Чтобы научить ребенка последовательно излагать сюжет сказки используются наглядные модели сказки.
На первых порах логопед рассказывает детям сказку ,например “Репка”, а дети постепенно выставляют символы-заместители (картинки с изображением персонажей сказки)
На данном этапе необходимо добиваться, чтобы элементы моделей соответствовали фрагменту сказки, который звучит в данный момент.
Слайд 11 Затем картинки заменяются на силуэтные изображения или
геометрические фигуры.
Слайд 12 Также используются схематические картинки (опорные сигналы), отражающие последовательность событий.

Слайд 13 В процессе формирования навыка составления рассказа-описания и рассказа по определённой сюжетной линии применяются три основных вида моделей рассказа, отражающие различные способы связи фраз:
слайд 14,слайд 15 -примеры цепная связь (предложения «сцепляются» между собой, одно вытекает из другого);
слайд 16 лучевая связь (называется объект и каждое предложение раскрывает один из его признаков).
Слайд 17 Реклама Уважаемые коллеги, этот слайд не ошибка. Что такое Реклама? Понятие дано на слайде. А по идее – это описательный рассказ определенного предмета с лучевой связью .
Я предлагаю поиграть в рекламных менеджеров. Сегодня мы будем рекламировать один из видов бытовой техники. Пока не скажу какой. Мы назовем его после рекламы.У меня заготовлены схемы и описания данного товара.
Задача менеджеров : Прорекламировать данный товар убедительно .

Слайд 18 РАССКАЗ ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ
Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка умения
выделить основные действующие лица или объекты картины,
проследить их взаимосвязь и взаимодействие,
отметить особенности композиционного фона картины,
а также умение додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, и последствия ее – то есть конец рассказа.

Работа по формированию навыка рассказывания по картине состоит из 3-х этапов:
выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;
определение взаимосвязи между ними;
объединение фрагментов в единый сюжет.

Здесь удобно использовать фрагменты, силуэтные изображения значимых объектов картины и схематические изображения фрагментов картины.

Слайд 19 РАССКАЗ-ОПИСАНИЕ пейзажной картины

Этот вид рассказа особенно сложен для детей.
Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты,
то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку.
В данном случае в качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы.

На подготовительном этапе детям предлагается картина с ограниченным количеством пейзажных объектов (болото, кочки, туча, камыши;

Слайд 20 или дом, огород, дерево и т.п.) и мелкие изображения живых предметов – “оживлялок”, которые могли бы оказаться в данной композиции.
Дети описывают пейзажные объекты, а красочность и динамичность их рассказов достигается включением описаний и действий живых предметов.

Слайд 21 Аналогично проходит работа по другим картинкам. “Оживлялки” легко накладываются и убираются, могут включаться в разные пейзажные композиции, в одном пейзаже могут присутствовать разные живые объекты, что позволяет достигать вариативности рассказов детей по одной пейзажной композиции.

Слайд 22 ФРАГМЕНТАРНОЕ РАССКАЗЫВАНИЕ ПО ПЕЙЗАЖНОЙ КАРТИНЕ
Еще один вид описания пейзажных картин фрагментарное рассказывание, когда дети сначала составляют рассказы об отдельных персонажах (фрагментах) картины, а затем объединяют их в единое высказывание. Картина, предложенная для составления рассказа, делится на 4 части, которые закрываются картонными прямоугольниками разного цвета. Слайд 23 Ребенок, постепенно открывая каждую из 4 частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет.  Работа над каждым из фрагментов проходит аналогично работе по составлению описания целой картины. Вариативность рассказов детей достигается за счет выбора ими цвета прямоугольника, который они открывают первым.

Слайд 24 СРАВНИТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТОВ
Основу описательного рассказа составляют конкретные представления
Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:
По данной модели возможно составить описание отдельного предмета, принадлежащего к определенной группе.
Слайд 25 Например
Слайд 26
Слайд 27 Когда дети научатся свободно оперировать моделью описания отдельных предметов или явлений переходим к сравнительному описанию.
Используются круги Эйлера сравнивают предметы, определяя сначала их сходство, а затем различия. в пересечении обручей (круги Эйлера) выделяются одинаковые признаки предметов.
Игра сравним «Зайку и Лисичку»

Слайд 28
ТВОРЧЕСКАЯ СКАЗКА ПО СИЛУЭТНЫМ ИЗОБРАЖЕНИЯМ.
. В качестве элементов модели ребенку предъявляются силуэты животных, растений, людей или природных явлений (снег, дождь и т.п.)
Логопед задает начало сказки и предлагает продолжить ее, опираясь на силуэтные изображения.
В темном лесу, в самой его глубине, есть солнечная полянка. В центре полянки стоит маленькая избушка . затем дети выбирают силуэты других героев и заканчивают сказку). Особенность данных элементов в том, что силуэтные изображения, в отличие от картинного материала, задают определенный обобщенный образ, не раскрывая его смыслового содержания.
Определение характера, настроения, даже внешнего вида героя – прерогатива самого ребенка. Дети наделяют силуэты предметов определенными смысловыми качествами.
На последующих этапах ребенок сам придумывает сюжет сказки по заданной теме, выбирая силуэты для модели в соответствии со своим замыслом.

Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что наглядное моделирование является действенным методом в обучении детей. И чем раньше начать обучать детей рассказывать, пересказывать и заучивать стихи, используя данный метод, тем лучше мы сможем подготовить их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.


ђ Заголовок 1ђ Заголовок 2ђ Заголовок 3ђ Заголовок 4ђ Заголовок 5ђ Заголовок 6ђ Заголовок 7ђ Заголовок 8ђ Заголовок 915