Презентация Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования


Развитие связной речи дошкольниковметодом наглядногомоделирования и мнемотехники(для педагогов ДОУ)Автор Осипова А.А2016 г.МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД №49»Светлячок» К. Д. Ушинский «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету» Мнемотехника-это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи. Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информацииМнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация Особенности речевого развития дошкольниковВысказывания короткиеОтличаются непоследо-вательностьюСостоят из фрагментов, логически не связанных между собойСодержат низкий уровень информатив-ности Модели, мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детейПрием наглядного моделирования,мнемотаблицы-схемыПересказхудожественной литературыЗаучиваниестиховДидактические игрыОбучение составлению рассказов (составление рассказов по картинам и серии картин,описательный, творческий рассказ)Отгадывание и загадываниезагадок В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера: Элементы схем, моделей - предметные картинки - силуэтные изображения - геометрические фигуры - планы и условныеобозначенияконтрастная рамка – приём фрагментарного рассказывания В качестве модели связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов – пособие “Логико-малыш В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта, ориентированных на качественные характеристики (злой, добрый, трусливый и т. п.). Дидактические игрыДидактическая игра «Волшебные карточки» ( Венгер Л.А.) средний возрастЦель: назвать на «волшебных карточках» игрушки, развивать воображение, мышление.Дидактическая игра «Что это такое?» средний возрастЦель: определять и называть предмет при помощи цветовой модели, развивать воображение, мышление.{ED083AE6-46FA-4A59-8FB0-9F97EB10719F} Дидактическая игра «Закончи предложение»Цель: подбирать по смыслу предмет- модель, развивать мышление, воображение.Днем светит …..Ночью светит…..В лесу много…Дидактическая игра «Кто спрятался?»Цель: подбирать по смыслу мнемотехническую дорожку, используя предметно- схематические и цветовые модели, развивать мышление, воображение.Вопросы: где спрятался кот, петух, лиса. Этап 4. Пересказ сказки с опорой на мнемотаблицуПЕРЕСКАЗ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫЭтапы работы ( младший, средний возраст)Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.Этап 2. Осуществляется перекодирование информации – преобразование из абстрактных символов в образы.Этап 3. Пересказ сказки с опорой на символы, т. е. происходит отработка метода запоминания. Этап 4. Делается графическая зарисовка -мнемотаблица.Этап 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при её показе ему.   ТЕРЕмок(Мнемомодель сказки)












В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера: Этапы работы(старший возраст)Этап 1. Зачитывается текст сказки, и выделяются её основные части.Этап 2. Каждая часть кодируетсяЭтап 3. Делается графическая зарисовка мнемотаблицыЭтап 4. Пересказ сказки с опорой на мнемотаблицу {775DCB02-9BB8-47FD-8907-85C794F793BA}126453 789101112Мнемокарта по сказке Г.Андерсена «Дюймовочка» Заучивание стихотворенияПТИЧКАПтичка над моим окошкомГнездышко для деток вьет,То соломку тащит в ножках,То пушок в носу несет.Птичка домик сделать хочет.Солнышко взойдет, зайдет,Целый день она хлопочет,Но и целый день поет. 1. Рассматривание мнемотаблицы2. Подробное объяснение педагогом каждого пункта.3. Отгадывание загадки детьми. Загадка. Под соснами, под елками лежит мешок с иголками. (Ёж)Загадки{35758FB7-9AC5-4552-8A53-C91805E547FA} ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТОВЭлементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:• принадлежность к родовидовому понятию•величина;• цвет• форма• составляющие детали;• качество поверхности;• материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);• как он используется (какую пользу приносит)?• за что нравится (не нравится)? ОПОРНЫЕ СХЕМЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ Символы описания выкладываются в свой обруч. Затем в пересечении обручей (круги Эйлера) выделяются одинаковые признаки предметов. Дети сравнивают предметы, определяя сначала их сходство, а затем различия.СРАВНИТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ЛИСЫ И ЗАЙЦАЛиса и заяц – это дикие животные. Заяц – маленький, а лиса – побольше. У зайца летом мех серый, а у лисы рыжий. Заяц – травоядное животное, а лиса – хищник.Сравнительное описание Сравнительное описание яблока и груши РАССКАЗ ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка умения выделить основные действующие лица или объекты картины, проследить их взаимосвязь и взаимодействие, отметить особенности композиционного фона картины, додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, и последствия ее – то есть конец рассказа. На практике “рассказы”, самостоятельно составленные детьми – это, в основном, простое перечисление действующих лиц или объектов картины. Работа по преодолению этих недостатков и формированию навыка рассказывания по картине состоит из 3-х этапов: выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины; определение взаимосвязи между ними; объединение фрагментов в единый сюжет. Составление сюжетного рассказа с помощью приема фрагментарного рассказывания- контрастной рамки



Левитан, Исаак Ильич - Вечер на Волге


«Золотая осень» — картина русского художника Исаака Левитана (1860—1900 г)


ТВОРЧЕСКИЙ РАССКАЗПоследовательность работы Использованная литератураТ.Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» Т.В.Большева«Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники» Белоусова Л.Е«Веселые встречи. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов мнемотехники».Журнал«Детский сад. Все для воспитателя»2012 г.