Презентация «Использование тестовых программ для коррекции дисграфии на почве нарушения звукового анализа и синтеза»


«Использование тестовых программ для коррекции дисграфии на почве нарушения звукового анализа и синтеза»учитель- логопедМБОУ «Оборонинская сош»Базалий С.В.р.п. Мордово 2015 г. Дисграфия- это частичное специфическое нарушение процесса письма.Применительно к младшим школьникам вернее говорить не о расстройстве, а о трудностях овладения письменной речью. Задачи тренинговых упражнений лингвистические психологические развитие речемыслительной деятельности формированиесвязной речи активизациязрительного восприятия совершенствованиеслогозвуковогоанализа исинтеза слов развитие познавательныхпроцессов развитие устойчивого внимания исосредоточения Дисграфия Артикуляторно –акустическая Акустическая На почве нарушенияязыкового анализаи синтеза Оптическая Аграмматическая Представляет отражение неправильного произношения на письме.Проявляется в виде пропусков, замены и смешения букв.Наиболее часто проявляется у учащихся с выраженной ЗПР и умственной отсталостью. Специфический вид дисграфии.Проявляется заменой букв, соответствующих фонетически близким звукам.Замена и смешение парных звонких и глухих согласных.Замена и смешение свистящих и шипящих.Замена и смешение аффрикатов и их компонентов.Замена и смешение гласных первого – второго ряда.Пропуски, замена и смешение мягкого знака.Замена и смешение о - у, е – и в ударной позиции.НАИБОЛЕЕ ХАРАКТЕРНА ПРИ ОНР III – IV УРОВНЯ.РЕЖЕ ПРИ ФФНР. ПРОЯВЛЯЕТСЯ НА УРОВНЕ СЛОВА И НА УРОВНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.ПРОПУСКИ ГЛАСНЫХ БУКВ.ПРОПУСКИ СОГЛАСНЫХ .ПРОПУСКИ СОГЛАСНЫХ БЕЗ СТЕЧЕНИЯ (ПРИ ЗПР).СЛИТНОЕ НАПИСАНИЕ ПРЕДЛОГОВ.РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ ПРИСТАВОК.РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ СЛОВ (ЧАЩЕ ПРИ ЗПР И УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ).СТОЙКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ФФН И ОНР. ОБУСЛОВЛЕНА НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКИХ И СИНТАКСИЧЕСКИХ ОБОБЩЕНИЙ.ИСКАЖЕНИЕ МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА.ИЗМЕНЕНИЕ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.НАРУШЕНИЕ ПРЕДЛОЖНО – ПАДЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ.ИЗМЕНЕНИЕ ПАДЕЖА МЕСТОИМЕНИЙНАРУШЕНИЕ СОГЛАСОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ. Представляет собой замены и смешение оптически сходных букв.(о-а, п-т, и-у, с-э, м-н, м-л, б-д и т.д.)Обусловлена нарушениями оптико – пространственного гнозиса и конструктивного мышления. Причины возникновения дисграфии Наследственная предрасположенность, когда передаётся качественная незрелость отдельных мозговых структур, участвующих в организации письменной речи;задержка в формировании определённых функциональных систем, важных для освоения письменной речи, вследствие вредностей, действовавших в различные периоды развития ребёнка;трудности становления процесса латерализации;дефицит слухоречевой памяти;незрелость динамического процесса; слабость вербализации пространственных представлений;слабость оперативного образования зрительно- слуховых и зрительно- моторных ассоциаций;низкие изобразительно- графические способности;несформированность произвольной моторики;Недостаточность слухо- моторных координаций и чувства ритма Проявления дисграфии, на почве нарушения звукового анализа и синтеза Ошибки на уровне буквы и слога Ошибки на уровне слова Ошибкина уровне предложения Ошибки на уровне буквы и слога Пропуск буквы или нескольких букв в слове;пропуск слога в слове;перестановки букв и слогов;вставки гласных букв Ошибки на уровне слова Раздельное написание частей слова;слитное написание служебных слов с последующим или предыдущим словом;смещение границ слов; Ошибки на уровне предложения Отсутствие обозначения границ предложений Неспецифические виды дисграфии Идеаторная Является следствием выраженного дисбаланса между возбуждением и торможением.Характеризуется отсутствием стабильных типов ошибок.При преобладании возбуждения ребёнок с трудом высиживает урок, постоянно отвлекается, в работу включаются фрагментарно.При преобладании торможения ребёнок пассивен, заторможен, работает только под контролем. На почве истерииГиперболизированный вариант идеаторной дисграфии с преобладанием возбуждения.Характеризуется следующими типами ошибок:Пропуск гласных и согласных букв.Большое количество орфографических ошибок. Основные этапы работы I этап – восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.II этап – восполнение пробелов в области овладения лексикой и грамматикой.III этап – восполнение пробелов в формировании связанной речи. "Учитель - человек, который может делать трудные вещи легкими."Р. Эмерсон