«Крыша над головой. Зонтик»


Урок
изобразительного искусства в 3 классе
учителя МОУ гимназии № 2 Лебедевой Лилии Владимировны
Тема: "Крыша над головой. Зонтик".
Цели:
предметные: познакомить обучающихся с историей возникновения зонта, учить их поисковой деятельности в разработке дизайна своего зонта, формировать пространственные представления, развивать умения работать с гуашевыми красками и акварельными карандашами;
метапредметные: учить обучающихся принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, освоению начальных форм познавательной и личностной рефлексии, умению активно использовать возможности речевых средств, а также выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру и предметам.
Организация и структура урока

п/пЭтап урока
Действия учителя Деятельность учащихся УУД
I Организационный момент.
1. Диалог:
- Здравствуйте, дети!
- Каким вы видите сегодняшний урок?
- Я желаю вам, чтобы урок у нас получился интересным и поучительным. Цель: создать положительный настрой учащихся на урок, на восприятие учебного материала, способствовать быстрому включению учащихся в деловой ритм.
Учитель проверяет готовность обучающихся к уроку, оценивает настрой учеников на работу.
Цель: настроиться на учебную деятельность, на восприятие новых знаний, быстрое включение в деловой ритм.

Дети активно включаются в диалог с учителем, высказывают свои мнения.
Личностные: желание приобрести новые знания.
Коммуникативные: умение вести диалог с учителем.
II Актуализация новых знаний.
1. Вхождение в новую тему.
Учитель:
- Я прочитаю стихотворение- загадку, а отгадка поможет вам определить тему нашего урока.
Стихотворение о зонте.
Он всегда стоит в углу,Хоть и не наказан.Не пойму я, почему?Он ведь не привязан.Но, когда ударит громВ барабан огромный,Мы с собой его берёмДнём и ночью тёмной.Без него тогда - нельзя,Мы промокнем сразу.Он раскроется, друзья,Словно по приказу.Виден однокрылый взмах -Аж ... на горизонте...Догадались, что в руках?Ну, конечно - ... (зонтик)!!!
(Ольга Маслова)
2. Формулирование темы урока обучающимися, целеполагание.
Беседа:
- Ребята, вы, наверное, догадались, какая будет тема нашего урока? (Да, зонт)
-Попробуйте сформулировать цели урока. (Учиться рисовать зонт)
- А историю возникновения зонта вы не хотели бы узнать? (Хотим)
3. Знакомство с историей возникновения зонта.
Учитель:
- А вы хотели бы узнать историю зонта? (Да)
- Итак, зонт - древнее изобретение. Его родиной считают Китай. Известно, что зонты были популярны в Индии, Египте, Греции. Здесь они считались символом власти и богатства.
- Как вы думаете, для чего были нужны зонтики в этих жарких странах? (Чтобы спастись от жаркого солнца)
- Самому древнему изображению зонтика около 3000 лет. В семнадцатом веке зонтик появился в Европе, во Франции. Как укрытие от дождя (а не от солнца) зонтик впервые был применён в Англии.
4. Исследовательская деятельность.
(Работа с иллюстрациями учебника С.Г.Ашиковой «Изобразительное искусство» (Учебник для 3класса/ Под ред.А.А.Мелик-Пашаева, С.Г.Яковлевой. – Самара: Издательство «Учебная литература»; Издательский дом «Фёдоров», 2012, с.60-61).
Учитель:
- Откройте учебник на с.60-61 и рассмотрите фотографии и репродукции картин, представленные на этих страницах.
- Какие два вида зонтиков вы видите? В чём их различия? (Здесь представлены два вида зонтиков: от солнца и дождя. Они отличаются формой. От дождя - куполообразный, от солнца – почти плоский.)
- А у вас дома есть зонты? А у ваших родных? (Есть)
-А похожи ли они между собой? (Нет)
- Давайте рассмотрим настоящие зонтики.
(Учитель приглашает двух учащихся для демонстрации зонтов).
- На что похож зонт? (На гриб)
- Чем похож?
- Какова форма зонта при взгляде на него сверху, сбоку? (Сверху - круглая, сбоку- овальная)
- Где крепится ручка у зонта? (Точно по центру купола зонта).
- Что вы можете сказать о цветовой гамме зонтов? (Они разные по цвету)
5. Практическая работа.
Учитель предлагает ученикам побыть на уроке дизайнерами: попробовать разработать дизайн своего зонта, определить, для какого времени погоды он пригодится, и изобразить его на листе бумаги.
Учитель обращает внимание на расположение альбомного листа.
6. Вернисаж детских рисунков.
Цель: дать
детям возможность определить и сформулировать самостоятельно тему урока.
Форма работы:
фронтальная.
Метод: словесный (диалог).
Средства активизации:
живое слово учителя, стихотворение-загадка.
Учитель зачитывает стихотворение.
Цель: формулирование темы и постановка целей урока.
Форма работы:
фронтальная.
Метод: словесный (диалог).
Средства активизации:
живое слово учителя, доска.
Учитель, ведя диалог с обучающимися, подводит их к формулированию темы урока, постановке целей.
Цель: познакомить обучающихся с историей возникновения зонта
Форма работы:
фронтальная.
Метод: словесный (диалог).
Средства активизации:
живое слово учителя, иллюстрации учебника.
Учитель знакомит учеников с историей возникновения зонтика и способами его использования.
Цель: помочь исследовать разные виды зонтиков, выявить их различия на примере фотографий и репродукций картин учебника.
Форма работы:
фронтальная.
Метод: словесный (диалог), исследовательский, наглядный.
Средства активизации:
живое слово учителя, иллюстрации учебника, демонстрация настоящих зонтов.
Учитель помогает детям увидеть разновидности зонтиков, определить их различия, проанализировать форму, цветовую гамму.
Цель: оказывать обучающимся помощь при разработке дизайна зонтиков (если в этом будет потребность у детей).
Форма работы:
фронтальная, индивидуальная.
Метод: практический.
Средства активизации:
использование своих дизайнерских способностей в работе над зонтиком.
Учитель ходит между рядов, оказывает помощь обучающимся по мере необходимости.
Цель: помогает детям проанализировать и оценить получившиеся работы.
Учитель предлагает ребятам провести вернисаж дизайнерских детских работ, проанализировать работы одноклассников.
Учитель создаёт ситуацию успеха, которая позволяет обучающимся достичь целей, поставленных на уроке. Цель: отгадать стихотворение-загадку, принимать активное участие в диалоге с учителем.
Внимательно слушают учителя, активно участвуют в диалоге с учителем.
Цель: формулирование темы и постановка целей урока.
Обучающиеся сами формулируют тему урока, под руководством учителя ставят цели.
Цель: усвоение нового материала об истории возникновения зонта, разновидности его по способу использования.
Дети внимательно слушают учителя, принимают активное участие в диалоге.
Цель: усвоение нового материала путём исследования фотографий и репродукций картин, представленных в учебнике, а также настоящих зонтов.

Обучающиеся исследуют фотографии и репродукции картин, представленные в учебнике, определяют два вида зонтиков, устанавливают их различия, анализируют форму и цветовую гамму.
Цель: разработка дизайна своего зонта в зависимости от времени его использования; умение правильно располагать альбомный лист, работать гуашевыми красками или акварельными карандашами.
Обучающиеся работают самостоятельно в своих альбомах, выполняют рисунок зонта.
Цель: анализ выполненных работ, самооценка.
Дети анализируют свои работы и работы одноклассников, оценивают их.
Личностные: мотивация личного роста обучающегося, формирование эстетических потребностей.
Регулятивные: научиться самостоятельно управлять своей учебной деятельностью.
Коммуникативные: умение отгадывать загадки и вести диалог с учителем.
Регулятивные: научиться самостоятельно управлять своей учебной деятельностью.
Коммуникативные: умение вести диалог с учителем.
Познавательные: формулировка темы, умение осознанно строить речевое высказывание.
Личностные: мотивация личного роста обучающегося, формирование эстетических потребностей.
Регулятивные: учиться управлять своей учебной деятельностью.
Коммуникативные: умение слушать учителя на уроке и вести с ним диалог.
Познавательные: знакомство с историей возникновения, а также способах использования зонтика.
Личностные: формирование эстетических потребностей.
Регулятивные: учиться самостоятельно исследовать объект, изучаемый на уроке, а также управлять своей учебной деятельностью.
Коммуникативные: умение слушать учителя и одноклассников на уроке, а также вести диалог.
Познавательные:
работа с новой информацией - знакомство с разновидностями зонтиков, умение выявлять их различия, разработка дизайна зонта в зависимости от его использования.
Личностные: саморазвитие, мотивация к обучению.
Регулятивные: учиться самостоятельно управлять своей учебной деятельностью, преодоление трудностей, настойчивость в достижении цели.
Познавательные:
разработка дизайна зонта в зависимости от времени его использования.
Личностные: рефлексия, самооценка, самоиндентификация и
смыслообразование позволяют обучающимся выразить свою точку зрения.
Регулятивные: анализ своей работы и работы одноклассников, а также самооценка, контроль и коррекция.
III
Подведение итога.
Учитель:
- Что нового вы узнали на уроке?
- Достигли ли цели, которые ставили в начале урока?
- Ребята, сегодня на уроке мы с вами слегка приоткрыли дверь в большой мир
Изобразительного искусства. Ещё много тайн нам с вами предстоит узнать на следующих уроках.
Цель: подвести итог урока.
Учитель подводит итог урока, дает положительную оценку работе класса. Цель: подводят итог урока, делятся своими впечатлениями.
Учащиеся высказывают свои мнения по поводу урока: что понравилось, что узнали нового. Личностные: мотивация достижения
Познавательные: рефлексия,
высказывать свое мнение по изученному новому материалу.