Активизация познавательной деятельности старшего дошкольного возраста в системе дополнительного образования детей


Активизация познавательной деятельности старшего дошкольного возраста в системе дополнительного образования детей
Музыкальное воспитание, обучение и развитие тесно взаимосвязаны. В музыкальных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста особую роль играет воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку, обогащение чувств путем приобщения к миру музыкальных образов, отражающих мир природы и человека. В связи с этим встает вопрос о проблеме активизации музыкального воспитания и обучения в целостном педагогическом процессе музыкального развития. Такое воспитание возможно лишь при активизации познавательных процессов: восприятия, мышления, воображения, внимания, памяти при получении конкретных знаний, умений и навыков в музыкальной деятельности, поэтому тему нашего исследования можно считать актуальной.
Цель нашего исследования: определение и изучение методов активизации музыкально-познавательной деятельности старших дошкольников и апробирование их на занятиях в системе дополнительного образования детей.
Задачи исследования:
изучить и проанализировать литературу по теме исследования;
рассмотреть возрастные особенности познавательной деятельности старших дошкольников;
раскрыть теоретические и практические аспекты использования активных методов на занятиях музыки в системе дополнительного образования детей;
Гипотеза исследования: активные методы музыкального образования способствуют активизации музыкально-познавательной деятельности старших дошкольников.
Методологической основой нашего исследования являются труды ученых, психологов, педагогов-музыкантов, таких как: И.И. Бецкой «Создание сословных учебных заведений», Ф.И.Янкович «Поиск системы образования и обучения», Н.И. Новикова «Связь интереса с нравственным воспитанием», К.Д. Ушинский «Проблема интереса», Г.И. Щукина «Актуальные вопросы формирования интереса в обучении», Б.М. Теплов, Л.С. Выготский, Э.Б.Абдулин и др.
Методы исследования:
теоретические: анализ, сравнение, обобщение энциклопедической, педагогической, психологической и методической литературы по исследуемой проблеме.практические: музыкально-педагогическое наблюдение, метод музыкальной беседы, метод опроса. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснована необходимость применения активных методов, при активизации музыкально-познавательной деятельности старших дошкольников на занятиях в системе дополнительного образования детей.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использовании обучающимися педагогического колледжа для подготовки и проведения музыкальных занятий и уроков музыки.
Проблема активности изучается в самых различных аспектах: биологическом, психологическом, педагогическом, социологическом и так далее. Так, биологи рассматривают приспособление организма к окружающей среде, реакцию на внешние раздражения, которая является формой проявления активности. Биологическая активность присуща и человеку как наследственное свойство, которое обеспечивает приспособление к среде. Однако если животное, взаимодействуя со средой, только пользуется внешней природой и производит в ней изменения просто в силу своего присутствия, «то человек, как производитель средства труда, приспосабливает природу к своим потребностям, заставляет ее служить своим целям, господствует над ней».
Познавательная активность - определенный интерес старших дошкольников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к накоплению, расширению знаний и кругозора. А также мы рассматривали музыкальное воспитание, обучение и развитие. В занятиях с детьми дошкольного возраста особую роль играет воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку, обогащение чувств путем приобщения к миру музыкальных образов, отражающих мир природы и человека. Такое воспитание возможно лишь при активизации познавательных процессов: восприятия, мышления, воображения, внимания, памяти при получении конкретных знаний умений и навыков в музыкальной деятельности.
Главной задачей системы дополнительного образования детей является общественное понимание необходимости дополнительного образования как открытого вариативного образования и его миссии наиболее полного обеспечения права человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей.
Активные методы обучения - это методы, которые побуждают детей к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.
К группе методов, определяемых спецификой музыкального искусства, известные педагоги-музыканты относили и относят:
метод наблюдения за музыкой (а не обучения ей);
метод не навязывать музыку, а убеждать ею; не развлекать, а радовать;
метод импровизации (Б.В. Асафьев);
метод сопереживания (Н.А. Ветлугина);
методы музыкального обобщения, забегания вперед и возвращения к пройденному, размышления о музыке, эмоциональной драматургии (Д.Б. Кабалевский и Э.Б. Абдуллин);
метод контрастных сопоставлений;
метод художественного контекста;
метод создания композиций.
Метод – это то или иное средство, прием, направленные на развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к музыке, культуры чувств, на освоение музыкальных знаний, умений и навыков, опыта музыкальной учебно-творческой деятельности, на формирование музыкальных интересов, потребностей, вкуса; общих и музыкальных способностей, памяти, мышления, воображения и др.
На музыкальных занятиях в различных видах деятельности мы использовали специальные музыкальные методы для активизации познавательной деятельности, такие как:
Метод Айседоры Дункан.(карнавал животных)
Метод пластического интонирования. (Игра «Музыкальная шляпа»)
Метод импровизации. ( «Знакомство с оркестром русских народных инструментов»)
Метод цветовой гаммы.( А. Вивальди «Времена года».)
Стремление к достижению основной цели – активизации музыкально-познавательной деятельности – придает всей структуре занятия внутреннее единство. В то же время включение различных видов музыкальной деятельности способствует общей заинтересованности всего коллектива и каждого ребенка в отдельности. От общения с музыкой на занятии дети должны получать удовольствие. Только тогда в полной мере может быть осуществлена ее воспитательная функция.
В процессе нашего исследования, мы изучили и проанализировали литературу по теме, рассмотрели возрастные особенности познавательной деятельности старших дошкольников, раскрыли теоретические и практические аспекты использования активных методов на занятиях музыки в системе дополнительного образования детей, апробировали активные методы музыкального образования, практически проверили эффективность применения активных музыкальных методов в процессе музыкально-познавательной деятельности старших дошкольников. Мы доказали гипотезу – активные методы музыкального образования способствуют активизации музыкально-познавательной деятельности старших дошкольников.
Таким образом, можно считать, что цель данного исследования достигнута, все задачи решены.