Включение метода моделирования в область познавательно-речевого развития детей старшего дошкольного возраста


Включение метода моделирования в область познавательно-речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Наше время – это скорость, интеллект, невероятные открытия, мощь движения вперед, сила мысли и воли, открывающая совершенно новые горизонты.
Не исключено, что наши дети будут считать нас людьми прошлого века, однако в наших силах сделать так, чтобы каждый из этих маленьких человечков состоялся, оставил свой след в летописи жизни.
Главной своей задачей я считаю – найти в каждом ребенке эту точку его личного роста, его собственное место для шага вперед.
Последние изменения в образовательной системе, введение ФГОС ДО, заставляют нас искать более совершенные, оптимальные методы педагогического воздействия. Формирование предпосылок универсальных учебных действий, развитие интегративных качеств личности становится первоочередной задачей в работе с детьми, особенно старшего дошкольного возраста.
Развитие познавательных способностей имеет особое значение для будущего. Ведь, важно не только какими знаниями владеет ребёнок, но и готов ли он самостоятельно найти новые знания, применить их, умеет ли он рассуждать, фантазировать, делать объективные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций.
В старшем дошкольном возрасте важно развивать любые проявления личностных качеств, таких как самостоятельность, самоорганизации, самооценка самоконтроля, самопознания, самовыражения. Характерной особенностью на данном этапе развития является проявление интереса к проблемам, выходящим за рамки их личного опыта. Важно, не только, какими знаниями владеет ребёнок, но и готов ли он самостоятельно найти новые знания и применить их, умеет ли он рассуждать, фантазировать, делать объективные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций. Дети проявляют повышенный интерес к знаковым системам и моделированию, – моделирование основано на принципе замещения реальных объектов, процессов, явлений предметами, схематическими изображениями, знаками, условными обозначениями. Модель дает возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае. Моделирование включается в основную часть познавательных занятий как средство активизации мыслительных процессов у детей, и как эффективное средство воспроизведения полученных знаний.
Наблюдая за своими воспитанниками, в действиях с блоками Дьенеша и «палочками Кюизенера», видя их неподдельный интерес, мне захотелось расширить диапазон применения данного игрового оборудования, включая его в область познавательно-речевого развития, тем самым создавая метапредметные связи.
В познавательно – речевом развитии старших дошкольников использую палочки Кюизенера для моделирования героев сказок при обучении детей пересказу. Так волшебные палочки помогают детям запомнить персонажей и последовательно рассказывать о событиях сказок «Волк и семеро козлят», «Рукавичка», «Кошкин дом», «Теремок». Модели геометрических фигур позволяют изобразить на ковролине любой предмет, или животное и даже природное явление, о котором дети могут составить свой творческий рассказ, придумать начало сказки, её продолжение или конец.
Дети, действуя с блоками Дьенеша и «палочками Кюизенера»: выполняют постройки, собирают транспорт, выкладывают фигуры людей и животных (по плоскостному образцу и по замыслу), рассказывают о своих действиях. Когда дети отвечают на задаваемые вопросы: «Где находится...? Между какими фигурами...? Что над/под…? Перед какими палочками находится...? и др.», мы закрепляем оптико-пространственные представления, грамматические категории, предложно – падежные конструкции.
В области социально-нравственных ориентаций я использую палочки Кюизенера, как модель цветового определения собственного настроения детей в игре «Моё настроение», а также для определения поступков героев сказок и произведений детской художественной литературы «Ларец добрых дел» или «Тёплые и холодные сердца». Где дети имеют возможность выразить собственные переживания, через выбор цвета палочки, при этом развивается умение детей строить грамматически правильно предложения. Дети учатся различать людей разного возраста на картинках и фото, соотнося их возраст с размером палочек, иерархически выстраивают лесенки: «от самого младшего» или «от самого старшего», что облегчает процесс понимания детьми общего хода возрастного развития человека.
Использование палочек Кюизенера в индивидуальной работе с детьми позволяет выучить цвета основного спектра радуги, единственное, что пришлось перекрасить чёрную палочку в зелёный цвет. А модели геометрических фигур помогают детям закрепить сенсорные эталоны, уточнить предметно-пространственные ориентации, развивают воображение и фантазию.
Таким образом, включение нестандартного игрового оборудования в различные образовательные области способствует развитию всех видов универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Быть может, именно это позволит ребенку отыскать в себе ту самую кнопочку, которая запустит двигатель его таланта. Мы никогда не угадаем, кем вырастут наши дети, однако я уверена, что о моих выпускниках мир еще услышит!