Активизация познавательной деятельности детей посредством метода моделирования


Активизация познавательной деятельности детей посредством метода моделирования Автор работы: Кених В.В. Воспитатель мини-центра КГУ «средняя школа №3 г. Курчатова»


Было выявлено:Дети с трудом объясняют экологические зависимости, имеют слабое представление о взаимосвязях человека с окружающей средой, знания о природе. У 70% детей группы недостаточно сформированы произвольные процессы запоминания, низкий уровень ассоциативной, смысловой и слуховой памяти, недостаточный объём и слабая переключаемость внимания.Большинство воспитанников не владеют навыками анализирования, синтезирования, абстрагирования, сравнения, обобщения; затрудняются проводить простейшие аналогии. Условия возникновения,становления опыта

Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Актуальной задачей умственного воспитания является развитие навыков систематизации знаний. Здесь целесообразно применять метод моделирования, поскольку в детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.Актуальность:
Авторские разработки мнемотаблиц по темам: «Времена года», «Дикие животные», «Домашние животные», «Сказки».Мнемотаблицы Т.В. БольшевойАвторские модели «Яблоко», «Животное», «Насекомое» Авторские схемы для составления рассказов о временах годаКартинки для тренировки зрительных анализаторов «Зоркий глаз»Схемы «Расскажи стихи руками»Дидактические игрыВ работе применялись:



Организация занятий по разделам «Ребёнок и окружающий мир», «Развитие речи», «Художественная литература». Организация занятий в нетрадиционной форме «Весна», «Лето», «Осень», «Зима», «Как зимуют дикие животные» и др. Дидактические игры на прогулке и в самостоятельной деятельности детей «Сделай узор», «Сбор фруктов», «Подбери по цвету». Индивидуальная работа с детьми с опорой на мнемотаблицы по заучиванию стихотворений, составлению рассказов об овощах и фруктах, сказок, описанию предметов, моделированию загадок, придумыванию символов, которые обозначают разные признаки объектов и явлений природы. Игровые упражнения «Дорисуй картинку», «А что потом?», «Говори наоборот», «Кто кем будет», «Поможем художнику», «Кто это и что с ним однажды случилось». Консультации для родителей «Развитие мышления и умственных способностей вашего ребенка», «Моделирование сказки на новый лад», круглый стол «Поиграем-помечтаем». Родительские собрания «Как играть с ребенком», «Развитие мыслительной деятельности, памяти и внимания».Диапазон опыта






style.rotation

Цель опыта: эффективное применение метода моделирования в систематизации знаний по формированию представлений об окружающем мире в процессе познавательной деятельности детейЗадачи:Углубление и расширение знаний детей об окружающем мире, используя предметные модели, предметно-схематические модели, графические модели (графики, схемы), мнемотаблицы. Овладение приемами работы с мнемотаблицами, перекодированию информации (преобразования из абстрактных символов в образы).Воспитание у детей элементов экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности.Технология опыта


Диагностический этапПрогностический этапПрактический этапОбобщающий этапСистема работы:
ppt_c
ppt_c
ppt_c
ppt_c

I ЭТАП МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯМоделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.Основное назначение моделей – облегчить ребёнку познание, открыть доступ к скрытым свойствам, связям и качествам объектов. Первый вид модели - СЕРИАЦИОННЫЙ РЯДЦЕЛЬ: ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЗАМЕСТИТЕЛИ ПЕРСОНАЖЕЙ СКАЗКИ.Практическая часть опыта

Развитие понимания последовательности действий в сказке на основе построенных наглядных моделей.Первое действие при выполнении творческих заданий – опредмечивание, то есть заместитель превращается в предмет ( крыша дома – треугольник, мышка – серый кружок, репка – овал).Второй вид модели – ДВИГАТЕЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ.

Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.Пересказ сказки с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.Делается графическая зарисовка мнемотаблицы (крокирование слов).Какая сказка «спряталась» в таблицу? Про кого эта сказка?РАБОТА С МНЕМОТАБЛИЦЕЙ
ppt_c
ppt_c
ppt_c
ppt_c
ppt_c Модель животногоОпираясь на модель, дети выделяли признаки данного животногоМодель насекомогоОпираясь на модель, дети выделяли признаки данного насекомогоМодель яблокаОпираясь на модель, дети выделяли признаки данного предметаII этап моделирования
ppt_c

ppt_c

ppt_c
Мнемотаблицы «Дикие животные»

Вот на ветках,посмотри,в красных майкахснегири.Распушили перышки,греются на солнышке.Головой вертят,улететь хотят.«СНЕГИРИ»«ИГРУШКИ»РАЗУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ ПО МНЕМОТАБЛИЦАМ

«Ключ» к запоминанию и воспроизведению информации о времени года и его признаках в мнемотаблицах. Составление сюжетной сказки по мнемодорожкам с использованием приема наложения Графическая зарисовка условных обозначений, характерных для каждого времени годаСезонные явления природы
ppt_c
ppt_c

ppt_c Цель игры: Развивать умение выделять свойства твердых предметов и жидкостей, самостоятельно производить простые преобразования с предметами и делать несложные выводы. ТвердыеЖидкиеХолодныеМодель чашки с горячим чаем.моделирование символамиГорячие
ppt_c
ppt_c
ppt_c
ppt_c
ppt_c
ppt_c Расширялись и углублялись знания детей об окружающем мире.Диагностика. Область «Познание»Уровни развития20142016Высокий, %2%12% Средний, %10% 80%Низкий, %88%8%Результативность Мнемотехника помогла развить ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение, речь детейДиагностика. Область «Коммуникация» Уровни развития20142016Высокий, кол-во детей, %3%14%Средний, кол-во детей, %11 %80%Низкий, кол-во детей, %86%6% Результативность Расширялись и углублялись знания детей об окружающем мире. Наглядный метод моделирования помог развить мыслительные процессы, речь детей стала более последовательной и логически выстроенной, обогатился активный речевой словарь.Дети стали проявлять любознательность, научились анализировать, рассуждать, сравнивать, обобщать, делать умозаключения и самостоятельные выводы. Научились приёмам работы с мнемотаблицами, освоили простые графические формы символизации.Гуманно стали относиться к живому, друг к другу, взрослым, старшим людям, к растениям и животным.Вывод: