Программа экологического кружка Зеленое око


Технология опыта.
Работая много лет с детьми начальной школы, я пришла к выводу. Что точны и справедливы слова В.А.Сухомлинского «Чувство хозяина родной земли – важнейшее патриотическое чувство, которое нам надо утвердить в юных сердцах…», М.М. Пришвин писал
« Любить родину – значит любить родину».
Интерес к экологии, охране природы. Идеи развивающего обучения привели меня к созданию своей системы по экологическому воспитанию учащихся.
Конструирование экологического содержания
Принципы отбора экологического содержания
- Гуманизация, усиление внимания к личностному фактору, социальным аспектам развития общества.
- Культуросообразность.
- Преемственность и непрерывность в формировании экологической культуры.
- краеведческая направленность, изучение природы своей местности.
- Практическая направленность «А воля, а простор, природа прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотая осень, разве не были нашими воспитателями? Сохрани и сбереги их». (К.Д.Ушинский)
Формы проведения кружка
Применяются различные формы
- путешествие;
- игра;
- устный журнал;
-конкурс стихов, рисунков, сочинений, творческих работ;
-КВН;
- сказки;
- изготовление книжек-малышек;
- исследования.
Результаты работы кружка.
- знаки «Поведение в природе»;
- книжки-малышки на экологическую тему;
- устные журналы;
- отчет исследовательской экспедиции;
- творческие работы;
- конкурсные работы (стихи, сочинения, поделки, рисунки).
Содержание регионального компонента.
- Экологическая ситуация в северных районах области.
-Экологическая ситуация в станице Боковской.
- экологическое состояние реки Чир.
- Загрязнение реки Чир в пределах Боковского района.
- Редкие и исчезающие животные и птицы донского края.
- Охрана окружающей среды в Ростовской области.
Задания на изучение экологического состояния региона, района.
- Объясните, к каким изменениям в природе привело строительство Земцовского и Астаховского водохранилищ.
- Как загрязняются реки нашего района?
- Как избежать загрязнения вод реки Дон?
Проводятся ознакомительные экскурсии на реку Чир для визуального наблюдения за состоянием реки: изучение цвета, мутности, запаха воды.
Программа
«Зеленое Око»
1.Организм и среда обитания.
1класс
1.Что такое экология?
2. Почему опадают листья.
3.Как построить инкубатор?
4.Великие путешественники.
5.Один из секретов бобра.
6.Как растения защищаются от микробов.
7.Растения с «подогревом».
8. Щука один из самых известных хищников.
9. Живой светофор на страницах Красной книги.
10. Как гуси зависят от грызунов?
11. Куда улетают птицы?
2 класс
1.Что такое экосистема?
2. В каких условиях могут жить водоросли.
3.Шестиногие хозяева земли.
4. Почему водомерки смогли освоить океан?
5. Почему бактерии могут жить в горячих источниках?
6. Как муравьи переносят неблагоприятную температуру?
7. Для чего метят животных?
8. Цепочка жизни на море.
9. Лесные этажи.
10. Как растения осваивают новые территории.
11. Какие грибы живут на деревьях.
3 класс
1. Что такое биосфера?
2. Для чего нужно быстро расти?
3. Как извлечь кислород?
4. Превращение леса в болото.
5. « Залечивание» лесных ожогов.
6. Как изучают древние леса?
7. Почему необходимо сохранять болота?
8. Для чего нужен кислород?
9. Откуда в биосфере берется углекислый газ и энергия?
10. Что такое «Биосфера – 2?»
11. Кто живет в океанских глубинах?
4 класс
1. Какое влияние на жизнь оказывает гравитация?
2. Радиация вокруг нас.
3.Кто изобрел химическое оружие?
4. Химические аварии в природе.
5. Как построить экосистему.
6. Что такое агроэкосистема.
7. Экологические катастрофы из космоса.
8. Атмосфера Земли.
9. Самое важное вещество на земле.
10. Почему растения стали хищниками?
11.Сколько воды необходимо для жизни?
1 класс
1. Что такое загрязнение и куда ведут благие намерения?
2. Злейший враг природы.
3. Отчего гибнут птицы в заповедниках?
4. Как человек расселяет растения?
5. Почему умерло море. Младший брат Урала.
6. Насекомые союзники человека.
7. О чем могут рассказать обитатели водоемов?
8. Почему вороне хорошо живется в городе?
9. Маленькие нахлебники.
2 класс
1. Почему пустыня наступает? Почему меняется климат в Гималаях?
2. Чем опасно таяние полярных льдов?
3. Что происходит с лесами на нашей планете?
4. Изменение климата на Земле.
5. Экологические катастрофы.
6. Невидимые защитники.
7. Экология в нашем доме.
8. Листопад – опасный сезон.
9. Живые кондиционеры.
3 класс
1. Сколько людей может жить на Земле? Демографический взрыв.
2. Производство пищи и экологические проблемы.
3.Биоразнообразие и выживание человека.
4. «Черный прибой на Аляске».
5. почему грязный воздух губит деревья и как река очищается от загрязнений.
6. Чем дальше в лес… тем больше мусора. Как устроить мусорную свалку? С чего начать?
7. Что изучают габрологи? Спецотходы у нас дома.
8.Легко ли дышится у нас дома и стоит ли убирать пыль?
9. Вода и цивилизация?
4 класс
1. Экологический мониторинг.
2. Самый экологический источник энергии.
3. Почему опасен рост потребления энергии? Природный газ привлекает внимание экологов.
4. Экосистема, в которой мы живем.
5. Охрана водных ресурсов. Вода и Государственный стандарт.
6.Загрязнение атмосферы.
7. Образование токсичных отходов в сельском хозяйстве.
8. Аварии на атомных станциях, чем они опасны?
9. Радиация из земли. Радоновая опасность.
3.Охрана природы.
1 класс
1.Что такое «Красная книга».
2.Где живет белоклювый дятел?
3.Как исчезли «северные пингвины»?
4. Где обитали страшные птицы?
5. Как можно спасти подснежники?
6. Для чего нужен зоопарк?
7. Заповедник на острове Врангеля.
8. Зоопарк, где хорошо себя чувствуют и животные , и люди.
2 класс
1. Первый в мире национальный парк.
2.Заповедник у Тихого океана.
3. Народные традиции и охрана природы.
4. Сумеем ли мы сохранить выхухоль?
5. Где живет овцебык?
6. Что нужно сделать для спасения дрофы?
7. Почему вымер дронт? О чем молчат попугаи?
8. Исчезновение странствующих голубей.
9.Спасение тридакны.
3 класс
1.Птичий зоопарк.
2. Тропики в компьютере.
3. Сохранение тропических лесов.
4.Отдыхающие и лес.
5. Сколько людей может отдыхать в лесу?
6. Исчезнут ли карпозубики?
7. Как исчезла стеллерова корова и разноклювая гуйя?
8. Европейский протей – древний житель.
9. Повестка дня 21 века.
4 класс
1. Энтомопарк. Энтомопарк в стране стрекоз.
2. Спасение зубра.
3. «Принцип Ноя».
4.Причины утраты разнообразия видов.
5. Заповедник «Аскания – Нова».
6. Заповедник на западе России.
7. Города в национальном парке.
8. Дальневосточный морской заповедник.
9. Самый большой заповедник на планете.
4 .Региональный компонент
1 класс
1.Красная книга Ростовской области.
2. Казачьи традиции и охрана природы Дона.
3. Птицы русского леса и донского края.
4. Экскурсия «Мой край донской».
5. Экологические сказки Дона.
2 класс
1. Причины исчезновения в донской степи дрофы. Тушканчика и меры по их восстановлению.
2. Заповедники Дона.
3. Экологические экскурсии.
4. С кем дружит донская елочка.
3 класс
1. Редкие и исчезающие растения и животные Боковского района.
2. Экологическое состояние реки Чир.
3. Памятники природы донского края.
4. экологические правила поведения в природной среде Дона.
5. Лекарственные растения северной зоны области.
4 класс
1.Экологическая ситуация в северных районах ростовской области.
2. Загрязнение реки Чир в пределах Боковского района.
3. « Жалобная» книга природы Дона.
4. Экология и казачья народная культура.
5. Охрана окружающей среды в Ростовской области.
Тематическое планирование
«Зеленое Око»
Руководитель кружка: Бондарева Л.Н.
1.Организм и среда обитания.
1класс
1.Что такое экология?
2. Почему опадают листья.
3.Как построить инкубатор?
4.Великие путешественники.
5.Один из секретов бобра.
6.Как растения защищаются от микробов.
7.Растения с «подогревом».
8. Щука один из самых известных хищников.
9. Живой светофор на страницах Красной книги.
10. Как гуси зависят от грызунов?
11. Куда улетают птицы?
2.Человек и биосфера.
1 класс
1. Что такое загрязнение и куда ведут благие намерения?
2. Злейший враг природы.
3. Отчего гибнут птицы в заповедниках?
4. Как человек расселяет растения?
5. Почему умерло море. Младший брат Урала.
6. Насекомые союзники человека.
7. О чем могут рассказать обитатели водоемов?
8. Почему вороне хорошо живется в городе?
9. Маленькие нахлебники.
3.Охрана природы.
1 класс
1.Что такое «Красная книга».
2.Где живет белоклювый дятел?
3.Как исчезли «северные пингвины»?
4. Где обитали страшные птицы?
5. Как можно спасти подснежники?
6. Для чего нужен зоопарк?
7. Заповедник на острове Врангеля.
8. Зоопарк, где хорошо себя чувствуют и животные, и люди
4.Региональный компонент
1 класс
1.Красная книга Ростовской области.
2. Казачьи традиции и охрана природы Дона.
3. Птицы русского леса и донского края.
4. Экскурсия «Мой край донской».
5. Экологические сказки Дона.