Перспективный план подгрупповых занятий с детьми с ОВЗ.


Перспективный план логопедической ООД
с детьми гр. «Особый ребенок», имеющими ОНР I уровня развития.
I этап (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Однословные предложения, предложения из аморфных слов-корней
Основные задачи 1. Вызвать подражательную речевую деятельность в форме любых звуковых проявлений.
2. Расширить объем понимания речи.
3. Формировать однословные предложения из аморфных слов корней.
Развитие импрессивной речи 1. Развитие понимания речи: соотнесение предметов и действий с их словесным обозначением.
2. Расширение предметного словаря по темам: игрушки, части тела, одежда, предметы туалета, предметы домашнего обихода, отдельные названия предметов и явлений окружающей жизни, названия животных.
3. Расширение глагольного словаря:
названия действий, которые совершает сам ребенок, близкие для ребенка люди дома и на улице.
4. Развитие умения понимать вопросы по поводу происходящего:
Где? Куда? Что? Кому? Откуда? Для кого? На чем? Чем?
Развитие экспрессивной речи 1. Активизация речевого подражания.
2. Артикуляционные упражнения (в игровой форме)
3. Дыхательно-голосовые упражнения.
4. Аморфные слова: подражание «голосам» животных, птиц, звукам, издаваемым насекомыми; подзывы животных и управление животными; подражание музыкальным инструментам, игрушкам; подражание транспортным шумам, звукам при падении предметов, звукам шагов, инструментов; подражание звукам природы (вода, ветер, вьюга, дождь); эмоциональные восклицания (междометия); названия близких лиц (мама, папа, баба, дядя, деда и т.д.); собственное имя; имена близких лиц; просьбы (дай, на, ещё); вопросы – ответы (Где? Там, здесь).
5. Двухсловные предложения с помощью соединения слов «где, на, вот».
6. Выражение своих желаний словесно: «Дай пить!» «Дай ещё!» «Хочу гулять!» и т.д.
Развитие психических процессов 1. Развитие восприятия.
2. Развитие зрительного и слухового внимания.
3. Развитие зрительной, слуховой памяти.
4. Развитие мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного)
5. Развитие пространственно-временных функций.
Развитие моторики 1. Развитие общей моторики: совершенствование статической и динамической организации движений, координации, точности движений.
2. Развитие мелкой моторики: совершенствование статического и динамического праксиса, развитие переключаемости, объема, координации, дифференциации движений пальцев, кистей рук.
3. Развитие подражательной деятельности.
4. Развитие моторной памяти.
II этап (декабрь, январь, февраль)
Первые формы слов
Основные задачи 1. Научить синтаксически и грамматически правильно строить предложения типа: обращение + повеление (выраженное глаголом в повелительном наклонении); повеление + название предмета (существительное в форме винительного падежа).
2. Заучить отдельные обиходные словосочетания.
3. Сформировать умение произносить ударный слог слова.
4. Расширить объем понимания чужой речи.
Развитие импрессивной речи 1. Развитие умения узнавать предметы: по их назначению; по описанию.
2. Формирование умения соотносить слова «один – мало – много» с соответствующим количеством предметов.
3. Формирование умения соотносить слова «большой – маленький» с величиной предметов.
4. Развитие умения быстро переключаться по словесной просьбе с одного действия на другое (без предметов, с предметами).
5. Формирование умения различать утвердительные и отрицательные приказания, отличающиеся частицей «не»
6. Формирование умения определять, к кому обращена просьба.
7. Формирование умения различать грамматическую форму единственного и множественного числа имен существительных.
Развитие экспрессивной речи Формирование первых форм слов (развитие умения называть):
1. Знакомые лица; предметы, картинки, имена близких людей, состоящие из двух слогов (одинаковых; разных, с ударением на первом слоге).
2. Односложные слова.
3. Двухсложные слова: с ударением на первом слоге; с ударением на втором слоге.
4. Трехсложные слова: с ударением на втором слоге; на первом слоге; на последнем слоге.
5. Развитие умения «наращивать» слоги к концу слова.
6. Объединение усвоенных слов в двухсловные предложения типа : вопросительное слово «где» + Им. п. сущ.
7. «Команды» (куклам, игрушкам, животным, товарищам): глаголы в повелительном наклонении, обращение + гл. повелительного наклонения 2 лица ед ч; обращение + глагол повел.накл + сущ в В. п.
8. Формирование умения дифференцированно употреблять в речи И.п. и В.п. существительных (одних и тех же слов)
9. Развитие умения использовать в речи инфинитив глагола, сочетая со словами «хочу, иди, надо, не надо, можно и т.д.»
Развитие психических процессов 1. Развитие восприятия.
2. Развитие зрительного и слухового внимания.
3. Развитие зрительной, слуховой памяти.
4. Развитие мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного)
5. Развитие пространственно-временных функций.
Развитие моторики 1. Развитие общей моторики: совершенствование статической и динамической организации движений, координации, точности движений.
2. Развитие мелкой моторики: совершенствование статического и динамического праксиса, развитие переключаемости, объема, координации, дифференциации движений пальцев, кистей рук.
3. Развитие моторной памяти.
III этап (март, апрель, май)
Основные задачи 1. Научить синтаксически и грамматически правильно строить двусоставное предложение.
2. Расширить объем понимания речи.
3. Расширить активный словарь.
Развитие импрессивной речи 1. Различение слов-паронимов.
2. Различение глаголов, близких по звучанию.
3. Развитие умения не смешивать названия действий, которые обозначают похожие ситуации.
4. Определение по грамматической форме глагола, кто совершает действие – одно лицо или несколько лиц.
5. Различение названий действий, противоположных по значению.
6. Объединение демонстрируемых предметов ( изображений) по их общему назначению.
Развитие экспрессивной речи Развитие умения:
отвечать на вопросы, поставленные к несложным сюжетным картинкам: «Кто (что) это? Что он (она) делает?»
подбирать названия предметов к названным действиям: «Идет кто (что)?»
употреблять возвратную форму глаголов 3-го лица ед.ч. наст.вр.
называть и сравнивать пары сюжетных картинок, на которых одно и то же действие совершается одним или несколькими лицами (Мальчик идет. Мальчики идут.)
сопоставлять грамматические формы одних и тех же глаголов (повеление, констатация)
договаривать слова, словосочетания в разучиваемых стихотворениях
Развитие психических процессов 1. Развитие восприятия.
2. Развитие зрительного и слухового внимания.
3. Развитие зрительной, слуховой памяти.
4. Развитие мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного)
5. Развитие пространственно-временных функций.
Развитие моторики 1. Развитие общей моторики: совершенствование статической и динамической организации движений, координации, точности движений.
2. Развитие мелкой моторики: совершенствование статического и динамического праксиса, развитие переключаемости, объема, координации, дифференциации движений пальцев, кистей рук.
3. Развитие моторной памяти.