Консультация Как научить детей звуковому анализу

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения ДС «Журавлик» г.Волгодонска






Методические рекомендации для родителей

«Как обучить детей звуковому анализу»






Семенищенко Светлана Борисовна,
учитель-логопед.










Звуковой анализ слова - необходимое условие для полноценного обучения детей письму и чтению. На основе звукового анализа и синтеза дети овладевают чтением слогов и слов. Неумение производить звуковой анализ может привести к ошибкам в письменной речи: пропускам, перестановкам букв и слогов; заменам букв, которые обозначают акустически сходные звуки. Родители могут помочь своему ребенку сделать первые шаги в осознании звуковой структуры слов. Для этого создана таблица характеристики звуков.
Глухие
согласные
Звонкие
согласные
Гласные
звуки

П ПЬ
Б БЬ
А

Т ТЬ
Д ДЬ
О

К КЬ
Г ГЬ
У

Ф ФЬ
В ВЬ
Ы

С СЬ
З ЗЬ
Э

Ш
Ж
И

Х ХЬ
Й
Ю

Ц
М МЬ
Я

Ч
Н НЬ
Е

Щ
Л ЛЬ
Ё


Р РЬ


Твердые звуки Мягкие звуки

Звуки (А, О, И, У, Ы) гласные, их можно пропеть, воздушная струя проходит свободно. Гласные звуки обозначаются красным цветом.
Звуки (М, Ш, С, В, К и др.) согласные, они не поются, при произношении этих звуков воздушная струя встречает препятствие губы, зубы или язык. Но согласные звуки звучат по- разному: звук Л называется твердым согласным, а звук ЛЬ мягким. И это зависит от того, какой гласный звук стоит после согласного звука. Если после согласного звука стоят гласные звуки (А, О, Ы, У, Ы, Э), тогда согласный звук будет твердым, мягким согласный будет рядом с гласными звуками (И, Е, Ё, Ю, Я).
Например: в слове РАК-звук Р будет твердым, потому что, после него стоит звук А, а в слове РИС звук РЬ будет мягким, так как рядом с ним стоит звук И. Твердые согласные обозначаются синими фишками, а мягкие зелеными.
Но бывают исключения из правил- это звуки одиночки. Звуки Ц, Ш, Ж -всегда твердые, независимо от того, какой гласный звук стоит после них. А звуки Й, Ч, Щ - будут всегда мягкими.
Согласные звуки делятся на звонкие и глухие. Звонкие произносятся при участии голоса, глухие без участия голоса.
Все вышесказанное обобщено в таблице.
Пример выполненного звукового анализа:
М - согл, твердый, звонкий М - согл, мягкий,звонкий
А - гласный И - гласный звук
К - согл, твердый, глухой Р - согл, твердый, звонкий
Так выглядит схема звукового анализа выполненного из фишек.



М А К М И Р
Схема помогает определить количество звуков в слове, место звука в слове (начало, середина или конец), последовательность. Важно, чтобы звуковой анализ проводился в виде игры и сохранял развлекательный и эмоциональный характер.
















Использованная литература:

1. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей- СПб.: Детство-пресс, 2005. 48 с.
2. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Развитие и коррекция грамотности: Алфавит. Гласные и согласные звуки и буквы. Заглавная буква. -М.: Школьная Пресса, 2005. 96 с.
3. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. М.: Просвещение, 1979. 223 с, ил., 4 л. ил.
4. Журова Е.Н. Методические рекомендации по подготовке к обучению грамоте детей 5-летнего возраста, Киев, 1988. 
5. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь "Совершенствование навыков звукового анализа". М.: ЭГСИ, 1999. 











Заголовок 2 Заголовок 315