Разработка логопедического занятия на тему Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде.


Словоизменение имен прилагательных.Тема: Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде.
Цель: Развитие умения изменять прилагательные по родам в зависимости от рода существительного.
Задачи:
Наблюдение над изменением окончаний прилагательных.
Развитие навыка точного употребления прилагательных в речи.
Развитие зрительного внимания и самоконтроля.
Воспитание доброты и сочувствия к пернатым друзьям.
1. Оргмомент
2.Сообщение темы
Вы узнаете, о чем мы будем сегодня говорить, когда расшифруете запись.

/имя прилагательное /
Сегодня мы узнаем, как имя прилагательное связано с именем существительным.
3. Повторение пройденного
1) Игра «Проверь по ключу»
-Давайте проверим, как вы усвоили род имен существительных.
Назовите картинки и определите род существительного - названия картинки. Под картинку положите соответствующую фигурку.
мужской род, О — женский род, - средний род.
После выполнения задания, его правильность проверяется по «ключу».
Работа по таблице «Род имен существительных»
Как вы определяли род у имени существительного?
Она моя Он мой Оно моё
Женский род Мужской род Средний род
4.Род имен прилагательных.
1) Давайте мы с вами представим, каким бы мог быть шарф. Картинка шарфа, выполненная простым карандашом.
Шарф (какой?)теплый
мужской родсиний
голубой
А какой могла бы быть кофта? Картинка кофты, выполненная простым карандашом.
Кофта (какая?)теплая
женский родкрасивая
синяя
А какой могло бы быть платье? Картинка платья, выполненная простым карандашом.
Платье (какое?) летнее средний род теплое
Работа по таблице окончаний прилагательных.
- Какие окончания у имен прилагательных. Мужской род-ый,-ий, -ой.
Женский род-ая,-яя.
Средний род- ое,-ее.
5.3акрепление нового материала.
1) Работа по карточкам «Найди пару».
Составьте словосочетания, подбирая по смыслу к словам 1 столбика слова из 2 столбика.
суп
вкусный каша
молоко
пирогсладкое варенье конфета
2) Беседа о помощи птицам в зимнее время.
Найдите прилагательные.
Наступила холодная зима. Белый, пушистый ковер покрыл землю. Все перелётные птицы улетели на юг. Тем, кто остался зимовать трудно, найти корм...
Как вы можете помощь пернатым друзьям?
Работа с текстом.
На доске написан текст, проверьте всё ли написано правильно.
Синица - небольшой птичка. Она меньше воробья. У неё черный головка. Грудка жёлтенький., а спина зеленоватое.
Как правильно написать окончание у имен прилагательных, как можно проверить?
Главное слово птичка - женского рода - какая?- небольшая….
- Как можно озаглавить наш рассказ? Напишите заголовок и красиво спишите в тетрадь. Выделите окончания прилагательных.
Игра «Кто это?».
Я имя прилагательное. Определяю я предметы, Они со мной весьма приметны.
Сравнение предметов:
1)цвет, 2)вкус, 3)форма, 4)размер, 5)материал.
Определяю - описываю.
Учащийся должен описать животного по картинке, но, не называя его. Остальные по прилагательным должны догадаться о ком идёт речь.
Жираф - высокий, длинная шея.
Лиса - рыжая, хитрая, ловкая.
Волк - серый, хищный, жадный.
Медведь - большой, косолапый, бурый.
Заяц - косой, слабый, трусливый.
Белка - рыжая, маленькая, пушистая.
Ёж - маленький, колючий, хитрый.
5)Грамматическая эстафета.
Ученики по очереди выходят к доске и вставляют пропущенные окончания.
Красн.. мак
Стар.. платье
Зимн.. стужа
Син.. платок
Нов.. пальто Зелён.. трава Весёл.. игра Свеж.. мясо Зимн.. холод Гром.. музыка Спел.. яблоко Тих.. ветерок
Итог занятия.
- Что мы делали сегодня на занятии?
- Оцените свою работу на уроке по «лесенке успеха».