Рабочая программа по внеурочной деятельности «Научно-познавательная деятельность».


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Красноярская средняя общеобразовательная школа №2»
«Согласовано» Руководитель МО ____________ Протокол №_______ от «___»_____________20 г. «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МБОУ КСОШ №2____________ «___»__________ 20 г. «Утверждено» Руководитель МБОУ КСОШ №2____________ __________. Приказ №___от «___»________20 г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности «Научно-познавательная деятельность»
составлена по
Федеральному Государственному Образовательному Стандарту
начального общего образования
для 3 класса
Разработчик программы
учитель начальных классов Лялина Н.В.
педстаж: 24 года
первая квалификационная категории
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Научно-познавательная деятельность» составлена на основе:
-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- Концепция духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России
- базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ;
-планируемых результатов начального общего образования
- Основной образовательной программы начального общего образования Муниципального бюджетного образовательного учреждение «Красноярская средняя общеобразовательная школа №2»
-авторской программы по научно-познавательной деятельности Е.Э. Кочуровой 1-4 класс (М.:Вентана-Граф, 2013-192 стр.)
Цели изучения курса:
развивать сообразительность, любознательность.
формировать умение работать в условиях поиска;
способствовать появлению у учащихся желания проявлять самостоятельность;
Изучение курса во 3 классе направлено на решение следующих задач
научиться видеть сходство и различия;
замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы;
научить ребенка рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход – ответ.
Общая характеристика внеурочной деятельности в учебном плане
«Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по направлению «Научно – познавательная деятельность». Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образа, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ребенка рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход – ответ.
Курс «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в курс включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течении одного занятия, что приводит передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принципы игр «Ручеек», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Место внеурочной деятельности в учебном плане
Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий один раз в неделю (34 учебные недели).
Результаты освоения курса во 3 классе
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы .Личностными результатами являются:
Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.
Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
Воспитание чувства справедливости, ответственности;
Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
Содержание : Числа. Арифметические действия. Величины.
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчет числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.
Числа от 1 до 100. решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).
Числа от 1 до 1000. сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Числа великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Мир занимательных задач.
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.
Нестандартные задачи. Использование знаково – символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задач. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Пространственные представления. Понятия «влево, вправо, вниз, вверх». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки, указывающие направление движения. Проведение линий по заданному маршруту (алгоритму) – «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

Геометрическая мозаика
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.
Эта программа предназначена для учащихся 3 «в» класса. В целом класс успешно завершил период обучения за 2 класс. Уровень подготовки учащихся позволяет продолжить освоение курса и не требует корректировки в содержании программы.

Планируемые результаты изучения курса в 3 классе.
анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково – символические средств для моделирования ситуации;
конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
объяснять (обосновывать) выполняемые действия;
воспроизводить способ решения задачи;
сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
конструировать несложные задачи.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
Числа. Арифметические действия. Величины.
Универсальные учебные действия.
- сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
- применять изученные способы учебной работы и приемы вычислений для работы с числовыми головоломками;
- анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
- включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальные затруднения в пробном действии.
- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
- сопоставлять полученный результат (промежуточный, итоговый) с заданным условием;
- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Мир занимательных задач.
Универсальные учебные действия:
- анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
- искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
- моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково – символические средств для моделирования ситуации;
- конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
- объяснять (обосновывать) выполняемые действия;
- воспроизводить способ решения задачи;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
- анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
- оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
- участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
- конструировать несложные задачи.
Геометрическая мозаика.
Универсальные учебные действия:
ориентироваться в понятиях «влево, вправо, вверх, вниз»;
ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки, указывающие направление движения;
проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
выделять фигуры заданной формы на сложном чертеже;
анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;
составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;
выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;
сопоставлять полученный результат (промежуточный, итоговый) с заданным условием;
объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;
анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
моделировать объемные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из разверток;
осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Описание учебно-методического и материально –технического обеспечения образовательной деятельности
Комплекты карточек с числами;
Игра «Русское лото»;
Игра «Математическое домино»;
Часовой циферблат с подвижными стрелками;
Таблица «Геометрические тела»
Кочурова Е.Э. «Дружим с математикой»: рабочая тетрадь для учащихся 2 класса. – М.:Вентана-Граф 2014.
Технические средства обучения:
Мультимедийный проектор;
Компьютер с программным обеспечением;
Демонстрационная доска для работы маркерами;