Классный час по теме Дети войны – последние свидетели







Классный час
по теме
"Дети войны – последние свидетели"





Методическая разработка классного часа.












Ветошкина Наталия Рудольфовна
МКОУ Киргинская СОШ
учитель английского языка.













Классный час по теме "Дети войны – последние свидетели"

Пояснительная записка
Среди множества форм внеклассной воспитательной работы, особое место занимают литературно-музыкальные, историко-литературные композиции, подготовленные к таким значимым памятным датам, как День Победы. Они являются составной частью направления «Нравственность», цель которого – обучение пониманию смысла и ценности человеческого существования, формирование у учащихся осознания исторического прошлого нашего народа, позитивного отношения к его традициям.
Данное мероприятие было разработано в рамках подготовки к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной Войне. В мероприятии хотелось осветить проблему выживаемости, самоотверженности, героизма маленьких граждан нашей страны в трудные военные годы. Детский возраст выбран неслучайно: нынешние школьники легче воспринимают беды и страдания своих сверстников, даже, несмотря на то, что эти события происходили давно.
К участию приглашаются дети войны села Кирга.
Данный материал ориентирован на учащихся средней возрастной группы 13 – 14 лет.
Мероприятие способствует развитию личностных качеств учащихся: патриотизм, ответственность за наше прошлое и будущее, а также формированию ответственного отношения к своим гражданским обязанностям: сохранение, уход за памятниками, могилами солдат, героически павших во время Великой Отечественной Войны.

Цель:
Расширить знания детей о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.
Воспитывать чувство гордости и уважения к прошлому своего Отечества;
Способствовать воспитанию уважения к людям старшего поколения, желания узнать больше о жизни детей во время войны, о детях - героях войны.
Задачи:
Развивать нравственные чувства сопереживания, чувства благодарности;
Воспитывать чувство патриотизма, бережное отношению к пожилым людям;
воспитывать бережное отношение к традициям своего народа.
Материалы:
- мультимедийная презентация «Дети войны»;
- мультимедийная презентация «Дети войны – последние свидетели»;
- видеоролик «Священная война»;
- мелодия из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих».
- фонограмма из песни «Дети войны».



Данный классный час входит в систему мероприятий посвященных празднованию Дня Победы в ВОВ.
Тема считается актуальной. К классному часу дети выучили стихи. Все учащиеся класса были задействованы. Ребята с интересом слушали рассказы из жизни детей войны, принимали активное участие в беседе.
При работе применялись следующие методы: частично-поисковый, сбор информации у родственников.
Данная тема для детей представила интерес, расширился кругозор. Дети больше узнали о прошлом нашей Родины. Они гордятся своими предками. Они будут еще больше любить свою Родину, прославлять ее и будут настоящими защитниками своей Родины
Считаю, что патриотизм, как и любое другое светлое чувство, надо воспитывать с детских лет. Из прочных кирпичиков: любви к Родине, уважения к женщине, любви и почитания матери, сохранение семейных уз, уважение к традициям наших предков, добра и милосердия, памяти о нашем героическом прошлом – складывается великое чувство патриотизма.
Огромный потенциал в духовно-нравственном и патриотическом воспитании имеет тема войны. Проведенный классный час относится к серии занятий по патриотическому воспитанию детей в основной школе.
Такая форма проведения классного часа существенно повысила мотивацию учащихся, эффективность и продуктивность, обеспечила работу всего класса, позволила учащимся лучше раскрыть свои способности.
В основу построения данного занятия положен метод эмоционального погружения, наилучшим образом способствующий реализации одной из главных задач воспитания: формирование патриотизма и твердой гражданской позиции обучающихся.
Сценарий сопровождался мультимедийным приложением: презентация с фотографиями, песни о Великой Отечественной войне. Комплексное воздействие звукового сопровождения и средств визуализации, способствовало повышению эмоциональной окраски восприятия, заставляло сопереживать происходящему, вызывая у детей чувства и эмоции, позволяющие лучше понять, прочувствовать и осмыслить события прошедшей войны.
При проведении данного мероприятия удачными оказались следующие моменты:
- форма проведения: был отобран краткий, но в тоже время глубокий материал;
- был соблюден регламент выступления;
- задействовали аудиовизуальные средства наглядности: подготовлена презентация.
На мой взгляд, цель проведенного мероприятия была достигнута: на сегодняшний день ребята знают и могут рассказать об этой странице истории нашей страны. Тема Великой Отечественной войны будет актуальна всегда, молодое поколение должно помнить и чтить тех, кому они обязаны миром.
Считаю, что классный час соответствует общим воспитательным задачам и возрастным особенностям учащихся.
Вывод: классный час прошел на высоком эмоциональном подъёме. Цель мероприятия достигнута, все поставленные задачи удалось реализовать.










































Классный час «Дети войны – последние свидетели».

Ход занятия:
Ученик: (звучит мелодия из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих».) (слайды 1,2)
«Дети войны».
Дети войны, вы детства не знали.
Ужас тех лет от бомбёжек в глазах.
В страхе вы жили. Не все выживали.
Горечь-полынь и сейчас на губах.
Слёзы в глазах от обид застывали.
Кровь и расстрелы. Горела страна
Долго ее из руин поднимали,
Жить лучше мечтали Снова война.
Дети войны, как же вы голодали
Как же хотелось собрать горсть зерна.
На зрелых полях колосья играли,
Их поджигали, топтали Война
В детских глазах испуг все читали.
Как же понять, что такое война?..
Взрослые дяди в них просто стреляли,
Их убивали, сжигали дотла.

Учитель:
Как-то так сложилось, что, вспоминая ужасы Великой Отечественной войны, мы говорим об убитых солдатах, военнопленных, истреблении и унижении мирных граждан. А ведь можно выделить еще одну категорию безвинно пострадавших – дети.
Из осколков памяти мы увидим другую войну, войну которую видел маленький человек.
Многие дети попали в руки немцев, в плен. Фашисты выстраивали детей отдельно, взрослых отдельно. От ужаса никто не плакал, смотрели на все стеклянными глазами. Мы четко усвоили урок: заплачешь – расстреляют. Так на наших глазах убили маленькую девочку, которая кричала без остановки. Немец вывел ее из шеренги, чтобы все видели, и пристрелил. Все поняли без переводчика – плакать нельзя". Вот так просто угасали жизни. Фашистские нелюди стреляли в детей ради забавы, чтобы посмотреть, как ребятишки в страхе разбегаются, или выбирали себе живую мишень, чтобы поупражняться в меткости. Ведь ребенок не может работать, пользы от него никакой, значит, можно убивать безнаказанно. Хотя в лагерях находилась работа и для детей. Например, выносить человеческий пепел из крематория и зашивать его в мешки, чтобы потом этим прахом удобрять землю. Заключенные в лагерях дети были донорами крови для немецких солдат. А как цинично их "сортировали" на пригодных и непригодных к работе. Вышел ростом, дотягиваешься до нарисованной на стене барака линии - будешь служить "великой Германии", ниже необходимой отметки – отправляйся в печь. И отчаянно тянулись вверх ребята, становились на носочки, казалось, обманут, останутся в живых, но беспощадной машине рейха малыши не нужны, она пустит их в топку, чтобы наращивать и наращивать обороты.
Теряли родителей, братьев и сестер. Иногда напуганные дети по нескольку дней сидели рядом с холодными телами погибших матерей, ожидая решения своей участи. В лучшем случае их ждал советский детдом, в худшем – в фашистские застенки. Но многие боролись с фашизмом с оружием в руках, становясь сыновьями и дочерями полков, партизанами.

Мы сегодня узнаем, как жили: (слайд 3)

Дети в блокадном Ленинграде;
Дети под оккупацией у немцев;
Дети в концлагерях;
Дети пионеры – герои;
Дети в тылу.

Ученик: (слайды 4,5,6,7,8,9,10)

Было мирное время, дети играли, росли, и не было у них забот.
Папа был рядом.
Мама была рядом.
Мы играли на улицах Ленинграда.
У нас было веселое детство.
И мы не знали, что нас ждет

Война! 22 июня 1941 года.
(ВИДЕОРОЛИК «Священная война».)


Ученик: (слайды 11,12,13,14)

Дети в блокадном Ленинграде.
Под немецкой оккупацией некоторые области будут находиться от двух до трех лет. Гитлеровцы введут трудовые повинности. Жители должны работать по 14-16 часов в сутки, к работам привлекут и детей.
Гитлеровское руководство истребляло мирное население на всей оккупированной территории Советского Союза. Массы загубленных детей перед их мучительной гибелью варварскими способами использовались в качестве живого экспериментального материала для бесчеловечных опытов «арийской медицины». Немцы организовали фабрику детской крови для нужд немецкой армии, был сформирован невольничий рынок, где шла продажа детей в рабство местным собственникам.
Обычно перед выселением какого-либо села туда врывался отряд карателей, они сжигали дома, угоняли скот, грабили имущество. Многих жителей убивали тут же или сжигали в своих домах. Женщин с детьми собирали на железнодорожных станциях, грузили в вагоны, наглухо заколачивали и вывозили в лагеря. Спустя неделю их доставляли в один из лагерей или тюрьму.

Ученик: (слайды 15,16,17,18,19,20,21,22,23)

Дети в концлагерях.
Страшный час для детей и матерей в концлагере наступал тогда, когда фашисты, выстроив матерей с детьми посреди лагеря, насильно отрывали малюток от несчастных матерей.
Дети, начиная с грудного возраста, содержались немцами отдельно и строго изолированно. Дети в отдельном бараке находились в состоянии маленьких животных, лишенных даже примитивного ухода. За грудными младенцами ухаживали 5-7 летние девочки. Ежедневно немецкая охрана в больших корзинах выносила из детского барака окоченевшие трупики погибших детей.
Массовую беспрерывную смертность детей вызывали эксперименты, для которых в роли лабораторных животных использовались малолетние узники Саласпилса. Немецкие врачи-убийцы больным детям делали инъекции разных жидкостей, заставляли принимать внутрь разные средства. Детей кормили отравленной кашей, от которой они умирали мучительной смертью. Руководил всеми этими опытами немецкий врач Майзнер.
На основании материалов расследования, свидетельских показаний, данных эксгумации, установлено, что за три года существования лагеря Саласпилса немцы загубили не менее 7 000 детей, частью сожженных, а частью захороненных на гарнизонном кладбище.
Рассказывает десятилетняя Наталья Лемешонок узница Саласпилса (в концлагерь Саласпилса попали все пятеро братьев и сестер – Наталья, Шура, Женя, Галя, Боря).
«Мы жили в бараке, на улицу нас не пускали. Маленькая Аня постоянно плакала и просила хлеба, но у меня нечего было ей дать. Через несколько дней нас вместе с другими детьми повели в больницу. Там был немецкий врач, посреди комнаты стоял стол с разными инструментами.
Потом нас построили в ряд и сказали, что сейчас осмотрит врач. Что делал он, не было видно, но потом одна девочка очень громко закричала. Врач стал топать ногой и кричать на нее. Подойдя ближе, было видно, как врач этой девочке вколол иглу, и из руки в маленькую бутылочку текла кровь. Когда подошла моя очередь, врач вырвал у меня Аню и уложил меня на стол. Он держал иглу и вколол ее мне в руку».
В гестапо и тюрьмах также происходило уничтожение детей. Грязные камеры тюрем никогда не проветривались, не отапливались даже в самые жестокие морозы. На грязных холодных полах, кишевшими от разных насекомых, несчастные матери были вынуждены смотреть на постепенное угасание своих детей. 100 граммов хлеба и пол-литра воды – вот и весь их скудный рацион на день. Медицинская помощь не оказывалась.
При кровавых расправах с заключенными в тюрьмах, где немцы расстреливали до нескольких сотен человек, исключений для детей не делали.
Наши войска освободили детей Саласпилса в 1944 году.

Ученик: (слайды 24,25,26,27,28,29,30,31,32,33,34)

Дети пионеры – герои.
За боевые заслуги десятки тысяч детей - пионеров были награждены орденами и медалями:
Ордена Ленина были удостоены Толя Шумилов, Витя Коробков, Володя Казначеев;
Ордена Красного Знамени Володя Дубинин, Юлий Кантимиров, Андрей Макарихин, Костя Кравчук;
Ордена Отечественной войны 1-й степени Петя Клыпа, Валерий Волков, Саша Ковалев;
Ордена Красной Звезды Володя Саморуха, Шура Ефремов, Ваня Андрианов, Витя Коваленко, Леня Анкинович;
Сотни пионеров были награждены медалью «Партизану Великой Отечественной войны», свыше 15 000 медалью «За оборону Ленинграда», свыше 20 000 медалью «За оборону Москвы».
Четверо пионеров были удостоены звания Героя Советского Союза: Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова
Многие юные участники войны погибли в боях или были казнены немцами. Некоторые из них были занесёны в «Книгу почёта Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина» и возведёны в ранг «пионеров-героев».

Ученик: (слайды 35,36,37)

Дети в тылу.
Ушли на фронт родители
Отчизну защищать,
А нам - детишкам маленьким -
Картошку убирать.
Девчоночья бригада
Пять-двенадцать лет,
Но выполняли честно мы
Родительский завет
Вязали варежки, носки,
На фронт их отсылали,
И тем победу над врагом
Коварным приближали




Учитель: (слайд 38)

Ребята, сегодня у нас в гостях дети войны, Ларионова Татьяна Михайловна, Пупышева Маргарита Алексеевна, Ларионов Геннадий Фомич, Поспелова Ангелина Родионовна и Григорьева Нина Ивановна. Они расскажут о своей жизни в тылу во время войны. (Выступление гостей).

Пусть чисто будет небо над землей,
Пусть жизни мирной радуются люди!
А Вас, кто рядом был с войной,
Мы помним, бережем и любим!

Пережившие войну дети говорили: «Мы родом с войны. Родом из украденного детства, наполненного горем и ужаса». Забыть страдание даже одного маленького человека - это предать детскую память 4 миллионов погибших детей.

Вечная память всем погибшим.
МИНУТА МОЛЧАНИЯ (метроном)

Ученик: (слайды 39,40,41,42,43,44,45,46,47)

Детям, пережившим ту войну,
Поклониться нужно до земли!
В поле, в оккупации, в плену,
Продержались, выжили, смогли!
У станков стояли, как бойцы,
На пределе сил,
но не прогнулись
И молились, чтобы их отцы
С бойни той немыслимой вернулись.
Дети, что без детства повзрослели,
Дети, обделенные войной,
Вы в ту пору досыта не ели,
Но честны перед своей страной.
Мерзли вы в нетопленных квартирах,
В гетто умирали и в печах.
Было неуютно, страшно, сыро,
Но несли на слабеньких плечах
Ношу непомерную, святую,
Чтоб скорее мира час настал.
Истину познавшие простую.
Каждый на своем посту стоял.
Мира вам, здоровья, долголетья,
Доброты, душевного тепла!
И пускай нигде на целом свете
Детство вновь не отберет война!

Ученик:
Исполнение песни «Дети войны». (презентация «Дети войны»).
Вручение цветов. Чаепитие.









































Использованная литература
http://www.astromeridian.ru/poetry/scenarij_prazdnika_den_pobedy.html
http://anonado.ru/scenarii-pazdnikov/Scenarij-vospitatelnoe-meroprijatie-ko-Dnju-Pobedy
http://www.uroki.net/scenar/scenar102.htm
www.mp3sort.com
www.fonogramm.net
http://minus-mp3.moy.su
В окопах Сталинграда Виктора Некрасова
Газета "Первое сентября. Начальная школа» № 13/2003, стр.13.
Радченко И. «В день окончания войны»
Мелодия из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих».
Священная война музыка А. Александрова, слова В.Лебедева-Кумача

15