Урок литературы в 10 классе по теме Мотив греха и смерти в пьесе А. Островского Гроза


УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ.
Тема: Мотив греха и смерти в драме А.Н.Островского « Гроза» ( 2 часа)
Цели:
Образовательные:
Понять причины самоубийства Катерины: что подтолкнуло ее к гибели: сознание греха или самодурство Кабанихи?
Совершенствовать практические умения и навыки работы с драматургическим произведением (осмысленное чтение, определение проблемы, анализ текста по ходу фрагментарного чтения , выражение собственной позиции и ее аргументация)
Развивающие:
Формировать рациональное самонаправленное мышление: выделять ключевые слова, сравнивать, обобщать, классифицировать;
Развивать навыки диалогового общения, монологической речи.
Воспитательные:
Формировать склонность к размышлению о нравственных проблемах;
Развивать ценностное отношение к жизни, к другим людям;
Технологическая карта урока:
1.Стадия вызова. Цель: актуализировать знание текста по теме урока, мотивировать учащихся к дальнейшей работе на уроке, вызвать интерес к теме путем постановки проблемных вопросов. Использование приема « Верные и неверные утверждения».
2.Стадия осмысления: Цель: продолжать обучение внимательному чтению текста художественного произведения, уметь интерпретировать его, соотносить новые знания с уже имеющимися. Использование приемов выделения ключевых слов, создания ассоциативного ряда, аналитическая беседа в диалоговом режиме, ведение двойного дневника.
3.Стадия рефлексии: Цель: подвести к целостному осмыслению материала урока, обобщению проблемы урока, формировать у каждого ученика собственного отношения к поднимаемой проблеме. Использование приема «выводы», звучащие в процессе анализа, оформление комментариев в дневнике.
Эпиграф урока:
Все равно, что смерть придет, что сама… а жить нельзя! Грех!
Д5.Явл.4
Ход урока:
1.Оргмомент. Приветствие учителя: Добрый день! Начинаем наш урок. У нас сегодня интересная тема: есть возможность поразмышлять.
2. Стадия вызова. Слово учителя: начнем урок с викторины « Верные и неверные утверждения». Задание: подтвердить (словом «да») или опровергнуть следующую информацию (словом « нет») и дополнить правильным ответом.- Ах,,………, грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой не делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо,ведь это страшный грех,что я другого люблю? Так признается в любви одна из героинь пьесы Варвара? ( Нет, Катерина)
- Что ты ! Что ты! Какой грех – то! - попытался успокоить Катерину Тихон? ( Да)
- Что с дураком говорить! Только грех один! – ответила ему Катерина?
- А я, милая девушка, не вздорная , за мной такого греха нет. Один грех за мной есть точно, сладко поесть люблю, - признается Феклуша? ( Да)
- А Борис сокрушается по поводу того, что « не хотел вот нынче сердиться, а, как нарочно, рассердили так. Да вы, проклятые, хоть кого в грех введете! ( Нет, Дикой)
- Дикой говорит: « О посту как – то великом говел, а тут принесло на грех – то мужичонку за деньгами. Согрешил таки: изругал, так изругал, чуть не прибил.» ( Да)
- Как бы нибудь, сударь, ладком дело - то сделать! Вы бы простили, да и не поминали никогда. Сами – то,чай, тоже не без греха! Так советует Тихону Шапкин? ( Нет, Кулигин)
- Я умру скоро. А вот что: быть греху какому – нибудь. Такой на меня страх, точно я стою над пропастью и меня кто – то туда толкает, а удержаться мне за что. О своих предчувствиях рассказывает Варвара? ( Нет, Катерина)
- Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда. Говорят, даже легче бывает, когда за какой – нибудь грех здесь, на земле, натерпишься. Ищет для себя оправдания Катерина? ( Да)
- Ах, темно стало! И опять поют где – то! Что поют? Не разберешь… Умереть бы теперь… Что поют? Все равно, что смерть придет, что сама… а жить нельзя! Грех. Такое окончательное решение приняла Катерина? ( Да)
2А. Учитель: Спасибо. Текст пьесы вы знаете хорошо. Молодцы! А сейчас определите ключевые слова, объединяющие приведенные цитаты.
Грех и смерть
2Б. Определение темы урока с помощью ключевых слов.
Учитель : Давайте назовем наш урок исходя из ключевых слов .Мотив греха и смерти
Слайд №1 ( после ответов учащихся)
Учитель: Дайте определение мотива.
Мотив, по литературоведческому словарю,- это…
2В. Определение проблем урока.
Учитель: Как вы думаете, на какие вопросы мы должны получить ответы или попытаться разобраться в них в процессе урока.
Как определяют для себя понятие греха герои пьесы?
Что же все – таки привело Катерину к смерти: сознание греха или самодурство Кабанихи?
Слайд№2 ( после ответов учащихся)
Учитель : Да, действительно, мы помним финальные слова взбунтовавшегося Тихона: «Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы…». Попробуем найти ответы на поставленные вопросы в процессе анализа.
Стадия осмысления. Аналитическая беседа – размышление в диалоговом режиме.
Учитель: Для начала выясним лексическое значение слова грех. Каково оно?
Ответы учащихся.
Слайд№3 (после ответов учащихся)
Учитель: Есть ли у вас доказательство , что мотив греха – сквозной в пьесе?
Да, он проходит через все произведение, от 1 до 5 действия. Это слово употребляется 30 раз. 14 раз произносит его главная героиня Катерина. Затем Кабаниха -3 раза, такие герои, как Феклуша, Глаша, Тихон, Кудряш, Дикой – по 2 раза, а Кулигин, Варвара и барыня – по 1 разу.
Учитель: Получается , что в пьесе практически все герои так или иначе произносят это слово. Каково понимание этого слова у героев пьесы, кроме Катерины?
Ответы учащихся
Учитель: Давайте сделаем вывод из сказанного. Все выводы, комментарии старайтесь по ходу нашей беседы записать в тетрадь, где есть таблица « Двойной дневник», в котором вы дома выписали реплики Катерины о грехе и смерти.
Вывод – обобщение №1. Понимание греха у героев пьесы, кроме Катерины, разное: грех – это ссоры, чревоугодие, красота, соблазн, случай, пьянство. Он такой же, как и у всех у нас. Неодинаковые по значимости, простительные, содержащие в себе ПОРОК.Учитель: Хотя,заметьте,если следовать семи смертным грехам, то Кабаниха и Дикой - большие грешники, чем Катерина, Варвара и Тихон, ибо прелюбодеяние и чревоугодие – меньшие грехи, чем алчность, гордыня и гнев.
Учитель : А Катерина? Когда она начинает говорить о своей греховности и смерти?
Задолго до самого факта измены (д .1, явл.7) в разговоре с Варварой Катерина настойчиво повторяет: «Я умру скоро», «Нет, я знаю , что умру.», «Быть греху какому – нибудь!», «Грех у меня на уме!» , «Не уйти мне от этого греха». В ее сознании грех и смерть слиты уже изначально.
Учитель: Сделаем вывод - обобщение № 2. Можно в виде схемы. Предлагаю следующую:
ГРЕХ = ГИБЕЛЬ ( СМЕРТЬ)
ДУХОВНАЯ ____________________ФИЗИЧЕСКАЯ
Учитель: Подумайте над таким вопросом: боится ли Катерина смерти? Если ДА, то почему? Если НЕТ, то чего же боится она?
Как человек религиозный, Катерина не боится смерти, ибо смерть – это переход в иной, лучший мир. А боится она другого…Она говорит: « Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами» ( д . 1 явл.9)
Учитель: Итак, какой вывод мы сделаем ?Вывод – обобщение №3. Одним словом, Катерина боится не исполнить важнейшую свою миссию на земле – приготовиться к смерти.
Учитель: Каким же образом она пытается уберечься от греха?
Просит мужа не уезжать, взять ее с собой, чтобы не увеличивать силу искушения. Наконец, сама просит взять с нее страшные клятвы: «Умереть мне без покаяния, если я … Здесь стоит многоточие, очевидно, что она хотела сказать СОГРЕШУ.
( д.2 явл.4) А Тихон отказывает ей, не обращает внимания на ее состояние: ему самому надо вырваться из душного дома матери , развеяться, расслабиться. Муж ей не помощник, не тот человек, на которого она могла бы надеяться. Взбунтовался против матери только тогда, когда понял, что Катерина мертва.
Учитель: И к какому выводу мы приходим? Запишите в тетрадь.
Вывод – обобщение №4. К сожалению, Тихон не может помочь ни сейчас , когда она борется с грешной страстью, ни потом , после ее публичного покаяния. Он не может выполнить совет Кулигина : « Вы бы простили ей да не поминали никогда.» И только над телом мертвой жены Тихон решается на бунт против Кабанихи, публично обвиняя ее в гибели Катерины и именно этой публичностью нанесет ей страшный удар.
Учитель: Как вы думаете, какая сцена становится кульминацией развития мотива греха и смерти?
Выразительное чтение учащейся сцены из д.2 явл.10
Учитель: Итак, у нее в руках ключ и она в раздумье. Давайте подумаем: что , на ваш взгляд, символизирует КЛЮЧ - ? Порассуждаем с помощью схемы :
КЛЮЧ
К калитке Гибель ( « Вот погибель – то!»)
Путь к греху
и
к любви
КЛЮЧ СУДЬБЫ
Учитель: Какой же вывод мы сделаем?
Вывод – обобщение №5 . Ключ от калитки оказался роковым, ведущим и к греху – любви, и к погибели героини.
Учитель: Подумайте , в какой еще сцене переплетаются оба мотива – греха и погибели ?
Выразительное чтение учащейся сцены второй из д.3 явл.3
Катерина в этом монологе называет Бориса « окаянный человек», «погубитель», «враг». 4 раза звучит слово «загубил». Она не может держать в себе мысли о своем безбожном поведении» «Ты знаешь ли: ведь мне не замолить этого греха, не замолить никогда!» И вновь предчувствует смерть: «Теперь мне умереть вдруг захотелось!»
Учитель : Какая мысль является немаловажной в этой сцене?
Катерина не боится людского суда, считая его справедливым наказанием за ее грех: « Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда? Говорят, даже легче бывает, когда за какой – нибудь грех здесь, на земле, натерпишься»
Учитель: Итак, подходим к следующему выводу: рассуждая таким образом, что прогнозирует Катерина?
Вывод – обобщение №6. Катерина прогнозирует свою будущую судьбу: раскаяние ----- наказание ---- смерть. Таким образом: КЛЮЧ СУДЬБЫ открывает путь от ГРЕХА к РАСКАЯНИЮ затем к НАКАЗАНИЮ и СМЕРТИ.
Учитель: Прочитаем сцену раскаяния ( д.5 явл.2).
Выразительное чтение учащейся.
Учитель: Почему Катерина так реагирует на безумные речи барыни, раскаты грома, изображение ада на стене?
Слова сумасшедшей старухи о красоте плотской, красоте греховной, и плотских грехах глубоко запали в душу молодой женщины, терзаемой чувством вины . Раскаты грома, изображение ада на стене она воспринимает как божье предупреждение о неотвратимости наказания.
Катерина сознается в своем грехе по всем средневековым канонам. Она делает это на людях,называя себя « беспутной».
Учитель: Подумайте, почему она кается публично? Какова цель покаяния?
Возможно, для того чтобы унять мучения совести. Велика сила религиозного раскаяния Катерины. Ей кажется, что все вокруг знают о ее грехе, ей тяжело, мучительно больно, что на душе нет прежней гармонии и покоя. Ведь имя Катерина означает «чистая, благородная»
Учитель: Каков вывод?
Вывод- обобщение №7. Цель публичного покаяния – обрести прежнюю чистоту души, цельность, унять муки совести и душевную боль.
Учитель: Но! Цели своей покаяние и суд людской не достигают. Почему? Каковы причины?
Основная причина в том, что близкие ее не прощают: Кабаниха «ее поедом ест», Тихон боится маменьки, хотя сам и простил бы жену, Борис не может видеться с Катериной, искусительница Варвара сбежала с Кудряшом. Никого нет рядом с ней, кто помог бы ей, поддержал в трудную минуту.
Учитель: И…единственным способом избавления от мук душевных становится СМЕРТЬ. Об этом монолог Катерины в явл.2 д.5 .
Чтение наизусть монолога учителем.
О чем эти слова? Почему смерть?
Может быть, Катерина считает, что только смерть принесет ей облегчение . Так она приходит к идее физических страданий, снимающих душевную боль.
Она поняла, что нет смысла жить дальше: « Для чего мне теперь жить, ну для чего?»
Еще она понимает, что любимый человек не может принять решение, так как боится дяди, что нет в нем опоры: « Еще кабы с ним жить, может быть. радость бы какую – нибудь я и видела…»
Самое главное, возможно, в словах: «Уж душу свою я ведь погубила». Она ведь глубоко религиозный человек и верит в то, что, согрешив, погубила свою душу, переступила через себя.
Учитель: Согласна с вами. Сделаем вывод – обобщение №8. Да, для Катерины смысл жизни не в плотской любви, а в спасении своей души для будущей вечной жизни. Да, для вечной жизни… Именно поэтому в последнем разговоре с Борисом она не настаивает на том, чтобы он увез ее. После отказа она не настаивает. Больше всего Катерина думает о том, что давно решила сказать Борису на прощание, и теперь припоминает: «Поедешь, ты, дорогой, ни одного нищего не пропускай, всякому подай да прикажи, чтобы молились за мою грешную душу» Это ее последняя надежда: может быть, молитва нищих и странников, особенно Богу угодная, должна хоть как –то испросить прощения у Бога, хоть как – то связать ее с НИМ. Предсмертный монолог героини – последний приговор себе: « Жить нельзя! Грех!»
Как понять это высказывание? Что значит: « жить нельзя!»?
Мы уже говорили, что Катерина религиозна, она искренне верит в Бога, а для верующего человека, совершившего грех и не искупившего его, невозможно жить на земле. При этом еще больший грех- грех самоубийства, в расчет уже не берется.
Вывод – обобщение №8. Таким образом, душа уже погублена, нет ей спасения, не жить ей вечно, и поэтому никакие новые грехи не страшны.
Учитель: Из чьих уст звучит в последний раз слово « грех»?
Из уст Кабанихи. «Об ней и плакать – то грех!» - говорит она, узнав о смерти Катерины. Это еще одно доказательство греховности натуры Кабанихи. Кабаниха - человек, который, действуя именем Бога, Бога в себе не несет.
Стадия рефлексии: Заключительные выводы – обобщения учащихся в форме кластера:
Учитель: Итак, сделаем выводы по ключевому вопросу урока: что, на ваш взгляд, является основной причиной самоубийства Катерины?
Основная причина самоубийства Катерины – потеря духовных опор. Невозможность в ее понимании искупить грех, глубокое убеждение в бессмысленности жизни вне Бога.
Неумение разрешить в ситуации личной жизни конфликт плоти и духа.
Душевное одиночество в доме Кабанихи, вся обстановка которого, основанная на унижении, угнетении, подталкивала к гибели.
Трагичность любви Катерины в том, что полюбила слабого человека, не сумевшего защитить ее, понять, бороться за любовь .Учитель: Благодарю всех за работу. Мне кажется, что у нас появилось еще больше вопросов. Я права? Это хорошо, так как они заставляют нас думать. Помните: « Если я мыслю, значит, я существую»
Домашнее задание будет следующим:
Добавить комментарии к таблице – « двойному» дневнику.
Напишите эссе на тему « Можно ли назвать «Грозу» трагедией совести?