Драматургия А.П. Чехова Комедия Вишневый сад


Тема урока Драматургия А.П.Чехова.
Комедия «Вишнёвый сад»
Цели урока:
познакомить учащихся с Чеховым - драматургом, расширить знания о театральной системе XX века, подготовить к правильному пониманию пьесы;
развивать воображение, активизировать внимание на жанре пьесы, формировать навыки написания докладов, умения выступать перед аудиторией;
прививать интерес к истории драматургического искусства, личности писателя.
Тип урока: урок изучения художественного произведения.
Вид урока: урок восприятия художественного произведения.
Методическое обеспечение: портрет А.П.Чехова, выставка книг, репродукции, иллюстрации, грамзапись (отрывок из пьесы «Чайка»), текст «Вишневый сад».
План лекции:
орг. момент;
становление Чехова-драматурга (слово учителя);
театральная система Х начала ХХ века (доклад учащегося);
история создания и особенности постановки комедии «Вишневый сад» (доклад учащегося);
(знакомство с афишей) действующие лица комедии);
итоги,
домашнее задание
Ход работы
Орг. Момент
Слово учителя
Триумф Чехова – драматурга, начавшийся на рубеже XIX- XX веков, продолжается и по сей день. «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад» имели и имеют успех у широкого круга читателей и зрителей и в нашей стране и за рубежом. Литературные критики и писатели расценивают драматургию Чехова как огромное художественное завоевание, «Для меня Чехов олицетворяет театр так же, как Моцарт олицетворяет музыку», - заметил французский писатель Франсуа Мориак.
Становление художественного таланта Чехова протекало в период глухого безвременья 80-х годов, когда совершался драматургический болезненный перелом в миросозерцании русской интеллигенции. Писатель не участвовал в народническом движении. На долю выпало другое - быть свидетелем горького похмелья на чужом жизненном пиру. «Эпоха переоценки и разочарования в недавних «программах» воспитала в нем скептическое отношение к теоретизации жизни вообще, ко всякой попытке схематизировать жизнь и охватить сущее и должное в одной сколько-нибудь стройной теоретической схеме.
Возникла неприязнь Чехова к «догме», «ярлыку», к попыткам людей в отчаянии зацепится за ту или иную недоконченную идейку и фанатически отдавшись ей, утратить чувство живой жизни и вне себя и в себе самих. Все, что напутали, что настроили, чем загородили себя люди, все нужно выбросить, чтобы почувствовать жизнь. Войти в первоначальное, простое отношение к ней. Именно таким простым отношением с жизнью Чехов – художник очень дорожил, прекрасно сознавая, что «общую идею или бога живого человека нужно искать заново, что ответ на мучительный вопрос о смысле человеческого существования может дать только жизнь в ее сложном течении, историческом самодвижении и саморазвитии.
Был ли у Чехова идеал, было ли у него ясное и осмысленное понимание новой общественной программы, способной заменить старую веру «отцов»? Такого идеала у Чехова не было. Но это не значит, что он влачился по жизни «без крыльев», без веры и надежд. А..П.Чехов чувствовал как никто другой исчерпанность тех форм жизни, которые донашивала к концу XIX века старая Россия, и был как никто другой внутренне способен от этих «футлярных» форм. « Я соображал: как, в сущности, много довольных, счастливых людей! Какая это подавляющая сила! Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сытых, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье… Между тем во всех домах и на улице тишина, спокойствие, их 50 тыс. живущих в городе ни одного, который бы вскрикнул, громко возмутился… Все Тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика: сколько–то с ума сошло, сколько–то ведер выпито, сколько-то детей погибло от недоедания… И такой порядок, ох видно нужен; очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча, и без этого молчанья счастье было бы невозможно. Это общий гипноз. Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда – болезнь, бедность, потери, и его не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других». Чем более пристально вглядывался Чехов в застывающую в самодовольстве и равнодушном отупении жизнь, тем острее и проницательнее чувствовал он пробивающиеся сквозь нее к свету, еще подземные толчки новой жизни, с которой писатель заключил «Духовный союз». Который будет она конкретно, он не знал, но чувствовал, что в основе ее должна быть такая «общая идея», которая не усекала бы живую полноту бытия, а, как свод небесный, обнимала бы ее: «Человеку нужно не 3 аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он смог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа».Чехову не суждено было написать роман, но жанром, синтезирующим все мотивы его творчества, стала «новая драма».
Все мы должны уяснить, что образная жизнь драматического произведения начинается на сцене. Чехов всегда помнил сам и постоянно напоминал другим о грани между пьесой и спектаклей и предпочитал судить о сценических красотах той или иной пьесы, «только вернувшись из театра», не считая ту пьесу готовой для публикации, которая еще не была исправлена на репетициях.
Драматургия Чехова породила новую театральную систему XXв.
Доклад.
Рождение драматургии связано с созданием Московского Художественного театра, и с театральной революцией в России, которая происходила на рубеже XIX – XXв: уходил в прошлое старый «актерский» театр, театр крупных индивидуальностей. Ему на смену шел новый «режиссерский» театр, объединенный целостным театральным мышлением, утверждавший на сцене принцип ансамбля актерских образов. Совершилась всеобъемлющая театральная реформа сцены. Отныне режиссер охватывал все стороны театрального дела, начиная с репертуара, с идейного и художественного толкования пьес, с актерского исполнения и кончая малейшей деталью общей сценической картины.
Новая профессия режиссера понадобилась сценическому искусству затем, чтобы дополнить образ человека образом мира. Необходимо было раскрыть иное, более тесное ощущение судьбы человека с судьбами истории, понять более сложное соотношение личности со своей средой, увидеть глубокий общечеловеческий смысл, скрытый в «подводном течении» жизни человека, дать поэтически обобщенную картину эпохи. Этой общей идейно – эстетической тенденции нового театрального века как раз драматургия Чехова более всего и отвечала.
К.С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко, поставившие за короткий срок на сцене созданного ими театра «Чайку», «Дядю Ваню», «Три сестры», «Вишневый сад» Чехова, дали театральному миру на долгие годы вперед такую классическую формулу исполнения чеховской драматургии, которая и поныне вряд ли является превзойденной. Тут сработала редкая адекватность мироощущения писателя и театра. Для своего времени был дан идеальный канон чеховского театра.
Днем рождения чеховской драматургии считается 17 декабря 1898 года. В этот день только что созданный в Москве Художественно-общедоступный театр впервые сыграл чеховскую «Чайку».
(Отрывок из пьесы А.П.Чехова «Чайка», галерея рисунков, фотографий, иллюстраций, репродукций.)
Слово учителя
В пьесе «Чайка», как и в последующих пьесах автор и режиссер погружали актеров в абсолютную достоверную атмосферу жизни на сцене, где словно вырастали и шумели листвой живые деревья, серебрилось под лупой темное озеро, где в доме была «обжита» каждая комната. И эта достоверность сценического пространства помогала актерам не играть, а жить на сцене. Они могли ненароком садится спиною к зрителю, что создавало ощущение естественной текущей жизни. Это было поразительным.
После постановки пьес «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры» в МХТ А.П.Чехову захотелось создать произведение «бодрое, радостное».
Доклад.
В первой половине 1901 года в создании драматурга еще не приобрела какой-нибудь ясности будущая пьеса: не была ясна идея, сюжет, персонажи. Он еще не нашел для нее заглавие. Отчетливо было лишь стремление написать веселую пьесу, комедию.
В своих письмах он сообщал своей жене О.Л. Книппер: «Следующая пьеса, которую я напишу, будет непременно смешная, очень смешная, по крайней мере, по замыслу…Минутами на меня находит сильное желание написать для Художественного театра 4-х актный водевиль или комедию. И я напишу, если ничто не помешает, только отдам в театр не раньше конца 1903 года.
Общий план сюжета нового драматургического произведения окончательно сформировался в июле – августе 1902 года. В это время Чехов находился в Любимовке под Москвой. Он не решается дописать эту пьесу: «душа не лежит… Сюжет есть, но пока еще не хватает пороку» Пьеса была закончена лишь в 1903 году, а была показана на сцене 17 1904 году.
Но сценическая судьба складывалась наиболее сложно и противоречиво. Когда начались репетиции, Чехов находился в Ялте (он был болен), но он очень стремился в театр и через некоторое время приехал в Москву. Писатель нервничал и очень недоволен: то ему не нравились некоторые исполнители, то ему не нравился подход режиссера, то ему казалось, что допускаются искажения его текста. Поэтому его даже пришлось уговорить не посещать репетиций.
В. Немирович-Данченко отмечал, что театр спорил с Чеховым из-за недопонимания некоторых особенностей его драматургии: «Тут было просто недопонимание Чехова, недопонимание его тонкого письма». Главным спорным вопросом был жанровый вопрос. Чехов возмущался: «Почему на афишах и в газетных объявлениях моя пьеса так упорно называется драмой? Немирович и Алексеев (Станиславский) в моей пьесе видят положительно не то, что я написал, и я готов дать какое угодно слово, что оба они ни разу не прочли внимательно моей пьесы. Одно могу сказать, загубил мне пьесу Станиславский»
Премьера разочаровала зрителей и встретила резко отрицательное отношение со стороны самого автора. «Разве это мой «Вишневый сад», разве это мои типы?» – жаловался Чехов режиссеру Е.П. Карпову.
Слово учителя.
Такова была история создания пьесы «Вишневый сад» и такие вопросы стояли перед автором и режиссером.
Задумав написать комедию, драматург постепенно подбирал и формировал состав ее действующих лиц.
Давайте познакомимся с действующими лицами пьесы «Вишневый сад».
Чтение действующих лиц пьесы (подготовленный ученик)
Слово учителя
Чехов назначил играть роль Раневской свою жену Книппер-Чехову. При этом он говорил, что Раневская должна быть «одета не роскошно, но с большим вкусом». Она умна, очень добра, рассеяна, ко всем ласкается. Всегда улыбка на лице? Большое внимание он уделял образу Лопахина. «Роль Лопахина центральная. Если она не удастся, то значит, и пьеса вся провалится. Лопахина надо играть не крикуну, не надо, чтобы это непременно был купец. Это мягкий человек», порядочный человек во всех смыслах, держаться он д. вполне благопристойно, интеллигентно, не мелко, без фокусов» Чехов не только обращал внимание на характер, но и на их особенности игры актеров, внешний облик. «Лопахин – белая жилетка и желтые башмаки, ходит, размахивая руками широко шагая, во время ходьбы думает, ходит по одной линии. Волосы не короткие, а потому часто вскидываются головой; в раздумье расчесывает бороду, сзади наперед, т.е. шеи ко рту. Антон Павлович считал, что Шарлотту должна играть актриса с юмором. Она должна говорить «не на ломаном, а чисто русским языком, лишь изредка она вместо в конце слова произносить и прилагательное путать в м. и ж. роде
«Эта фигура в черном платье, монашка, глупенькая, плакса»,- писал в письмах Чехов о Варе. Но он считал, что роль этой героини посерьезнее, чем роль Ани, которую может играть кто угодно, хотя бы совсем неизвестная актриса, лишь бы была молода и походила на девочку, и говорила бы молодым, звонким голосом.
Постепенно, на протяжении нескольких занятий мы с вами познакомимся со всеми героями.
Домашнее задание. Прочитать внимательно 1 действие.