Презентация к уроку обобщения и систематизации знаний, полученных при изучении комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»


Обобщение и систематизация знаний, полученных при изучении комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»Голяшова Светлана ВикторовнаУчитель русского языка и литературы Что такое драма?
Драма - это род литературных произведений, построенных в форме диалога без авторской речи и предназначенных для исполнения на сцене Что такое комедия?
Комедия - это жанр драмы, в котором высмеиваются человеческие или нравственные пороки  Основные требования классицизма в литературе 1. Деление героев на положительных и отрицательных2. Соблюдение в произведении трех единств: времени, места и действия.3. Утверждение идей патриотизма, гражданственности. 4. Обращение к общественным проблемам.  5. Герои - “образы без лиц”. Они не меняются, являясь выразителями общих истин.6. Исключалось использование простонародного языка.


Какие отступления от традиций классицизма присутствуют в комедии? «-« Простаковы,Скотинин, Митрофан, «+» - Софья, Милон, Правдин, СтародумСобытия происходят в течение одних суток и в одном месте (в доме помещицы Простаковой)Проблема воспитания является основной в комедии, что подчеркивается самим названием.Проблема крепостного права, государственной власти.Да. (Простакова??????????????)Нет. Привести примеры! (работа с учебником) Просторечные слова, частицы (неужто-таки), пословицы и поговорки (Век живи, век учись, сон в руку, всякая вина виновата….) Чем отличается речь положительных и отрицательных героев? Разница между языком Простаковой и языком Еремеевны, Тришки и даже Цыфиркина менее ощутима, чем грань, отделяющая его от языка Стародума или Правдина Для чего автору было необходимо подчеркнуть особенности языка героев? Все эти особенности языка нужны для их социально-бытовой характеристики Проблемы, обозначенные в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»:проблема воспитания;проблема крепостного права и дворянства.
Проблема воспитания (Высмеивание моды на иностранных учителей, которые были сами глупы или плуты. Про «экзамен» Митрофана сказано, что в этой сцене происходит столкновение истинного просвещения и воинствующего невежества.Как относится Простакова к обучению и воспитанию своего сынка? (Безумно любя своего сынка, она старается оградить его от учения, чтобы Митрофанушка не перетрудился). Проблема крепостного права и дворянства(Помещики, подобные Простаковым и Скотининым, смело творят беззакония, потому что зна­ют: они охраняемы самим государством. Они вов­се не считают грубое обращение с крепостными преступлением. Большинство дворян приняло указ Екатерины «О вольности дворян…» (она формально освободила дворян от служения государству) как полную, безотчетную власть над крепостными). Слова «Вот злонравия достойные плоды» принадлежат Стародуму. Причина краха Простаковой – злонравие, дурные наклонности, которые порождены вседозволенностью. Плоды дурного воспитания связываются с влиянием крепостного права, которое одинаково пагубно, как для народа, так и для дворянства.