Конспект урока по литературному чтению по теме: «С.Я. Маршак «Ветры, бури, ураганы…отрывок из сказки Двенадцать месяцев» 2 класс


Конспект урока по литературному чтению по теме: «С.Я. Маршак «Ветры, бури, ураганы…"отрывок из сказки "Двенадцать месяцев"» 2 класс
Цели: расширить знания учащихся о творчестве писателя; продолжить знакомство со средствами выражения настроения в литературном произведении, живописи, музыке; продолжить работу по развитию речи, обогащению словарного запаса детей, совершенствовать навык выразительного чтения, развивать память, мышление, внимание; творческие способности; воспитывать самостоятельность и интерес к литературному чтению.
Задачи урока:
- развивать умение рассуждать, обобщать, работать над выразительностью речи, выделяя голосом своё отношение к читаемому.
- формировать умения находить в тексте нужные отрывки, анализировать поступки героев;
- воспитывать гуманистические идеалы — совести, справедливости, добра и милосердия.
- обогащать словарный запас учащихся.
- прививать любовь к книге.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель:
Книжек первые страницыНас встречают с первых летИ несут нас, точно птицы Облетая целый свет……Книгу любят и хранятПусть же крепнет с каждым годомДружба книги и ребят.
– Готовясь к уроку внеклассного чтения, я думаю, что вы уже подружились с поэтом, переводчиком, сказочником С.Я.Маршаком. Что вы можете рассказать о жизни и творчестве автора?
2. Артикуляционная разминка
– Сегодня на разминке вспомним отрывок из стихотворения Маршака “Багаж”.
– Прочитайте глазками.
– Прочитайте птичьим базаром.
– Прочитайте выразительно.
– Прочитайте скороговоркой.
Дама сдавала багажДиван,Чемодан,Саквояж,Картину,Корзину,Картонку,И маленькую собачонку.
Выдали даме на станцииЧетыре зелёных квитанцииО том, что получен багажДиван, Чемодан, Саквояж,Картина, Корзина, Картонка И маленькая собачонка.
3. Проверка домашнего задания:
-Беседа по рассказу Н.И.Сладкова «Поющая подо льдом»
- пересказ
4. Введение в тему урока. Актуализация знаний
– С.Я.Маршак – один из самых знаменитых детских поэтов. Его стихи сопровождают нас на всех дорожках детства .Вы разучивали “Детки в клетке”,затем перелистывали “Разноцветную книгу”,смеялись над “Рассеянным с улицы Бассейной ”, над дамой, которая сдавала багаж.
5. Биографическая справка.
Я родился 3 ноября 1887 года в городе Воронеже. Я рано полюбил стихи, четырёх лет от роду уже пытался сам сочинять стихотворные строчки, а в одиннадцать лет, когда стал учиться в гимназии, я уже переводил древнеримского поэта Горация.
Отец работал мастером на заводах. В поисках лучшего применения своих сил и знаний отец со всей семьёй переезжал из города в город, пока наконец не устроился на постоянное жительство в Петербурге.
Я учился в Воронежской гимназии. Позже перевёлся учиться в Петербург. А затем в Ялтинскую гимназию. После я учился в Англии, окончил Лондонский университет, основательно изучил английский язык, что помогало делать литературные переводы.
Большую часть своего творчества я посвятил детям, написав стихи, сказки, загадки, пьесы, делал переводы.
В 1920 году в городе Краснодаре я создал один из первых детских театров и писал для него пьесы-сказки.
Меня считают одним из основоположников детской литературы.
До последнего дня своей жизни (4 июня 1964 года) я не расставался с пером и бумагой
- А сегодня нам предоставляется возможность не только более подробно познакомиться с произведением, но и услышать бархатный голос С.Я Маршака. (до слов А вот как)
Самуил Яковлевич Маршак считал, что книга учит нас жить, и очень хотел, чтобы дети любили читать книги.
Добрую сказку помню я с детства,
Хочу, чтобы сказку запомнил и ты.
Пусть подкрадётся к самому сердцу
И зародится зерно доброты.
6. Работа по теме
– Произведения Маршака интересны и незабываемы. Какую сказку вы прочитали готовясь к уроку?
(На доске запись: С.Я.Маршак “Двенадцать месяцев” пьеса– сказка)
– Почему Маршак назвал своё произведение не просто сказкой, а сказкой– пьесой?
(Пьеса – это литературное произведение, предназначенное для театрализованного представления.)
– Назовите главных действующих лиц пьесы?(ответы учащихся)
1). Словарная работа
– Как вы понимаете значение слова мачеха?
– Что вы можете рассказать о мачехе из нашей сказки? Какая она?
– Каково значение слова падчерица?
– Какой представил нам эту девочку Маршак?
– Ребята, читая сказку, какие слова вам были непонятны?
(Дети называют слова, разбор значения слов.)
2). Первичное понимание текста
– Понравилась ли вам сказка?
– Вспомним и кратко перескажем её содержание.(краткий пересказ.)
– Для того чтобы передать содержание вы использовали слова. Какие виды искусства помогут вам передать настроение описать природу? (Живопись, музыка.)
– Действие нашей сказки происходит в какое время года?
– Я предлагаю вам, выступить в роли художников и заглянуть в зимний лес. Какие краски должен взять художник, чтобы передать настроение зимней непогоды?
(Дети по шаблону рисуют зиму.)
– Найдите в тексте как описывает лес автор?
– Вот в такой лес отправилась наша героиня. (Девочка появляется на рисунке.)
– Какие чувства вы испытали когда читали об этом?
– В таком лесу и замёрзнуть недолго. Давайте погреемся.
8. Физкультминутка
Покачайтесь ПокружитесьРаспрямитесьПриседайте, приседайтеПошагайте, пошагайте.Встаньте на носок, на пяткуГлубоко теперь вздохнитеСядьте тихо, отдохните.Всё в порядок приведитеВновь трудиться все начните.
7. Продолжение работы по теме
а) Работа с пословицами.
(На доске пословицы, названия месяцев пропущены.)
– Если вы правильно распределите слова в пословицах, сможете ответить на вопрос. Кто помог Падчерице, выполнить задание капризной Королевы?........... – году начало зиме середина. (Январь.)........... силён метелью, а ............. .капелью. (Февраль, Март.)........... с водой, .............. с травой. (Март, Апрель.)
б) Работа с текстом
– Найдите в тексте волшебные слова, с помощью которых братья– месяцы передавали друг– другу эстафету.
(Дети читают:Январь.– Не трещите морозы…..Февраль.– Ветры, бури, ураганы….Март.– Снег теперь уже не тот….Апрель.– Разбегайтесь ручьи….)Подснежник – первый цветок весны. Сегодня на уроке он у нас в гостях. (Показ.)
– Сперва понемножку Зелёную выставив ножкуПотом потянулся из всех своих маленьких силИ тихо спросил:“– Я вижу погода тепла и ясна,Скажите ведь правда, что это весна?”
– А как о подснежнике рассказали бы вы? (Дети пишут мини– сочинение. Чтение работ.)8. Обобщение по теме. Итог урока
– Почему братья– месяцы пришли на помощь Падчерице?– Что хотел сказать нам автор, рассказывая эту историю?– Какие отрицательные качества высмеивает автор?– Понравился ли вам наш урок?– Какое задание было самым интересным?– Хотели бы вы ещё раз встретиться с произведениями С.Я.Маршака?
(Оценивание работы детей во время урока .Выставление отметок.)
9. Домашние задание