Практические задания и самостоятельная работа по пьесе Гроза А. Н. Островского.


Практическая работа по пьесе А.Н.Островского «Гроза» № 1
Тема: Анализ пьесы А.Н. Островского
Цель занятия: научиться анализировать пьесы.
Ход занятия:
I.Общее задание для 1и 2 группы.План анализа драматического произведения.
1. Время создания и публикации пьесы.
2. Место, занимаемое в творчестве драматурга.
3. Тема пьесы и отражение в ней определенного жизненного материала.
4. Действующие лица и их группировка.
5. Конфликт драматического произведения, его своеобразие, степень новизны и остроты, его углубление.
6. Развитие драматического действия и его фазы. Экспозиция, завязка, перипетии, кульминация, развязка.
7. Композиция пьесы. Роль и значение каждого акта.
8. Драматические характеры и их связь с действием.
9. Речевая характеристика персонажей. Связь характера и слова. Роль диалогов и монологов в пьесе.
10. Выявление авторской позиции. Роль ремарок в драме.
11. Жанровое и видимое своеобразие пьесы. Соответствие жанра авторским пристрастиям и предпочтениям.
II.Общее задание для 1и 2 группы.1.Внимательно прочитайте текст.
2.Ответьте на вопросы плана.
1.Что такое тема пьесы?
2. Что такое конфликт драматического произведения?
3.Какова композиция пьесы?
4.В чём связь характера и слова?
Практическая работа по пьесе А.Н.Островского «Гроза» № 2.
Тема: Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных основ.
Цели занятия:1)учиться анализировать текст и выявлять основной конфликт пьесы;
2)определять основную мысль текста, позицию автора;
3) формулировать проблему, поставленную автором.
Ход занятия:
I.Задание для1 и 2группы
-Где происходит действие? (город Калинов, который находится на реке Волге).
– Какая картина предстает перед зрителем, когда открывается занавес? Зачем автор рисует перед нами эту живописную картину? (Красота природы подчеркивает безобразие, трагизм происходящего в мире людей).
Задание II. Группа 1.
– Значение первых 4 явлений 1 действия? (Из них мы узнаем о порядках, царящих в городе Калинове, о самых влиятельных его жителях, о любви Бориса к Катерине).
– Что мы узнали из прочитанного о Диком, Борисе, Кулигине, Кудряше?
– Какую характеристику дает Кулигин жизни города?
В пятом явлении происходит знакомство с главными героями пьесы – Катериной и Кабанихой.
Задание II. Группа 2
– Какой вывод о двух этих героинях можно сделать из данного диалога?
– Почему Кабанова так ненавидит Катерину.
– Что значит в устах Кабанихи слово «порядок»?
– В чем же заключается конфликт в пьесе?
Самостоятельная работа.
Тема 2.2. А.Н. Островский
Цели занятия:1)систематизировать знания по изученной драме, развивать умения отобрать материал, соответствующий выбранной теме, пользоваться текстом произведения и критической литературой;
2) аргументировано и грамотно выражать свои мысли, совершенствовать речевую культуру, соблюдать орфографические, пунктуационные и языковые нормы.
Задание: написать сочинение по драме А.Н. Островского «Гроза».
Содержание работы:
Выбрать тему сочинения, определить главную мысль работы.
Составить план сочинения.
Отобрать материал, соответствующий выбранной теме, используя цитаты из текста произведения, высказывания критиков и собственные мысли.
Написать сочинение по выбранной теме.
Предлагаемые темы сочинений:
Образ Катерины в драме А.Н. Островского «Гроза».
Быт и нравы города Калинова в драме А.Н. Островского «Гроза».
Последние времена «темного царства» в драме А.Н. Островского «Гроза».
Конфликт Катерины с «темным царством» (по драме А.Н. Островского «Гроза»).
5. Самоубийство Катерины – сила или слабость характера? (По драме А.Н. Островского «Гроза»)
Форма отчета: сочинение.
Практическая работа по роману И.А Гончарова «Обломов» № 1
Тема: Анализ эпизода романа «Обломов»
Цель занятия: научиться анализировать эпизод, определять его роль в тексте, через эпизод увидеть и замысел, и тему, и идею, и позицию автора, его жизненную концепцию.
Ход занятия
Эпизод ( греч.привходящий, посторонний ) - та или иная в известной степени завершённая и самостоятельная часть литературного произведения, которая изображает законченное событие или важный момент в судьбе персонажа.
Эпизод - часть (отрывок, фрагмент) художественного произведения, имеющая относительную законченность и представляющая отдельный момент развития темы.
Роль эпизода в тексте
1.Характерологическая.
Эпизод раскрывает характер героя, его мировоззрение.
2.Психологическая.
Эпизод раскрывает душевное состояние персонажа.
3.Поворотная.
Эпизод показывает новый поворот в отношениях героев.
4.Оценочная.
Автор даёт характеристику персонажа или события.
Эпизод - часть сюжета.
Эпизод входит в какой-либо элемент сюжета.
Завязка
Развитие действия
Кульминация
Падение действия
Развязка
Эпилог
Эпизод может быть внесюжетным элементом.
1. Описание:
пейзаж
портрет
интерьер
2. Авторские отступления.
3. Вставные эпизоды.
I. Общее задание для 1 и 2 группы. Ответить на вопросы.
1.Что такое эпизод?
2.Назовите синонимы к слову "эпизод"
3.Какие функции эпизода могут быть в тексте?
Задание II. Группа 1.
1.Определите границы анализируемого эпизода. Иногда это определение уже обусловлено структурой произведения (например, глава в прозаическом произведении, явление – в драматическом). Но чаще необходимо отграничивать эпизод, используя сведения о месте, времени действия и участии в нем персонажей произведения. Озаглавьте эпизод.
2
2.Охарактеризуйте событие, составляющее «основу» эпизода. Выясните, какое место оно занимает в композиционной схеме произведения (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка).
3
3.назовите персонажей произведения, участвующих в эпизоде. Поясните, кто они такие, какое место занимают в системе образов (главные, заглавные, второстепенные, внесюжетные). Найдите в рамках эпизода цитатный материал, относящийся к портретной и речевой характеристике героев, выражающий авторскую оценку действующих лиц и их поступков. Расскажите о вашем личном отношении к персонажам.
4
4.Сформулируйте проблему, поставленную автором в эпизоде. Для этого сначала определите тему фрагмента (о чем?), а затем конфликт (между героями, внутренний конфликт одного персонажа). Проследите, как развиваются отношения участников этого конфликта, какую цель они преследуют и что делают для их достижения. Обратите внимание, присутствует ли в эпизоде результат их поступков и в чем он состоит.
5
Задание II. Группа 2
1.Рассмотрите композиционное построение эпизода: начало, развитие действия, финал. Определите, как окончание эпизода связано с последующим фрагментом текста. Выясните, нарастает ли напряжение между героями в эпизоде или эмоциональный фон остается ровным, неизменным.
6
2.Сформулируйте основную мысль эпизода. Определите авторскую позицию в отношении к изложенному событию и к проблеме эпизода. Для этого найдите оценочные слова, ее выражающие.
7
3.Проанализируйте языковые средства, используемые автором для изображения персонажей и выражения авторской позиции.
8
4.Определите роль вспомогательных художественных приемов: лирических отступлений, описаний природы, образного параллелизма и т.д.
5.Проанализируйте сюжетную, образную и идейную связь эпизода с другими сценами, определите его место в контексте произведения.