Методическая разработка для старших классов на тему: Бей по вредным привычкам!

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида п. Светлополянск Верхнекамского района Кировской области





Методическая разработка по формированию здорового образа жизни детей и подростков
БИАТЛОН



Тема: «Бей по вредным привычкам!»










Автор: Дюкина Елена Николаевна
воспитатель МКОУС(К)ОШИ VIII вида
п.Светлополянск Верхнекамского района
Кировской области






Светлополянск 2015г.
Методическая разработка по формированию здорового образа жизни детей и подростков «Биатлон».
Тема: «Бей по вредным привычкам!»
“С людьми живи в мире, а с пороками сражайся”.
Латинская пословица.
Цель: 1. Предупреждение употребления психоактивных веществ детьми и подростками; 2. Обучение навыкам ответственного поведения в пользу своего здоровья.
Задачи: 1. Закрепить знания детей о влиянии ПАВ (психоактивных веществ) на организм человека; 2. Способствовать формированию отрицательного отношения к вредным привычкам и употреблению ПАВ; 3. Способствовать формированию здоровых навыков выхода из трудных ситуаций и удовлетворения внутренних потребностей; 4. Воспитывать общую культуру здоровья, интерес к спорту.
Форма проведения: игра. Методы: просмотр презентации, сценка, игра, мозговой штурм, групповая работа. Возраст: 15-16 лет. Правила игры: Детей делят на две команды. Придумывают название командам, девиз, выбирают капитана. Игра, как и в спорте, состоит из нескольких этапов: 1) спринт - мозговой штурм; 2) эстафета – командная игра; 3) гонка за лидером – конкурс капитанов; 4) Масс-АРТ- творческий конкурс. На доске 6 мишеней. Команды бросают игровой куб, на котором отмечены точками номера (1-6), выпавший номер соответствует мишени на доске. Под каждой мишенью находится число очков, которые может заработать команда в игре. Если команда не отвечает – ответить может команда соперников. У каждой команды имеется при броске 3 дополнительных «патрона»(ходов), если не получается «попасть» ( выпадает номер мишени, которую уже открыли), то команда «уходит на дополнительный круг»(дополнительное задание - см. прил.1.). Команда, набравшая больше очков, выигрывает. Материалы: Дополнительные задания. Игровой куб, презентация, ТСО, листы с заданиями, ручки, диплом победителей и сертификат участников игры, фишки, стоимостью 5 очков. Предварительная работа: 1) Разучивание сценки «Крошка сын к отцу пришёл»; 2) деление детей на две команды (название, девиз, выбор капитана).
Проведение занятия: 1.Приветствие. Воспитатель: Добрый день. Я рада вас видеть на нашем занятии. Давайте познакомимся с командами. (Представление команд.) А начать я бы хотела с просмотра сценки «Крошка-сын пришёл к отцу». Сценка «Крошка-сын пришёл к отцу » Крошка – сын пришёл к отцу - И спросила кроха: « Если я курить начну - Это очень плохо? Видимо врасплох застал Сын отца вопросом Папа быстро с кресла встал, Бросил папиросу.
И сказал отец тогда, Глядя сыну в очи: «Да, сынок, курить табак, Это плохо очень». Снова вопрошает: «Ты ведь куришь много лет И не умираешь?» Закурил я с юных лет, Чтоб казаться взрослым, Ну, а стал от сигарет Меньше нормы ростом. Я уже не побегу За тобой вприпрыжку, Бегать быстро не могу, Мучает одышка. Сердце, лёгкие больны, В этом нет сомненья. Я здоровьем заплатил За своё куренье. Никотин - опасный яд Сердце поражает, А смола от сигарет В бронхах оседает, Я бросал курить раз 5 Может быть и боле, Да беда, курю опять - Не хватает воли». «Ты мой папа, я - твой сын, Справимся с бедою. Ты бросал курить один, А теперь нас двое. Я и мама не хотим Мы курить пассивно К нам ведь тоже никотин Попадает с дымом. А семейный наш бюджет Станет по-богаче. Купим мне велосипед, Чтоб гонял на даче». «Ну и кроха! Вот так сын - Хитрован ужасный. Все проблемы враз решил, Ладно. Я согласный. Но условия скорей Тоже выдвигаю - Ты и пробовать не смей А я курить бросаю»!
Воспитатель: - Какие чувства у вас возникли после просмотра сценки? О какой привычке идёт речь? Какие бывают привычки у человека? ( Работа со слайдами 4- 6) - Какие привычки человека наиболее опасные? Наиболее опасные (пагубные) привычки: курение, алкоголь, наркотики, токсикомания. (Работа со слайдами 7-11.) Одним словом их называют психоактивные вещества (ПАВ). Почему?(Ответы детей.) - Сегодня на игре «Биатлон» мы с вами будем бороться с вредными привычками. (Знакомство с темой и формой занятия.) Правила игры(слайд 12-13 ): Игра, как и в спорте, состоит из нескольких этапов: 1) спринт - мозговой штурм; 2) эстафета – командная игра; 3) гонка за лидером – конкурс капитанов; 4) Масс-АРТ – творческий конкурс. На доске 6 мишеней. Команды бросают игровой куб, на котором отмечены точками номера (1-6), выпавший номер соответствует мишени на доске. Под каждой мишенью находится число очков, которые может заработать команда в игре. Если команда не отвечает – ответить может команда соперников. У каждой команды имеется при броске 3 дополнительных «патрона»(ходов), если не получается «попасть»( выпадает номер мишени, которую уже открыли), то команда «уходит на дополнительный круг»(дополнительное задание). Команда, набравшая больше очков, выигрывает.








5

10

15

20

25

30

1 этап. Спринт – Мозговой штурм.
5 очков – Какие органы человека в первую очередь страдают от курения? (органы дыхания, лёгкие, сердце, кровеносная система). 10 очков – Добровольное отравление никотином. (Курение)
15 очков – Любитель нюхать вредные вещества (Токсикоман)
20 очков– Кто из русских правителей запретил курение? (Иван Грозный, царь Михаил Фёдорович, Петр I. )
25 очков – Что такое курительные смеси?( синтетические курительные смеси, в виде травы с нанесённым химическим веществом. Обладает психоактивным действием, аналогичным действию марихуаны.) Можно ли их назвать наркотиком? (Да)
30 очков – Анаграммы.(прил.2) Необходимо сложить слова, обозначающие последствия воздействия алкоголя на организм человека.
ФАРКТИН (инфаркт), ДЫОКША (одышка), РИЦЗОР (цирроз), ЯРНАЯН МРЕСТЬ (ранняя смерть).

2 этап. Эстафета – работа в группах (обе команды могут заработать очки)
5 очков – Зачем люди начинают принимать ПАВ? Написать на листах бумаги обеим командам. 1 мин. (просмотр слайда 14)
(чтобы уйти от решения какой-то проблемы, т.е. уйти от реальной жизни;
из любопытства;
чтобы не отставать от других, быть «как все»;
потому что не смог отказаться;
чтобы казаться взрослее;
чтобы получить новые впечатления;
чтобы поднять настроение;
чтобы быть более раскованным, смелым;
заставили.)
10 очков - Соедините фразу и прочитайте пословицу (прил. 3.): В здоровом теле дороже золота. Здоровье за деньги не купишь. Здоровье здоровый дух. Существуют тысячи болезней рак. Здоровому человеку, каждый день пить лекарства. Где табак, там язва и здоровье только одно. Лучше дышать свежим воздухом, чем праздник.
15 очков – Воспитатель зачитывает утверждения, а воспитанники письменно отвечают на вопросы «правильно» или «неправильно»(тест).
Большинство наркотиков не вредно для здоровья в небольших количествах (Н)
Наркоманы часто совершают опасные преступления и не помнят об этом (П)
Можно умереть от первой дозы сильного наркотика (П)
Даже в самом слабом наркотике содержится много неизвестных ядовитых веществ (П)
Каждый раз, когда человек находится в состоянии наркотического опьянения, разрушаются клетки головного мозга, которые не восстанавливаются (П)
При употреблении наркотиков их требуется все большее количество (П)
Наркоман может заразиться СПИДом не только через зараженную иглу, но и через сам зараженный наркотик (П)
Наркотики, прописанные врачом, могут принести вред и вызвать серьезное заболевание, если злоупотреблять ими (П)
Постоянное употребление любого наркотика уничтожает способность испытывать удовольствие (П)
Из общего числа наркозависимых выживают только 1-2 % (П).
20 очков – Викторина:
Как называется обувь для игры в регби? (Буцы)
Название площадки, на которой выступают боксёры? (ринг)
На чем передвигаются биатлонисты? (лыжи)
Назовите известных биатлонистов России (А. Шипулин, О. Зайцева)
Название саней, на которых спускаются с горы бобслеисты? (боб)
Какой город России выиграл право принять олимпиаду в 2014 году? (Сочи)
Сколько раз проводилась Олимпиада в России и где?(В Москве в 1980г., в Сочи – 2014г.)
25 очков – Заполните таблицу(прил.4.).
Человеческие потребности, которые якобы удовлетворяют ПАВ.
Здоровые навыки для удовлетворения потребностей.

Любопытство
Почитать о проблеме вредных привычек, посмотреть на других зависимых людей, поспрашивать их. Сходить в наркодиспансер.

Расслабиться
Принять ванну, сделать массаж, сесть и помедитировать.

Понравиться молодому человеку (девушке)
Проявлять уважение и искренность, естественность в отношени
·ях.

Получить «кайф»

Сходить на каток, горку

Забыть о проблемах
Поговорить с мамой, папой, друзьями и решать проблемы вместе.

Снять напряжение
Проделать физические упражнения, погулять в парке, выпить сок, чай, сходить в театр или кино.

Докладчик от каждой группы зачитывает предложения.
Вывод: Любую естественную потребность человека можно удовлетворить здоровым способом, а любую проблему можно решить, если от нее не отворачиваться. Проблема нездоровых привычек состоит в том, что мы не знаем себя, своих возможностей и не умеем строить конструктивные взаимоотношения с людьми. Этому можно научиться.
30 очков – Назовите несколько способов отказа от ПАВ. Каждый из игроков команды даёт свой ответ отказа. ( просмотр слайда 15 )
(Я в этом не нуждаюсь.
Нет, не хочу неприятностей.
Я таких вещей боюсь.
Эта дрянь не для меня.
Нет, спасибо, у меня на это аллергическая реакция.  Я хочу быть здоровым.)
3 этап. Гонка за лидером – Конкурс капитанов.
Аукцион.
Необходимо назвать как можно больше видов спорта. Капитан, который назвал слово последний, побеждает. (20 очков)
4 этап. МАСС- АРТ. Конкурс «Речёвка». Выразительно прокричать или спеть речёвку.(10 очков) (Дети выбирают.)
1. Здоровье – это клад, Здоровье – это сила. Спортом занимайся И будешь ты красивым!
2. Курению – нет! Наркотикам – нет! Здоровью и спорту Огромный привет!
3. Побольше спортом занимайся И водичкой обливайся! И забудем мы тогда, Кто такие доктора! (прил.5.)
Подведение итогов. Подсчёт результатов. Награждение команд.
В заключении: Вредные привычки, которые прилипают, притягивают, пристают к молодым людям, становятся впоследствии причиной многих недоразумений, недугов и неприятностей.
Я желаю вам выбрать верный и правильный путь в своей жизни. А эти последние слова пусть станут девизом не только нашей игры, но и вашим девизом в жизни.
Вредным привычкам – нет! Скажи всем друзьям. Вредным привычкам – нет! Скажи себе сам. Вредные привычки – плохо! Знай всегда. Вредные привычки – смерть! Убьёшь себя. (слайд 16)
Рефлексия. Какие эмоции у вас остались после игры? Что было для вас трудным? Какие будут пожелания? (Ответы детей.)
Приложение 1.
Дополнительные задания
Провести минутку отдыха.
Что дороже золота? (Здоровье)
Присесть 5 раз.
Пожать руку соперникам.
Показать пантомиму на любой вид спорта (2-3вида).


Приложение 2.
Анаграммы. Необходимо сложить слова, обозначающие последствия воздействия алкоголя на организм человека.
ФАРКТИН - , ДЫОКША -., РИЦЗОР -., ЯРНАЯН МРЕСТЬ- ...
Приложение 3.

Соедините фразу и прочитайте пословицу:
В здоровом теле
дороже золота.

Здоровье
за деньги не купишь.

Здоровье
здоровый дух.

Существуют тысячи болезней
рак.

Здоровому человеку, каждый день
пить лекарства.

Где табак, там язва и
здоровье только одно.

Лучше дышать свежим воздухом, чем
праздник.






Приложение 4.
Заполните таблицу.
Человеческие потребности, которые якобы удовлетворяют ПАВ.
Здоровые навыки для удовлетворения потребностей.

Любопытство
Почитать о проблеме вредных привычек, посмотреть на других зависимых людей, поспрашивать их. Сходить в наркодиспансер.

Расслабиться



Понравиться молодому человеку (девушке)



Получить «кайф»



Забыть о проблемах



Снять напряжение




Приложение 5.
Выразительно прокричать или спеть речёвку. (дети выбирают)
1. Здоровье – это клад, Здоровье – это сила. Спортом занимайся И будешь ты красивым!
2. Курению – нет! Наркотикам – нет! Здоровью и спорту Огромный привет!
3. Побольше спортом занимайся И водичкой обливайся! И забудем мы тогда, Кто такие доктора!

- фишка.
Аннотация.
Игра «Биатлон» может быть проведена, как классный час, воспитательное занятие, так и общешкольное мероприятие. «Биатлон» можно проводить с детьми разного возраста, меняя тему и задания в игре.
Данная разработка может пригодиться учителям, воспитателям школ-интернатов, педагогам организаторам.
Источники.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] «Разговор о вредных привычках».
Методическая разработка по классному руководству по теме:  Лекции о здоровом образе жизни и нравственности
 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]















Проект занятия.
Характеристика класса.
В 9 классе обучается 13 человек: 3 девочки и 10 мальчиков(1 на инд. обучении). Большинство детей из неблагополучных семей. В таких семьях курят, употребляют алкоголь, не занимаются должным образом воспитанием своих детей.
Из 12 детей: 2 -курят, 5- пробовали курить; 2- стоят на учёте у нарколога; 6 –пробовали алкоголь.
С детьми и их родителями постоянно проводится работа по профилактике пагубных и вредных привычек. Тема моей самообразовательной работы звучит так: «Формирование привычки воспитанников вести ЗОЖ через тренинговые упражнения и соревнования».
Характеристика замысла занятия.
Цель: 1. Предупреждение употребления психоактивных веществ детьми и подростками; 2. Обучение навыкам ответственного поведения в пользу своего здоровья.
Задачи: 1. Закрепить знания детей о влиянии ПАВ (психоактивных веществ) на организм человека; 2. Способствовать формированию отрицательного отношения к вредным привычкам и употреблению ПАВ; 3. Способствовать формированию здоровых навыков выхода из трудных ситуаций и удовлетворения внутренних потребностей; 4. Воспитывать общую культуру здоровья, интерес к спорту.
Форма проведения: игра. Методы: просмотр презентации, сценка, игра, мозговой штурм, групповая работа. Возраст: 15-16 лет.












Самоанализ занятия.
Предварительная работа выполнена: 1) Разучивание сценки «Крошка сын к отцу пришёл»; 2) Деление детей на две команды (название, девиз, выбор капитана). 3) Создание презентации; 4)Наглядность, печатный, раздаточный материал; 5) Гигиенические условия класса (чистота, проветривание, освещённость класса, организация места).
Структура занятия выдержана. Занятие состояло из 5 частей.
1. Приветствие.
2. Сообщение темы и формы занятия. Правила игры.
3. Проведение игры по 4 этапам: 1) спринт - мозговой штурм; 2) эстафета – командная игра; 3) гонка за лидером – конкурс капитанов; 4) Масс-АРТ – творческий конкурс.
4. Подведение итогов. Награждение.
5. Рефлексия.
Объём заданий соответствовали возрасту и психологическим особенностям детей. Присутствовало чередование различных видов деятельности: сценка, слово воспитателя, мозговой штурм, работа в группах, минутки отдыха, викторина, работа докладчиков, конкурс капитанов, подведение итогов, рефлексия. Просмотр презентации в течение всего мероприятия. Присутствовал дифференцированный подход к детям (Донев Никита помогал раздавать жетоны командам). Интересная форма занятия увлекла детей, помогла им справиться со своей неуверенностью. На занятии преобладало мажорное настроение. Присутствовала внешняя мотивация (оценка, похвала, поддержка) и внутренняя мотивация (интерес к изучаемому материалу).
На занятии воспитанники закрепили свои знания о влиянии ПАВ на организм человека, старались найти правильный выход из трудных ситуаций и удовлетворения своих внутренних потребностей. Занятие способствовало формированию положительных качеств личности: доброта, отзывчивость, взаимопомощь, работа в группах, интерес к спорту и своему здоровью.







Награждается

За место
в игре «Биатлон»
по теме: «Бей по вредным привычкам!»


Директор школы: Салихов Р.Р.
Руководитель ПГ: Вольгина С.Г.
Воспитатель: Дюкина Е.Н.












13 PAGE \* MERGEFORMAT 141115




¶ђ Заголовок 115