Рабочая программа спортивной секции по баскетболу первого года обучения


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Лицей №58
Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан

СОГЛАСОВАНО
Научно-методическим советом МАОУ Лицей № 58 Калининского района городского округа г. Уфа
протокол от «____»_________20___г.
№__________
УТВЕРЖДЕНО
приказом МАОУ Лицей № 58 Калининского района городского округа г. Уфа от «_____»_______20___г. №________
директор Мустафина С.А.





Рабочая программа спортивной секции
«Баскетбол»
1 года обучения









Разработал:
Шекунов Сергей Алексеевич
Учитель физической культуры
первой квалификационной
категории.


Уфа - 2015 г.







Пояснительная записка

Образовательная программа “Баскетбол” имеет физкультурно-спортивную направленность, по уровню освоения программа углублённая, т.е. предполагает развитие и совершенствование у занимающихся основных физических качеств, формирование различных двигательных навыков, укрепление здоровья.

Новизна и оригинальность программы «Баскетбол» в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Она дает возможность заняться баскетболом с «нуля» тем детям, которые еще не начинали проходить раздел «баскетбол» в школе, а также внимание к вопросу воспитания здорового образа жизни, всестороннего подхода к воспитанию гармоничного человека.
С каждым годом учебные нагрузки в школах возрастают, а возможности активного отдыха ограничены. Очень важно, чтобы после уроков ребенок имел возможность снять физическое утомление и эмоциональное напряжение посредством занятий в спортивном зале веселыми и разнообразными подвижными и спортивными играми.
Наиболее интересной и физически разносторонней является игра БАСКЕТБОЛ, в которой развиваются все необходимые для здорового образа жизни качества (выносливость, быстрота, сила, координация движений, ловкость, точность, прыгучесть и др.), а также формируются личные качества ребенка (общительность, воля, целеустремленность, умение работать в команде).
В условиях небольшого школьного зала посредством баскетбола достигается высокая двигательная активность большой группы детей, также есть возможность легко дозировать нагрузку с учетом возраста, пола и подготовленности определенной группы, охватывая на начальном этапе 15-20 человек.
В холодное время года дети любят собираться в светлом спортзале не только для спортивных тренировок, но и для общения со сверстниками своей и других школ, интересно проводят свободное время и воскресные дни, не ищут развлечений на улице, а также приобщают родителей для поддержки на соревнованиях.

Актуальность программы в приобщении школьников к здоровому образу жизни, в профилактике асоциального поведения, в создании условий для профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей.

Педагогическая целесообразность 3-летней программы баскетбола, как и многие другие виды спорта, требует постепенного многолетнего перехода от простого к сложному. 3-летний период программы позволяет планомерно работать с детьми разного возраста, объединяя их по физическим данным и подготовленности. Баскетбол позволяет решить проблему занятости у детей свободного времени, пробуждение интереса к определенному виду спорта. Практика показывает эффективность ранней подготовки учащихся для формирования полноценного коллектива единомышленников и успешной работы на последующих этапах.

Цель:
Создание условий для полноценного физического развития и укрепления здоровья школьников посредством приобщения к регулярным занятиям баскетболом, формирование навыков здорового образа жизни, воспитание спортсменов - патриотов своей школы, своего города, своей страны.

Задачи:
Образовательные:
- Познакомить учащихся с интереснейшим видом спорта БАСКЕТБОЛОМ, правилами игры, техникой, тактикой, правилами судейства и организацией проведения соревнований;
Углублять и дополнять знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках физкультуры;

Развивающие:

- Укреплять опорно-двигательный аппарат детей;
- Способствовать разностороннему физическому развитию учащихся, укреплять здоровье, закаливать организм;
Целенаправленно развивать специальные двигательные навыки и психологические качества ребенка.
Расширение спортивного кругозора детей.

3. Воспитательные:

- Формировать дружный, сплоченный коллектив, способный решать поставленные задачи, воспитывать культуру поведения;
Прививать любовь и устойчивый интерес к систематическим занятиям физкультурой и спортом;
- Пропагандировать здоровый образ жизни, привлекая семьи учащихся к проведению спортивных мероприятий и праздников.

Условия набора.

В коллектив принимаются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний. Набор производится, начиная с мая до 10 сентября текущего года. Возможен добор отдельных обучающихся в объединения 2-3 годов обучения в случае отчисления из них детей по каким-либо причинам.

Наполняемость учебной группы по годам обучения
Минимальное количество обучающихся в группе 12-15 чел.
1 год обучения – 15 человек
2 год обучения – 12 человек
3 год обучения – 10 -12 человек

Формы организации обучения:

- командная, малыми группами, индивидуальная.

Формы проведения занятий:
Тренировочные занятия, беседы, соревнования, тестирования, спортивные конкурсы, праздники, просмотры соревнований.

Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
личностные результаты готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению “Баскетбол” является формирование следующих умений:
оределять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению “Баскетбол” - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД.
Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.
Проговаривать последовательность действий.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности команды на занятии.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.
3. Коммуникативные УУД.
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.

Способы проверки образовательной программы:
- повседневное систематическое наблюдение;
- участие в спортивных праздниках, конкурсах;
- участие в товарищеских встречах и соревнованиях.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы:
- спортивные праздники, конкурсы;
- матчевые встречи, товарищеские игры с командами аналогичного возраста;
- соревнования школьного, районного и городского масштабов.
Контрольные тесты и упражнения проводятся в течении всего учебно-тренировочного годового цикла 2 – 3 раза в год.
Тестирование  проводят в начале учебно-тренировочного года – в сентябре – октябре; затем в его середине – в декабре – январе и перед началом летней серии игр – в апреле – мае.

Формы и способы фиксации результатов:

- дневник достижений учащихся;
- портфолио учащихся.

Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более высокая ступень учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к соревнованиям.





















































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Дата
Название темы
Тип подго-
товки
К – во часов
Приме-чание


02.09.15.
Физическая культура – важнейшее средство воспитания и укрепления здоровья учащихся. ОФП
Теор.

ОФП
1



04.09.15
История развития баскетбола.
Прыжки с толчком с двух ног.
Теор.
Техн.
1



08.09.15
Техника передвижения приставными шагами.
Техн.
1



09.09.15
Передача мяча двумя руками от груди.
Техн.
1



11.09.15
Единая спортивная классификация.
Тактика нападения.
Теор.
Такт.
1



15.09.15
Техника передвижения при нападении
Техн.
1



16.09.15
Техника передвижения при нападении
Техн.
1



18.09.15
СФП
СФП
1



22.09.15
Способы ловли мяча.
Техн.
1



23.09.15
Личная и общественная гигиена.
Выбор способа ловли мяча в зависимости от направления и силы полета мяча.
Теор.
Техн.
1



25.09.15
ОФП
ОФП
1



29.09.15
Бросок мяча двумя руками от груди.
Техн.
1



30.09.15
Физическая подготовка юного спортсмена. СФП
Теор.
СФП
1



02.10.15
Взаимодействие трех игроков «треугольник».
Такт
1



06.10.15
Техника ведения мяча.
Техн.
1



07.10.15
Ведение мяча с переводом на другую руку.
Техн.
1



09.10.15
Гигиенические основы режима труда и отдыха юного спортсмена.
СФП
Теор.

СФП
1



13.10.15
Взаимодействие двух игроков «передай мяч и выходи».
Такт.
1



14.10.15
Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков мяча в зависимости от ситуации на площадке.
Такт.
1



16.10.15
Сущность и назначение планирования, его виды.
ОФП.
Теор.

ОФП
1



20.10.15
Ловля двумя руками «низкого мяча».
Техн.
1



21.10.15
Ведение мяча с высоким и низким отскоком.
Техн.
1



23.10.1
·5
Закаливание организма спортсмена.
Учебная игра.
Теор.
Интегр.
1



27.10.15
Чередование изученных технических приемов и их сочетаний.
Техн.
1



28.10.15
Контрольные испытания.
Контр.
1



30.10.15
Командные действия в нападении.
Такт.
1



03.10.15
Ведение мяча с изменением скорости передвижения.
Техн.
1



06.10.15
Гигиенические требования к питанию юных спортсменов. ОФП

Теор.
ОФП
1



10.11.15
Многократное выполнение технических приемов.
Интегр.
1



11.11.15
Учебная игра.
Интегр.
1



13.11.15
Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков мяча в зависимости от ситуации на площадке.
Такт.
1



17.11.15
Чередование изученных технических приемов и их сочетаний.
Техн.
1



18.11.15
Чередование изученных технических приемов и их сочетаний.
Техн.
1



20.11.15
СФП
СФП
1



24.11.15
Систематический врачебный контроль за юными спортсменами как основа достижений в спорте. ОФП
Теор.

ОФП
1



25.11.15
Командные действия в нападении.
Такт.
1



27.11.15
Выбор места по отношению к нападающему с мячом.
Такт.
1



01.12.15
Противодействие выходу на свободное место для получения мяча.
Такт.
1



02.12.15
Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков мяча в зависимости от ситуации на площадке.
Такт.
1



04.12.15
Воспитание нравственных и волевых качеств личности юного спортсмена. Психологическая подготовка в процессе тренировки
Теор.
1



08.12.15
Индивидуальные действия при нападении.
Такт.
1



09.12.15
Индивидуальные действия при нападении.
Такт.
1



11.12.15
Самоконтроль в процессе занятий спортом. СФП
Теор.
СФП
1



15.12.15
ОФП
ОФП
1



16.12.15
Бросок мяча одной рукой от плеча.
Техн.
1



18.12.15
Выбор способа передачи в зависимости от расстояния.
Такт.
1



22.12.15
Общая характеристика спортивной тренировки. Учебная игра.
Теор.
Интегр.
1


48-49
23.12.15
25.12.15
Взаимодействие двух игроков «подстраховка».
Такт.
2



50-51
29.12.15
15.01.16
Методы спортивной тренировки.
ОФП.
Теор.
ОФП
1
1


52-53
19.01.16
20.01.16
Совершенствование техники передачи мяча.
Техн.
2



54-55
22.01.16
26.01.16
Учет в процессе тренировки.
Бросок мяча одной рукой от плеча.

Теор.
Техн.
1
1


56-57
27.01.16
29.01.16
Совершенствование техники передачи мяча.
Техн.
2



58-59
02.02.16
03.02.16
Техническая подготовка юного спортсмена.
Теор.
2



60-61
05.02.16
09.02.16
Тактика защиты.
Такт.
2



62-63
10.02.16
12.02.16
Стойка защитника с выставленной ногой вперед.
Техн.
2


64-65
16.02.16
17.02.16
Совершенствование техники ведения, ловли и передачи мяча.
Техн.
2


66-67
19.02.16
23.02.16
Действия одного защитника против двух нападающих.
Такт.
2


68-69
24.02.16
26.02.16
Многократное выполнение технических приемов и тактических действий.
Интегр.
2


70-71
01.03.16
02.03.16
Многократное выполнение технических приемов и тактических действий.
Интегр.
2


72-73
04.03.16
09.03.16
Ведение мяча с изменением направления с обводкой препятствия.
Техн.
2



11.03.16
Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков мяча в зависимости от ситуации на площадке.
Такт.
1



15.03.16
Совершенствование техники ведения, ловли и передачи мяча.
Техн.
1



16.03.16
Взаимодействие двух игроков «подстраховка».
Такт.
1



18.03.16
Выбор места по отношению к нападающему с мячом.
Такт.
1



22.03.16
Переключение от действий в нападении к действиям в защите.
Такт.
1



23.03.16
Тактическая подготовка юного спортсмена.
Учебная игра.
Теор.
Интегр.
1



25.03.16
Защитные стойки. Защитные передвижения.
Техн.
1



05.04.16
Применение защитных стоек и передвижений в зависимости от действий и расположения нападающих.
Такт
1



06.04.16
Применение защитных стоек и передвижений в зависимости от действий и расположения нападающих.
Такт
1



08.04.16
Учебная игра.
Интегр.
1



12.04.16
Выбор места и способа противодействия нападающему без мяча в зависимости от местонахождения мяча.
Такт.
1



13.04.16
Правила игры и методика судейства. Учебная игра.
Теор.
Интегр.
1



15.04.16
Организация командных действий.
Такт.
1



19.04.16
Бросок мяча одной рукой сверху.
Техн.
1



20.04.16
Чередование изученных технических приемов их способов в различных сочетаниях
Интегр.
1



22.04.16
Передвижения в защитной стойке назад, вперед и в сторону.
Техн.
1



26.04.16
Техника овладения мячом.
Техн.
1



27.04.16
Техника броска мяча одной рукой от плеча.
Техн.
1



29.04.16
Контрольные испытания. СФП
Интегр.
1



04.05.16
Многократное выполнение технических приемов и тактических действий.
Интегр.
1



06.05.16
Совершенствование техники ловли и передачи мяча.
Техн
1



10.05.16
Совершенствование тактических действий в нападении и защите.
Такт.
1



11.05.16
Совершенствование тактических действий в нападении и защите.
Такт.
1



13.05.16
Учебная игра.
Интегр.
1



17.05.16
Чередование изученных технических приемов их способов в различных сочетаниях
Интегр.
1



18.05.16
Чередование изученных технических приемов их способов в различных сочетаниях
Интегр.
1



20.05.16
Учебная игра.
Интегр.
1



24.05.16
СФП
СФП
1



25.05.16
Итоги прошедшего спортивного года.
Теор.
1






































Содержание программы 1-го года обучения:
Общие основы баскетбола – 8 часов

- История возникновения баскетбола в России. Правила игры. Состав команды,
форма игроков.
- Сведения о строении и функциях организма человека.
- Влияние физических упражнений на организм человека.
- Необходимость разминки в занятиях спортом.
- Правила техники безопасности при выполнении упражнений на занятиях
баскетболом.
- Правила пожарной безопасности и поведения в спортивном зале.
- Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль.
- Правила игры мини-баскетбола, судейская жестикуляция и терминология.
- Подведение итогов года.
- Методика тренировки баскетболистов.
- Техническая подготовка баскетболистов.
- Психологическая подготовка баскетболиста.

Общая физическая подготовка – 20 часов

- Строевые упражнения
- Упражнения для рук плечевого пояса
- Упражнения для ног
- Упражнения для шеи и туловища
- Упражнения для всех групп мышц
- Подвижные игры: «Пятнашки», «Пустое место»,
«Снайперы», «Мяч водящего», «Гонка мячей»
- Упражнения для развития быстроты
- Упражнения для развития ловкости
-Упражнения для развития гибкости
- Упражнения для развития прыгучести.

Специальная физическая подготовка – 20 часов

- Упражнения для развития быстроты: ускорения, рывки на отрезках от 3 до 40м. (из различных исходных положений) лицом, боком, спиной вперед.
- Бег с максимальной частотой шагов на месте и в движении.
-Бег за лидером со сменой направления (зигзагом, лицом, спиной вперед, челноком, с поворотом).
-Упражнения для развития специальной прыгучести: многократные прыжки с ноги на ногу, выпрыгивания вверх с доставанием ориентира, прыжки на одной ноге и толчком двух ног (вперед, вверх, в стороны).
- Прыжки с подтягиванием бедра толчковой ноги.
- Упражнения для развития скорости реакции по зрительным и звуковым сигналам.
- Упражнения для развития чувства мяча. Жонглирование одним, двумя мячами.
- Подбрасывания и ловля на месте, в движении, бегом.
- Метание различных мячей в цель.
- Эстафеты с разными мячами.

Техническая подготовка – 25 часов

- Обучение передвижению в стойке баскетболиста.
- Обучение технике остановок прыжком и двумя шагами.
- Обучение прыжку толчком двух ног и одной ноги.
- Повороты вперед и назад.
- Ловля мяча двумя руками на месте, в движении, в прыжке
при встречном и параллельном движении.
- Передача мяча двумя от груди на месте, в движении, в стену, парами,
при встречном и параллельном движении.
- Ведение мяча на месте, в движении, с изменением направления,
скорости, высоты отскока.
- Броски в кольцо двумя руками от груди с места, слева, справа,
с отскоком от щита, в движении.
- Броски в кольцо одной рукой от плеча на месте слева, справа,
с середины, без отскока и с отскоком от щита.
- Обучение технике двух шагов с места, в движении.
- Броски двумя руками от груди с двух шагов.

Тактическая подготовка – 25 часов

Нападение
- Выход для получения мяча на свободное место.
- Обманный выход для отвлечения защитника.
- Розыгрыш мяча короткими передачами.
- Атака кольца.
- «Передай мяч и выходи».
- Наведение своего защитника на партнера.
Защита
- Противодействие получению мяча.
- Противодействие выходу на свободное место.
- Противодействие розыгрышу мяча.
- Противодействие атаке кольца.
- Подстраховка.
- Система личной защиты.

Игровая подготовка – 30 часов

- Обучение основным приемам техники игры и тактическим действиям в упрощенной игровой обстановке 2х2, 3х3, 4х4, 5х5 мини-баскетбола.
- Привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами мини-баскетбола.

7. Контрольные и календарные игры – 16 часов

- Двухсторонние контрольные игры по упрощенным правилам мини-баскетбола.
- Товарищеские игры с командами соседних школ.
- Итоговые контрольные игры.

Ожидаемые результаты 1 года обучения

К концу первого года обучения учащиеся:
- получат теоретические сведения о баскетболе, правилах игры, о влиянии физических упражнений на самочувствие;
- ознакомятся с правилами техники безопасности и пожарной безопасности;
- улучшат общую физическую подготовку;
- освоят упражнения СФП;
- ознакомятся с азами технико-тактической подготовки;
- обучатся игровой ориентации в мини-баскетболе;
- улучшат общее внимание, дисциплину, почувствуют интерес к регулярным занятиям спортом, приобщатся к здоровому образу жизни;
- будут выполнять прыжки толчком двух ног и толчком одной ноги;
- будут выполнять повороты вперед и назад с опорой на одну ногу;
- научатся ловить мяч двумя руками на месте;
- научатся передавать мяч двумя руками: сверху, от плеча, от груди, снизу, с места, с отскоком;
- научатся вести мяч: с высоким отскоком, с низким отскоком, со зрительным контролем;
- научатся выполнять ведение мяча: на месте, по прямой линии, по дугам;
- научатся выполнять броски в корзину двумя руками: от груди, с отскоком от щита, с места, под углом к щиту;
- научатся освобождаться для получения мяча;
- будут уметь противодействовать получению мяча, розыгрышу мяча, атаке корзины;
- будут уметь останавливаться двумя шагами;
- будут уметь ловить мяч двумя руками в движении;
- научатся передавать мяч двумя руками в движении;
- научатся передавать мяч одной рукой от головы, от плеча, с места;
- научатся вести мяч зигзагом, а так же без зрительного контроля;
- будут уметь в командных нападающих действиях разыгрывать мяч;
- научится в защитных действиях подстраховывать партнера;
- в защитных действиях будут уметь противодействовать выходу соперника на
свободное место;
- научатся выполнять броски в корзину двумя руками (ближние, средние,
дальние);
- научатся выполнять броски в корзину двумя руками: прямо перед щитом, под углом к щиту, параллельно щиту;
- будут уметь выполнять броски в корзину одной рукой с места;
- будут уметь выполнять штрафной бросок одной рукой от плеча, двумя руками от груди;


























Список литературы


Баскетбол: 100 упражнений и советов для юных игроков. НИК Сортэл. М. 2002г.
Билл Гатмен и Том Финнеган. Все о тренировке юного баскетболиста. М. АСТ. 2007г.
Джерри В., Краузе, Дон Мейер. Баскетбол навыки и упражнения.. М. АСТ. 2006г.
Евгений Гомельский. Игра гигантов. М. ВАГРИУС. 2004г.
Костинова Л.В. Баскетбол: Азбука спорта. М. Ф и С. 2002г.
Кузин В.В., Полиевский С.А. Баскетбол. М. Фис. 1999г.











































































jђ Заголовок 1jђ Заголовок 2jђ Заголовок 3jђ Заголовок 4±ђ Заголовок 5±ђ Заголовок 6±ђ Заголовок 7±ђ Заголовок 8±ђ Заголовок 915