Проект на тему: Развитие творческих способностей детей на занятиях студии Керамика

Министерство образования и науки РФ
Елабужский институт (филиал) Казанского (Приволжского) Федерального университета
Курсы повышения квалификации






Проект на тему:
«Развитие творческих способностей детей на занятиях студии «Керамика»»





Проект выполнил:
Слушатель курсов Павленко Ирина Владимировна
Педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД «Центра детского творчества» ЕМР РТ
Научный руководитель:
к.п.н, доцент Тазиев С.Ф.







Елабуга - 2014

Оглавление
Пояснительная записка3
Концептуальные основы проекта...4
Цель и задачи проекта.7
Содержание и механизмы реализации проекта......................................7
Необходимые условия реализации проекта..........................................9
Ожидаемые результаты...........................................................................10
Список использованной литературы......................................................10
1.Пояснительная записка
Глина сопутствует человеческой цивилизации от самого зарождения и по сегодняшний день, и умение изготавливать изделия из нее ценились во все времена. Когда-то это было жизненно необходимо, а теперь изделия гончаров и художников-керамистов доставляют людям эстетическое наслаждение.
Развитие творческих способностей – одна из актуальных задач образования. Вопрос о развитии способностей в теории и практике обучения пока недостаточно разработан, не сформулирован целостный комплекс показателей, отражающих многообразие понятия «творческие способности». Между тем, у каждого ребенка есть свои способности и таланты, поэтому задачей педагога является систематическое целенаправленное развитие у детей подвижности и гибкости мышления, воображения, интуиции, способности рисковать и высказывать оригинальные идеи.
Учёные Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Грубер, Я.А. Пономарев считают, что творческая способность (креативность) является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта.
Придерживаясь точки зрения Дж. Гилфорда, К. Тейлора, Г. Грубера, Я.А. Пономарева можно утверждать, что творческая способность является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта, можно сказать, что творческие способности надо развивать. Особенно эффективно это можно делать, организовывая специальные занятия с детьми, которые еще не выработали привычку к стереотипным решениям и поиску правильного, одобряемого взрослыми ответа. Но и взрослые люди вполне могут развивать в себе творческие способности, креативность.
Проблема развития творческих способностей - одна из актуальных проблем в педагогической науке, и декоративно-прикладное искусство (как вид художественного творчества) призвано заниматься поисками решения этой проблемы. В этом плане освоение технологий, методик, технических приемов ремесла в декоративно-прикладном искусстве идет в тесной взаимосвязи с развитием образного, пространственного, ассоциативного мышления и творческого воображения.
В современном мире, однако, все больше безликих, однотипных вещей. Трудно остановить на чем-то взгляд, насладиться красотой и оригинальностью произведения. Исчезает образность, а ведь именно через-постижение образной, художественной, стороны, произведения человек становится богаче духовно.
Проблема развития творческих способностей различными средствами изобразительного искусства рассматривалась многократно в различных исследованиях. Разработка наиболее эффективных методов формирования и развития художественно-творческих способностей в процессе обучения, с целью создания наиболее благоприятных условий для формирования творческой личности, является постоянным объектом пристального изучения педагогической науки.
На сегодняшний день особенно актуален вопрос гармоничного развития и творческой самореализации для современного человека, ведь многие способности и чувства, которыми наделила нас природа, остаются недостаточно развитыми в детстве, а затем и нереализованными в жизни. Детям создают благоприятную среду и условия для творчества, но не оказывают целенаправленного педагогического воздействия. Они обретают опыт свободного самовыражения.
Обучение воспитанников на занятиях студии «Керамика» расширяет кругозор ребенка и предоставляет дополнительные возможности для реализации его художественных способностей. Учитывая возраст ребят, проект может послужить первой ступенькой в профессиональной ориентации детей.
Занятия в объединении предполагают путь целенаправленного руководства творчеством воспитанников. С помощью них решаются такие проблемы как:
- организация продуктивного досуга детей во внеурочное время;
- развитие креативной личности;
- поддержания и развития талантов ребёнка;
- ранняя профессиональная ориентация;
- адаптация в обществе.
Занятия керамикой способствуют формированию качеств личности, которые являются для человека общезначимыми. На занятиях педагог заботится не только о приобретении учащимися строго определенных технических умений, сколько о развитии индивидуальности, творчества и интуиции каждого ребенка, воспитывает художественный вкус учащихся
Поэтому данный проект необходим и актуален. Он ориентирован на удовлетворение постоянно изменяющихся потребностей и интересов детей, приобщение их к культурным ценностям, и способствует их умственному развитию. Проект определяет цели, задачи направленные на развитие творческих способностей обучающихся посредством декоративно – прикладного творчества. Он разрабатывается с учетом способностей и возможностей обучающихся, а также их увлечений.
Проект предназначен для реализации образовательными учреждениями дополнительного образования.
2. Концептуальные основы проекта
В современной системе образования применяются различные средства формирования личности, и художественное образование имеет в этом процессе важное значение. Декоративная деятельность, как один из аспектов в его структуре, имеет широкие возможности для развития, индивидуальности, творческих способностей личности, поскольку основывается на многовековом опыте, концентрируя в себе знания и умения многих поколений. Для занятия декоративно – прикладным творчеством требуется не только овладение конкретными техническими приёмами того или иного народного промысла, но и знания основ композиции и умение фантазировать. Только сочетание теоретических знаний и уверенное владение техническими приёмами в совокупности с собственными эстетическими представлениями позволит выработать индивидуальный авторский стиль.
Развитие творческих способностей ребенка, его самостоятельности, стремления к самореализации и самоопределению реализуются не только школой, но и учреждениями дополнительного образования детей, имеющих богатый опыт работы и призванных удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные образовательные потребности ребенка.
Главная особенность педагогического процесса в дополнительном образовании – не передача готовых знаний, форм и способов деятельности, а совместный поиск новых решений. Развитие каждого обучающегося рассматривается и расценивается по шкале их собственных возможностей, а не в сравнении с другими. Каждый ребенок может самостоятельно строить собственные «границы», но для этого он должен иметь возможность исследовать себя как «безграничное пространство». Вот почему дополнительное образование – это образование одаренных детей.
Каждый ребёнок от природы одарён по-своему. А одарённость – это генетически обусловленные способности, которые у всех разные. Нельзя пренебречь заботой о том, чтобы сберечь, развить ростки необычных способностей, включая их в более углубленное образование, в самостоятельную творческую деятельность.
Задатки и способности детей могут тихо дремать до поры до времени, могут не раскрыться вовсе без поддержки и поощрения со стороны педагога. Именно его взгляду доступны некоторые внешние поведенческие признаки интеллектуальных и творческих способностей. Понять такого ребёнка, по достоинству оценить его индивидуальность, положительно воспринять его и развивать лучшее в нём – задача педагога, работающего с ребёнком.
Важнейшим условием для этого является необходимость формирования у педагогов таких качеств, которые позволяли бы решать не только задачи по обучению, воспитанию и развитию личности детей, но и ставить творческие задачи. Постоянное духовное самосовершенствование личности, формирование интеллектуального и культурного потенциалов закладывается с детства, поэтому необходимо с раннего возраста воспитывать творческого человека, развивать способности не только к трансляции старого, но и к созданию нового, иными словами, необходимо уже с ранних лет учить мыслить творчески.
Педагог, передавая знания и свой опыт детям, развивает их творческое начало, воспитывает сознание, умело направляя своих воспитанников на осмысление мира и созидание его новых по содержанию форм. Закладывая основы интеллектуального, нравственного и духовного развития у подрастающего поколения, педагог должен обладать множеством необходимых качеств, однако важнейшим из них является его способность научить творчески мыслить. Важно, чтобы он, обладая ремесленными знаниями, умениями и навыками, обращал особое внимание учащегося на образную сторону произведения декоративно-прикладного искусства, направлял его деятельность на творческий подход к этому виду искусства, не забывал о значимости традиционных народных центров декоративно-прикладного искусства (ДПИ), которые сегодня заметно возрождаются.
Снижение общекультурного уровня и духовная пустота ведут к потере самобытности национальной русской культуры. Предметы декоративно прикладного искусства, постепенно утрачивая свою ценность как источник эстетического познания мира, превращаются из самоценных произведении в бутафорские вещи, несущие роль «украшательства быта». В результате происходит духовное обнищание народа, ведь декоративно-прикладное искусство-это целый мир, который предметно окружает человека. Красивая вещь, сделанная с душой, передает ему положительный заряд энергии; воспринимая ее как настоящее произведение искусства, он стремится создавать красоту вокруг себя и дарить ее другим. Человек как индивид неповторим, значит надо стремиться к тому, чтобы у каждого произведения декоративного искусства был свой, неповторимый, образ.
Новизна нашего проекта заключается в углубленном развитии умственных, творческих и интеллектуальных способностей путем вооружения детей инструментом практического воздействия и обучения методом самостоятельного добывания знаний и создания специальной образовательной интеллектуальной среды
новейшего оборудования, расширяющего возможности для развития творческого потенциала детей:
муфельная печь для обжига керамических изделий;
электрический гончарный круг,
набор гончара (8предметов),
ручной экструдер с комплектом насадок -19шт. (как кондитерский шприц),
набор калячниц (для шликера, глазурей и ангобов),
набор кистей для глазурования,
турнетка пластмассовая для декорирования, так и для формования гончарных изделий
гипсовые формы для шликерного литья (4-вазочки, большой колокол и колокольчики)
современные высоко технологичные материалы:
корейская пластика, в отличие от глины затвердевает за очень короткий срок, не нуждается в обжиге в муфельной печи, не пачкает и не сушит кожу рук, не вызывает аллергии, не бьется, гибкая, приятная на ощупь, имеет яркую цветовую гамму;
полимерная глина, в отличие от обычной глины затвердевает на воздухе за короткий период времени и дает возможность расписать изделие без обжига в муфельной печи;
испанская глина, в отличие от местной, отличается особой цветовой гаммой, дает возможность лепить отдельные мелкие детали, сохранив при этом пластичность и цвет
ангобы – вид покрытия для декорирования керамики, отличается непрозрачностью и отсутствием блеска, наносится на сырое изделие окунанием, поливом, при помощи кисти, калячницы
глазури цветные
3. Цель и задачи проекта
Цель проекта:
развитие творческих способностей учащихся, через развитие мелкой моторики рук, воспитание эстетически развитой личности через понимание искусства керамики, приобщение ребенка к миру пластических искусств как неотъемлемой части духовной и материальной культуры.
Исходя из поставленных целей, определены пути их достижения через решения существенных задач:

Обучающая:
- обучение основам изобразительной грамотности;
- формирование практических навыков работы в различных видах художественно-творческой деятельности (лепка с натуры, по памяти, по воображению);
- раскрытие истоков народного творчества, законов композиции, орнамента.

Воспитывающая:
- воспитание интереса и понимания значения в жизни общества и человека, пластических искусств;
- воспитание активного эстетического отношения к действительности, к искусству, и явлением художественной культуры, к традициям.

Развивающая:
- развитие творческих способностей и изобразительных навыков;
- развитие зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной культуры, пространственного мышления;
- умения выражать в художественных образах решения творческих задач

4. Содержание и механизм реализации проекта
Развитие творческих способностей детей предполагает формирование у них важнейших умственных и практических действий, внешне проявляющихся в виде определенных умений: умение наблюдать, думать, сопоставлять, сравнивать, умение самостоятельно выдвигать и решать новые задачи. Чтобы дети начали творчески применять полученные знания, необходимо, чтобы они испытывали потребность в такой деятельности.
В ходе занятий учащиеся знакомятся с основными технологическими операциями производства художественных керамических изделий и лепке глиняных игрушек: приготовлением керамической массы, изготовление изделий различными способами лепки (конструктивным, пластическим, комбинированным), знакомство с приемами рельефа (контррельеф, барельеф, горельеф), знакомство с композиционными приемами при составлении декоративных панно.
На занятиях применяются главным образом два вида учебной работы: первый - лепка с натуры и второй - лепка по представлению и на основе фантазии. В начальных классах предпочтение отдается занятиям лепки по представлению. Этот вид работы больше привлекает учащихся, дает им возможность фантазировать, позволяет обобщить результаты предшествующих наблюдений - как целенаправленных, так и произвольных. Основная задача занятий по лепке с натуры - обучение учащихся приемам наблюдения и возможность более точного воспроизведения предмета, не подробное копирование его внешних свойств, а умение увидеть главное, определяющее.
Важно привить учащимся любовь к материалу - глине, научить их владеть этим пластичным, податливым природным материалом, лепить не сложные, а затем сложные изделия, тем самым развивая мелкую моторику рук.
Также учащиеся знакомятся с историей развития керамики, народных глиняных игрушек, изучение истории родного края, национальных традиций и колоритов. На занятиях используется как коллективная, так и групповая и индивидуальная формы работы. Особое внимание уделяется ручным способам декорирования изделия: кистевой росписи, росписи ангобами, технике сграффито, украшение нелепыми деталями, продавливание, теснением.
В течение курса большое внимание уделяется правилам безопасности труда и личной гигиене, правилам сушки и обжига изделий, беседам о назначении инструментов и приспособлений, уходу за ними.
Творческая обстановка на занятиях, поощряемая и направляемая должным образом очень важна. Перед педагогом стоит сложная задача создать такой микроклимат внутренней среды (творческую атмосферу), чтобы творческие личности, работая в группе, не теряли своей яркой индивидуальности.
Грамотно построенная творческая обстановка в объединении прямым образом связана с улучшением качества работ, повышает качество организационных решений, повышает профессиональные навыки учащихся

Формы организации педагогической деятельности
- индивидуальная работа;
-групповая работа;
- творческая мастерская;
-экскурсия.
Основной формой организации учебного процесса является занятия.
- обеспечение методическими видами продукции (экскурсии в музеи, беседы о декоративно-прикладном искусстве);
- экскурсии, сопровождающиеся рассказами, объяснениями;
- встречи с интересными людьми (художники, народные мастера, ветераны труда и ВОВ);
- участие в фестивалях и конкурсах по декоративно-прикладному творчеству.
В процессе работы количество наглядного и демонстративного материала, созданного руками учащихся, год от года растет. Этому способствует ежегодные занятия и дипломные работы. В конце учебного года проводится итоговая выставка и коллективное обсуждение работ учащихся. Это способствует развитию вкуса и правильной самооценки результатов работы.
Объединение «Керамика» предоставляет большие возможности для удовлетворения запросов детей с учетом индивидуальных и возрастных особенностей развития. Занятия в объединении дают простор для умственных способностей, творческого развития, о чём свидетельствуют устойчивые положительные результаты образовательной программы.
На начальном уровне дети лепят не сложные изделия:
- лепка с натуры
В начальных классах предпочтение отдается занятиям лепки по представлению. Этот вид работы больше привлекает учащихся, дает им возможность фантазировать, позволяет обобщить результаты предшествующих наблюдений - как целенаправленных, так и произвольных.
Следующий этап проекта:
- владеть навыками росписи рельефного изображения;
- изготавливать художественные керамические изделия несложной формы с простой отделкой;
- располагать композиции на изделии;
-изготавливать художественные керамические изделия сложной формы со сложной отделкой;
- изготавливать сферические вазы методом отщипывания;
- лепить скульптуры животных, наносить текстур
- лепить скульптуры людей

5. Необходимые условия реализации проекта

Ресурсное обеспечение проекта
Для реализации проекта необходимо привлечение высококвалифицированных специалистов:
этнографы
научные сотрудники декоративно-прикладного искусства
мастера интерактивных мастерских
Финансовое обеспечение является важным аспектом для реализации проекта. Приветствуется спонсорская помощь со стороны администрации города, в том числе руководство кирпичного завода и добровольные родительские взносы.
Для успешной работы проекта необходимо научно-методическое обеспечение, которое надо классифицировать по способу подачи материала:
- словесный (рассказ, беседа, объяснение, инструктаж);
-наглядный (показ, демонстрация образцов);
-практический (выполнение работ с применением полученных знаний).
По характеру деятельности учащихся:
-объяснительно-иллюстрационный;
-репродуктивный;
- проблемный;
- частично-поисковый;
- исследовательский.

6. Ожидаемые результаты

От этого проекта я ожидаю повышения уровня образования и знаний среди учащихся, а в дальнейшем выпускников общеобразовательных организаций, их рентабельного самоопределения в профессии и психологической и интеллектуальной подготовке к взрослой жизни. Опираясь на его итоги, учащийся к выпуску из школы сможет стать успешным во всем, применяя знания и навыки приобретённые вовремя обучения, научится расставлять приоритеты и разумно распределять время.
Результат проекта - участие обучающихся в различных конкурсах муниципального, республиканского, всероссийского и международного уровнях

7. Список использованной литературы

1. Конъшева Н.Н. Лепка в начальных классах. Москва. Просвещение. 1985г.
2. Данкевич Е.В. Жакова О.В. Знакомьтесь: глина. Санкт-Петербург. Кристалл. 1998
3. Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке. Москва. Просвещение. 1979
4. Косминская В. Б., Хаезова М.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности у детей.
5. Горичева В. С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Ярославль 1998г.
6. Федотов Г. Я. Послушная глина. Москва. Аст-Пресс. 1999г.
7. Дьюи К. Научитесь лепить животных. 2002г.
8. Карлсон М. Научитесь лепить фигурки людей. 2003г.
9. Чаварра X. Ручная лепка. Москва. 2003г.
10. Кард В. , Петров С. Пластилин - игрушки из пластилина. Энциклопедия рукоделия. 2001г.
11.Джеки Эткин. Керамика для начинающих. Москва «Арт-Родник» 2006г.
12. Буббико Дж. Курс Х. Керамика: техники, материалы, изделия/перевод с итал.- Издательство «Никола-Пресс» 2006г.-128С.
13.Диана Фишер. Расписываем керамику: перев. С англ.–Москва АСТ-АСТРЕЛЬ 2005Г-63С.
14.Дэвид Крэков. Лепим из полимерной глины. Пер.с англ. Л.Вахуркиной Москва АСТ-АСТРЕЛЬ 2005г-69с.
15.Тазиев С.Ф. Технологии организации учебно-методической и научной работы педагогов в учреждении дополнительного образования. Елабуга, издательство ЕГПТУ2009г-124с.
16. Поверин А.И. гончарное дело. Москва. Культура и традиции.2002.
17.Хананова и.Н. Солёное тесто -Москва. АСТ-ПРЕСС КНИГА. 2006-104с.
18. Журнал. DEKO
19.Научно-популярный журнал народное творчество.
20.Г.Ф.Валеева-Сулейманова художник Борис Шубин. Искусство керамики Татарстана. Казань-1999г.
21.О.Я.Воробьева Декоративно-прикладное творчество 5-9 классы Традиционные народные куклы. Керамика. Дополнительное образование издательство «Учитель» г.Волгоград-2009г.-140с.
22. В. А. Лобанова Керамическая скульптура, планирование, материалы к занятиям Дополнительное образование издательство «Учитель» г.Волгоград-2011г.-149с.











13PAGE \* MERGEFORMAT141015




Заголовок 115